Формирование социальной компитентности школьников.
статья по химии по теме

Бичевая Вера Васильевна

Развитие социальной компитентности школьников на уроках химии и во внеурочное время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sotsialnoy_kompitentnosti_shkolnikov.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

В.В. БИЧЕВАЯ, учитель химии  МБОУ «СОШ №59» г. Курска

Тема: РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ  

НА УРОКАХ ХИМИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

     Cоциальная компетентность - это базисная, интегральная характеристика личности, отражающая её достижения в развитии отношений с другими людьми, обеспечивающая полноценное овладение социальной реальностью и дающая возможность эффективно выстраивать своё поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и ценностями.

    Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

    В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач .

    По степени сложности различают следующие типы социальной компетентности:

  • выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
  • восприятие: способность слушать, наблюдать за другими членами группы, воспринимать события и динамику процесса в группе;
  • открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
  • сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
  • формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить своё место в группе, высказывать критику адекватно ситуации; последовательность в обучении; умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
  • идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

Высокая социальная компетентность и высокий социальный интеллект отражается в таких характеристиках: в готовности участвовать в совместном принятии решений, способности брать ответственность на себя, способности самостоятельно принимать решения, регулировании конфликтов ненасильственным путем, участии в функционировании общественных институтов.

      Проблема развития социальной компетентности личности представляется чрезвычайно актуальной в современном обществе. Не удивительно, что эта проблема хорошо знакома и нам учителям общеобразовательных школ.

     Многолетний опыт моей работы работы в школе позволил выявить причинно-следственную связь и взаимозависимость проблем, возникающих в процессе жизнедеятельности, со степенью сформированности социальной компетентности учащихся. Актуализировались на практике проблемы учащихся, связанные с потребностью в обретении умений и навыков, способствующих адекватному реагированию и поведению в ситуациях социального взаимодействия, и построению партнерских отношений, самоопределению личности в системе социальных отношений, осознанию границ своей зависимости/независимости от другого человека. Результаты опытно-поисковой деятельности подчеркнули необходимость развития социальной компетентности старших школьников и выявили возможность реализовать эту задачу на уроках химии. В современной педагогической науке под компетенциями понимают готовность ученика использовать усвоенные знания, учебные умения и навыки, а также способы деятельности для решения практических и теоретических задач.

     Я выделила ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:

  • организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
  • предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
  • систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
  • обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

     На мой взгляд, все эти задачи можно успешно решать на уроке химии, важно лишь найти эффективные условия, механизмы и средства развития социальной компетентности школьников в процессе обучения химии. При этом учителю необходимо помнить, что показателями социальной компетентности школьников являются:

  • сотрудничество, работа в команде;
  • коммуникативные навыки;
  • способность принимать собственные решения;
  • способность делать осознанный выбор;
  • стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
  • социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
  • владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;
  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

      Благодаря чему происходит развитие показателей социальной компетентности школьников в процессе обучения химии? Я считаю, что в первую очередь благодаря групповой учебной работе. Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучающегося, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Развиваются ответственность, саморегуляция, адекватная самооценка, позитивная мотивация учения и эмпатия по отношению к партнёру, владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия.  Использую групповую работу при проверке домашнего задания, при закреплении новых знаний. Какие задания можно предложить для данного вида работы в свете рассматриваемого вопроса? Хорошо оправдывают себя задачи  имеющие несколько решений, задачи с лишними данными. Развитие социальной компетентности возможно на основе проблемного обучения, предполагающего исследование тех или иных жизненных ситуаций, которое осуществляется в формате групповой работы учащихся, когда учитель выступает в роли советника.

      Считаю, что субъект-субъектные отношения как форма организации жизни на уроке просто необходимы, поэтому использую диалоговое обучение, дискуссии, коммуникативные образовательные технологии.

Довольно часто мои уроки  проходят в форме мастер-класса. При этом в роли учителя выступают ученики, которые с удовольствием делятся знаниями и умениями со своими одноклассниками. Опыт работы показывает, что такие уроки развивают самостоятельность, творческую и познавательную активность учащихся. Мастер-классы способствуют развитию коммуникативных навыков, формируют представление о значимости химических понятий в социальной жизни человека, а также умение определять личностную роль каждого в обществе.

Развитие показателей социальной компетентности школьников происходит при использовании современных коллективных способов обучения: уроков-экскурсий, конференций, общественных смотров знаний, реализации проектной деятельности в масштабе как одного урока, так и во внеурочное время.

       Наиболее оптимальный способ развития социальной компетентности на мой взгляд - это метод проектов. Я считаю, что это особая технология. Уникальное сочетание в этом методе  умение работать в команде, практическая направленность и др.

      Основная  ценность метода проектов  в развитии социально значимых качеств личности (коллективизм, общественно-политическая активность, трудолюбие, настойчивость в достижении цели и др.), и, соответственно основной упор делаю на коллективную общественно-полезную, трудовую, идеологическую направленность всех проектов.  Это один из  эффективных методов для развития социальной компетентности. При этом  особое внимание уделяю на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость.

      Проектную деятельность рассматриваю как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве педагога и воспитанников в ходе поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей.

Метод проектов на данном этапе развития образования становится максимально эффективным способом развития социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении.

      Для опыта моей  работы характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов). Уделяю больше внимания этапу презентации и оценки результатов, на котором происходит их защита, оппонирование, рефлексивный анализ и оценка результатов  проделанной работе, выявление успехов и неудач, обсуждение перспектив и тем новых проектов. Так как это позволит ученикам более осознанно подойти к работе над проектами, в полной мере понять их практическую значимость, а также повысить самооценку от осознания важности и практической значимости результатов своей деятельности. Можно привести пример некоторых проектов, выполненных моими детьми, с которыми они выступали на кафедрах химии и экологии ЮЗГУ, это:

- Металлы в организме человека;

- Кислотные осадки;

- Мороженое польза или вред;

- Экологические проблемы водных объектов Курской области;

- Гигиенические аспекты радиационной безопасности;

- Яды вокруг нас.

      Метод проектов как способ формирования социальной компетенции старших школьников является наиболее эффективным при следующих условиях:

  • построение педагогического общения с учетом особенностей конкретного коллектива школьников;
  • возможность самостоятельного выбора темы проекта учеником;
  • использование различных способов создания групп в работе над проектом.

    Воспитание дисциплины в ходе проектной деятельности формирует умение работать в коллективе, чувство ответственности за принимаемое решение, установки на позитивную социальную деятельность. Да и ни для кого не секрет, что большинство проектов сами по себе социальны.

      Участие детей  во Всероссийских конкурсах в проектах ЧИП и Кенгуру.  Мои дети являются активными участниками и получают сертификаты. А победители отмечены грамотами  и  дипломами. Целью участия должно быть не столько достижение максимально высокого рейтингового результата, сколько их позитивная социализация, приобретение нового опыта взаимодействия с миром. Я ориентирую свою деятельность  на становление социальной компетенции детей, в том числе и на участие в интеллектуальных играх, которые провожу в школе.

     Существенным моментом для развития социальной компетентности является потребность в усилении практического аспекта образования, заявленная в концепции школьного стандарта химического образования. Необходимо научить учащихся находить, описывать и разрешать с помощью  химических знаний жизненные ситуации. Уделяю больше времени решению практико-ориентированных задач, деловым и ролевым играм, моделирующим реальные ситуации.

Ещё одна из задач современного учителя - создать для своих учеников разнообразные условия для расширения социума для предметного общения. 

Например:

  • применение компьютера в обучении - для расширения круга общения с ровесниками и экспертами через Интернет;
  • организация проведения презентаций результатов собственных ученических исследований, презентаций творческих и самостоятельных работ (групповых или индивидуальных);
  • сотрудничество с библиотекой;
  • размещение в Интернете своих творческих работ по программному материалу;
  • участие в районных, городских, областных олимпиадах.

      Социальная компетентность – это, прежде всего социальная активность, желание жить в обществе, мотивированность. Поэтому в процессе обучения я использую следующие методические средства:

  • мотивацию учебной деятельности,
  • создание ситуации успеха,
  • создание обстановки, вызывающей положительные эмоции,
  • организацию положительных эмоций в общении «учитель - ученик - учитель»,
  • организацию самоанализа собственной деятельности.

      В своей работе я использую всем хорошо знакомые формы проведения рефлексии урока: рефлексивный экран, упражнение «Плюс-минус-интересно», анкеты и другие. Но особое место в деле формирования социальной компетентности учащихся, конечно же, занимает упражнение «Комплименты». «Комплимент-похвала», «Комплимент деловым качествам», «Комплимент в чувствах», в них учащиеся оценивают вклад друг друга в урок и благодарят друг друга и учителя за проведенный урок. Такой вариант окончания урока дает возможность удовлетворения потребности в признании социумом личностной значимости каждого, способствует формированию здорового, трудоспособного творческого коллектива.

      Абсолютно очевидно, что вся работа по формированию социальной компетентности школьников, проводимая в перечисленных выше направлениях, способствует повышению качества химических знаний школьников, готовит учащихся к социальному взаимодействию, развивает способности соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)

Выступление на областной конференции.  Учитель технологии  показывает современную материально- техническую базу  столярной и слесарной мастерских  общеобразовательной школы....

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (с...

Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)

Из опыта работы классного руководителя по формированию  социально активной личности...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО МАТЕМАТИКЕ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

При разнообразии форм и методов организации внеурочного времени (работа с отстающими детьми, факультативы для учеников, проявляющих повышенный интерес к математике, проведение олимпиад, конкурсов и т....

Современные подходы и технологии в формировании социальной адаптированности школьников.

Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки   тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обус...

Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".

В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся....