Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников
статья на тему

РОГУДЕЕВА ЛИЛИЯ АНАТОЛЬЕВНА

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДОКЛАД:

«Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников»

Педагогический совет – 2014 г.

Рогудеева Лилия Анатольевна – учитель изобразительного искусства, МХК

1. Теоретические основы влияния метода проектов на развитие социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы.

Однако детальное ознакомление с их работами позволяет выделять некоторые тенденции в выборе путей формирования социальной компетентности: это уделение огромного внимания самостоятельности и инициативности школьников, субъектно-субъектного характера педагогического общения, усиление прикладного, практического характера предметного обучения и др.

1.2 Влияние метода проектов на процесс развития социальной компетентности школьников

В настоящее время чрезвычайно актуален разговор о поиске новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали внедряющимся подходам к отбору содержания образования. Одной из широко известных педагогических технологий является метод проектов.

Выделим  характерные черты метода проектов:

· Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников;

· Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер;

· Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников;

· Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним;

· Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности;

· Направленность на практический, социально-значимый результат.

Даже при первом ознакомлении с характерными особенностями (активность и самостоятельность учеников, практическая направленность, соответствие тем проектов интересам учащихся) метода проектов становится очевидным его направленность на социализацию личности и, как следствие, развитие социальной компетентности.

Список социальных компетенций обучающихся и воспитанников образовательного учреждения (Надежда .Николаевна Ушакова):

  1. знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям;
  2. иметь гуманистическую направленность;
  3. быть социально ответственным и правопослушным;
  4. владеть культурой мышления;
  5. быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам;
  6. владеть навыками межличностного общения;
  7. уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной);
  8. владеть навыками самоконтроля;
  9. быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий;
  10. проявлять эмоциональную устойчивость;
  11. проявлять социальную активность.

Это позволяет нам сделать вывод, что метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе.

Как справедливо отмечает С.В. Аласова, «Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным при условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям, которая и происходит в работе над проектом». Необходимо синтезировать личный опыт и научную информацию и на их основе эффективно развивать социальную компетентность школьников».

Таким образом, для результативного внедрения метода проектов в современный образовательный процесс в дальнейшем становится необходимым выявление условий эффективности использования данного метода в деятельности педагогов.

· Метод проектов на данном этапе развития образования становится максимально эффективным способом развития социальной компетентности позволяющим учитывать индивидуальные особенности школьников и делать акцент на их активную деятельность в обучении.

Среди причин положительного отношения учителей к данному виду деятельности учеников, можно назвать

  • развитие познавательных интересов школьников,
  • возможность во время самостоятельно работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении,
  • а также возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности.

Помимо этого, методу проектов отдается предпочтение при выборе методов обучения ввиду того, что он обладает огромным воспитательным воздействием. 

Метод проектов развивает

  • ответственность,
  • активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца.

Преимущество метода проектов, как показывает практика, состоит в том, что он, помимо приобщения учеников к культуре общества, создания условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации,

помогает в более полной мере реализовывать такую функцию школы, как воспитательного учреждения, в процессе социализации, как автономизация подрастающих поколений от взрослых.

В рамках создания проектов появляется возможность реализовать целый арсенал различных методов обучения и воспитания, таких как

  • дискуссии,
  • мозговые штурмы,
  • поисковые и исследовательские методы.

Более подробно остановимся на использовании метода проектов в системе обучения изобразительному искусству, мировой художественной культуре.

Более того, анализ учебных программ преподавания позволяет с уверенностью заявить, что сами разработчики уверены в гармоничном использовании метода проектов в рамках обучения данных предметов. В этом убеждают многочисленные проекты, предлагаемые ученикам на всех этапах работы над различными темами.

Изучение проектов, а также опросы учеников позволяют сделать вывод о непосредственной связи предлагаемых тем с возрастными интересами и потребностями школьников. Таким образом, в своей работе педагог реализует основные принципы организации проектной деятельности, такие как:

  • принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность)
  • учета индивидуальности учащихся и принцип кооперации, который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта.

Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип 

  • свободного выбора и принцип
  • опоры на субъектный опыт учащихся, так как ученики часто определяются с темой проекта, исходя из накопленных знаний и умений.

Согласно наблюдениям педагогов это позволяет существенно повысить мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития негативного отношения школьников к обучению.

Что касается роли учителя в проектной деятельности учеников, то  метод проектов требует очень гибкого подхода и не всегда легко реализуем в педагогической деятельности, так как предполагает

  • развитое умение адаптироваться и, бесспорно,
  • умение вовремя принять точку зрения ученика, если она оказывается более корректной.

Это порой вызывает трудности, ввиду неосознаваемого желания педагогов навязать ученикам свою точку зрения, продиктованного в некоторой степени педагогической деформацией. Во время проекта педагоги стараются «отойти в тень», играя роль фасилитатора (человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию) и консультанта во время самостоятельной активной деятельности школьников. Педагогу необходимо

  • грамотно корректировать свою деятельность в зависимости от особенностей конкретного коллектива, чередуя проекты с явной и скрытой коммуникацией, или меняя характер координации на различных этапах проектной деятельности.

 Так, например, координация чаще всего является явной на подготовительном и организационном этапах, но ее роль заметно понижается на деятельностном этапе.

Изучение продуктов деятельности, являющихся результатом работы над проектами позволяют с уверенностью заявить, что в своей практике педагоги используют различные по доминирующей деятельности типы проектов. В работе находят отражение

  • исследовательские,
  • игровые проекты.

Однако большее предпочтение отдается

  • ознакомительным проектам (исходя из типологии Э. Коллингза, их можно определить как органичный союз storyprojects(проекты по рассказам) и handprojects (ручные или конструктивные проекты))

Такие проекты позволяют преподавателю выйти за рамки учебной программы, приобщая учеников к ценностям современной культуры. Поиск новой информации активизирует познавательный интерес школьников и развивает умение сотрудничать, работать с различными источниками информации.

Также нужно отметить ценность творческих проектов, которые находят широкое применение в организации различных внеурочных мероприятий и праздников.

Исходя из тем и ходе реализации проектов, можно сказать, что они, изначально являясь монопроектами, имеют многочисленные межпредметные связи, так как предмет ИЗО, МХК в данном случае выступает лишь средством реализации некой темы, которая может иметь отношение к другим учебным предметам, например, литературе, истории, географии и др.

В основном для опыта работы педагогов характерны групповые или парные проекты, с четкой детерминацией всех этапов организации проектной деятельности (подготовка и организация, работа над проектом, защита и презентация проектов).

Метод проектов, применяемый в системе обучения, играет особую связующую роль, в определенной степени открывая перед учениками механизмы взаимодействия в, так называемой, «взрослой жизни», так как в современном мире понятие «проект», как способ организации профессиональной деятельности и взаимодействия в обществе, становится все более популярным.

· Для более эффективного применения метода проектов с целью развития социальной компетентности учеников должны быть соблюдены следующие условия:

1. Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности.

2. Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников.

3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика.

4. Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и общественно-значимого результата.

Таким образом, обобщая полученные данные, можно сделать вывод о том, что метод проектов – являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе и по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности. Можно сказать, что данный метод может быть одним из многочисленных методов обучения, направленных на развитие социальной компетентности школьников.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Метод проектов как средство формирования социальной компетентности обучающихся » Подготовила – Рогудеева Лилия Анатольевна – учитель ИЗО, МХК МОБУ Новобурейская СОШ № 3 Амурская область Бурейский р-он

Слайд 2

Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным физически. А.П.Чехов

Слайд 3

Современные тенденции образования Современная система образования должна быть построена на представлении учащимися возможности размышлять, сопоставлять разные точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать собственную точку зрения, опираясь на знания фактов, законов, закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой и чужой опыт .

Слайд 4

Характерные черты метода проектов Сотрудничество и сотворчество всех субъектов педагогического процесса, при ориентации на самостоятельность учеников; · Использование комплекса знаний и навыков из различных сфер; · Соответствие поставленных проблем реальным интересам и потребностям воспитанников; · Четкая последовательность этапов реализации проекта и работы над ним; · Творческая направленность, стимулирование самореализации и самоактуализации личности; · Направленность на практический, социально-значимый результат. Список социальных компетенций обучающихся знать этические нормы поведения и следовать их предписаниям; иметь гуманистическую направленность; быть социально ответственным и правопослушным ; владеть культурой мышления; быть способным адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим обстоятельствам ; владеть навыками межличностного общения ; уметь работать в команде (в том числе междисциплинарной); владеть навыками самоконтроля; быть готовым к выбору индивидуальных образовательных траекторий; проявлять эмоциональную устойчивость; проявлять социальную активность. Сравним…

Слайд 5

Для чего нам нужен метод проектов: развитие познавательных интересов школьников, возможность во время самостоятельной работы учеников более тщательно анализировать их деятельность с целью дальнейшего применения личностно-ориентированного подхода в обучении, возможность передать ведущую роль в деятельности самим ученикам и на некоторое время снизить напряжение, возникающее в педагогической деятельности. развивает ответственность, активную деятельностную позицию и умение доводить начатое до конца

Слайд 7

Принципы организации проектной деятельности принцип детоцентризма (в центре творческой деятельности находится воспитанник, который проявляет свою активность) принцип учета индивидуальности учащихся принцип кооперации, который проявляется в широком взаимодействии педагога, участников в группе и между группами на различных этапах проекта. свободного выбора опоры на субъектный опыт учащихся .

Слайд 8

типы проектов исследовательские игровые проекты ознакомительные проекты (исходя из типологии Э. Коллингза , их можно определить как органичный союз storyprojects (проекты по рассказам) и handprojects (ручные или конструктивные проекты))

Слайд 9

Индивидуальные проекты

Слайд 10

ИЗУЧЕНИЕ ТЕХНИКИ «Бумажный тоннель» НАЙТИ ИНФОРМАЦИЮ О ТЕХНИКЕ; ИССЛЕДОВАТЬ КАК ПРОХОДЯТ ЭТАПЫ РАБОТЫ; ВЫБРАТЬ ЭСКИЗ; НАЙТИ НУЖНЫЙ МАТЕРИАЛ; ИЗГОТОВЛЕНИЕ.

Слайд 11

Групповые, парные проекты

Слайд 12

ПОДГОТОВКА ПЛАКАТА К НОВОМУ ГОДА – РАБОТА ПО 2-3 ЧЕЛОВЕКА ВЫБРАТЬ ЭСКИЗ (МАКЕТ) РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБЯЗАННОСТИ ВЫПОЛНИТЬ РАБОТУ

Слайд 13

Проект: Римский форум Подготовили учащиеся 10-б класса – Лоскутникова Наталья, Щитинин Владимир, Кудрявский Султан. УРОКИ МХК

Слайд 14

Цель работы: выяснить этапы развития Римского форума. Задачи: Рассмотреть историю возникновения форума. Изучить значение форума в жизни римлян. Выделить основные этапы развития форума в во времена правления Юлия Цезаря. Методы: Сбор и систематизация материала. Сравнение и анализ

Слайд 15

«Возьму я в руки карандаш и нарисую я пейзаж …» Автор: учащиеся 6 в класса, Орлянков Алексей, Матюхина Ольга УРОКИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

Слайд 16

« А чем действительно можно нарисовать пейзаж ?» (фрагмент ученической работы)

Слайд 17

Живопись: Масляные краски Гуашь

Слайд 18

Пастель Цветная тушь

Слайд 19

Можно ли радугу нарисовать тремя красками ? Работа учеников 6 в класса – Сторожук Марии, Афанасовой Александры

Слайд 20

Какие краски смешивать? Чёрную и коричневую – отмели сразу Долго экспериментировали Поинтересовались в библиотеке, и сразу пришло озарение: нужны жёлтая, синяя, красная (пурпурная)

Слайд 21

Условия: 1. Анализ и учет особенностей ученического коллектива в организации педагогом работы над проектом и координации проектной деятельности. 2. Предоставление широкого выбора тем для будущего проекта, отвечающих потребностям и интересам школьников. 3. Чередование различных способов формирования проектных групп для корректировки развития социальной компетентности каждого ученика. 4. Наличие социальной направленности в темах учебных проектов и общественно-значимого результата.

Слайд 22

Уровень социализированности личности учащегося Больше 3 – высокая степень. Больше 2, но меньше 3 – средняя степень развития социальных качеств. Меньше 2 – низкий уровень социальной адаптированности

Слайд 23

ВЫВОД Метод проектов должен быть более полно использован в педагогической деятельности, направленной на развитие социальной компетентности и получить максимально широкое применение в современной школе .

Слайд 24

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникац...

Мастер - класс. Деловая игра как способ развития социальной компетентности у учащихся на уроках географии.

В работе рассмотрены: основные функции деловой игры, технология, основные принципы социализации взаимодействия....

Педагогический педсовет «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»

В данном разделе предствален педагогический совет по теме  «Метод проектов как средство формирования ключевых компетентностей учащихся»  и представлен опыт учителей-предметников по проектной...

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...

Телекоммуникационные проекты как способ развития базовых компетентностей сельских школьников

Доклад подготовлен для выступления на районном педагогическом марафоне....

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...

Доклад "Способы развития социальной компетентности учащихся"

Способы развития социальной компетентности учащихся...