Развитие социальной компетентности обучащихся в условиях реализации ФГОС ООО
статья по истории

Смирнова Ольга Николаевна

Статья о социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие социальной компетентности обучающихся

в условиях реализации ФГОС ООО

Автор: Смирнова Ольга Николаевна

учитель истории и обществознания

МАОУ «Образовательный центр имени

Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»,

г. Энгельс Саратовской обл.

В современных условиях реализации ФГОС ООО актуализируется проблема использования потенциала различных школьных предметов в социализации учащихся.

Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его, изменяющейся социальной реальности.  Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего,  предвидение последствий собственных действий. Особенно важен «ментальный» аспект - осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми (Веселкова Н.В.).  Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетентности.

Под социализацией в отечественной психологии и педагогике понимается «сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». (Голованова Н.Ф.)

Несомненно,  сама жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия,  создает проблемные ситуации,  которые он сам так или иначе разрешает.  Но когда такое спонтанное развитие социальной компетентности сопровождается обучением его,  например,  на уроках обществознания, ОБЖ, экологии,  он приобретает поистине бесценный ресурс жизненной ориентации.  Способность ученика к осмыслению,  пониманию социальной реальности может стать результатом изучения комплекса социально-гуманитарных дисциплин,  но только при наличии соответствующих целей, поставленных перед школьным образованием. Следует иметь в виду:  процесс взросления для школьников означает прежде всего личностное развитие, работу над собой, а не освоение готовых образцов поведения, предлагаемых взрослыми. Многое должно быть ими переосмыслено,  проверено на опыте как собственном, так и других людей.

Социальная компетентность может быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, личностное новообразование, формирующееся в процессе социализации личности. Социальная компетентность часто соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, согласно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность — это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации». При этом, как подчеркивают многие исследователи, социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, в коммуникации, разрешении конфликтов, в выносливости и т.д. В структуре социальной компетентности личности особую роль играют три основных компонента: совокупность психологических качеств, нравственных ориентиров и ценностей, система социальных компетенций и комплекс социальных ролей личности.

Таким образом, важной задачей образовательного процесса является развитие социальной компетентности и личностных УУД, что предполагает обучение школьников эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.

Проблема обеспечения социализированности школьников может быть решена на основе создания социально-развивающей образовательной среды. В своей педагогической практике мы стараемся создавать на занятиях именно такую среду, обеспечивающую оптимальные условия для формирования социальной компетентности школьников. Считаем, что как на уроках социально-гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин для решения заявленной задачи целесообразно применение методов и приемов современных образовательных технологий -  метода проектов, интерактивного обучения, деловых, ролевых и имитационных игр и т.д.

А так же, что для полноценного как обществоведческого, так и естественнонаучного образования,  обязательным и необходимым условием является социальная практика. Поэтому внеурочная работа по преподаваемым нами предметам на протяжении ряда лет подчинена цели создания условий для социальной практики ребят, «социальных проб», проектов. Так, например, в течение нескольких лет совместно с учащимися решаем задачу создания в школе «Виртуального краеведческого музея».

Применение метода проектов в педагогической деятельности иллюстрирует неисчерпаемый потенциал данного метода в развитии творческих и социальных способностей учеников, познавательного интереса, являясь незаменимой формой организации как обучения, так и внеклассной деятельности в школе.

С целью повышения эффективности использования метода проектов, как способа формирования социальной компетентности должен быть учтен комплекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное формирование групп школьников в работе над проектом, социальная направленность тем проектов и ряд других.

Примером социально значимого проекта является разработанный и реализованный в школе проект «Великое в малом». Наши ребята под руководством учителей-руководителей проекта и при непосредственном участии своих законных представителей - родителей в рамках Сетевого проекта получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, пообщаться со сверстниками из разных уголков нашей необъятной Родины. Проект - это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей - учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в социализации подрастающего поколения, в воспитании гражданина и патриота - родителей. Познакомиться с проектом можно по адресу http://wiki.saripkro.ru/index.php

Подводя итоги работы над проектом, ребята отметили, что она способствовала формированию не только предметных знаний, но и позволила совершенствовать себя как личность, дала возможность быть компетентнее и в других сферах. Таким образом, считаю достигнутой генеральную цель проектой работы, которая изначально и мыслилась как надпредметная.

Реализация данного и других проектов подтвердила предположение, что старшеклассникам необходима именно такая форма занятий – свободного, непринужденного, практического характера. Причём ребятам важно работать в команде, общаться со сверстниками в процессе решения учебных и социальных задач. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что использование метода проектов в моей педагогической практике стало одним из успешных средств формирования личностных УУД и социальной компетентности школьников. Важно, что при подобной организации работы с учащимися создаются условия и для овладения другими ключевыми компетенциями – информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой и др.

Список использованной литературы

1. Веселкова Н.В.,  Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.

2. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007

3. Стандарт общего образования:  концепция государственных стандартов общего

образования / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2006.

4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.// Народное образование. 2003. - №2.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://wiki.saripkro.ru/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82:%22%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B2_%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%BC%22


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология развивающего обучения как средство развития конкурентноспособной личности в условиях реализации ФГОС НОО

Раскрыть понятие "конкурентноспособность"Эффективность использования деятельностных форм и методов обучения в урочной и внеурочной деятельности....

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности  становится все более актуальной.  Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящи...

Развитие одаренности обучающихся в условиях реализации ФГОС начального общего и основного общего образования

Одаренность – генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. В любом человеке могут расцвести сотни неожиданн...

Сетевые проекты и социальное проектирование как условие реализации ФГОС

Презентационное сопровождение к разговору с родителями в рамках публичного отчета школы о важности участия в проектной деятельности...

Использование инновационных технологий по развитию речи учащихся в условиях реализации ФГОС

Задания и упражнени, направленные на формирование комуникативных УУД учащихся....

План работы социального педагога в условиях реализации ФГОС на 2015-2016 уч.год

План работы социального педагога в условиях реализации ФГОС на 2015-2016 уч.год...