Создание школьного журнала как средство развития социальной компетентности школьников среднего звена
методическая разработка (5, 6, 7 класс)

Морозова Анна Викторовна

В методических разработках представлен алгоритм взаимодействия педагогов с участниками образовательного процесса при создании номеров школьного журнала "Лицейский Вестник".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon met.razrabotki_dlya_uchitelya.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание школьного журнала как средство развития

социальной компетентности школьников среднего звена

Знакомство с журналистикой происходит в школе. Школьная пресса на сегодняшний день стала неотъемлемым звеном образовательного процесса, в котором учащийся получает знания и проявляет заинтересованность, инициативность, умение доводить начатое дело до логического завершения, принимает собственные решения и несет ответственность за их реализацию.

Соответственно, развитие школьных печатных изданий представляет особый пласт обучения и воспитания, выступая одновременно и школой, и лабораторией, где дети учатся свободно мыслить и реализуют свои творческие способности посредством журналистской деятельности.

Учащиеся, являясь субъектами образовательной деятельности, в процессе развивающего обучения совершенствуют коммуникативные навыки, способности к литературному творчеству, повышают грамотность при создании журнала «Лицейский Вестник». В результате работы возрастает мотивация учащихся к обучению, раскрывается их творческий потенциал и самостоятельность. Дети ищут свой путь, выражая свое «Я» в печатном слове. Несомненно, эта работа способствует и сплоченности учащихся, и повышению их статуса в школьном коллективе.

С помощью этой модели обучения у детей формируются следующие компетенции:

компетентность в постановке целей и задач собственной деятельности;

компетентность в организации собственной деятельности;

компетентность в работе с различными информационными источниками;

компетентность в области личностных качеств (эмпатия, такт, культура профессионального общения, умение работать в коллективе и т.д.).

Рассмотрим алгоритм взаимодействия педагогов с учащимися. Он представлен в виде взаимосвязанных компонентов – планирование, мотивация, организация, выполнение, обсуждение, анализ, контроль, между которыми нет четких границ, но ребенок проходит каждый из них.

На этапе планирования мы с детьми обсуждаем тему номера, его содержание, обозначаем рубрики, структуру номера.

Мотивационный компонент нашей работы представлен путем создания психолого-педагогических условий выражения и реализации творческих способностей, поощрения лицеистов на участие в конкурсном движении; создания стабильного, творческого коллектива редакции, расширяя и пополняя ее ряды новыми участниками, что опосредованно развивает информационную среду лицея.

На этапе организации мы с детьми обсуждаем и определяем ответственных за ту или иную рубрику или задание. Каждый ребенок выбирает то, что ему более интересно. Дети придумывают вопросы для блиц-опросов для учащихся и интервью для учителей, выбирают ТОП-лучших вопросов, распределяются на группы и пары для интервьюирования и несут ответственность за реализацию задуманного на практике.

Подготовка журнального материала требует вовлечения детей в различные формы деятельности. Это теоретическая и рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерная работа: набор материала, правка, печать. В рамках издательского дела ярко проявляются все информационные процессы, которые являются основой тех или иных профессий в данной области: журналист, редактор, дизайнер, верстальщик и корректор. Учащиеся знакомятся с профессиями и спецификой их работы и получают теоретические знания и практические навыки в создании печатной продукции. Подготовка журнального материала требует вовлечения школьников в различные формы деятельности. Это теоретическая и рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерная работа: набор материала, правка, макетирование, печать. Таким образом, осуществляется практическая самостоятельная и совместная практическая деятельность учащихся.

Алгоритм взаимодействия с учениками построен таким образом, чтобы на каждой встрече-занятии ребенок узнавал новое, обогащал словарный запас, постигал лексическое многообразие и образность родного языка, приобретал навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; учился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи.

На этапе контроля происходит обсуждение, обработка полученных результатов: мы анализируем результаты проделанной работы, определяем направление и примерное содержание следующего номера «Лицейского Вестника».

Особо стоит отметить, что родители наших детей принимают активное участие, они помогают устраивать тематические выставки: приносят элементы, символы, фото своей школьной поры, рассказывают своим детям о школьной жизни тех лет, сопоставляют и подчеркивают, что сегодня школьная жизнь насыщена другим содержанием, но также интересна и увлекательна, как была и у них. Некоторые родители публикуют свои материалы на страницах школьного журнала.

Мы с уверенностью говорим, что издательское дело объединяет всех участников образовательного процесса, и результатом нашей деятельности выступает успешный, уверенный, увлеченный лицеист.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование кейс-технологии на уроках истории и обществознания как средство развития социальных компетентностей

Представлено обобщение опыта по теме,а также предложены кейсы (ситуационные задания) по истории...

ВАРИАТИВНОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ ПРЕДМЕТА «ТЕХНОЛОГИЯ», ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор компетентностей в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникац...

Проектная деятельность на уроках физической культуры, как средство формирования социальной компетентности школьников.

Всем известно высказывание: «Учиться на своих ошибках».Мне бы хотелось, чтобы мои «дети», свои ошибки совершили еще в стенах школы, где их окружают внимательные, мудрые их любящие родители, учителя и ...

Использование методов интерактивного обучения на уроках географии как средство развития коммуникативной компетентности школьников.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, в которой реализуется традиционная типология методов, ведущая роль отводится развивающим – частично пои...

Внеурочная деятельность по образовательной программе «Рукодельницы» как средство развития творческих способностей учащихся среднего звена

Сегодня в педагогической науке и практике идет интенсивный поиск новых, нестандартных форм, способов и приемов обучения. Широкое распространение получают нетрадиционные виды уроков, проблемные методы ...

Особенности организации работы с учащимися при создании школьной прессы как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников

Школьная пресса выступает как средство развития социально-коммуникативных навыков школьников. Создание номеров школьного журнала предполагает реализацию строго организованной программы взаимодействия ...