ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА
статья по технологии по теме

Шебалдина Татьяна Викторовна

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Т.В.Шебалдина

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ»,                             ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ  РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4                                         города Вольска Саратовской области»

В качестве главного результата в Стратегии модернизации образования рассматривается готовность и способность молодых людей, заканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и благополучие общества. Важными целями образования должны стать: 

─       развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации; 

─       умение отстаивать свои права, формирование высокого уровня правовой культуры (знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства); 

─       готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности; 

─       толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.

Исходя из этого, основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах.

Основной формой обучения в технологии является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие или проектные работы. Все виды практической деятельности в программах основной школы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, преобразования энергии информации, объектов природы и социальной среды.

Укрепление вариативного и личностного аспектов образования не на словах, а на деле требует также значительных перемен в методах и формах организации обучения. Поэтому необходимо обеспечить:

- выход на новую теорию и методику обучения в начальной школе, использование ИКТ на уроках; 

- преемственность начальной школы и среднего звена;

- изменение методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности, опыт самоорганизации и становление структур ценностных ориентаций. 

Принцип вариативности содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка – гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

       Новая образовательная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

     Возрождающийся проектный метод обучения, при его умелом применении, по-настоящему позволяет выявить и развивать задатки личности.

Варианты проектов могут быть самыми различными. Не обязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готова или выполнена товарищем, родителями, учителем. Проекты можно выполнять и совместно, но при этом разделить его на части, которое выполняет каждый ученик.

Творческий проект должен обладать субъективной и объективной новизной, с применением всех новейших технологий. При подборе  проекта необходимо стремиться к тому, чтобы творческий проект содержал в себе те знания и умения, которыми  уже овладел учащийся в течение года. Рекомендуя темы творческих проектов, следует учитывать возможность реализации межпредметных связей, преемственности в обучении.

Социальная компетентность объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности; интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)

Выступление на областной конференции.  Учитель технологии  показывает современную материально- техническую базу  столярной и слесарной мастерских  общеобразовательной школы....

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ...

«Инновационный подход в деятельности учителя математики – непременное условие развития социальной компетентности школьника»

Роль сегодняшней школы во многом изменилась. . В связи с этим на первое место выступает личностно-ориентированное обучение, которое будет формировать социальную компетентность ученика. Потому что в со...

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...