Доклад "Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"
статья на тему
"Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"
Доклад был представлен на Всероссийской научно-практической конференции "Обучение и сопровождение детей со сложным дефектом" 16 марта 2014 года в г. Челябинске.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_chelyabinsk.docx | 79.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Амурской области
ОБЛАСТНОЙ
центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи
675007, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Загородная, 54 Тел. (4162) 52-54-21, факс (4162) 52-25-90
e-mail: pmpk-7@yandex.ru
Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом
Л.А. Новикова, Л. Г. Гроздова
Современная ситуация в системе образования связана с ориентацией на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, направлена на создание новых моделей, поиск новых форм и технологий, оказание специализированной помощи детям, имеющим проблемы в развитии, детям с ограниченными возможностями здоровья
I Областной Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи Амурской области действует на базе ГС(К)ОАУ школе № 7, г. Благовещенск на основании приказа министерства образования и науки Амурской области № 1215 от 08.10.2013.
Виды деятельности структурного подразделения определены приказом от 27.08.2012 года № 992 министерства образования и науки Амурской области:
- Служба диагностики – областная психолого-медико-педагогическая комиссия
- Служба психолого-педагогического консультирования
- Служба развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- Служба диагностики:
Целью областной психолого-медико-педагогической комиссии является проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания. За период с 2009 по 2013 год было обследовано:
Рост численности обследованных детей за 5 лет произошел в 4, 9 раза, что свидетельствует о возрастании количества детей с особыми образовательными потребностями, которым необходимо обучение по специальным (коррекционным) общеобразовательным программам и комплексное психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273.
На заседаниях Комиссии обследовались дети:
Республика Саха-Якутия – 1
Из городов и районов Амурской области (Приложение 4):
№ п/п | Города, районы Амурской области | Количество муниципальных образований | Количество детей |
1. | Города Амурской области | 9 | 453 (48%) |
2. | Районы Амурской области | 20 | 494 (52%) |
Возрастной состав детей, обследованных
на ПМПК за 2009 - 2013 год.
Год | от 0 до 3-х | от 3-х до 7 | от 7 до 11 | от 11 до 16 | от 16 до 18 |
2009 | 1 | 49 | 80 | 61 | 7 |
2010 | 48 | 55 | 208 | 100 | 5 |
2011 | 54 | 148 | 249 | 86 | 7 |
2012 | 21 | 85 | 403 | 257 | 43 |
2013 | 46 | 105 | 470 | 309 | 19 |
всего | 170 | 442 | 1410 | 813 | 81 |
Установленные диагнозы по международной классификации болезней МКБ-10
( Приложение 5)
год | 1 место | 2 место | 3 место |
2009 | F 70 (70 обследованных) | F 83 (41обследованный) | F 80 (40 обследованных) |
2010 | F 70 (137 обследованных) | F 83 (82 обследованных) | F 80 (49 обследованных) |
2011 | F 70 (136 обследованных) | F 83 (103 обследованных) | F 80 (55 обследованных) |
2012 | F 70 (380 обследованных) | F 83 (170 обследованных) | F 80 (86 обследованных) |
2013 | F 70 (383 обследованных) | F 83 (104 обследованных) | F 71 (72 обследованных) |
1 место – F 70 (умственная отсталость)
2 место – F 83 (задержка психического развития)
3 место – F 80 (задержка речевого развития)
В результате обследования детей по инициативе родителей (законных представителей), Амурской областной психиатрической больницы, Федерального Государственного учреждения медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ), муниципальных отделов образования, администрации школ, школ-интернатов и детских домов, социальных приютов, определены различные виды и формы обучения и воспитания (Приложение 6).
Год | 1 место | 2 место | 3 место |
2009 | VIII вид - 87 | VII вид - 49 | V вид - 35 |
2010 | VIII вид - 205 | VII вид - 99 | V вид - 53 |
2011 | VIII вид - 223 | VII вид - 179 | V вид - 43 |
2012 | VIII вид - 434 | VII вид - 205 | V вид - 21 |
2013 | VIII вид - 560 | VII вид - 221 | V вид - 45 |
1 место – VIII вид обучения
2 место – VII вид обучения
3 место – V вид обучения
Из приведенных данных видно возрастание количества обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида в 6,4 раза за 5 лет.
Специалисты Центра, которые проводят обследование детей на заседаниях областной психолого-медико-педагогической комиссии и ведут коррекционные занятия с обучающимися надомного обучения и дистанционно с использованием компьютерных технологий, отмечают утяжеление здоровья детей, преобладание сложных дефектов в развитии, которые влекут за собой трудности в усвоении общеобразовательных программ и усложняют образовательный маршрут обучающихся.
- Служба психолого-педагогического консультирования включает в себя:
- Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся надомного обучения ГС(К)ОАУ школы № 7 (25 обучающихся):
Коррекционные занятия с учителем-логопедом
Коррекционные занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и групповые)
Коррекционные занятия с учителем-дефектологом
- Консультирование и оказание услуг сопровождения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья дистанционно, в режиме on-line с использованием компьютерной программы Skype, что немаловажно для Амурской области, имеющей большую площадь территории, наличие населенных пунктов, расположенных в труднодоступных удаленных местах и районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
- Оказание дополнительных платных услуг обучающимся школы, а также родителям (законным представителям) детей, проживающих в Амурской области – диагностическое обследование, коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, занятия с использованием компьютерных технологий, ЛФК, музыкальные занятия, занятия по развитию познавательных способностей и другие(фото)
- Служба развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – организация деятельности областной «Школы приемного родителя»
Реальная обстановка сегодняшнего времени такова, что количество детей с проблемами в развитии имеет тенденцию из года в год увеличиваться. Поэтому так важна роль комплексного психолого-медико-педагогического подхода к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по коррекционным программам. Только в единстве требований и в целях обеспечения первичной комплексной психолого-медико-педагогической помощи, своевременного выявления и профилактики отклонений в развитии, осуществления защиты прав ребёнка, в регионах Российской Федерации и в нашей области будут успешно работать Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта
Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...
Роль обслуживающего труда в социальной адаптации детей со сложным дефектом.
Навыки и умения, приобретенные детьми со сложным дефектом в развитии в результате обучения обслуживающему труду, лягут в основу их личного и социального благополучия....
Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.
Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращат...
Информация об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»
В Центре «Гармония» находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют боль...
ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ТОГБОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ «ГАРМОНИЯ»
ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОДКоординация совместной деятельности администраций города и района, отделов опеки и попечительства, Центра занятости, привлечение к решению проблемы медицинских ...
«Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»
Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – об...
Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом.
Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом....