Современные подходы и технологии в формировании социальной адаптированности школьников.
материал по психологии на тему

ЧЕКАШЁВА НАТАЛЬЯ ВЛАДИМИРОВНА

 

Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки   тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обусловлена  пониманием  людьми важности состояния здоровья для творческой, активной, социально-полезной и главное трудовой деятельности личности.

Сегодня такое понимание практически ничем не наполнено: ценность здоровья и здорового образа жизни лишь декларируется в обществе, конкретные реалии современной жизни, условия образовательных учреждений не позволяют не только материально (отсутствие должной   спортивной базы для укрепления здоровья и занятий спортом, отсутствие материальных возможностей в большинстве российских семей, имеющих детей и др.), содержательно (отсутствие методических рекомендаций, основанных на конкретном возрасте, индивидуальных особенностях, физическом состоянии ребенка и др.), но главное - концептуально оснастить, наладить, организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

 Важнейшей причиной школьных затруднений - учебных и поведенческих - является нарушение социально-психологической адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к формированию девиантного поведения в более старшем возрасте. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения программы психолого-педагогогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации как первоклассников, так пятиклассников и десятиклассников и профилактики школьной дезадаптации. Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Социальная адаптированность в психологии понимается как результат активного приспособления личности к условиям социальной среды. 

Обо всех этих вопросах говорилось на семинаре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные подходы и технологии в формировании

Социальной адаптированности школьников.

Выступление социального

 педагога высшей квалификационной          категории Чекашёвой Н.В.

 на районном семинаре от 18.03.2014 г.

Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки   тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обусловлена  пониманием  людьми важности состояния здоровья для творческой, активной, социально-полезной и главное трудовой деятельности личности.

Сегодня такое понимание практически ничем не наполнено: ценность здоровья и здорового образа жизни лишь декларируется в обществе, конкретные реалии современной жизни, условия образовательных учреждений не позволяют не только материально (отсутствие должной   спортивной базы для укрепления здоровья и занятий спортом, отсутствие материальных возможностей в большинстве российских семей, имеющих детей и др.), содержательно (отсутствие методических рекомендаций, основанных на конкретном возрасте, индивидуальных особенностях, физическом состоянии ребенка и др.), но главное - концептуально оснастить, наладить, организовать здоровьесберегающий учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении.

Значительная доля ответственности за сохранение и приумножение здоровья сегодня в России  возложена на медицину. Однако отечественная медицина занимается в основном  лечением заболеваний, чего недостаточно.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения   записаны важнейшие постулаты, рекомендуемые все странам:

  • здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
  • обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения;
  • правительства  стран несут ответственность за здоровье своих народов и эта ответственность требует принятия определенных социальных и медико-санитарных мероприятий.

Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни.

В Уставе Всемирной организации здравоохранения – «здоровье как состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней».

В массовой педагогической практике процесс сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования ценности здорового образа жизни и их оздоровления носит формальный характер, используются традиционные средства: мероприятия в режиме дня, нормативные уроки физкультуры, спортивные игры, что принципиально не меняет ситуации. Для многих современных педагогов здоровье обучающихся (воспитанников) не является целевым  результатом педагогического процесса. Физическая культура редко рассматривается как базовая ценность сознания, отсутствует привычка придерживаться принципов здорового образа жизни. Культура бережного отношения к своему здоровью, желание и умение заботиться о нем у многих обучающихся остаются на крайне низком уровне.  

Несоответствие между современными требованиями, предъявляемыми социумом к здоровью обучающихся и фактически сложившейся системой педагогического руководства формированием, укреплением и сохранением здоровья участников образовательного процесса, является актуальной проблемой российского образования.

Вышесказанное,  определяя   актуальность,  позволяет в качестве одного     из продуктивных путей ее решения  назвать разработку модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам. Одним из составляющих такой модели является формирование социальной адаптированности школьников для обеспечения разностороннего развития личности обучающихся

Именно школа сегодня должна стать важнейшим звеном в этом процессе, поскольку, именно на ее  этапе формируются основы как индивидуального здоровья, так и, следовательно, здоровья общества в целом.    

Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.

Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.

Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.

 Важнейшей причиной школьных затруднений - учебных и поведенческих - является нарушение социально-психологической адаптации ребенка к условиям школьного обучения. Дезадаптация, в свою очередь, может привести к формированию девиантного поведения в более старшем возрасте. Именно этим обусловлена необходимость организации и проведения программы психолого-педагогогических мероприятий, направленных на помощь в скорейшей адаптации как первоклассников, так пятиклассников и десятиклассников и профилактики школьной дезадаптации.

Адаптированность - уровень фактического приспособления человека, его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жизнью. Социальнаяадаптированность в психологии понимается как результат активного приспособления личности к условиям социальной среды. Адаптированность, как правило, выше у детей хорошо подготовленных к самостоятельной жизни. Низкая же адаптированность, вызванная незрелостью, способствует возникновению трудностей в освоении новых социальных ролей, а иногда и возникновению невротических отклонений, нарушения поведения и т.д.

МКОУ «Октябрьский лицей» работает по направлению исследования  адаптированности и социализации учащихся уже много лет. За этот период в лицее были апробированы методики, перечисленные в таблице 1.

Таблица 1.

Учебный год

Апробируемая методика

Классы

2009-2010

Диагностика отношения к жизненным ценностям

5-9 классы, 3-4 классы

Исследования представлений старшеклассников о ЗОЖ

9-11классы

Отношение школьников к вопросам употребления алкогольных напитков

7-11классы

Отношение школьников к вопросам употребления табачных изделий

7 - 11 класс

Социометрия

Выборочно

Личностный рост

9-11классы

Анкетирование учащихся по отношению к наркотикам

8-11классы

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье

Выборочно

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

Выборочно

Опросник профессиональной пригодности

9 классы

Анкета «Патриот»

8-11 классы

Анкета «Лучший правовой класс»

Выборочно

Методика «Мотивация учащихся к занятиям физической культуры»

5,7,9,11 классы

2010-2011

Личностный рост

9-11классы

Отношение школьников к вопросам употребления алкогольных напитков

7-11классы

Отношение школьников к вопросам употребления табачных изделий

7 - 11 класс

Социометрия

Выборочно

Анкетирование о гуманности родительско-детских отношений.

Выборочно

Анкета «Взаимоотношения  в семье»

Выборочно

Диагностика отношения к жизненным ценностям

Выборочно

Анкета «Я и мои друзья»

Выборочно

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье

Выборочно

Анкета «Изучение проблемы поведения твоих сверстников»

Выборочно

2011-2012

Методика «Напряженность учащихся средних и старших классов»

 9-11 классы

Методика «Типовое состояние»

 Выборочно

Анкетирование о гуманности родительско-детских отношений.

Начальная школа выборочно

Социометрия

Выборочно

Шкала самооценки

Выборочно

Ранжирование жизненных ценностей

Выборочно

Недописанное  письмо

Выборочно

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье

5-9 классы (Выборочно)

Опросник «Басса-Дарки»

7-9 классы

Личностный рост

9-11классы

Экспресс-методика изучения социально-психологического климата в учебном коллективе

Выборочно

Протокол методики «Школа самооценки»

Выборочно

Ранжирование ценностей

Выборочно

Методика диагностики условий школьной образовательной среды

Выборочно

2012-2013

Методика «Напряженность учащихся средних и старших классов»

 9-11 классы

Методика «Типовое состояние»

 Выборочно

Социометрия

Выборочно

Методика диагностики условий школьной образовательной среды

6,7,9,11 классы (по одному классу из параллели)

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье

5-8 классы (Выборочно)

Исследование экстремизма

9-11 классы

Опросник «Басса-Дарки»

7-9 классы

Анкета отношение школьников к насилию

6 классы

Анкета «Моя семья – какая она?»

7 классы

Анкета «Мои правовые знания»

8 классы

Анкетирование учащихся по отношению к наркотикам

8-11классы

Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В.Бойко)

7-11 классы

Личностный рост

9-11классы

Тест «Размышляем о жизненном опыте»

3-4 классы

2013-2014

Личностный рост

9-11классы

Экспресс-диагностика склонности к аффективному поведению (В.В.Бойко)

7-11 классы

Анкетирование учащихся по отношению к наркотикам

8-11классы

Анкета отношение к толерантности

7-11 классы

Методика «Напряженность учащихся средних и старших классов»

 9-11 классы

Методика «Типовое состояние»

 Выборочно

Экспресс-диагностика ценностных представлений о здоровье

5-8 классы (Выборочно)

Социометрия

Выборочно

Кеттел

состоящие на ВШУ

Отношение школьников к вопросам употребления алкогольных напитков

9-11классы

Отношение школьников к вопросам употребления табачных изделий

7-11 классы

Диагностика отношения к жизненным ценностям

5 классы

Методика для изучения социализированности личности учащегося

8-11классы (по одному классу из параллели)

Недописанное письмо

Выборочно

Методика диагностики условий школьной образовательной среды

Выборочно

Опросник «Басса-Дарки»

Выборочно

 Анализ содержания этих методик и полученные результаты тестирования позволили нам отобрать методики для проведения мониторинговых исследований по программе оценки уровня социальной адаптированности учащихся. В этот блок методик вошли:

  • методика «Типовое состояние» (Адаптированная методика Э. Эйдемиллераи В. В. Юстицкого)
  • методика «Личностный рост ребенка: методика диагностирования» (авторы Григорьев Д.В., Кулешова И.В., Степанов П.В.);
  • Методика диагностики условий школьной образовательной среды (авторыН.П.Бадьина, В.Н.Афтенко);
  • Методика «Напряженность учащихся средних и старших классов».

Эти методики постоянно применяются в нашем лицее в совместной работе социального педагога с педагогическим коллективом. В качестве дополнительных методик используются: тест-опросник «Оценка социализированности учащихся», разработанная проф. М.И. Рожковым и тест «Размышляем о жизненном опыте» (составлен Н.Е.Щурковой) для младших школьников и для старших школьников.

В результате апробации этих методик в течение нескольких лет и регулярных обсуждений результатов тестирования на педагогических советах лицея, заседаниях МО классных руководителей, совещаниях при завуче и бесед с родителями школьников у нас сложилась определенная система работы.

Примечание:   1. Данные методики могут использоваться и в других классах по индивидуальному запросу родителей, классных руководителей, в ходе проведения консультаций с учащимися по их запросам.

Эти методики были отобраны нами в связи с тем, что, по нашему мнению, именно они позволяют оценить требования к личностным результатам обучающихся по новым ФГОС.

Разработка комплексной модели формирования здоровьесберегающей среды в лицее проходит с учетом индивидуального подхода к обучающимся, веется мониторинговое исследование.

        Начало школьной жизни - серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям.

          Начало обучения в лицее совпадает с интенсивным психическим развитием. Идет формирование познавательной деятельности, развиваются различные виды памяти, словесно-логическое мышление. Высокая эмоциональность способствует преобладанию непроизвольных реакций. Но ученики уже могут сознательно управлять своим поведением, подчиняться необходимым требованиям - развивается произвольность. Поддержка мотивации идет через развитие любознательности. Недоразвитие мелкой моторики рук не позволяет некоторым детям достаточно успешно овладевать основами красивого письма. Поэтому важно уделять внимание развитию мелких мышц в разных видах деятельности. В младшем школьном возрасте у детей активно происходит формирование внутреннего плана действий, начинает развиваться способность к рефлексии.

          Как правило, ребята стремятся стать школьниками: они идут в школу с большим интересом и готовностью выполнять учебные задания. Но для многих из них школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для этих детей период адаптации к школе может быть травмирующим.

          Основной целью работы педагога психолога является помощь детям в адаптации к школе, что подразумевает, в частности, развитие саморегуляции детей, предупреждение и снижение тревожности, а также помощь учителю в создании условий, способствующих интенсивному развитию познавательных возможностей и коммуникативных способностей первоклассников.

Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5-м классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Он связан с возрастанием нагрузки на психику ученика, поскольку в 5-м классе происходит резкое изменение условий обучения. Дети переходят от одного основного учителя к системе «классный руководитель – учителя-предметники», появляется кабинетная система. Разнообразие требований, предъявляемых к школьнику учителями (нередко фактором, осложняющим процесс адаптации у пятиклассников, служит именно рассогласованность, и даже противоречивость требований разных педагогов), необходимость на каждом уроке приспосабливаться к индивидуальному стилю преподавания педагога – все это является серьезным испытанием для психики школьника. Целью нашей работы является создание условий для успешного освоения образовательных программ и формирование позитивной Я-концепции личности, что предполагает раскрытие творческого потенциала, формирование и развитие познавательных потребностей, социальной ответственности, развития индивидуальности каждого учащегося.   Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения задач:

  1. Создать систему взаимодействия ДОУ  и школы в рамках проблемы преемственности "детский сад - школа", включающую в себя проведение совместных психолого-педагогических мероприятий;

  2. Создать систему психолого-педагогического сопровождения социально-психологической адаптации первоклассников через активное взаимодействие педагогов ДОУ, учителей начальной школы.

  3. Выявить особенности психолого-педагогического статуса каждого ребёнка с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.

  4. Организовать регулярные групповые и индивидуальные консультации родителей по вопросам педагогики и психологии развития детей;

  5. Разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы психолого-педагогического развития и коррекции отдельных учащихся, нуждающихся в индивидуальной помощи специалистов.

  6. Осуществлять психолого-педагогический мониторинг динамики социально- психологической адаптации и развития учащихся ( в групповой и индивидуальной форме)

Исследование уровня социализированности учащихся-пятиклассников МКОУ «Октябрьский лицей» проводилось по нескольким факторам:

  • Общая удовлетворенность лицеем. Наиболее общим показателем успешного процесса адаптации можно считать взаимную удовлетворенность человека и социальной среды. Состояние личности, позволяющее достигать таких взаимоотношений с социумом, называется социально-психологической адаптированностью.
  • тревожность в лицее – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь лицея. Если ребёнок в лицее не может найти системы удовлетворяющего его общения, он «уходит» из лицея, чаще психологически, хотя не так уж редко и буквально. Это является проявлением социально-психологической дезадаптации, признаками которой считаются повышенная тревожность и неуверенность личности в себе, агрессивность и чувство малоценности, чрезмерное увлечение курением, компьютерами, длительные внутриличностные и межличностные конфликты, переживаемые без поисков возможных решений.
  • Нервно-психическое напряжение
  • Социометрия развитие  социальных контактов со сверстниками.

Исследования общей удовлетворенностью лицеем  показали, что:

- в  5 «А» классе 90,9 %  учащихся удовлетворены образовательным учреждением, 9,1 % - не удовлетворены; (Второй срез /февраль/ общая удовлетворенность школой  в норме у  94,7   %  опрошенных учащихся, показатель выше среднего у  5,3 %);

- в 5 «Б» классе 100 % учащихся удовлетворены образовательным учреждением.

Исследование уровня и характера тревожности, связанной с лицеем проводилось в двух классах: 5 – А, 5 – Б. Всего было обследовано 39 пятиклассников (5 «А» - 22 учащихся, 5 «Б» - 17 учащихся). Уровень тревожности показатель выше среднего определен в 5 «А» – 13,6 % всех обследованных (Второй срез /февраль/ тревожность в норме у 100 % опрошенных учащихся),  а в 5 «Б»  - отсутствуют учащиеся. Учащиеся  с высоким уровнем тревожности отсутствуют, что можно интерпретировать как факт хорошей адаптации учащихся.

Исследование показателя нервно-психического напряжения показало:

- в  5 «А» классе в норме у 72,75 %  учащихся, показатель выше среднего у 22,7 % учащихся, 4,55% имеют высокий показатель нервно-психического напряжения, что можно интерпретировать как факт дезадаптации; (Второй срез /февраль/  в норме у 78,9 % учащихся, показатель выше среднего у 21,1  % учащихся);

- в 5 «Б» классе в норме у 82,4 %  учащихся, показатель выше среднего у 17,6 % учащихся, отсутствуют учащиеся с высоким показатель нервно-психического напряжения.

Результаты социометрии  свидетельствуют, что в классах есть отверженные учащиеся, имеются учащиеся, стремящиеся к лидерству.  В основном в классах преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между учащимися, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности.  Детям  нравится вместе участвовать в различных мероприятиях и  проводить свободное время. Но существует и другое мнение: в классе наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество, преобладает подавленное настроение. Иногда ребята позволяют себе принижать личность другого. Таких учащихся немного,  но у всех этих детей общее эмоциональное состояние характеризуется повышенной тревожностью. Существующие формы включения их в жизнь лицея приводят к высокой тревожности, а так же эти дети испытывают страх ситуации проверки знаний и страх не соответствовать ожиданиям окружающих. Им свойственна ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей. Особенности психофизиологической организации обусловливают сниженную стрессоустойчивость тестируемых, что повышает вероятность неадекватного поведения в ситуации стрессогенного характера.  

Также, у ребят положительное отношение к лицею. Однако у некоторых пятиклассников присутствует тревожность и нервно-психическое напряжение, что является показателем дезадаптации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к лицею, учителям и родителям даны ряд рекомендаций, которые нужно учитывать и воздействовать на составляющие, от которых в большей степени зависит социализированность ребят:

         Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности.

         Уверенность в себе.

         Направленность на достижения успеха и вера в возможность положительного результата своей деятельности.

         Интерес к людям, организующим процесс обучения или участвующим в нем.

         Потребность и возможность в самовыражении.

         Принятие и одобрение значимыми людьми.

         Актуализация творческой позиции учащихся.

         Осознание значимости происходящего для себя и других.

         Потребность в социальном признании.

         Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха.

         Ценность образования в рейтинге жизненных ценностей (особенно в семье).

 Негативное отношение к лицею и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, следовательно, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки.

О  методике диагностики условий школьной образовательной среды (авторыН.П.Бадьина, В.Н.Афтенко) общей удовлетворенности образовательным учреждением Вам рассказала заместитель директора по ВР Прокофьева Г.В., я же остановлюсь на  методике «Напряженность учащихся средних и старших классов», которая проводится несколько раз в год среди учащихся 9- 11 классов   (Таблица 2, 3, 4, 5):

Таблица 2

Динамика напряженности в течение учебного года

Количество учащихся в классе, %,.                Класс: 9 А

Периоды наблюдений

октябрь

Опр.16 чел.

февраль

Опр. чел.

Количество учащихся с низким и ниже среднего уровнем напряженности

8

Количество учащихся со средним

уровнем напряженности

7

Количество учащихся с высоким и  выше среднего  уровнем

напряженности

1

Таблица 3

Динамика напряженности в течение учебного года

Количество учащихся в классе, %,

Класс: 9 Б

Периоды наблюдений

октябрь

Опр.14 чел.

февраль

Опр. чел.

Количество учащихся с низким и ниже среднего уровнем напряженности

8

Количество учащихся со средним

уровнем напряженности

5

Количество учащихся с высоким и  выше среднего  уровнем

напряженности

1

Таблица 4

Динамика напряженности в течение учебного года

Количество учащихся в классе, %, класс 10

Периоды наблюдений

ноябрь

Опр.17 чел.

февраль

Опр.  чел.

Количество учащихся с низким и ниже среднего уровнем напряженности

15

Количество учащихся со средним

уровнем напряженности

2

Количество учащихся с высоким и  выше среднего  уровнем

напряженности

0

Таблица 5

Динамика напряженности в течение учебного года

Количество учащихся в классе, %, Класс 11

Периоды наблюдений

ноябрь

Опр.21 чел.

февраль

Опр.  чел.

Количество учащихся с низким и ниже среднего уровнем напряженности

15

Количество учащихся со средним

уровнем напряженности

4

Количество учащихся с высоким и  выше среднего  уровнем

напряженности

2

Как видно из таблиц у учащихся 9 – 11 классов (38  человек обследовано) 46 учащихся имеют низкий и ниже среднего уровень напряженности, 18 человек -  средний уровень напряженности, 4 человека - высокий и выше среднего уровень напряженности.

В лицее проводится в зависимости от уровня дезадаптации ребенка коррекционно-реабилитационная работа по следующим видам реабилитации: социально-медицинская, которая направлена на восстановительную терапию, ориентирована на здоровый образ жизни, на создание здоровьесберегающей среды; социально-психологическая, которая направлена на повышение уровня психологического здоровья, информирование о потенциальных возможностях личности, стимулирующих самореабилитацию; социально-педагогическая, которая заключается в обучении тому, как строить отношения с окружающими людьми и миром, определяет социальную позицию и личностный статус в обществе; социально-средовая, которая ориентирует индивида на социальные контакты, укрепление и расширение социальных связей и способов социального поведения; социально-бытовая, которая формирует умение организовать быт, досуг на принципах здорового образа жизни; профессиональная, которая состоит из профессиональной ориентации, профессионального образования, профессионально-производственной адаптации и трудоустройства.  

Для всех обучающихся в лицее: созданы все условия, гарантирующие охрану здоровья; освобождение от занятий физкультуры; организованы индивидуальные занятия по предметам; расписание занятий предусматривает перерывы достаточной продолжительности для питания обучающихся; учебная и внеурочная нагрузка, режим занятий учащихся, которые закреплены в уставе лицея, согласованы с Роспотребнадзором. 

Десятый класс открывает последний этап обучения в старшей школе. Главное психологическое приобретение данного возраста – это открытие своего внутреннего мира. Самосознание переходит на качественно новый уровень. Это проявляется в повышении значимости собственных ценностей, в перерастании частных самооценок отдельных черт личности в общее, целостное отношение к себе. Здесь мы проводим методику «Личностный рост» (динамику которой отслеживаем уже много). (Таблица 6)

Таблица 6

СВОДНАЯ ВЕДОМОСТЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИКИ «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»

за 2013-2014 учебный год.

Отношение подростка

Показатель

отношения

Классы

По параллели

9 А

9 Б

10

11

14

чел.

%

15

чел.

%

15

чел.

%

19

чел.

%

63

чел.

%

1

К   семье

устойчиво-

позитивное

8

57,1

8

53.3

9

60

12

63,2

37

58,7

ситуативно-

позитивное

5

35,7

7

46.7

5

33,3

7

36.8

24

38,1

ситуативно-

негативное

1

7,1

0

0

1

6,7

0

0

2

3,2

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

2

К Отечеству

устойчиво-

позитивное

0

0

5

33,3

5

33,3

5

26,3

15

23,8

ситуативно-

позитивное

8

57,1

8

53.3

9

60

13

68,4

38

60,3

ситуативно-

негативное

5

35,7

2

13.3

0

0

1

5,3

8

12,7

устойчиво-

негативное

1

7,1

0

0

1

6,7

0

0

2

3,2

3

К Земле (природе)

устойчиво-

позитивное

2

14,2

2

13,3

2

13,3

6

31,6

12

19,0

ситуативно-

позитивное

9

64,3

10

66,7

12

80

13

68,4

44

69,8

ситуативно-

негативное

3

21,4

2

13.3

1

6,7

0

0

6

9,6

устойчиво-

негативное

0

0

1

6,7

0

0

0

0

1

1,6

4

К миру

устойчиво-

позитивное

3

21,1

0

0

1

6,7

0

0

4

6,4

ситуативно-

позитивное

9

64,3

8

53,3

12

80

19

100

48

76,2

ситуативно-

негативное

2

14,2

6

40

2

13,3

0

0

10

15,8

устойчиво-

негативное

0

0

1

6,7

0

0

0

0

1

1,6

5

К труду

устойчиво-

позитивное

4

71,4

6

40

13

86,7

14

73,7

37

58,7

ситуативно-

позитивное

10

28,6

9

60

2

13,3

5

26,3

26

41,3

ситуативно-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

6

К культуре

устойчиво-

позитивное

3

21,4

4

26,7

6

40

9

47,4

22

34,9

ситуативно-

позитивное

11

78,6

10

66,7

7

46,7

9

47,4

37

58,7

ситуативно-

негативное

0

0

1

6,7

2

13,3

1

5,3

4

6,4

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

7

К знаниям

устойчиво-

позитивное

3

21,4

1

6,7

5

33,3

10

52,6

19

30,2

ситуативно-

позитивное

9

64,3

14

93,3

8

53,3

9

47,4

40

64

ситуативно-

негативное

2

14,3

0

0

1

6,7

0

0

3

4,8

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

1

6,7

0

0

1

1,6

8

К человеку как таковому

устойчиво-

позитивное

0

0

0

0

1

6,7

0

0

1

1,6

ситуативно-

позитивное

10

71,4

13

86,7

13

86,7

17

89,5

53

84,1

ситуативно-

негативное

4

28,6

2

13,3

1

6,7

2

10,5

9

14,3

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

9

К человеку как Другому

устойчиво-

позитивное

2

14,3

5

33,3

6

40

1

5,3

14

22,2

ситуативно-

позитивное

10

71,4

10

66,7

9

60

18

94,7

47

74,6

ситуативно-

негативное

2

14,3

0

0

0

0

0

0

2

3,2

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

10

К человеку как Иному

устойчиво-

позитивное

0

0

0

0

0

0

1

5,3

1

1,6

ситуативно-

позитивное

5

35,7

6

40

8

53,3

14

73,7

33

52,4

ситуативно-

негативное

7

50

8

53,3

7

46,7

3

15,8

25

39,7

устойчиво-

негативное

2

14,3

1

6,7

0

0

1

5,3

4

6,3

11

К своему телесному Я

устойчиво-

позитивное

3

21.4

5

33,3

10

66,7

8

42,1

26

41,3

ситуативно-

позитивное

10

71,4

8

53,3

3

20

11

57,9

32

50,8

ситуативно-

негативное

1

7,1

2

13,3

2

13,3

0

0

5

7,9

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

12

К своему душевному Я

устойчиво-

позитивное

0

0

1

6,7

2

13,3

0

0

3

4,8

ситуативно-

позитивное

6

42,9

7

46,7

6

40

12

63,2

31

49,2

ситуативно-

негативное

8

57,1

6

40

5

33,3

6

31,6

25

39,7

устойчиво-

негативное

0

0

1

6,7

2

13,3

1

5,3

4

6,3

13

К своему  духовному Я

устойчиво-

позитивное

1

7,1

2

13,3

2

13,3

6

31,6

11

17,5

ситуативно-

позитивное

13

92,9

13

86,7

13

86,7

13

68,4

52

82,5

ситуативно-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

устойчиво-

негативное

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

Важнейшая особенность юношеского самосознания – формирование временной перспективы, обращённость в будущее.  Первые месяцы обучения в старшей школе становятся периодом адаптации к новым условиям обучения. В этот период у старшеклассников могут возникать определённые сложности в учёбе, в отношениях со сверстниками, родителями. Успешная физиологическая и социальная адаптация обеспечивает полноценное интеллектуальное развитие учащихся, на фоне хорошей школьной мотивации, адекватной работоспособности, низком уровне тревожности при сохранении здоровья и оптимального самочувствия.

Адаптированность понимается как согласованность требований социальной среды и личностных тенденций. Она предполагает реалистичную оценку себя и окружающей действительности, личностную активность, гибкость, социальную компетентность.

Исследование социально-психологическойадаптированности учащихся 10-х классов проводилось по нескольким факторам. В ходе обработки результатов, факторы дезадаптированности (высокий уровень напряженности отсутствует, уровень,  уровень тревожность в норме у всех учащихся) у учащихся 10-х классов не выявлены. Таким образом, уровень социально-психологическойадаптированности у всех обследованных учащихся соответствуют возрастным нормам. Можно сказать, что учащиеся 10-х классов не испытывают значительных учебных перегрузок, уровень личностной и реактивной тревожности у всех испытуемых в пределах нормы. В основном, они принимают себя и других. Большинство учащихся испытывают состояние эмоционального комфорта и  ориентированы на  то, что достижение жизненных целей зависит от них самих.

Тем не менее, педагогическому коллективу лицея, в ходе учебно-воспитательного процесса, а также родителям учащихся, необходимо учитывать возрастные особенности старших подростков, а также основные трудности, с которыми данная категория учащихся может сталкиваться.

Основными потребностями подростков являются самоутверждение среди сверстников, их самореализация происходит в общении. В старшем подростковом возрасте развивается независимость и самостоятельность. Наблюдается стремление к смене впечатлений и поиск острых ощущений. Формируется потребность профессионального самоопределения.

Наряду с этим, учащиеся старших классов сталкиваются с такими проблемами, как:

  • Сложности в дружеских отношениях и любви.
  • Отношения с родителями и другими взрослыми («не разрешают, не отпускают, не понимают, не дают, заставляют» и т. п.).
  • Проблемы самооценки и развития характера (недовольство собой, своим внешним видом и поведением).
  • Ощущение перегрузки, усталость (неумение контролировать желания и организовывать свое время, неумение учиться; физические недомогания, связанные с перестройкой организма).
  • Проблемы с учебой (снижение успеваемости, нежелание учиться).
  • Выбор жизненного пути (где продолжать учебу, выбор профессии).
  • Проведение досуга.

Учитывая возрастные особенности старшеклассников и проблемы, с которыми им приходиться сталкиваться, педагогам и родителям следует руководствоваться следующими рекомендациями:

  • Безусловное принятие старшеклассника, которое проявляется в понимании и позитивном отношении. Юноша должен быть уверен, что его любят независимо от успехов и неудач, и не сравнивают с другими.
  • Отношения должны быть естественными, чувства неподдельными и реакции на чувства ребенка искренними.
  • Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций.
  • Относиться к старшему подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению, особенно если речь идет о его потребностях или о его будущем.
  • Если случается неприятность, необходимо разбираться совместно, внимательно выслушав учащегося.
  • Наказание должно соответствовать тяжести проступка и не причинять физический вред. Подростку нужно объяснить, за что его наказывают, а в случае несправедливого порицания родители или педагоги должны иметь мужество извиниться перед ребенком.

Данные рекомендации помогут поддерживать уровень социально-психологической адаптированности учащихся старших классов и снизить риск возникновения признаков дезадаптации.

Подведя анализ проводимой в лицее работы по использованию современных подходов и технологий в формировании здорового образа жизни и социальной адаптированности школьников,  мы вышли к необходимости   разработки модели формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода к обучающимся, воспитанникам. Одним из составляющих такой модели (Таблица 7) является формирование социальной адаптированности школьников для обеспечения разностороннего развития личности обучающихся

В предлагаемой модели, которую мы стараемся создать в лицее, основными постулатами являются:

  • ценность «здоровье» рассматривается, как ключевая поскольку здоровье нации является необходимым условием не только развития и роста, но и выживания общества;
  • само здоровье рассматривается как проявление уровня культуры личности.
  • значимое место придается здоровью педагога, который не только должен иметь собственное понимание сути процесса здоровьесбережения и здоровьеукрепления школьника, но и сам обладать достаточно высоким уровнем здоровья.

При определении путей и средств влияния здоровьесберегающей, здоровьеформирующей среды образовательных учреждений на формирование, укрепление и сохранение здоровья школьников  мы  исходили из компонентов физического, психического, социального здоровья человека.         

Личностное развитие и воспитание определяются природными задатками, социальной средой, условиями обучения, сотрудничеством с родителями, учителями, с другими людьми, а также собственной активной учебно-познавательной деятельностью ученика. Это позволяет рассматривать перечисленные характеристики в качестве ведущих условий развития и воспитания. Учебно-воспитательный педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть  и помогает ему состояться как здоровому, активному, свободному, интеллектуально развитому, образованному человеку.

В образовательной практике – это может проявляться в формировании у субъектов педагогического процесса:

  • способности к позитивному саморазвитию в различных жизненных обстоятельствах, уверенности в себе, развитию чувства компетентности и собственной ценности;
  • мотивации укрепления здоровья, посредством установки на ценность собственного здоровья; приобретения знаний о своем здоровье; овладения способами, охраняющими и умножающими здоровье; умения применять формы накопления здоровья к особенностям своего организма;
  • культуры здоровья, направленной на ответственное отношение как к своему, так и здоровью окружающих, на стремление сохранить и приумножить свой природный потенциал, гармонизацию личности, готовность поддержать свое душевное равновесие и окружающих, способность воспринимать и создавать прекрасное.

           Отдельно хотелось бы сказать  о необходимости готовности педагога к здоровьеформирующей деятельности. Умение педагога подойти к обучающемуся (воспитаннику), найти пути к продуктивному взаимодействию с ним, внушить ему, что негативизм к собственному здоровью ничто иное, как игра с судьбой, сегодня является одной из важнейших задач педагогической деятельности. Педагог должен уметь:

  1. донести до обучающегося суть ценности здорового образа жизни;
  2. сформировать у обучающегося мотивы сохранения и укрепления своего здоровья;
  3. создать такие условия обучения и воспитания, при которых каждый обучающийся может стать субъектом своей здоровьеформирующей деятельности;
  4. создать ситуацию успеха в овладении обучающимися навыками накопления собственного здоровья. У В.А.Сухомлинского есть следующие слова: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший  труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости воспитанников зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Таблица 7

Модель формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях с учетом индивидуального подхода

к обучающимся, воспитанникам

СУБЪЕКТЫ  

Обучающийся

(воспитанник)

Члены семьи

обучающегося

Педагоги

Привлеченные специалисты и организации

ЦЕННОСТИ

Осознание  причин своих личностных, профессиональных и других переживаний, особенностей формирования межличностных отношений

Осмысление  мотивов, потребностей, устремлений, установок, отношений, особенностей поведения и эмоционального реагирования ребенка

Открытие  системы ценностей подростка внутреннего происхождения

Достижение  соответствия между декларируемыми и реально-действующими ценностями

ЦЕЛЬ

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

ЗАДАЧИ

Осознание  ценности здоровья и активно-познавательное стремление к его совершенствованию, индивидуальная информированность и способность принимать ответственные эффективные решения, определяющие структуру и качество жизни

Удовлетворение  потребностей обучающегося в здоровом образе жизни, формирование потребности в соблюдении элементарных гигиенических норм и правил, выведение подростка в режим саморазвития, самовоспитания

Сохранение  и  развитие здоровья обучающегося при его оптимальной трудоспособности и социальной активности, формирование системы умений и здоровьеформирующих технологий и стратегий

Межведомственная, межсекторная и межорганизационная координация, формирование доминантной установки на восприятие позитивных сторон реальности и защиту от негативных влияний непедагогизированной среды

ФУНКЦИИ

Самореализации

Психофизиологическая

Эстетически-познавательная  

Психотерапевтическая

АСПЕКТЫ

Личностный

Командный

Образовательный

Деятельностный

ФОРМЫ

Консультации, беседы, инструктажи, тренинги, семинары-практикумы, дни открытых дверей, конференции

РЕЗУЛЬТАТЫ

(с позиций трех уровней отношения обучающегося к своему здоровью)

Когнитивный  

Эмоциональный

Поведенческий

Позитивное отношение  обучающегося

 к себе, самоуважение

Формирование дифференцированных обобщенных знаний о себе в процессе деятельности и общения с окружающими

Включенность  в культурно-оздоровительную деятельность

Как показано выше, проблемы детского здоровья нуждаются в новых подходах, в вопросах оздоровления детей рука об руку должны идти медики, педагоги, психологи,  социальные педагоги и другие специалисты, наряду с профилактикой требует совершенствования система первичной диагностики состояния здоровья и разработка специальных методов ее осуществления. Мы еще раз подчеркиваем мысль, что здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная и ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей. Приобщение школьников к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс его  социализации и воспитания, осознования нового, более высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь.

Образовательное учреждение сегодня может стать важнейшим звеном такой социализации подрастающего поколения, взяв за ведущие принципы реализацию здоровьесберегающего учебно-воспитательного процесса и формирование  здорового образа жизни,  ориентированные на деятельность, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.

От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании принципы и навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем вся деятельность, препятствующая раскрытию потенциала личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения

Роль семейных традиций в формировании социально-адаптированного поведения...

Формирование социально- адаптированной личности учащихся с ОВЗ посредством участия в выставках детского творчества

Регулярное участие детей с ОВЗ в конкуосных мероприятиях, в том числе и выставках детского творчества - неотъемлемая часть педагогического процесса,способствующего формирванию гармоничной,социально- а...

Влияние социально-психологического климата учреждения на формирование социальной направленности школьников

Активное развитие личности, формирование базисных качеств происходит в школьные годы, и во многом зависит от той социальной атмосферы, членом которой является ребенок. Особое значение в этом смысле (с...

Медиаобразование учащихся как средство формирования социально-адаптированной личности на современном этапе развития информационного общества

Сегодня от учащихся школы требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации...

«Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»

Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – об...