Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО
статья по теме

Смирнова Ольга Николаевна

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в условиях перехода на ФГОС ООО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К ФГОС ООО

А.В.Першикова, учитель биологии и экологии

О.Н.Смирнова, учитель истории и обществознания

МБОУ «СОШ№ 23 с УИОП», г. Энгельс Саратовская обл.

В современных условиях перехода к ФГОС ООО актуализируется проблема использования потенциала различных школьных предметов в социализации учащихся.

Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его, изменяющейся социальной реальности.  Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего,  предвидение последствий собственных действий. Особенно важен "ментальный" аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми (Веселкова Н.В.).  Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетентности.

Под социализацией в отечественной психологии и педагогике понимается «сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». (Голованова Н.Ф.)

Несомненно,  сама жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия,  создает проблемные ситуации,  которые он сам так или иначе разрешает.  Но когда такое спонтанное развитие социальной компетентности сопровождается обучением его,  например,  на уроках обществознания, ОБЖ, экологии,  он приобретает поистине бесценный ресурс жизненной ориентации.  Способность ученика к осмыслению,  пониманию социальной реальности может стать результатом изучения комплекса социально-гуманитарных дисциплин,  но только при наличии соответствующих целей, поставленных перед школьным образованием. Следует иметь в виду:  процесс взросления для школьников означает прежде всего личностное развитие, работу над собой, а не освоение готовых образцов поведения, предлагаемых взрослыми. Многое должно быть ими переосмыслено,  проверено на опыте как собственном, так и других людей.

Социальная компетентность может быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, личностное новообразование, формирующееся в процессе социализации личности. Социальная компетентность часто соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, согласно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность — это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации». При этом, как подчеркивают многие исследователи, социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, в коммуникации, разрешении конфликтов, в выносливости и т.д. В структуре социальной компетентности личности особую роль играют три основных компонента: совокупность психологических качеств, нравственных ориентиров и ценностей, система социальных компетенций и комплекс социальных ролей личности.

Таким образом, важной задачей образовательного процесса является развитие социальной компетентности и личностных УУД, что предполагает обучение школьников эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.

Проблема обеспечения социализированности школьников может быть решена на основе создания социально-развивающей образовательной среды. В своей педагогической практике мы стараемся создавать на занятиях именно такую среду, обеспечивающую оптимальные условия для формирования социальной компетентности школьников. Считаем, что как на уроках социально-гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин для решения заявленной задачи целесообразно применение методов и приемов современных образовательных технологий -  метода проектов, интерактивного обучения, деловых, ролевых и имитационных игр и т.д.

А так же, что для полноценного как обществоведческого, так и естественнонаучного образования,  обязательным и необходимым условием является социальная практика. Поэтому внеурочная работа по преподаваемым нами предметам на протяжении ряда лет подчинена цели создания условий для социальной практики ребят, «социальных проб», проектов. Так, например, в течение нескольких лет совместно с учащимися решаем задачу создания в школе «Виртуального краеведческого музея».

Применение метода проектов в педагогической деятельности иллюстрирует неисчерпаемый потенциал данного метода в развитии творческих и социальных способностей учеников, познавательного интереса, являясь незаменимой формой организации как обучения, так и внеклассной деятельности в школе.

С целью повышения эффективности использования метода проектов, как способа формирования социальной компетентности должен быть учтен комплекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное формирование групп школьников в работе над проектом, социальная направленность тем проектов и ряд других.

Примером социально значимого проекта является разработанный и реализованный в школе проект «Великое в малом». Наши ребята под руководством учителей-руководителей проекта и при непосредственном участии своих законных представителей - родителей в рамках Сетевого проекта получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, пообщаться со сверстниками из разных уголков нашей необъятной Родины. Проект - это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в социализации подрастающего поколения, в воспитании гражданина и патриота - родителей. Познакомиться с проектом можно по адресу http://wiki.saripkro.ru/index.php

Подводя итоги работы над проектом, ребята отметили, что она способствовала формированию не только предметных знаний, но и позволила совершенствовать себя как личность, дала возможность быть компетентнее и в других сферах. Таким образом, считаю достигнутой генеральную цель проектой работы, которая изначально и мыслилась как надпредметная.

Реализация данного и других проектов подтвердила предположение, что старшеклассникам необходима именно такая форма занятий – свободного, непринужденного, практического характера. Причём ребятам важно работать в команде, общаться со сверстниками в процессе решения учебных и социальных задач. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что использование метода проектов в моей педагогической практике стало одним из успешных средств формирования личностных УУД и социальной компетентности школьников. Важно, что при подобной организации работы с учащимися создаются условия и для овладения другими ключевыми компетенциями – информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой и др.

Литература:

1. Веселкова Н.В.,  Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.

2. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007

3. Стандарт общего образования:  концепция государственных стандартов общего

образования / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2006.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.// Народное образование. 2003. - №2.

5.http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%22%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная компетентность учителя в условиях перехода на ФГОС

Сегодня Российская школа переживает серьезные преобразования. На смену традиционным умениям и навыкам пришли государственные стандарты нового поколения. В 2011 – 2012 учебном году к обучению по ...

Телекоммуникационные проекты как способ развития базовых компетентностей сельских школьников

Доклад подготовлен для выступления на районном педагогическом марафоне....

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

«Инновационный подход в деятельности учителя математики – непременное условие развития социальной компетентности школьника»

Роль сегодняшней школы во многом изменилась. . В связи с этим на первое место выступает личностно-ориентированное обучение, которое будет формировать социальную компетентность ученика. Потому что в со...

Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС

Актуальный педагогический опыт по теме "Метод проектов как средство развития познавательной активности школьников в условиях ФГОС"...

Развитие социальной компетентности обучащихся в условиях реализации ФГОС ООО

Статья о социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО...