Телекоммуникационные проекты как способ развития базовых компетентностей сельских школьников
материал по теме

Баранова Татьяна Алексеевна

Доклад подготовлен для выступления на районном педагогическом марафоне.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Баранова Татьяна Алексеевна

учитель  математики

МОУ «Харламовская СОШ»

Таврического муниципального  района

телефон: код  (38 151) 38493

Телекоммуникационные проекты как способ развития базовых компетентностей школьников.

       Школьное образование сегодня представляет собой самый длительный этап формального обучения каждого человека и является одним из решающих факторов, как индивидуального успеха, так и долгосрочного развития всей страны. От подготовленности, целевых установок миллионов российских школьников зависит то, насколько мы сможем выбрать и обеспечить инновационный путь развития страны. Именно сейчас от того, насколько современным и интеллектуальным нам удастся сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений.

        Каким должно быть общее образование, чтобы обеспечить решение стоящих перед ним задач? Как оно должно вписываться в общую систему образования и самореализации российских граждан?

        В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Основой современного российского образования и главной задачей современного учителя является развитие базовых компетентностей современного человека:

  • информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
  • коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
  • самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
  • самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).

Ориентируясь на основы современных образовательных стандартов российского образования и учитывая специфику преподаваемого мною предмета  «Математика», я ставлю перед собой задачи:

  • помочь ученикам освоить такие приёмы, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
  • формировать и развивать предметную, информационную,  социальную компетенции;
  • способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • создать условия для формирования у учащихся адекватной самооценки;
  • способствовать формированию коммуникабельности, умения работать в команде.

Один из способов реализации поставленных задач, это участие  учащихся в телекоммуникационных проектах на основе сотрудничества учащихся разных школ.

Учебный телекоммуникационный проект - совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.

Я разработала схему организации работы по телекоммуникационному образовательному  проекту

Этапы работы

Формы работы

Роль руководителя команды и сетевого координатора

1. Формирование команды участников проекта

 1. Анализ предложенного проекта

 2.  Определение возможного круга заинтересованных участников

 3. Информационные сообщения

 4. Беседы с учителями-предметниками на перспективу дальнейшего сотрудничества.

 5. Анализ предложенного информационного обеспечения проекта.

6.  Определение форм включения проекта в учебную, внеурочную деятельность.

7. Организация команды участников проекта.

Аналитическая
Информационная
Наблюдающая и создающая

2. Поиск и получение информационных материалов для приобретения участниками необходимых умений и навыков

Лекции, семинары, консультации и другие формы занятий с учетом предложенной схемы и информационного обеспечения проекта (с выходом на проблему и обсуждение проблемы).

Ведущая и направляющая


3. Дифференцирование детей по их умениям, развитие дальнейшего интереса

  1. Беседы с участниками, педагогами(возможно   тестирование участников)
  2. Распределение обязанностей по направлениям: организаторы, исследователи, референты, технические ассистенты (помощники), универсалы.
  3. Разработка временного плана работы над проектом.
  4. Обеспечение эффективного и полноценного  участия в работе каждого из членов команды по выбранному направлению.

Координирующая

4. Творческая и созидательная деятельность детей

Совместное решение задач, поставленных в проекте или на этапе проекта. Создание групповых продуктов (как воплощение результатов работы по проекту)

Руководящая

5. "Учусь, обучая других"

Творческая лаборатория, анализ деятельности по проекту. Рефлексия.

Исследовательская

Телекоммуникационные проекты по математике мы находим на Омском образовательном портале  http://www.omsk.edu.ru.

В 2007 году  и в 2008 году учащиеся нашей школы приняли участие в двух телекоммуникационных проектах по математике, а в 2009-2010 учебном году - в 4 телекоммуникационных проектах по математике(краткосрочные проекты)  и в одном долгосрочном международном проекте  ЕНО Дне посадки деревьев. Мы  с удовольствием приняли участие в акции, направленной на  сохранение биологического разнообразия. Мы очень рады, что внесли свой вклад в озеленение планеты. Из шести проектов в трех проекта заняли призовые места.

Телекоммуникационные проекты по математике:

Название внешнего телекоммуникационного проекта, в котором участвовали учащиеся

Кем проведён (Название организации, Населённый пункт)

Класс

(Кол-во команд, приняв

ших участие)

Кол-во учащихся - участников проекта

Результат

1

2007 уч.год

«Азбука квадратного трехчлена»

E-mail : school110@mail.ru

МОУ "СОШ № 110"

г.Омск

9 класс

(1 команда)

8 учащихся

6 место

2

2008 уч.год

 «С процентами по жизни»

E-mail : school86_00@mail.ru    

МОУ "СОШ №86" г.Омск  

         

8 класс

(1 команда)

6 учащихся

Сертификаты

3

2009-2010 уч.год

«Математический калейдоскоп»

E-mail : omskschool0812006@rambler.ru 

Сайт проекта: http://caleidoskop-81.ucoz.ru

МОУ «СОШ № 81»

г.Омск

5 класс

(1 команда)

12

Сертификаты

4

«Учимся мыслить логически»

E-mail: mou079_omsk@mail.ru

Сайт  проекта: http://mou079.omsk.edu.ru/proekt4/proekt4_1.html

МОУ «СОШ № 79»

г.Омск

5 класс,

6 класс

(2 команды)

12 учащихся,

10 учащихся

Грамоты лауреатов

5

«Занимательная математика»

Е-mail: mou051@mail.ru

Сайт  школы: http://mou051.omsk.edu.ru/  

МОУ «СОШ № 51»

г.Омск

5 класс,

6 класс

(2 команды )

12 учащихся(5 кл)

10 учащихся (6кл)

III место,

Сертификаты

6

«Загадка Пифагора. Пифагор, его школа и теорема»

Е-mail: impo@omgpu.ru.  

Сайт  проекта размещен на образовательном портале «Школа»  http://school.omgpu.ru/course/category.php?id=15.

Омский образовательный портал «Школа» 

ОмГПУ им.Горького

8 класс

(1 команда)

3 учащихся

II место

Подробнее расскажу о наиболее успешных проектах.

    «Математический калейдоскоп»    

Мои пятиклассники  совершили увлекательное путешествие в страну Математика, им была предложена роль  юных исследователей.

В каждом из четырех этапов нужно было  проявить трудолюбие, смекалку и умение добывать знания.

Задания были следующими:

 1.Ребятам предстояло выяснить, о каких ученых  или известных людях идет речь.

Задание  2.Ответить на вопросы   викторины:

Задание 3. Проявив смекалку,  решить занимательные задачи.

На 3 - м этапе ребята  совершили  путешествие из настоящего  в прошлое.

Задание 1.

Соотнесли старинные меры длины и веса с их количественным составом:

Задание 2.

Вспомнить пословицы, в которых встречаются слова, обозначающие старинные меры длины, веса  и нашли 3 -4 пословицы, на любую из мер длины или веса и чтобы в одной из них была спрятана математическая задача.

Задание 3.

 Решали задачи, в которых старинные русские меры длины и веса  переводили в современные. Например,

- Емеля был ростом 40 вершков. Найдите рост Емели в сантиметрах?

- Пуд муки по 3 рубля. Во что обойдется пяточная булка?

Последний этап «Творческий» оказался самым интересным.

Ребятам нужно было составить  свой математический лабиринт, содержащий в себе  интересные задания.

Каждый этап был очень занимательным и увлекательным. Немало  пришлось потрудиться, чтобы найти ответы  на предложенные задания.

Ребята узнали много интересных фактов из жизни великих ученых, расширили и углубили знания по предмету, развили  умение творчески применять знания, полученные на уроках математики, учились  самостоятельно  добывать знания. Организаторам конкурса удалось  вовлечь ребят в серьезную самостоятельную, поисковую работу.

     Следующий  учебно - познавательный проект «Учимся мыслить логически». В этом проекте участвовало две команды: команда 5 класса и команда 6 класса.
Изучению  логики в школьном курсе математики уделяется недостаточное внимание.  А между тем её значение при изучении математики, да и других наук  бесценно. Участники этого проекта развивали умения сравнивать, рассуждать и делать выводы. Проект способствовал осмыслению логических приемов мышления, учил ребят самоорганизации и способствовал развитию творческого потенциала учащихся. Данный проект позволил ученикам приобрести опыт в решении логических задач, позволил узнать из раздела логики новое, послужил источником развлечений, способом проведения досуга. Некоторые этапы проекта ребята выполняли вместе с родителями. Например: интересную  логическую игру «Дуплеты». Слова, которые требуется связать, образуют дуплет, промежуточные слова называются звеньями, а все вместе – цепочкой. Цель игры состоит в том, чтобы построить цепочку, состоящую из как можно меньшего числа звеньев.

2. Каждое слово в цепочке должно получаться из предыдущего заменой одной и только одной буквы. Подставляемая буква  должна стоять в новом слове на том же месте, на котором  в предыдущем слове стояла замененная буква, а все остальные буквы должны оставаться на своих местах.
В качестве звеньев используются существительные в именительном падеже.

Пример
БАНТ
Рант
Рана
Раса
Роса
КОСА

Метод подсчета очков
За каждый дуплет  даётся столько очков, сколько букв в обоих словах. Например, за дуплет из примера дается 8 очков. Каждый участник,  построивший цепочку из наименьшего числа звеньев, получает наивысший балл. Каждый, кто построит более длинную цепочку, теряет по одному очку за каждое лишнее звено.
Ребятам  нужно было:         1.  Поставьте  РОЗУ в  ВАЗУ.
                        2.  Поймайте  
РЫБУ в  СЕТЬ.
                             3.  Обмакните
ПЕРО  в  ТУШЬ.
                             4.  Загоните   
ВОЛКА  в  НОРУ.

Все дуплеты, составленные ребятами получили  высший балл.

За участие в этом проекте ребята обеих  команд получили грамоты лауреатов.

Проект «Занимательная математика» для учащихся 5-6 классов состоял из  3 этапов . Участниками этого проекта были те же ребята. Ребята приобрели, опыт  участвую в предыдущих проектах и результат не заставил себя долго ждать.    

Цели этого проекта: 

  • развитие интереса учащихся к математике;
  • развитие математической речи;
  • развитие творческого математического мышления и умения решать нестандартные задачи.

I этап назывался «Чтобы научиться думать, надо сначала научиться придумывать» Ребятам нужно было найти  или сочинить занимательные задачи в стихах по любым темам курса математики 5-6 классов, с приложением решения. Очень интересный этап: учащимся пришлось применить базовые знания в новом качестве.

Команда «Торнадо»  придумала и оформила решение 45 задач, а команда  «Искра» -  48 задач.

2 этап

«Задачи с единицами или головоломки с одинаковыми цифрами».

C такими  задачами-головоломками, учащиеся встречаются очень редко. Участникам проекта пришлось применить математические знания в нестандартной ситуации. Именно это заинтересовало  ребят. Они с удовольствием придумывали и решали эти задачи - головоломки, искали все новые и новые способы решения, много спорили. Дети оказались в роли конструкторов, так как им самим пришлось конструировать примеры по готовому ответу. Такая работа оказалась не из легких, но интересной и увлекательной.

 3 этап «Математика и лирика»

Ребятам нужно было придумать правила в стихотворной форме по темам курса математики 5 – 6 классов. Благодаря работе в команде, сотрудничая друг с другом, с этим заданием ребята успешно справились. Более 30 правил придумала каждая команда. Наиболее интересное задание где пришлось применить базовые знания, умения уч-ся мы увидели в новом качестве

Результаты участия в этом проекте:  команда «Искра» получила сертификаты, а команда «Торнадо»  Грамоту заняв второе место.

Трое восьмиклассников стали участниками проекта

«Пифагор, его школа и теорема» или «Загадка Пифагора» .

Проект был направлен на расширение знаний математических дисциплин; умение проектировать свою работу, вовлечение учащихся в творческую, коммуникативную деятельность.


Цели проекта:

  • заинтересовать учащихся историей математики, биографией Пифагора;
  • добиться понимания и воспроизведения теоремы Пифагора, сформировать умение находить одну из сторон прямоугольного треугольника по известным двум другим, умение решать многошаговые задачи;
  • привить навыки поиска информации работы с дополнительной литературой;
  • научить представлять результаты с помощью информационных технологий;
  • воспитание нравственных и коммуникативных качеств личности обучающихся через работу в коллективе и в сотрудничестве.

Проект включал в себя четыре этапа:

1 этап  (5.04-11.04) – Исторический. Первое задание сделать презентацию на основе биографических сведений, стихов, легенд о жизни Пифагора. Второе – разгадывание кроссворда.

2 этап  (12.04-18.04) – «Всё есть число». На данном этапе необходимо выполнить творческое исследование о магических свойствах чисел  "Магия чисел",и сделать презентацию и ответить на вопросы викторины .

3 этап (19.04-25.04) – Теорема Пифагора. Команда должна была привести как можно больше способов доказательства теоремы Пифагора.(посильных и понятных   самим участникам проекта в курсе геометрии 8 класса). Привести и описать принцип составления "Пифагоровых троек"

4 этап (26.04-2.05) - Применение теоремы Пифагора. Необходимо было привести примеры разных фигур, объектов архитектуры, других объектов повседневной жизни, в которые входят прямоугольные треугольники и выполнить тест, в который входят вопросы по применению теоремы Пифагора.

По результатам работы команда «ГЕОМТРЕСТ» заняла почетное второе место.

А 21 мая в МОУ «Харламовская СОШ» Таврического района Омской области, состоялось очень важное мероприятие. В назначенное время учащиеся 5 класса - отряд «ТОРНАДО»  вместе с классным руководителем Барановой Татьяной Алексеевной и учащиеся 6 класса – отряд «ИСКРА»  вместе с классным руководителем Иноземцевой Надеждой Викторовной впервые приняли участие в долгосрочном проекте в Международном ENO Дне Посадки Деревьев – 2010.

      На улице было прохладно. В воздухе порой кружились снежинки, и солнышко спряталось за тучи. Но, несмотря на  непогоду, настроение у всех 38 участников было приподнятое. Саженцы  берез и яблонь ребята заготовили сами. Всего было высажено 3 березы и 7 яблонь. Место посадки саженцев ребята выбрали сами. Заранее выкопали ямки для деревьев. Единогласно было решено посадить деревья возле памятника воинам – односельчанам, павшим в годы Великой Отечественной войны.

     Отличникам пятого и шестого классов была доверена эта  почетная миссия. Перед посадкой классный руководитель 5 класса Баранова Татьяна Алексеевна провела торжественную линейку и рассказала присутствующим о Международном ENO Дне Посадки Деревьев – 2010. Ребята прочитали небольшие доклады об охране окружающей среды, рассказали стихи о бережном отношении к деревьям и ко всему живому. Посадив саженцы, ребята их полили и пообещали летом ухаживать за молодыми деревцами.

    В заключении все ребята дружно спели песню «Лесной марш», подготовленную заранее учителем  музыки Смагиной Инной Георгиевной.   Мы  с удовольствием приняли участие в акции, направленной на  сохранение биологического разнообразия. Мы очень рады, что внесли свой вклад в озеленение планеты. За участие Отряды «Торнадо» и «Искра» получили международные сертификаты. Хоть и на английском языке, но все равно приятно. 22 сентября будет проходить второй этап этой акции.Более 5000 школ, из 110 стран мира приняли участие в Международном ENO Дне Посадки Деревьев – 2010. Призываю и ваши  школы присоединиться и поучаствовать.    

В результате участие учащихся в телекоммуникационных проектах, создает определенные условия для:

  • формирования и развития внутренней мотивации учащихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
  • повышения мыслительной активности учащихся и приобретения навыков логического мышления по проблемам, связанным с реальной жизнью;
  • речевого развития учащихся, совершенствования коммуникативной компетенции в целом;
  • развития  индивидуальных особенностей учащихся, их самостоятельности, потребности в самообразовании;
  • изменения роли учителя в образовательной среде;
  • более результативного решения задач образования, развития и воспитания личности учащегося.

 Их сочетание позволяет развивать базовые компетентности школьников:

  • информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
  • коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
  • социальную -  способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
  • предметную - способность применять полученные знания на практике.

Собственные наблюдения показали, что телекоммуникационные проекты:

1)способствуют развитию познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений самостоятельно использовать многогранные возможности Интернета, умений ориентироваться в информационном пространстве;

2)значительно повышают уровень компьютерной грамотности, внутреннюю мотивацию учащихся к изучению математики и освоению компьютерных технологий, уровень самостоятельности школьников, их толерантность, а также общее интеллектуальное развитие.

 Цели и задачи телекоммуникационных проектов соответствуют основам современных образовательных стандартов российского образования и способны развить базовые компетентности  школьников. 

Результативность участия учащихся в телекоммуникационных проектах напрямую зависит от взаимодействия учителя-предметника и специалиста в области информационных технологий. Таким специалистом в нашей школе является учитель информатики Иноземцева Н.В., которая выступает как координатор всех конкурсов и проектов, проводимых в сети Интернет.

Участие в телекоммуникационном проекте – это путь к саморазвитию личности ученика через осознание собственных потребностей, через самореализацию в практической деятельности (использование компьютерных технологий). Выводы, сделанные учащимися (сопоставление жизни человека и конкретных явлений русского языка или литературы), способствуют социализации личности ребенка. Помимо работы с конкретной темой, каждому школьнику - участнику проекта - предлагается широкий спектр коммуникативных связей с ребятами в группе, с участниками из других групп, с учителем.

В процессе творческой работы дети получают полное и глубокое удовлетворение от сделанного, развивается их творческая активность , при этом воспитывается бережное отношение к истории возникновения и развития математики.

Работая в телекоммуникационном проекте, дети не только повышают свой интеллект , но и практически осваивают способы получения информации. У некоторых ребят вопросы проектов вызывают семейное обсуждение, и их родители принимают активное участие в поисках правильных ответов, в обсуждении результатов исследований.

Кроме того, ребятам предоставляется широкая возможность участия : умеешь писать стихи – пиши, умеешь оформлять, рисовать – рисуй, любишь считать – обрабатывай числовую информацию. Главное – вырази своё мнение, свой взгляд на проблему доступным для тебя образом.

Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы предмета ни проводился телекоммуникационный проект, его участникам приходится использовать свои знания из области информатики, русского языка, литературы, математики, истории и других предметов.

Участие в телекоммуникационном проекте, конечно же, создаёт условия для эффективного сотрудничества учащихся школ, где бы они географически ни находились.

Исследовательская деятельность школьников в ходе выполнения заданий проекта способствует формированию внутренней мотивации в процессе решения жизненных или научных проблем, успешной социализации в обществе.

Специально организованная целенаправленная совместная работа учащихся в сети даёт высокий педагогический результат , важный не столько для контроля знаний, сколько для личностного, интеллектуального, творческого развития школьников.

Результатами участия моих учеников в телекоммуникационных проектах можно считать следующие:

•  повышение уровня познавательной активности учащихся;

•  появление черт личности, присущих исследователям;

•  увеличение числа учащихся, проявляющих интерес к предмету;

•  повышение уровня обученности по предмету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку"

В данном проекте экспериментально исследуется использование ИКТ как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидакти...

Телекоммуникационные проекты как средство развития одаренности детей

P { margin-bottom: 0.21cm; Одна из задач - выявление одаренных детей и развитие их способностей.  В статье рассказыю о применеии телекоммункационных проеков для решения этой задачи. Опыт мож...

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

Всероссийский телекоммуникационный проект "Инновационные стратегии развития школы в условиях ФГОС"

В рамках комплексного методического сопровождения внедрения ФГОС нового поколения в образовательный процесс школ предлагаем принять участие в завершающем (последним) цикл Всероссийских телекоммуникаци...

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...

«Сетевой, телекоммуникационный проект как средство развития личности учащихся на уроках технологии и внеурочной деятельности»

Наше общество достаточно чётко определяет главные цели образования молодого человека. Предполагается, что молодой человек должен иметь собственную точку зрения, уметь управлять принятием решений в гру...

ПРОЕКТ «ШКОЛА ЧИТАЕТ Л.Н.ТОЛСТОГО» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Представлен опыт реализации проекта "Школа читает Л.Н.Толстого"...