«Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»
методическая разработка

Иванова Зоя Павловна

Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_it_2021.docx23.88 КБ

Предварительный просмотр:

                                                     Иванова Зоя Павловна

«Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Слово «технология» происходит от греческих слов – искусство, мастерство и - учение. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе означает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять  не только на уроках, но и на различных занятиях: технология разно уровневого обучения; игровые технологии; информационно-коммуникационные технологии; нравственная технология; здоровье сберегающие технологии.

 В детском санатории дети находятся определенный промежуток времени (2-4 недели), дети разного возраста (до 15 лет). Дети попадают в новые условия: другой детский коллектив, учителя, воспитатели, медицинской персонал; где дети получают лечение, образование, с ними проводятся различные творческие занятия. Задача воспитателя – помочь ребенку адаптироваться и влиться в новые для него условия пребывания.  Происходит постоянный педагогический процесс -  взаимодействие воспитателя и детей в специально организованных условиях, в определенное время, в определенном режиме, по специальным правилам и программам. Обучение детей происходит на занятиях, прогулках, во время игр, общения с воспитателями и другими сотрудниками санатория.  Основное внимание важно уделять обучению в интересной, увлекательной для них игровой форме, по программе сохраняющей здоровье детей (как психическое, так и физическое), поддерживать у детей интерес и желание учиться. Воспитатель выступает  не только как носитель знаний, но и как помощник в становлении личности ребенка. Организация внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса. Она позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика.

 Основной формой работы на занятии является игровая деятельность, как наиболее эффективный способ развития интеллекта, творческих способностей. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекаясь, учащиеся не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое; ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений и понятий, развивают навыки, фантазию. Развивая интеллект, мы можем дать ребёнку мощный толчок для познания окружающего мира. Личность с развитым интеллектом гораздо активнее использует полученную сумму знаний не только на уроке, но и за его пределами. Такие дети легче адаптируются к внешним воздействиям, менее подвержены стрессам, устойчивы к психофизическим нагрузкам, обладают навыками саморазвития и логического мышления. 

Внедрение новых педагогических и информационных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей,  позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании, способствует повышению качества знаний и умений учащихся. Воспитатели призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность.  Цель деятельности педагогов: воспитание нравственно-правовой, эмоционально-эстетической, интеллектуально-информационной и коммуникативной культуры, а также культуры здоровья школьника. Они ставят каждого ребенка в позицию активного участника, дают возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учат работать в команде. Это ведет к сплоченности детского коллектива, развитию коммуникативных навыков у детей.

Нужно отметить большое значение коллективных разговоров в детском коллективе. Они помогают сблизить детей, формируют их поведение. Воспитатель спрашивает, например, куда сегодня дети ходили, что нового в группе, или какие изменения природы они заметили. В такой разговор особенно необходимо вовлекать молчаливых детей путем обращения к ним (Паша, что ты заметил?), подсказывающим вопросом, поощрением. Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи (Коля, повтори пожалуйста, мою просьбу… Спасибо.). Педагог для развития начальных форм речи  организует совместное рассматривание картинок, детских рисунков, книг. Побудить к разговору на определенную тему могут небольшие рассказы воспитателя (что он наблюдал в автобусе, что интересного увидел  на детской площадке).      Рассказы  воспитателя вызывают в памяти детей аналогичные воспоминания, активизируют их суждения и оценки.  Очень эффективный прием — объединение детей разных возрастов, организация коллективных игр, их совместный труд.  Большие возможности для речевого общения предоставляют  ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин»,  «в школу», «в театр», и др. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр, включая  новые задания и поручения.  Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения со взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника.   В индивидуальном разговоре легче сосредоточить внимание ребенка на отдельных ошибках в его речи.  Но когда бы воспитатель ни говорил с детьми, разговор должен быть полезным, интересным и доступным.

Современная социально-экономическая ситуация характеризуется тем, что многие области человеческой деятельности, в том числе и образование, стремительно развиваются за счёт внедрения различных инноваций. Человеку в этой ситуации предстоит быть не только исполнителем в их осуществлении, но и  творцом инновационных процессов. Нововведения в обществе, в образовании одновременно являются и результатом, и  путем  перестройки общества и образования. Меняются требования к проводимым занятиям: создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей, целесообразное расходование времени занятия, применение разнообразных методов и средств обучения, высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми, практическая значимость полученных знаний и умений. Для этого необходимо постоянно повышать свой профессиональный  уровень, применять и использовать  современные подходы и технологии, что  имеет следующие преимущества по сравнению с традиционным обучением:

  • Современность и актуальность учебного материала.
  • Наличие дополнительного и сопутствующего материала.
  • Эстетичность и наглядность.
  • Возможность распечатки материала для индивидуальной работы.
  • Обучение через игровую или практическую деятельность.
  • Повышение интереса учащихся к учёбе.
  • Более чёткая организация деятельности учителя.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Автор отмечает актуальность проблемы воспитания и развития социально-трудовой компетентности старшеклассников.  Анализирует психолого - педагогические условия  формирования  социал...

Современный подход к организации и содержанию психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи

Современные аспекты понимания организации  психолого-педагогической помощи детям с недостатками речи...

Современные подходы и технологии в формировании социальной адаптированности школьников.

Здоровье как категория является одним из главных элементов национального богатства любого государства. Значимость разработки   тематики сохранения и укрепления здоровья школьников обус...

Доклад "Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"

"Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом" Доклад был представлен на Всероссийской науч...

Оказание психолого-педагогической помощи одаренным учащимся

выявление одаренных учащихся и стратегии их поддержки в личностно-ориентированном обучении и воспитании...

Современные подходы и технологии работы с родителями (законными представителями) обучающихся

Важным звеном в выстраивании воспитательной работы является взаимодействие школы и семьи. Семья — это та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Как...

Программа "Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних получателей социальных услуг в условиях социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних от 12 до 18 лет временного проживания Центра социальной помощи семье и детям"

В программе описано планирование деятельности, концептуальные подходы, основные цели и задачи социального педагога социально-реабилитационного отделения для несовершеннолетних временного проживания Це...