РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
статья на тему

Гущина Лариса Александровна

 

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

         Социализация личности – это процесс культурных норм и освоения социальных ролей, процесс превращения человека в личность. Социализация начинается в детстве, и школа играет в этом процессе одну их самых важных ролей.

        Читая методические рекомендации о преподавании обществознания в 10-11 классах средних общеобразовательных школе в условиях эксперимента, выделим цели обществоведческой подготовки в старшей школе:

  • - овладение учащимися системой знаний, формирующих целостную картину мира и жизни человека в нём, а также навыками, обеспечивающими адаптацию к условиям динамично развивающегося современного общества;
  • - развитие у старшеклассников умения рассматривать события и явления в жизни общества, пользуясь приёмами системного подхода. Доказательно формулировать соё отношение к актуальным проблемам современного мира;
  • - освоение школьниками ключевых социальных компетентностей, подготовка к сознательному участию в гражданском обществе.1

Таким образом, современное содержание обществоведческого образования уже не сводится к чисто социологическим, экономическим или политико-правовым аспектам. Оно включает актуальные для учащихся элементы, способствующие их социокультурному личностному  самосознанию.2

        Урок обществознания должен содействовать подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе.

        В соответствии с требованиями  к уровню подготовки выпускников по обществознанию,  учащиеся должны:

  • овладеть приемами сравнительного анализа, системного подхода, доказательной аргументации собственной точки зрения, своего отношения к актуальным проблемам современного мира, прогнозирования последствий социальных действий, включая собственные;
  • оперировать в устной и письменной речи основными понятиями (категориями) общественных наук, используемыми в СМИ, в т. ч электронных;
  • освоить способы получения разнородной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в мире, стране, регионе (городе, селе).

__________________________________________________________________

  1. Методические рекомендации о преподавании обществознания в 10-11 классах средних общеобразовательных школ в 20001-02  учебном году.
  2. Л. Ф. Иванова «Личностно-ориентированное обучение обществознанию» Преподавание истории и обществознания в школе. - 2001 г. -  №3,  -  С. 41.

  • освоить способы получения разнородной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в мире, стране, регионе (городе, селе). Осуществлять рефлексию, расширяющейся социальной практики, критически относится к информации, в т. ч распространяемой по каналам СМИ;
  • готовиться принять на себя ответственность за совершаемые действия, собственный выбор в реальных жизненных ситуациях, участвовать в совместном принятии решений, регулировать возникающие конфликты ненасильственным путём;
  • получать и использовать информацию о ситуации на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, склонности, пути их реализации.1

По результатам проверки знаний и умений учащихся 10 классов, занимающихся по эксперименту  на 02. 10.01, выяснилось:

10 «А» класс

10 «Б» класс

Уровень качественной успеваемости 72,7%

Уровень качественной успеваемости 79%

Уровень абсолютной успеваемости  95%

Уровень абсолютной успеваемости  91%

Итоговая контрольная работа 17. 05. 03 показала

Уровень качественной успеваемости  86,5%

Уровень качественной успеваемости  90%

Уровень абсолютной успеваемости  100%

Уровень абсолютной успеваемости  100%

По результатам ЕГЭ, который выбрали 26 учащихся из 46

Уровень качественной успеваемости  76,9%

Уровень абсолютной успеваемости  100%2

В соответствии с программой курса обществознания преподавание велось по учебникам А. И. Кравченко. – М. «Русское слово» 2001 год, Л. Н. Боголюбов «Человек и общество» - М.. «Просвещение» 2001 год.

        Свою цель я видела в том, чтобы содействовать формированию у подростков целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре, политических институтах, экономическом базисе и духовной сфере, становлению правосознания и гражданской позиции. Особая проблема стоит также в анализе текущих событий общественно- политической жизни.

1.Методические рекомендации о преподавании обществознания в 10-11 классах средних общеобразовательных школ в 20001-02  учебном году.

2.Мониторинг  учителя обществознания Гущиной Л. А.

Другими словами развивать социальную компетентность школьников.1

         Особо значимы в этом плане разделы «Общество» и «Человек». Учащиеся плохо знают самих себя, не умеют исследовать себя, как человека, познавать себя, самосовершенствовать и избирать способы самореализации. В тоже время необходимо вооружить будущих выпускников знаниями о методах социального познания и о способах практической деятельности в различных сферах жизни, анализировать развитие региона,  в котором проживаешь.

         Как же достичь цели курса?

        На мой взгляд, развивать социальную компетентность школьников следует через идею личностно-ориентированного обучения.

Обратимся к словарям:

Компетенция – от французского competence – компетенция, осведомлённость

  1. Круг полномочий какого-либо учреждения, государственного органа или должностного лица.
  2. Круг вопросов, в которых кто-либо хорошо осведомлён, разбирается профессионально или со знанием дела.2

Таким образом, компетентным, назовут человека, обладающего основательными знаниями в какой-либо области; знающего; веского; авторитетного.

        Социальная компетентность означает способность человека разбираться в широчайшем круге вопросов, связанных с жизнью, отношениями в обществе. 3

        Но утверждать, что на уроках «личность формируется» можно с большой долей условности, ибо она в такой же мере формируется, в какой противостоит всякому формированию. В обществе, находящимся в процессе ломки, изживания, вытеснения, крушения ранее сложившихся институтов, норм, ценностей и идеалов, в обстановке формирования новых учреждений, правовых становлений, миропонимания, ценностных ориентаций, жизнь противоречива. Молодой человек, живущий в таком обществе получает импульсы как положительного, так и отрицательного плана. Позитивные и негативные тенденции оказывают неоднозначное воздействие на сознание и поведение молодёжи.

        Оградить от негатива, сохранив возможность влияния позитивного, никто не в состоянии. Но в этих условиях именно школа может оказаться устойчивым институтом социализации личности, а ядром социализации и  развития социальной компетенции является предмет,

  1. Обществознание. Программа курса. М. «Русское слово» 2003 год. с. 29
  2. Современный словарь иностранных слов. – М. «Цитадель», 2001 год. с. 375-375.
  3. Толковый словарь русского языка. -  «Просвещение», 1981 год, с. 289.

 называемый сегодня обществознанием.

        Необходимыми составляющими социальной компетентности учащихся являются экономические, политические, правовые социологические, этические знания.

        Однако, обучение предмету и обучение жизни вещи совершенно разные. Никакая школа и никакой учитель не научат человека тому, как быть хорошей женой и домохозяйкой,  семьянином, деловым партнером, избирателем. Но создать необходимые условия для  типичной деятельности любого человека нужно. В содержании обществоведческого образования в курсе 10-11 класса включены знания, способы деятельности, ценностные ориентации, образцы поведения, без которых невозможно  выполнение типичных социальных ролей  в современном обществе.

         Можно ли говорить о гражданственности человека, не знающего Конституцию своей страны, прав человека и гражданина, функций различных государственных органов, символики России, своего региона, района и города?  Изучая раздел «Политика», сочла обязательным использовать проблемные лекции, семинары в форме самостоятельно приготовленных выступлений. Работа в социальном проектировании даёт возможность реальном деле попробовать свои силы, чтобы на практическом опыта получит социальные компетенции.

        Может ли гражданин сознательно выступить в роли избирателя, не разбираясь в предвыборных программах и лозунгах, в облике политических партий и движений, личных качествах политических деятелей?  На уроке по теме «Избирательные системы» уместна деловая игра. (см. Основы избирательного права. ИДПОПР. Челябинск 2001 год)

Может ли быть собственником квартиры, дома, земельного участка  и т. п. производителем и потребителем товаров и услуг, не  вступая в многообразные отношения меду людьми, юридическими лицами, не зная принципов экономической деятельности, норм, регулирующих имущественные и трудовые отношения? В разделе «Экономика 11класс полезны решения проблемных задач, психологические тренинги, работа со статистическими таблицами, другими документами, практикумы, мини - социологические исследования. Такие виды работ и формы обучения усиливают практическую направленность обществознания.

        Реальна ли выработка собственной гражданской позиции во взаимоотношениях с различными социальными группами, если будущий выпускник не имеет представления о структуре общества, социальном статусе личности?  Считаю правильным выделение особого отношения разделу «Социальные отношения». Изучение социологии обязательно, оно даёт логически стройные системные знания об обществе, сооружают каркас социального мышления. Развить самостоятельность мышления помогают уроки-практикумы, уроки-конференции с использованием регионального материала. На них приобретается опыт творческой деятельности, умения работать с различными видами информации, помогают осознать важность своего участия в решении той или иной проблемы, побуждают искать собственный способ решения, формируют навыки общения, взаимодействия, взаимовыручки.

        Возможны ли нормальные отношения с другими лицами без приверженности к определённым моральным принципам, без осознания значимости определенных моральных норм, этики семейной жизни, межнациональных отношений, трудовой и предпринимательской этики?

        Можно ли вообще быть гражданином без уважения к законы, без развитого правосознания? Ответ на все эти вопросы очевиден.

Развитие социальной компетентности школьников может быть эффективным лишь при  условии опоры на личный опыт учащихся, что предполагает обращение к реальной политической, экономической, социальной действительности, её противоречиям и тенденциям. В отрыве от реальной жизни в лучшем случае произойдёт формирование чисто «академической» системы знаний «для экзамена», рядом с которой в сознании учащихся будет существовать другая система представлений и отношений, обслуживающих их практическую деятельность. В худшем случае произойдёт отторжение предлагаемого школой содержания, как не совпадающего с жизненным опытом.         

Действительно, жизненный опыт учащихся является важным фактором развития социальной компетентности школьников, отражает противоречивые процессы, происходящие на глазах учащихся, вбирает в себя влияние СМИ, образа жизни и образа мысли, присущих их семьям, молодёжной субкультуре, общения в группе сверстников. В нём достоверные знания причудливо переплетаются с осевшими в сознании слухами, домыслами, иллюзиями, лживой информацией. Многие факты, почерпнутые из жизни, остаются не понятными или превратно истолкованными, многие проблемы кажутся легко решаемыми. Всё это в сочетании со свойственной возрасту впечатлительностью, категоричностью суждений, оппозиционностью по отношению к взрослым  создаёт ту, сугубо индивидуальную призму, в которой преломляется учебная информация, и не редко ту преграду, о которую разбиваются воспитывающие и формирующие усилия учителя. От- сюда следует вывод: эффективное развитие социальной компетентности школьников предполагает целенаправленную организацию личного опыта учащихся на основе научных знаний. Не противопоставление личного опыта и научной информации, а их синтез. Лишь при их взаимодействии возможно формирование не только необходимых школьником знаний, но и отношений, ценностных ориентаций, освоение социальных ролей.

Социальная компетентность сегодня не мыслимо без моделирования и анализа на занятиях жизненных ситуаций : экономических. Нравственных и иных, требующих применения соответствующих знаний и умений, поиска путей решения проблем, порождённых ситуацией, составление плана практических действий и т.п.

Для старшеклассников важны не только результаты, но и сам процесс образования, его цели средства и методы. Они становятся субъектами.

В этом возрасте трансформируется соотношение оценки и самооценки : последняя становится более значимой для учащихся. Возрастает потребность в саморегуляции, т.е. в управлении собственным развитием. Учащиеся старших классов в силу своих возрастных  особенностей обладают такими качествами (высокий уровень общения и абстракции, стремление к установлению причинно- следственных связей и других закономерностей между предметами и явлениями, критичность мышления, способность аргументировать свои суждения и т. п.), которые позволяют целенаправленно развивать у них теоретическое мышление.1

        Основные методические инновации на современном уроке обществознания связаны с применением активных или как их ещё называют интерактивных методов обучения, позволяющих взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

        Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности. Его суть состоит в такой организации учебного процесса. При которой, практически все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что знают и думают. В результате создаются условия, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

        Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает. Что каждый вносит в этот процесс свой особый индивидуальный вклад, что идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивать саму познавательную деятельность, переводить её на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

        В ходе диалогового обучения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информацией, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на уроках организуется индивидуальная, парная и групповая работа, ролевые игры и т.д.

        Таким образом, интерактивное обучение позволяет: развивать коммуникативные умения и навыки, приучает работать  в команде, обеспечивает учащихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовать совместную деятельность, развивает общие умения (анализ синтез, постановка целей и пр.)

1.С. В. Козин «Информационные технологии в преподавании обществознания.» «Преподавание истории и обществознания в школе» . 2003 год. № 3. с. 28-29.

Интерактивное обучение, благодаря смене форм деятельности способствует, в известной мере, и релаксации, снятию нервной перегрузки. В процессе интерактивного обучения можно применять различные формы урока,  но наиболее результативными являются семинары, лабораторные и практические работы, на которых можно сочетать разнообразные виды учебной деятельности: анализ текста, соревнование групп, диспут, доклады, обсуждение и рецензирование заслушанных сообщений.

        Не вызубривание и выучивание материала, а понимание и использование знаний, умений и навыков становятся условиями развития социальной компетентности школьников, что является одной из целей обществоведческой подготовки в старшей школе. Это будет способствовать формированию гражданской позиции выпускника школы, его самореализации в условиях возросшей свободы экономического, политического, мировоззренческого выбора.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Юрюзань

Катав – Ивановского муниципального района

Челябинской области

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

(статья в сборник «Актуальные проблемы развития образования в Челябинской области». Челябинск ИДПОПР 2004 год.)                                                                                              

Учителя высшей категории

Гущиной Ларисы Александровны

         

        2003


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникац...

Формирование социальной компетентности учащихся на уроках обществознания.

Работа посвящена обобщению собственного педагогического опыта по формированию социальной компетентности учащихся на уроках обществознания....

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Развитие социальной компетентности школьников – одна из важнейших задач современного образования. Особую роль в этом процессе призвана играть психологическая служба. Задача формирования самостоят...

Доклад на педагогическом совете: Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников

Многочисленные исследователи, а также педагоги-практики посвятившие свои работы теме развития социальной компетентности предлагают различные подходы, средства и методы к решению проблемы....

«Инновационный подход в деятельности учителя математики – непременное условие развития социальной компетентности школьника»

Роль сегодняшней школы во многом изменилась. . В связи с этим на первое место выступает личностно-ориентированное обучение, которое будет формировать социальную компетентность ученика. Потому что в со...

Метод проектов как способ развития социальной компетентности школьников в условиях перехода к ФГОС ООО

Социальная компетентность -  необходимое условие самореализации участников образовательного процесса. Метод проектов является важной составляющей развития социальной компетентности школьников в у...

Создание школьного журнала как средство развития социальной компетентности школьников среднего звена

В методических разработках представлен алгоритм взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса при создании номеров школьного журнала "Лицейский Вестник"....