«Инновационный подход в деятельности учителя математики – непременное условие развития социальной компетентности школьника»
статья по математике на тему

Макарова Наталья Геннадьевна

Роль сегодняшней школы во многом изменилась. . В связи с этим на первое место выступает личностно-ориентированное обучение, которое будет формировать социальную компетентность ученика. Потому что в современном мире, где правит информация, проблема социализации становится одной из самых главных. Умение общаться, выражать свою точку зрения, ставить перед собой задачи и искать пути их решения, вести дискуссию, защищать свою позицию и в то же время слушать и принимать во внимание чужие аргументы – вот, что будет цениться во взрослой жизни с точки зрения сегодняшнего школьника. Т.е. важны не только знания, но и их конкретное применение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_o_formirovanii_sotsialnoy_kompetentsii_makarovang.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Инновационный подход в деятельности учителя математики – непременное условие  развития социальной компетентности школьника»

(Автор: учитель математики ГБОУ школа №536 Макарова Наталья Геннадьевна)

В последнее время очень часто различными средствами массовой информации поднимается вопрос о реформировании существующей системы образования. Реалии сегодняшней жизни таковы, что необходимость изменений в школе осознают все даже без какой-либо указки от вышестоящих инстанций. Это понимают все участники образовательного процесса: и учителя, и ученики, и родители.

Роль сегодняшней школы во многом изменилась. Сейчас это не просто обязательное для посещения государственное учреждение, где можно получить определенный объем информации (любую информацию можно получить, не выходя из дома, просто воспользовавшись Internet) или получить аттестат с оценками, которые уже давно потеряли свою прежнюю значимость, а то место, где каждый школьник сможет сформировать свой вектор развития для дальнейшей успешной жизни уже вне стен школы. В связи с этим на первое место выступает личностно-ориентированное обучение, которое будет формировать социальную компетентность ученика. Потому что в современном мире, где правит информация, проблема социализации становится одной из самых главных. Умение общаться, выражать свою точку зрения, ставить перед собой задачи и искать пути их решения, вести дискуссию, защищать свою позицию и в то же время слушать и принимать во внимание чужие аргументы – вот, что будет цениться во взрослой жизни с точки зрения сегодняшнего школьника. Т.е. важны не только знания, но и их конкретное применение.

Я, со своей точки зрения учителя математики, отвожу немаловажную роль для достижения поставленных задач  интерактивным методам в процессе обучения. В первую очередь, я стараюсь на уроках ввести какие-то элементы игры. На данный момент я преподаю в пятых и шестых классах, поэтому игровая деятельность для детей данного возраста очень актуальна. Начать хотя бы с элементарной тренировки устных навыков. Если превратить эту разминку в состязание между несколькими командами на скорость, то урок сразу оживляется, причем сами задания, форму проведения игры, составы команд можно постоянно варьировать. Стимулируется активность, здоровый дух соперничества заставляет мобилизоваться, появляется ответственность за свою команду, а желание в следующий раз не подвести своих друзей заставляет подготовиться лучше к следующему уроку или даже позаниматься дополнительно самостоятельно.

При прохождении новой темы сначала мы с учениками пытаемся  понять, зачем эта тема появилась в нашем материале, как вытекает ее необходимость из предыдущего материала, каково ее практическое применение в реальной жизни. Например, при прохождении казалось бы довольно скучной темы «Вычитание», повторяющей отчасти материал начальной школы, ребятам было предложено вспомнить первобытное общество и подумать, какие ситуации могли повлечь за собой необходимость в появлении нового действия, помимо элементарного сложения. Было придумано очень много различных интересных ситуаций, на основании анализа которых ученики смогли сами сформулировать все случаи, приводящие к применению данного действия. Помимо развития воображения, мы еще в подобной работе активизировали межпредметные связи. Кроме того, дети учатся анализировать, делать выводы и сами формулировать математические правила. Наряду с работой в коллективе развивается речь и формируется математическая грамотность. И, как подсказывает практика, в итоге таких занятий в сознании учащихся закладываются прочные ассоциации из реальной жизни, которые помогают понять и запомнить материал гораздо лучше зубрежки.

Хочу привести еще один пример. У меня есть спортивный класс, в котором учатся только одни девочки, довольно далекие от математики. А мы проходили тему «Правильные и неправильные дроби». Дело у нас шло не шатко, не валко, пока мы вместе с ними не открыли «Косметический салон». Структуру обыкновенной дроби мы уже запомнили, и решили, что наши клиентки-дроби будут различаться размерами головы (числителя) и туловища (знаменателя). Как только мы это ввели, вопрос о том, какие дроби будут правильными («красивыми»), а какие неправильными («некрасивыми») сразу отпал. Девочки сразу сами сформулировали соответствующее математическое определение. Им настолько пришлась по душе данная ассоциация, что при дальнейшем изучении обыкновенных дробей девочки сами предложили разрабатывать структуру нашего салона, придумывая для него различные операции, в частности особенно хорошо у нас пошла «пластическая операция из неправильной дроби в правильную» (выделение целой части из неправильной дроби).  Эффект от подобной работы превзошел все мои ожидания: помимо живейшего интереса к данной теме, усвоение материала оказалось довольно быстрым и продуктивным.

Помимо урочной деятельности социальная компетентность формируется непосредственно и во внеурочной деятельности. Вместе с учениками мы стараемся следить за всеми математическими мероприятиями, проходящими как очно в нашем городе, так и дистанционно проводимыми через Internet. Так мы натолкнулись на очень интересное состязание по японским головоломкам, проводимое ФМЛ №366. Информация о том, что решение подобных игр относится к математике, настолько всколыхнула моих учеников, что многие ребята, которые даже не умели их решать и не слишком-то интересовались непосредственно математикой, сами попросили с ними позаниматься. Во все этом я вижу очень ценное достижение: ученики разных возрастных групп сами организовались в группу по интересу, сами, а не из-под палки, выдвинули свое предложение, и занимаются тем, что им нравится, а не тем, что им навязал учитель или родители.

И напоследок хочу поделиться еще одним интересным нашим достижением. Каждый год в рамках недели математики в нашей школе мы проводим определенные мероприятия: олимпиады, выпуски стенгазет и т.д. В рамках этой недели ученикам было предложено подумать над тем, в каких бы мероприятиях еще они хотели бы принять участие. Решение, которое было принято практически единогласно, было довольно нетривиальным: проведение турнира по шашкам. Самое интересное, что это предложение было поддержано не только мальчиками, но и девочками. Эта идея была встречена со стороны ребят с таким оптимизмом, что мы решили вместе попробовать ее воплотить в жизнь. Куда делись обычные «Я не могу», «Мне некогда», «Мне нужно к врачу» и т.д.? От желающих не было отбоя, все хотели помочь, доски с шашками принесли даже те, кто не умел играть. У нас даже сформировалась команда болельщиков из старших классов, которые наблюдали за происходившими у нас поединками. Во время турнира у нас кипели такие нешуточные страсти, переживания, даже выбывавшие из дальнейших состязаний не уходили домой, а оставались в качестве простых наблюдателей. Эмоции у нас не только не утихли  после окончания турнира и подведения итогов, а скорее даже наоборот, закипели с новой силой. Многие стали готовиться к новому состязанию, тренироваться, играть с друзьями даже на переменах, несколько человек даже записались в специальные секции. При этом хочу отметить, что моя функция в этом турнире свелась лишь к организаторской при условии полной поддержки и добровольной помощи со стороны учащихся. Им просто нужен был толчок для совместного объединения, он нашелся, и процесс дальше пошел как по маслу.

В целом, подводя итоги всему вышесказанному, хочу сказать, что наши дети готовы к любым инновациям, и любое начинание учителя, которое выходит за рамки учебника и ведет к работе в коллективе, будет встречено с их стороны с оптимизмом. Поскольку изначально в человеке заложено стремление жить в коллективе, в обществе, то формировать социальную компетентность в школьнике можно на благодатной почве.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение и роль материально-технической базы для создания условий формирования социальной компетентности школьников (МОУ СОШ №2 ЗАТО Светлый)

Выступление на областной конференции.  Учитель технологии  показывает современную материально- техническую базу  столярной и слесарной мастерских  общеобразовательной школы....

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникац...

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

Деятельность классного руководителя в формировании социальной компетентности и социальных навыков учащихся

Социальная адаптация учащихся – основное направление воспитательной работы, оно включает в себя посильное участие школьников в труде и общественной жизни коллектива, приобщение к социальной куль...