Статья "Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения".
статья по психологии по теме

Жукова Ирина Валерьевна

В данной статье собраны рекомендации по формированию социальной компетенции обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_sotsialnye_kompetentsii.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социальной компетентности школьников, как способа предотвращения асоциального поведения.

Жукова Ирина Валерьевна,

педагог-психолог, дефектолог, ГБОУ Школа № 2088 «Грайвороново», Москва,

Мурышкина Анна Сергеевна,

педагог-психолог, ГБОУ Школа № 2088 «Грайвороново», Москва, Смоликова Ольга Владимировна,

 социальный педагог, педагог-психолог, ГБОУ Школа № 2088 «Грайвороново», Москва .

Современный социум требует развития и внедрения новых подходов к реализации задач по социализации личности и  формированию социальной компетентности обучающихся.

В современном мире рассматривают социализацию как интегрированный комплекс социальных компетенций, фундаментом которой является «система личностных психологических особенностей, нравственных ценностей и установок личности, в совокупности позволяющий индивиду успешно взаимодействовать с обществом и продуктивно выполнять различные социальные роли». [1]

«Социальная компетенция – это социальные навыки, позволяющие человеку выполнять нормы и правила жизни в обществе». [2]

Основой социальной компетентности являются знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для обучающегося образовательного учреждения общество представлено широким (мир, страна, город) и узким (семья, школа, компания сверстников) окружением. Социальная компетентность школьника определяется тем, насколько он осведомлен о своём окружении. Эта информация представлена не только знаниями о мире, стране, регионе, школе, семье, друзьях, но и об особенностях взаимодействия представителей различных культурных и социальных групп, их традициях, нормах и правилах поведения. Одним из важных путей развития социальной компетентности является формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Культура взаимодействия является одной из составных частей  социальной компетенции личности в целом.

Социальные умения и навыки формируются в непосредственном опыте ребенка, в специально организованной деятельности.

В аспекте предупреждения асоциальных форм поведения основополагающей социальной компетенцией учащегося начального ступени является развитый уровень критичности мышления, рефлексивность поведения, осознанное отношение к ценности собственной жизни и здоровья.

Современные социологические и психолого-педагогические исследования, как отечественные, так и зарубежные, сообщают о том, что в основе формирования различных видов асоциального поведения  лежит целый ряд индивидуально-личностных особенностей, которые формируются  в структуре личности ребенка уже в младшем школьном возрасте. Прежде всего, это отсутствие должного уровня развития критичности мышления, искажение ценностных установок, в основном на уровне семейного воспитания, семейных традиций и стратегий родительского поведения.

Недостаточность в развитии критичности мышления в младшем подростковом возрасте проявляется, как правило, следующим образом:

1.        Склонность ребенка принимать на веру новую информацию от субъективно значимого для него окружения.

2.        Неспособность аргументировать свою позицию.

Например: – Сегодня надо сбежать с последнего урока!

 – Кому надо и зачем?

 – Надо и все…

 – Ну ладно...

 3. Отсутствие способности к рефлексии. Трудности в наблюдении за собственными действиями и чувствами и тем более способности их анализировать и замечать собственные ошибки.

4. Неспособность принять на себя ответственность. Особенно это заметно в ходе образовательной деятельности. Сформированный высокий уровень критичности  мышления позволяет школьнику вынести для себя что-то полезное из любого знания, а низкий - не позволяет применить в реальной жизни даже самые ценные сведения.

5. Зависимость от мнения окружающих, референтной группы. Способность мыслить самостоятельно, анализировать и делать выводы подразумевает наличие критичного мышления у школьника. А его отсутствие вынуждает школьника опираться на чужие мысли и зависеть от мнения окружающих. Такие дети подражают и делают так, как принято думать в группе сверстников, которая его принимает. А если и есть свое мнение на происходящее, то некритичность будет выражаться в том, что, боясь осуждения, он может и не озвучивать его.

6. Слабо развитая способность взаимодействовать с абстрактными понятиями, особенно ценностными категориями, иллюстрирующими нравственность, моральные установки, принятые в современном обществе, но малоосознаваемые самим подростком.

Система первичной профилактики, развивающаяся в современном образовательном учреждении, должна иметь в основе своей концептуально-методологической базы опору на формирование критичности мышления ребенка, развития у него осознанного интереса к здоровому образу жизни, рефлексивности собственного поведения. Мероприятия, направленные на формирование социальной компетентности, предупреждение склонности к асоциальному поведению включают в себя:

– социально-профилактические занятия информационно-тренинговой направленности, реализуемые в групповом формате;  

– проектную деятельность социально-психологической направленности;

– мониторинг психологического микроклимата в классе/группе;

– индивидуальную психологическую диагностику по запросу родителей/педагогов;

– индивидуальную коррекционно-развивающую помощь;

– работу по просвещению родителей, включающую в себя: выступления на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации привлечение родителей к совместной проектной деятельности, к работе родительского клуба.

Эффективность работы по формированию социальной компетентности учащихся связана с активностью взаимодействия с различными учреждениями в рамках социального партнерства (например, с отделом опеки, попечительства и патронажа, с Городским психолого-педагогическим центром, КДН и т.д.). В основе системного подхода к планированию мероприятий, направленных на формирование социальной компетентности школьников, лежат общеизвестные основные принципы первичной профилактики асоциального поведения. А именно:

1) комплексность — согласованное взаимодействие специалистов психолого-педагогического консилиума образовательного учреждения по работе с родителями и обучающимися;

2) дифференцированность — решение задач профилактики с учетом возраста, степени вовлеченности в различные формы асоциального поведения;

3) аксиологичность — ценностная ориентация учебно-методической и профилактической работы, направленная на приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям, формирование представлений о здоровье и успешности жизни;

4) многоаспектность — сочетание в профилактической работе различных направлений (социальный, психологический, образовательный, медицинский, правоохранительный аспекты);

5) приоритетность — признание приоритета психологических знаний в профилактической работе специалистов и связанное с этим основополагающее значение первичной профилактики в решении проблем склонности к асоциальному поведению;

6) экспансивность — активное внедрение методологий профилактической работы в уже имеющиеся формы работы с обучающимися (школьные занятия ОБЖ, использование психологически обоснованной профилактической темы в оформлении информационных стендов, тематики школьных проектов);

7) динамичность — разработка и использование гибких профилактических подходов, учитывающих социальные, экономические и правовые изменения в обществе, атмосферу и мифологию школьной среды, эффективные средства передачи информации;

8) компетентность — научное обоснование и межведомственная экспертиза применяемых форм и методов профилактической работы;

9) последовательность — поэтапная реализация целей и задач профилактических мероприятий;

10) позитивность — профилактическая работа должна приносить радость участникам (родителям и обучающимся), создавая атмосферу перспективы здорового образа жизни, способствовать максимальному раскрытию лучших человеческих качеств учащихся, их личностному созреванию в активной творческой жизненной позиции;

Таким образом, с учащимися, проводится системная, структурированная социально-психологическая и психолого-педагогическая работа по формированию социальной компетентности, преодоления склонности к асоциальному поведению.

Ожидаемыми результатами нашей совместной деятельности являются:

- формирование адекватных ценностных ориентаций;

- предпочтений, мотивов и установок, определяющих личностное отношение к чему-либо или кому-либо, критичного мышления;

- усвоение норм, правил, обычаев, моделей поведения и их реализация в межличностных взаимоотошениях в различных социальных группах у учащихся, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Как следствие формируется социализированная личность, успешная в разных аспектах жизни.

Список литературы.

1. Бехтенова Е.Ф. Педагогические условия формирования проектной деятельности учащихся: на материале национально-регионального компонента школьного исторического образования: дисс. канд. пед. наук / Е.Ф. Бехтенова. — Новосибирск, 2006. 

2. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: Издательство ИКАР. Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин. 2009.

3. Лепешев Д.В. Игровые технологии воспитания. Детская Академия роста Творческая педагогика. – 2011. - № 1. – С. 72-82; № 2. – С. 86-92.

4. Прямикова, Е.В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики / Е.В. Прямикова // Социологические исследования. 2009. №7. С. 126-132.

5.Рычихина, Э.Н. Формирование конфликтологической компетентности в системе регионального образовательного пространства / Э.Н.Рычихина, М.В.Капранова // Вестник Ассоциации ВУЗов туризма и сервиса. 2013. № 2 (25). С. 85-89.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)

Выступление на областной конференции.  Учитель технологии  показывает современную материально- техническую базу  столярной и слесарной мастерских  общеобразовательной школы....

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникац...

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...