Доклад "Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом"
статья на тему

Новикова Лариса Александровна

"Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом" 

Доклад был представлен на Всероссийской научно-практической  конференции  "Обучение и сопровождение детей со сложным дефектом" 16 марта 2014 года в г. Челябинске. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_chelyabinsk.docx79.39 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Амурской области

ОБЛАСТНОЙ

центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

675007, Амурская область, г. Благовещенск, ул. Загородная, 54 Тел. (4162) 52-54-21,  факс (4162) 52-25-90

e-mail:  pmpk-7@yandex.ru

Деятельность областного Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Амурской области по сопровождению детей со сложным дефектом

Л.А. Новикова, Л. Г. Гроздова

Современная ситуация в системе образования связана с ориентацией  на гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, направлена на  создание новых моделей, поиск новых форм и технологий,  оказание специализированной помощи детям,  имеющим проблемы в развитии, детям с ограниченными возможностями здоровья

 I Областной Центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи Амурской области действует на базе ГС(К)ОАУ школе № 7, г. Благовещенск на основании приказа министерства образования и науки Амурской области № 1215 от 08.10.2013.

Виды деятельности структурного подразделения определены приказом от 27.08.2012 года № 992 министерства образования и науки Амурской области:

  1. Служба диагностики – областная психолого-медико-педагогическая комиссия
  2. Служба психолого-педагогического консультирования
  3. Служба развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  1. Служба диагностики:

Целью областной психолого-медико-педагогической комиссии  является проведение комплексного диагностического обследования несовершеннолетних и разработка рекомендаций, направленных на определение специальных условий для получения ими образования и сопутствующего медицинского обслуживания. За период с 2009 по 2013 год было обследовано:

Рост численности обследованных детей за 5 лет произошел в  4, 9 раза, что свидетельствует о возрастании количества детей с особыми образовательными потребностями, которым необходимо обучение по  специальным (коррекционным) общеобразовательным программам и комплексное психолого-педагогическое сопровождение в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12 2012 № 273.

На заседаниях Комиссии обследовались дети:

Республика Саха-Якутия – 1

Из городов и районов Амурской области (Приложение 4):

№ п/п

Города, районы Амурской области

Количество муниципальных образований

Количество детей

1.

Города Амурской области

9

453 (48%)

2.

Районы Амурской области

20

494 (52%)

Возрастной состав детей, обследованных

на ПМПК за  2009 - 2013 год.

Год

от 0 до 3-х

от 3-х до 7

от 7 до 11

от 11 до 16

от 16 до 18

2009

1

49

80

61

7

2010

48

55

208

100

5

2011

54

148

249

86

7

2012

21

85

403

257

43

2013

46

105

470

309

19

всего

170

442

1410

813

81

Установленные диагнозы по международной классификации болезней МКБ-10

( Приложение 5)

год

1 место

2 место

3 место

2009

F 70   (70 обследованных)

F 83   (41обследованный)

F 80  (40 обследованных)

2010

F 70   (137 обследованных)

F 83   (82 обследованных)

F 80  (49 обследованных)

2011

F 70   (136 обследованных)

F 83   (103 обследованных)

F 80  (55 обследованных)

2012

F 70   (380 обследованных)

F 83   (170 обследованных)

F 80  (86 обследованных)

2013

F 70  (383 обследованных)

F 83   (104 обследованных)

F 71  (72 обследованных)

1 место – F 70  (умственная отсталость)

2 место – F 83  (задержка психического развития)

3 место – F  80  (задержка речевого развития)

В результате обследования детей по инициативе родителей (законных представителей), Амурской областной психиатрической больницы,  Федерального Государственного учреждения медико-социальной экспертизы (ФГУ МСЭ),  муниципальных отделов образования, администрации школ, школ-интернатов и детских домов, социальных приютов, определены различные виды и формы обучения и воспитания (Приложение 6).

Год

1 место

2 место

 3 место

2009

VIII вид -   87

VII вид -   49

V вид -  35

2010

VIII вид -  205

VII вид -   99

V вид -  53

2011

VIII вид -  223

VII  вид - 179

V вид -  43

2012

VIII вид -  434

VII  вид - 205

V вид -  21

2013

VIII вид -  560

VII  вид - 221

V вид -  45

1 место – VIII вид обучения

2 место – VII вид обучения

3 место – V вид обучения

Из приведенных данных видно возрастание количества обучающихся, которым рекомендовано обучение по специальной (коррекционной) общеобразовательной программе VIII вида в 6,4  раза за 5 лет.

Специалисты Центра, которые проводят обследование детей на заседаниях областной психолого-медико-педагогической комиссии и ведут коррекционные занятия с обучающимися надомного обучения и дистанционно с использованием компьютерных технологий, отмечают утяжеление здоровья детей, преобладание сложных дефектов в развитии, которые влекут за собой трудности в усвоении общеобразовательных программ и усложняют образовательный маршрут обучающихся.

  1. Служба психолого-педагогического консультирования включает в себя:
  • Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся надомного обучения ГС(К)ОАУ школы № 7 (25 обучающихся):

Коррекционные занятия с учителем-логопедом

Коррекционные занятия с педагогом-психологом (индивидуальные и групповые)

Коррекционные занятия с учителем-дефектологом

  • Консультирование и оказание услуг сопровождения обучающимся с ограниченными возможностями здоровья дистанционно, в режиме on-line с использованием компьютерной программы Skype, что немаловажно для Амурской области, имеющей большую площадь территории, наличие населенных пунктов, расположенных в труднодоступных удаленных местах и районах, приравненных к районам Крайнего Севера.
  • Оказание дополнительных платных услуг обучающимся школы, а также родителям (законным представителям) детей, проживающих в Амурской области – диагностическое обследование, коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, занятия с использованием компьютерных технологий, ЛФК, музыкальные занятия, занятия по развитию познавательных способностей и другие(фото)

  1.  Служба развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – организация деятельности областной «Школы приемного родителя»

Реальная обстановка сегодняшнего времени такова, что количество детей с проблемами в развитии имеет тенденцию из года в  год увеличиваться. Поэтому так важна роль комплексного психолого-медико-педагогического подхода к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по коррекционным программам. Только в единстве требований и в  целях обеспечения первичной комплексной психолого-медико-педагогической помощи, своевременного выявления и профилактики отклонений в развитии, осуществления защиты прав ребёнка, в регионах Российской Федерации и в нашей области  будут успешно работать Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

24.02.2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого-педагогического сопровождения детей со сложной структурой дефекта

Психолого-педагогическое сопровождение детей класса "Особый ребенок" Диагностические обследования эмоциональной и познавательной сферы. Консультационная работа с родителями и педагогами...

Роль обслуживающего труда в социальной адаптации детей со сложным дефектом.

Навыки и умения, приобретенные детьми со сложным дефектом в развитии в результате обучения обслуживающему труду, лягут в основу их личного и социального благополучия....

Формирование жизненных компетенций у детей со сложным дефектом на уроке социальных коммуникаций.

Мы понимаем, что наши дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращат...

Информация об осуществлении организации учета детей и семей, находящихся в социально-опасном положении в ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

   В  Центре «Гармония» находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти семьи требуют боль...

ГОДОВОЙ ОТЧЕТ ЦЕНТРА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНОГО СИРОТСТВА ТОГБОУ ЦЕНТР ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И КОРРЕКЦИИ «ГАРМОНИЯ»

ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОДКоординация совместной деятельности администраций города и района, отделов опеки и попечительства, Центра занятости, привлечение к решению проблемы медицинских ...

«Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся»

Современные подходы и технологии в оказании психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся.Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – об...

Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом.

Тьюторская помощь в обучении и воспитании глухих детей со сложным дефектом....