Педагогический проект "ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку"
проект (6 класс) по теме

Кондратьева Альфия Рашитовна

В данном проекте экспериментально исследуется использование ИКТ как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидактический инструментарий для применения средств ИКТ в самостоятельной работе обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_kondratevoy.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Кондратьева Альфия Рашитовна         - учитель английского языка  МБОУ «Лицей №2» г. Нижневартовск

Содержание

  1. Краткая  аннотация проекта…………………………………………    3
  2. Обоснование необходимости проекта………………………………... 3
  3. Цели и задачи проекта……………………………………………….... 5
  4. Основное содержание проекта………………………………………... 5

5.     Ресурсное обеспечение педагогического опыта…………………….   8

6.     Партнеры………………………………………………………………….8

7.     Целевая аудитория………………………………………………………..9

8.    План реализации проекта…………………………………………...........9

9.    Ожидаемые результаты и социальный эффект…………………….......13

10.  Прогнозируемые риски и методы их коррекции………………………14

11. Результаты реализации педагогического проекта……………………..15

12. Перспективы дальнейшего развития проекта…………………………..22

13. Литература………………………………………………………………...23


1. Краткая  аннотация  проекта.

Современное общество ставит перед системой образования задачу подготовки гражданина знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема формирования познавательной самостоятельности обучающихся.

В данном проекте экспериментально исследуется использование ИКТ как эффективного средства организации самостоятельной работы школьников при изучении английского языка. В приложении представлен дидактический инструментарий для применения средств ИКТ в самостоятельной работе обучающихся.

2. Обоснование необходимости проекта.

В настоящее время возрастает значимость умения учиться. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте  формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию заявлена как важнейшая ключевая задача современной системы образования. (Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/Под ред. А.Г. Асмолова. - М., Просвещение, 2008.)

Однако в массовой педагогической практике является очевидным противоречие между потребностями общества в реализации  самостоятельности учащихся в учебно-познавательной деятельности и неразработанностью в традиционной школе системы формирования самостоятельных умений.  

Существующее противоречие позволило определить следующую проблему: какие  педагогические условия способствуют эффективному формированию самостоятельной познавательной деятельности у обучающихся?

Среди всех новых технологий ИКТ могут рассматриваться как оптимальный способ решения проблемы. Практика применения ИКТ в образовательном процессе выявила, что данная технология

• способствует развитию интеллектуальных и творческих способностей учащихся; 

• способствует значительному увеличению времени языковой практики на уроке для каждого ученика;

 • развивает личностные качества: самостоятельность, ответственность, коммуникабельность;

• позволяет дифференцировать и индивидуализировать процесс обучения;

• формирует универсальные умения работать с информацией.

Несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой и творческой деятельности учителя и учащихся.    

Все вышеизложенное  обуславливает выбор темы исследования – «ИКТ как эффективный способ развития навыков самостоятельности у школьников по английскому языку».

Таким образом, актуальность проекта заключается в том, что создание условий, обеспечивающих развитие способности учащихся к самосовершенствованию и саморазвитию, обеспечивает соответствие современного обучения с постоянно повышающимися требованиями общества к результатам обучения.

Суть проекта состоит в переосмыслении традиционной практики изучения иностранных языков с позиции творческой самореализации личности, в отборе методов и приемов, форм и средств организации учебно-воспитательного процесса на основе использования ИКТ.          Средствами будут являться мультимедийные устройства, программные продукты, а новыми условиями – смещение акцента с преподавателя на учащихся за счет организации самостоятельной работы школьников.  

3. Цели и задачи проекта.

Цель исследования - изучение ИКТ как эффективного способа  развития навыков самостоятельной работы школьников по английскому языку.

Задачи исследования:

1.Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников  и дидактические возможности ИКТ для ее оптимизации.

2. Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.  

3. Экспериментально проверить эффективность  использования ИКТ в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.

Гипотеза исследования – оптимальное использование ИКТ на базе разработанного дидактического инструментария обеспечит эффективное развитие навыков самостоятельной работы и самообразования школьников.

Объект исследования - процесс организации самостоятельной работы школьников по английскому языку.

Предмет исследования – особенности ИКТ как способа  эффективной организации самостоятельной работы обучающихся.

4. Основное  содержание  проекта.

4.1. Методы достижения поставленных цели и задач.

теоретические методы:

- анализ научной, психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме исследования, изучение нормативных и программно-методических документов об образовании;

научно-прикладные методы исследования:

-эмпирические (изучение передового педагогического опыта, анкетирование (методики тестов-опросников  Т.Д. Дубовицкой, Г.А. Русских, Ч. Д. Спилбергера, и А.К. Осницкого, А.В. Глушенковой), педагогическое тестирование (методика В.П.Беспалько), статистическая обработка информации);

-экспериментальный [Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие. - М.: Академия, 2001.].

4.2. Механизм реализации проекта.

Задачи исследования

Основные мероприятия

Ожидаемый результат

Определить научно-дидактические основы организации самостоятельной работы школьников  и дидактические возможности ИКТ для ее оптимизации.

Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта  по проблеме исследования.

Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением ИКТ, методов, форм и средств применения ИКТ, принципов отбора электронного учебного материала.

Разработать модель организации самостоятельной работы учащихся в информационно-коммуникационной обучающей среде и дидактический инструментарий для ее сопровождения.  

1.Определение экспериментального и контрольного объектов. 2.Подбор электронных учебных пособий.

3.Интеграция общеобразовательной программы с электронными учебными материалами.

4.Создание обучающих и контрольно-измерительных материалов.

5.Утверждение инструментария диагностики эффективности эксперимента.

6.Разработка методических рекомендаций для учителя, методического инструментария учащихся.

Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.

Разработка рабочей программы, интегрированной с электронными учебными материалами.

Комплект материалов по диагностике результативности эксперимента.

Комплект методических рекомендаций для учителя.

Сборник памяток для учащихся.

Экспериментально проверить эффективность использования ИКТ в рамках самостоятельной работы школьников на уроках английского языка.

1.Проведение стартовой диагностики в экспериментальной и контрольной группах. 2.Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств современных ИКТ в экспериментальной группе.

3.Проведение промежуточных срезов по определению уровня обученности.

4.Корректировка испытываемой методики.

5. Дальнейший эксперимент.

6.Итоговая диагностика.

7. Анализ  полученных данных.

8. Корректировка модели методики в соответствии с результатами.

Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ.

Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном и заключительном этапе.

Определение изменений уровня учебной мотивации на заключительном этапе.

Оформление методических рекомендаций по теме проекта.

4.3. Система распространения информации о проекте.

- публикация в личном  блоге учителя;

- выступление на заседании школьного методического объединения;

- выступление на заседании городского методического объединения;

- публикация на фестивале педагогических идей «Открытый урок».

5. Ресурсное обеспечение педагогического опыта.

Временные ресурсы – 2,5 учебных года. Первый учебный год – подготовительный этап. Второй учебный год – экспериментальный этап. Первое полугодие третьего учебного года – обобщающий этап.

Информационные ресурсы – нормативно-правовые документы, психолого-педагогическая и методическая литература, учебно-методическое обеспечение (УМК по учебному предмету «Английский язык» 6 класс, Интернет ресурсы, ЭОР).

Интеллектуальные ресурсы – методист, психолог МБОУ «Лицей №2».

Кадровые ресурсы – учитель английского языка, владеющий технологиями: информационно-коммуникационные, интерактивные, обучение в сотрудничестве, метод проектов.

Организационные ресурсы – Учебный план и календарный учебный график, рабочая программа по  учебному   предмету «Английский язык» 6 класс.

Материально-технические ресурсы - компьютерный класс с выходом в Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, наушники с микрофоном, МФУ. Программное обеспечение: электронный учебник Reward (рекомендован Министерством образования РФ для использования в учебных заведениях России, письмо №1292/11 от 02.10.96); единая информационная среда МБОУ «Лицей №2» Net School; система интерактивного тестирования знаний СИнТеЗ.

6.  Партнеры.

- Инженер, обеспечивающий функционирование компьютерного класса.

- Учитель информатики, консультирующий по вопросам применения программного обеспечения.

- Психолог, консультирующий по мониторинговым измерениям.

- Методист и учителя-кандидаты педагогических наук  МБОУ «Лицей №2», оказывающие методическую поддержку.

7.  Целевая аудитория.

Исследование проводилось на базе МБОУ «Лицей №2»  г. Нижневартовска в процессе обучения английскому языку обучающихся 6 классов. Исследованием было охвачено 27 человек в возрасте 12 лет, из них группа из 14 учащихся 6а класса обучались в экспериментальной группе и группа из 12  учащихся 6б класса занимались в контрольной группе. Принцип отбора обусловлен возрастными особенностями детей среднего школьного возраста (стремление к самостоятельным формам занятий, к самовыражению, самореализации). Уровень обученности и социально-психологический климат в группах 6а и 6б классов имеют близкие значения.

8.  План реализации проекта.

План-график реализации этапов проекта.

Этапы

Подэтапы

сент.-окт.

2011г.

нояб.- дек.

2011г.

янв.– май

2012г.

сент.– апр. 2012– 2013г.

сент. – дек.

2013г.

янв.– май 2014г

Подгото-

витель-

ный

Поисково-теоретический

Прогности-ческий

Организацион-ный

Основ-ной

Практический

Заклю-читель-ный

Обобщающий

Внедренческий

План реализации проекта.

Этапы

Под-этапы

Пакеты работ

Сроки выполнения

Планируемый результат

Подготовительный

Поисково-теоретический

Изучение и анализ специальной литературы и педагогического опыта  по проблеме исследования.

сент. –

окт. 2011 г.

Выявление условий организации самостоятельной работы учащихся с применением ИКТ, методов, форм и средств применения ИКТ, принципов отбора электронного учебного материала.

Прогностический

Разработка программы эксперимента.

нояб.  - дек. 2011 г.

Определение цели, задач, гипотезы, модели организации обучения, ожидаемых результатов, критериев оценки эффективности эксперимента.

Организационный

Подбор экспериментального и контрольного объектов. Разработка методического обеспечения эксперимента  дидактического инструментария.

янв. –май 2012 г.

Утверждение двух групп учащихся для проведения эксперимента.

Рабочая  программа по английскому языку для 6 класса, интегрированная с электронными учебными материалами.

Банк электронных учебных материалов.  Обучающие  материалы и КИМы.

Методический инструментарий для учителя и учащихся.

Основной

Практический

Проведение исходных констатирующих срезов в экспериментальной и контрольной группах.

Реализация эксперимента по организации самостоятельной работы школьников с применением средств ИКТ в экспериментальной группе.

Отслеживание промежуточных результатов. Корректировка испытываемой методики.

Итоговая диагностика

сент. 2012г.

сент. 2012г. – апр.  2013 г.

дек. 2012 г.

апр. 2013 г.

Определение стартовых результатов диагностики по уровню учебной мотивации и предметных достижений.

Формирование и развитие навыков самостоятельной работы учащихся экспериментальной группы с применением ИКТ.

Определение изменений уровня обученности в обеих группах на промежуточном этапе.

Определение результатов диагностики

Заключительный

Обобщающий

Обработка данных. Соотнесение результатов эксперимента с поставленной целью. Анализ полученных данных.

Корректировка модели методики в соответствии с результатами. Разработка плана дальнейшего развития проекта с учётом проведённого анализа полученных данных.

сент. – дек. 2013 г.

Выявление эффективности эксперимента.

Определение теоретической и практической значимости проекта.

Внедренческий

Распространение результатов проекта на заседаниях школьного, городского методических объединений, на странице авторского блога учителя, на фестивале педагогических идей «Открытый урок».

янв. – май 2014 г.

Оформление и описание хода и результатов эксперимента. Разработка рекомендаций по использованию ИКТ технологий при организации самостоятельной работы школьников.

Публикация результатов проекта на педагогических сайтах. Выступление на методических объединениях учителей иностранного языка.

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект.

Ожидаемые результаты:

Прямые:

•        создание методических и образовательных продуктов педагогической деятельности автора  проекта:

- рабочая учебная программа, интегрированная с электронными учебными материалами;

- банк методических разработок по направлениям проекта;

•        обеспечение 100%-й успеваемости по предмету;

•        повышение качества обученности, в т.ч. по результатам независимой  

оценки.

•        повышение результативности участия в интеллектуальных конкурсах и количества охвата обучающихся;

•        повышение профессионального уровня учителя;

Косвенные:

Использование ИКТ на уроках английского языка позволит:

•        усилить мотивацию и дифференциацию обучения;

•        развить алгоритмическую культуру, критичность мышления;

•        привить навыки самостоятельной деятельности, т.е. формировать умение самостоятельно конструировать свои знания и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

•        повысить познавательный интерес к предмету;

•        создать условия для самореализации личности во внеурочной деятельности;

•        способствовать формированию ИКТ компетентности.

Критерием оценки эффективности проекта будут являться повышение:

 - уровня качества обученности учащихся (коэффициент усвоения по шкале В.П. Беспалько),

-  уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом (по Г.А. Русских),

- уровня развития познавательной самостоятельности учащихся (по материалам опросников Ч. Д. Спилбергера, А.К. Осницкого),

- уровня учебной мотивации (методика теста - опросника Т. Д. Дубовицкой),

- уровня состояния общеучебных умений и навыков учащихся  (Глушенкова А. В. Диагностика учебных умений и навыков // Управление современной школой. Завуч. - 2009. - N 1. - С. 102-110);

- динамика вовлечения учащихся в проектную деятельность.

10. Прогнозируемые риски и методы их коррекции.

1. Отрицательное воздействие компьютерной техники на здоровье обучающихся (зрение, осанка).

Коррекция:

- Поддержание санитарно-гигиенических условий (температура, влажность, освещенность, уровень электромагнитного излучения).

-   Выполнение гигиенических рекомендаций по правильной посадке за компьютером и временных ограничений по возрасту.

-     Грамотное построение уроков с использованием компьютера.

-   Выполнение упражнений для профилактики зрительного утомления и снятия мышечного напряжения.

-     Создание психологически-комфортной среды в процессе обучения.

2.   Внезапно возникающие технические проблемы с компьютерной техникой.

Коррекция:

- Предварительное испытание функционирования новых обучающих материалов.

-  Систематическое обслуживание компьютерной техники со стороны инженера.

3. Повышенная отвлекаемость обучающихся на посторонние электронные материалы.

Коррекция:

- Установление строгого временного лимита на выполнение поставленной задачи.

- Установка блокировки неиспользуемых в работе интернет ресурсов.

11. Результаты реализации педагогического проекта.

Насколько успешны  проведенный  исследовательский проект и педагогический опыт, позволяют судить следующие показатели:

Уровень внутренней мотивации по итогам педагогического эксперимента.

(методика теста - опросника Т. Д. Дубовицкой)

Входное анкетирование

Итоговое анкетирование

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

% учащихся экспериментальной  группы

21%

43%

36%

0%

64%

36%

% учащихся

контрольной  группы

17%

58%

25%

17%

58%

25%

Процент приращения в экспериментальной группе

-21%

+21%

0%

Процент приращения в контрольной группе

0%

0%

0%

Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе

с текстом. (по Г.А. Русских)

Входная диагностика

Итоговая диагностика

Критический уровень

Допустимый уровень

Оптимальный уровень

Идеальный уровень

Критический уровень

Допустимый уровень

Оптимальный уровень

Идеальный уровень

Экспериментальная  группа

5%

65%

30%

0

0

39%

61%

0

Контрольная  группа

6%

66%

28%

0

5%

67%

28%

0

Процент приращения в экспериментальной группе

-5%

-26%

+31%

0

Процент приращения в контрольной группе

-1%

+1%

0

0

Оценка познавательной самостоятельности учащихся.

(по материалам опросников Ч. Д. Спилбергера, А.К. Осницкого)

Входное анкетирование

Итоговое анкетирование

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Экспериментальная  группа

10%

62%

28%

5%

60%

35%

Контрольная  группа

12%

58%

30%

10%

60%

30%

Процент приращения в экспериментальной группе

-5%

-2%

+7%

Процент приращения в контрольной группе

-2%

+2%

0

Диагностика состояния общеучебных умений и навыков учащихся.

(научно-практический журнал «Управление современной школой. Завуч», №1 2009 год) 

Входное анкетирование

Итоговое анкетирование

Неудовлетворительный  уровень

Критический уровень

Удовлетворительный уровень

Оптимальный уровень

Неудовлетворительный  уровень

Критический уровень

Удовлетворительный уровень

Оптимальный уровень

Экспериментальная  группа

0

15%

64%

21%

0

8%

66%

26%

Контрольная  группа

0

15%

70%

15%

0

12%

72%

16%

Процент приращения в экспериментальной

группе

-7%

- 2%

+5%

Процент приращения в контрольной группе

-3%

+2%

+1%

Динамика качества обученности.

Стартовый контроль

Промежуточный контроль

Итоговый     контроль

экспериментальная

группа

54%

56%

58%

контрольная группа

50%

50,4%

51%

Оценка качества усвоения обучаемыми учебного материала на основании тестирования  по шкале В.П. Беспалько.

Динамика вовлечения учащихся в проектную деятельность.

2009-

2010 уч.г.

2010-

2011 уч.г.

2011-

2012 уч.г.

2012-

2013 уч.г.

Экспериментальный класс

2

2

2

9

Динамика участия обучающихся экспериментальной группы в интеллектуальных конкурсах.

2009-

2010 уч.г.

2010-

2011 уч.г.

2011-

2012 уч.г.

2012-

2013 уч.г.

Молодежный чемпионат

по английскому языку

3

МАН «Интеллект будущего»

1

4

3

«Мир знаний»

6

«Британский бульдог»

2

2

3

5

НОУ

1

Итого

2

3

10

15

Показатель роста уровня мотивации в обучаемых классах.  

2009-

2010 уч.г.

2010-

2011 уч.г.

2011-

2012 уч.г.

2012-

2013 уч.г.

54%

55,5%

57%

70,5%

54%

55%

56%

57%

54%

55%

56%

56%

55%

56%

57%

57%

54,5%

55%

57%

60%

55%

56,5%

58%

61%

10а

65,5%

66%

67,5%

68%

11а

57%

60%

60%

66,5%

Средний показатель

56,1%

57,3%

58,5%

62%

12. Перспективы дальнейшего развития проекта.        

В перспективе в целях развития навыков самообразования школьников возможна разработка дидактического инструментария

- для других классов средней и старшей ступеней обучения;

- для подготовки учащихся к итоговой аттестации;

- для организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе выполнения домашней работы (дистанционное образование).

Необходимые ресурсы:

- компьютерный или мобильный класс в рамках урочной деятельности;

- наличие компьютера и сети интернет в домашних условиях в рамках внеурочной самостоятельной деятельности;

- пополнение перечня электронных образовательных ресурсов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков говорения на уроках-проектах английского языка

В данной статье отображены основные этапы проектной деятельности, а также краткое описание каждого их них. Также в данной статье я постаралась поэтапно раскрыть действия учителя и ученика....

Нестандартные уроки как способ развития творческого мышления учащихся при обучении английскому языку

В данном материале рассматриваются нестандартные уроки английского языка, которые могут помочь педагогам развить творческое мышление обучающихся....

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка

Развитие навыков устной речи на уроках английского языка. Значение изучения иностранного языка бесспорно. Но при обучении возникает множество проблем. К ним относятся проблема повышения эффективн...

Выступление на РМО иностранные языки По проблеме: «Работа по развитию навыков письменной речи на уроках английского языка».

Работу по развитию навыков письма на уроках английского языка я веду в соответствиями с требованиями к уровню подготовки выпускников...

Развитие навыков самостоятельной работы на уроках английского языка.

Создать мотивацию к обучению иногда бывает очень не просто. Как достигнуть пробуждения интереса к обучению у ребёнка?Выбирайте игровые формы работы на уроке, конечно, если это позволяют задачи урока.К...