Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши. Озера».
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Кузьмина Марина Борисовна

Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши. Озера».  Сформировать  у учащихся  понятия “озеро”, “озерная котловина”, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vody_sushi._ozera.doc84.5 КБ
Файл prezentatsiya_vody_i_sushi.rar2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Урок по географии

в 6 классе

по теме «Воды суши. Озера».

Цели урока:

  1. Сформировать  у учащихся  понятия “озеро”, “озерная котловина”, представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер мира.
  2. Развивать  умение определять географическое положение и описание озер по типовому плану.
  3. Воспитывать чувство любви к своей Родине и бережное отношение к озерам.

Оборудование:         

  1. Мультимедийный проектор, экран, карта полушарий, физическая карта России.
  2. Презентация, учебник, раздаточный материал.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний (комбинированный).

Географическая номенклатура: озера: Байкал, Каспийское, Аральское, Ладожское, Онежское, Виктория,, Верхнее, Балхаш, Чад, Мертвое.

Ход урока

  1. Орг. Момент (Сл 1)

 «Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть на своем уроке» Давайте познакомимся, меня зовут Марина Борисовна, я учитель географии из Лермонтовской  школы, а  с вами поближе мы познакомимся в ходе проведения урока.

Я буду вести у вас урок географии.

Поприветствуем гостей,

Улыбнемся веселей,

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.

II. Изучение нового материала

Ребята, вспомните какую тему вы изучали на последних уроках? (воды суши)

Что такое воды суши? Приведите примеры.

А с какими водами суши вы  познакомились на последнем уроке?

Давайте проведем с вами по  теме «Реки»  небольшой  Блиц-опрос на знание понятий.

                                          Слайд 2

Итак, на экране вы видите определения понятий - ваша задача  вспомнить, что это такое?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

                 А сейчас послушайте  загадку         Слайд 3

Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая.
Глядят в него молодые рябинки,
Цветные свои, примеряя косынки.
Глядят в него молодые березки,
Свои перед ним поправляя прически

И месяц и звезды-
В нем все отражается…
Как это зеркало называется?

Сегодня на уроке мы  продолжим знакомство  с водами суши.

   И тема  урока сегодня –         Воды суши. Озера. Слайд 4

           

- Ребята, запишите в тетради число и тему урока.   Слайд 5                                                                                           

Эпиграфом к нашему уроку послужат слова

 Берга «Озеро-это чудо природы во всех отношениях».                                                                                                                                     

                                                      Слайд 6                               

      Задачи урока - на уроке вы должны

 1 Понять что такое “озеро”, “озерная котловина”, их типы, месторасположение крупнейших озер мира.

2 Должны научиться определять географическое положение и описание озер по типовому плану.

3 И, конечно, у вас должно формироваться чувство любви к своей Родине и бережное отношение к озерам.


 

                                                        Слайд 7

На суше много углублений различного происхождения.

В эти углубления стекают поверхностные и подземные воды.

Если в углубление попадает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

 Ребята, мы живем в мире слов. Каждое слово что - нибудь обозначает. Давайте, определим значение слова «озеро». Так что же такое озеро?

Давайте вместе попробуем дать определение озеру.

Ребята, вспомните понятие моря (море – это часть океана, отделенная от него островами или полуостровами, отличающаяся от океана свойствами воды, обитателями). Море соединяется с океаном, входит в систему Мирового океана.

                                               Слайд 8                                                                                                                                    

Затем дать возможность учащимся самим сформулировать понятие озеро. Учащиеся читают свои понятия озера, а затем сравнивают эти сообщения с авторскими в учебнике.

                                                Слайд 9

Итак, озеро  это скопление воды в природном углублении на суше.          

Работа в тетради-дети записывают определение озеро.

А что такое котловина?  

Это углубление на суше называется котловина                                          

                                                Слайд 10

 (учащиеся записывают понятие озерная  котловина в тетради).

Озер на Земле великое множество.  

Озера образуются путем накопления воды в низменных районах. 

                                             Слайд 11

Какие источники пополнения озер вы знаете? (дождевое, ручьи, родники и т.д.)

Люди называют озёра “глазами Земли”. Все они разные: горные и равнинные, пресные и солёные, мелкие и крупные, сточные и бессточные и т.д.

Для того чтобы образовалось озеро, нужно наличие значительного понижения в рельефе  и достаточное количество воды, чтобы его заполнить.

                                                              Слайд 12

Причины, влияющие на размещение озер.

-Климат.

-Геологическое строение.

-Близость к грунтовым водам.

                                                          Слайд 13

Площадь озер земли составляет 2,7 млн. км. кв. (1,8% суши) самое крупное озеро мира – Каспийское море – озеро, самое глубокое озеро мира – Байкал

Ученики записывают в тетради

-Самое большое по площади-Каспийское море.

   Самое глубокое  - озеро Байкал.

Посмотрим на карте, на каком материке они расположены, в каком государстве.

.                                                           Слайд 14

– Работа с картой.                                                                            

Ответ детей (Материк – Евразия, страна – Россия)        

– От того, какого происхождения будет котловина, зависит внешний вид озера.

Типы озер по происхождению.

Ребята, в ходе объяснения – вы будете заполнять в таблице

 приложение 1- 3 колоночку.

  • Тектонические котловины                       (15, 16 слайд)
  •  
  • Остаточные                                                       17 слайд
  • Вулканические                                     (18,  19 ,20 слайд)
  • Когда заполняется кратер потухшего вулкана, образуются вулканические озера.

               Ледниковые                                                    (21 слайд)

 На Земле, пожалуй, больше всего озёр, чьё происхождение связано с деятельностью ледников. Ведь в далёком прошлом ледниковый панцирь покрывал значительную часть суши. После таяния ледники о себе память в виде тысяч озёр, раскиданных по территории Аляски, Канады, северной Европы. Например: Ладожское и Онежское озёра.

 Найдите  эти озёра на карте. Они расположены в Евразии,С.Америке.

  •  Запрудные                         Слайд 22

                                             Слайд 23

Примером может служить  Сарезское  озеро на Памире. Грандиозный обвал преградил путь р. Мургаб, создал плотину, которую река не может размыть. Глубина озера-500 м., длина-70 км.

Озера старицы                                    Слайд 24,25 слайд

Самые мелкие озёра чаще всего встречаются в поймах равнинных рек. Они называются  старицами и представляют собой остатки старого русла реки серповидной формы. Так как озёра мелкие, их на карте не изображают.

  • Ребята, на территории области тоже есть озера, но они немногочисленны и распространены в основном в поймах Суры, Мокши, Хопра. Это озера-старицы. Всего озер насчитывается 240.Только 2 озера относятся к средним по площади, а остальные к малым. На карте такие озера не показаны. Средняя глубина от 50см. до 2,8 м., а площадь от 100га. до 1 га..

               Карстовые                                          Слайд 26,27 .

       В местности, сложенной легкорастворимыми породами, подземные воды вымывают в этих породах пустоты. Это явление называется карст. После провала верхнего слоя, прикрывающего подземную полость, получается котловина, заполняющаяся водой. Эти озёра также мелкие, поэтому на картах не обозначены.

Закрепление

                                                             

       С какими типами озерных котловин мы с вами познакомились.

       Работа в тетради- дети записывают типы озерных котловин. Слайд 28

       

                                             

                                         

                            Слайд 29 - шум воды  (Звучит   музыка)

На фоне музыки.        

А сейчас мы немного отдохнем.

«Сядьте прямо, расправьте плечи, улыбнитесь широко и  весело.

 Упражнение «На берегу Байкала». Закройте глаза и представьте, что вы оказались на берегу удивительнейшего озера нашей планеты – Байкала. Вы босиком идете по теплому песчаному пляжу, местами наступая на гладкую, прохладную гальку. Ветер развевает ваши волосы, доносит шум волн и отдаленные крики чаек. Вы смотрите на воду и поражаетесь ее прозрачности и необыкновенной чистоте. Устремляя свой взгляд вдаль, вы поражаетесь, что не видите противоположного берега и соглашаетесь с крылатой фразой – «Славное море – священный Байкал!».

Ребята, отдохнули немного, отвлеклись, а сейчас продолжаем урок.

                                                  Слайд 30

По режиму озера делятся на сточные, из которых берут свое начало реки и бессточные.

                                                                                                   

– Посмотрите пожалуйста на схему и определите где сточное озеро, а где бессточное?

   – Дети анализирует схему. (На первом рисунке 1– впадает, 2 – вытекает. На втором – обе реки вытекают. На третьем – обе реки впадают).

                                                Слайд 31

Закрепление-

– Приведите примеры сточных и бессточных озер по карте России и карте полушарий, и заполните таблицу в тетради.

                                                Слайд 32                  

Вода, поступающая в озеро, приносит в него растворенные вещества. В литре речной воды содержится всего 0,2 – 0,3 г. солей.

– Выразите эту соленость в промилле и сравните с соленостью океанской воды.

Ответ детей.

– Количество солей, поступивших в озеро за длительное время, может быть очень большим. Из сточного озера соли выносят реки. В бессточном озере вода тратится только на испарение, а соли в нем остаются. Поэтому соленость бессточного озера, испаряющего много воды, может увеличиваться.

Озера по степени солености                         Слайд 33                              

Ребята, откройте атласы, посмотрите  легенду карты. В чем различие изображения соленых и пресных озер на карте?

Ответ детей: пресные – голубым цветом, а соленые – розовым.

   Мертвое море                                                     Слайд 34

Ребята, запишите в тетради - Самое соленое – Мертвое море

Приведите примеры, и заполните в таблице приложение 3. (Пресные – Байкал, Ладожское, Великие американские озера; соленые – Балхаш, Чад, Эйр .

– Найдите закономерность, где встречаются соленые озера? Какие они по типу стока: сточные или бессточные?

Работа по атласу

Ответ детей: около тропиков озер с соленой водой больше.

В областях с сухим климатом в почве и грунте содержится соль ,поэтому бессточные озера там соленые.

                                                                 Слайд 35

Продолжительность жизни озера зависит от его глубины и размеров. Количество воды в озерах может изменяться по сезонам года в зависимости от источников питания. Реки приносят в озеро много песка, ила. Когда озеро молодое, дно его неровное, этот материал осаждается, и озеро начинает мелеть, быстро зарастает растительностью и постепенно превращается в болото, более мелкие водоемы.

 Болото– участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.                 Слайд 36                                           

ЗНАЧЕНИЕ ОЗЕР.                                 Слайд 37, 38

                                                                                 

Озера всегда играли большую роль в жизни людей.

-Давайте, подумаем какое значение, имеют озера?

имеют хозяйственное значение (в промышленности, с.х., водоснабжение)

берега являются прекрасным местом отдыха и туризма.

по большим озерам на судах перевозят грузы, т.е. имеют транспортное значение.

из соленых озер добывают поваренную соль, которая идет в пищу.

небольшие озера используют для разведения рыб, водоплавающих птиц.

- Ребята, человек и природа единое целое.

                                                                    Слайд 39, 40

Используя воду, человек загрязняет ее, что отражается на его здоровье.

- Как вы думаете, что является источником загрязнения вод.

                                                                      Слайд 41

Если мир вокруг нас будет чист, а не загрязнен, то и человек будет здоров и счастлив.

Ребята, перед вами на парте с приложениями  есть памятка – обращение, давайте ее зачитаем

.

Практическая работа

Откройте в атласе карту полушарий.  

 А сейчас мы закрепим полученные знания в практической работе “Описание озера” по типовому плану.

                                       Слайд 42

План описания озера                                

  1. Название.
  2. На каком материке находится и, в какой его части?
  3. Между какими меридианами и параллелями располагается.
  4. Происхождение котловины.
  5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки.
  6. Соленое или пресное.

Запишите план описания озера в тетради. И приступаем к описанию озера.

Например, озеро Байкал. Оно находится на материке Евразия, в его центральной части, расположено между параллелями        и     с .ш. и    и      в. д., тектоническое ( в трещине),сточное- впадают           и вытекает Ангара, пресное.          

                                        Слайд 43

  ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:                                                          

Параграф  31, обозначить на контурной карте  озера, которые написаны у вас в приложении, описание озера по выбору.

        

Дополнительное задание -  подготовить сообщение про озеро, составить кроссворд.

Выставление оценок за урок.

Подведение итогов урока - Ребята, что нового вы узнали на уроке?

(что такое озеро, озерная котловина, типы озерных котловин, сточные и бессточные, соленые и пресные, значение, использование, охрана).

                                                                слайд 44

   Вот и закончился наш урок. После этого урока вы поняли, надеюсь, как прекрасна и красива наша Родина, ее природа. И мы должны беречь эту красоту.

Так давайте будем беречь нашу Землю!

Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности.

Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня.

Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце!

Слайд 45

«Мы давно освоили планету

Широко шагает новый век

На Земле уж белых пятен нет

Черные сотрешь ли, человек?!»

                                                   

 ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Назовите самое глубокое озеро мира

Назовите самое большое по площади озеро

Назовите, какое озеро называется сточным? бессточным?

Какие типы озерных котловин вы знаете?

Ситуации:

а) что вы сделаете с остающимся после себя мусором, покидая временную стоянку на берегу озера?

-выбросите его в озеро

-оставите на берегу

-поступите как-то иначе.

б) Если вам представится возможность построить дом на берегу озера, покрытым лесом, что вы сделаете:

-вырубите мешающие строительству взрослые деревья

-выберите поляну, находящуюся на расстоянии 300 метров от воды и без широкого вида на озеро.

в) На какой лодке вы предпочтете кататься на озере: моторной или весельной

-Почему?

Вопросы:

1 Озёра, в которые реки впадают, но не вытекают.

2 Озёра, образованные из-за обвалов.

3. Самое большое озеро по площади.

4 Озёра, расположенные в разломах земной коры.

5 Озёра, остатки старого русла реки.

6 Озёра, образованные в результате деятельности ледник.

Памятка – обращение к учащимся.

ДОРОГИЕ РЕБЯТА!

Не загрязняйте водоемы и места отдыха!

Помните, что оставленная вами бумага будет лежать до полного разложения более 2 лет

Консервные банки – более 90 лет

Полиэтиленовые пакеты – более 200 лет

Стекло - более 1000 лет.

- Не смывайте в водоемы нефтепродукты (бензин, машинное масло), они затягивают поверхность воды масляной пленкой, что вызывает кислородное голодание у водных организмов.

-Мыть машины вблизи озера или реки категорически запрещается.

Чистая вода- это здоровье!

Дорогие ребята!

Не будьте равнодушными к себе, к своему здоровью.

– Эти озера нашей страны называют морями. Обычно срок жизни озер – десятки тысяч лет. Возраст этих озер – миллионы лет. Одно из них – самое большое на Земле. Другое – самое глубокое. Берега одного из них лежат ниже уровня моря. Другое окружено горными хребтами, поднимающимися до 2 тысяч метров над его водной поверхностью. Хотя первое из них соленое, а второе пресное. В их водах обитают тюлени. Каждое из озер отличается своеобразной флорой и фауной. Одно из них сточное, а другое бессточное.

Назовите эти озера ( Байкал и Каспийское море).



Подписи к слайдам:

Слайд 1

Географический блиц - опрос 1. Самый низкий уровень воды в реке 2. Внезапный кратковременный подъем уровня воды в реке 3 Место, откуда река берет свое начало 4. Граница, разделяющая бассейны рек 5. Река со всеми своими притоками 6. Место, куда впадает река Межень Паводок Исток Водораздел Речная система Устье

Слайд 2

Озеро Посреди поля лежит зеркало, Стекло голубое, рама зеленая. Глядят в него молодые рябинки, Цветные свои, примеряя косынки. Глядятся в него молодые березки, Свои перед ним поправляя причёски. И месяц и звезды- В нём всё отражается… Как это зеркало называется?

Слайд 3

Воды суши. Озера. Тема урока

Слайд 4

Озеро «Чудо природы во всех отношениях…» Л.С. Берг

Слайд 5

Цели урока 1. Сформировать понятия «озеро», «озерная котловина», представления о типах озерных котловин, месторасположении крупнейших озер мира. 2. Развивать умение определять географическое положение и описание озёр по типовому плану. 3. Воспитывать чувство любви к своей Родине и бережное отношение к озерам.

Слайд 6

На суше много углублений различного происхождения . В эти углубления стекают поверхностные и подземные воды. Если в углубление попадает больше воды, чем за то же время испаряется, вода накапливается и образуется озеро.

Слайд 7

Отличия моря и озера Море Озеро Часть океана Вода течет как поток в русле Не является частью океана Вода не течет как поток в русле

Слайд 8

Озеро- это скопление воды в природном углублении на суше.

Слайд 9

Озерные котловины Углубления, в которых находятся озера, называются ОЗЕРНЫМИ КОТЛОВИНАМИ Сложны и разнообразны условия образования котловин, поэтому типы озёр связывают с происхождением углублений, которые они заполняют.

Слайд 10

Почему в одних районах озер очень много, а в других их почти нет? Каковы условия образования озер?

Слайд 11

Климат . Геологическое строение . Близость к грунтовым водам . Причины, влияющие на размещение озер

Слайд 12

Площадь озер Земли – 2,7 млн. км. кв. (1,8 % суши) Самое крупное озеро мира – Каспийское море Самое глубокое озеро мира – Байкал

Слайд 13

Физическая карта России

Слайд 14

Типы озер по происхождению. тектонические озера - образовались в разломах, трещинах земной коры. Такие озера имеют продолговатую форму.

Слайд 15

Самое глубокое озеро Земли. Наибольшая глубина1620 м.Площадь зеркала 31,5 тыс. км 2 . Высота над уровнем моря 456 м. Является наследием Земли. Длина более 600 км, наибольшая ширина около 80 километров БАЙКАЛ

Слайд 16

Величайшее озеро на Земле — Каспийское море расположено во внутренних районах Евразии , Его площадь 376 тыс. км 2 . Названо морем за крупные размеры. Максимальная глубина озера 980м. В него впадает 130 рек. Остаточные озера - образуются в прогибах земной коры, это остатки древних морей. За свою величину их называют морями.

Слайд 17

Вулканические Находятся в кратерах вулканов. Такие озёра встречаются на Курильских островах, на полуострове Камчатка. Например, Кроноцкое озеро, Курильское озеро.

Слайд 18

Ледниковые Образовались под тяжестью древнего ледника. Много таких озёр на северо-западе Русской равнины. Ладожское, Онежское

Слайд 19

Запрудные В долинах горных рек встречаются глубокие запрудные озёра. Они возникают, если русло реки перегораживает обвал или поток застывшей лавы.

Слайд 20

Сарезское озеро – высокогорное озеро.

Слайд 21

Озера -старицы В долинах рек распространены небольшие озёра – старицы. Они образуются на месте бывшего русла реки. Имеются на реке Урал.

Слайд 22

Озера-старицы.

Слайд 23

Карстовые (провальные) озера - образуются в местах, сложенных легкорастворимыми породами

Слайд 24

Типы озёрных котловин: 1. тектонические –в разломах (Байкал) 2. остаточные (Каспийское, Аральское) 3. ледниково-тектонические (Ладожское) 4. запрудные (Сарезское) 5. вулканические (Кроноцкое, Курильское) 6. карстовые 7. термокарстовые 8. старицы (р.Урал)

Слайд 26

Озера по режиму Сточные Озёра, в которые реки впадают и вытекают Бессточные Озера, в которые реки впадают, но не вытекают

Слайд 27

Схемы сточных и бессточных озер 1 2 3 сточное сточное бессточное

Слайд 28

Сточное 1.Из него вытекают реки. 2. Вода теряется при стоке и испарении. 3. Соли выносятся, вода пресная. Байкал, Онежское, Ладожское. Бессточное 1.Не вытекают реки. 2. Вода теряется при испарении. 3. Соли не выносятся, накапливаются, поэтому вода солёная. Иссык-Куль, Каспийское, Аральское.

Слайд 29

Озера по степени солености Пресные до 1% 0 Байкал Ладожское Онежское Солоноватые от 1% 0 до 35 % 0 Каспийское Иссык-Куль Соленые более 35 % 0 Балхаш Баскунчак Эльтон

Слайд 30

Мёртвое море Вода некоторых озёр содержит много солей. Солёность Мёртвого моря-озера около 270 промилле. В этом море невозможно утонуть, в нём почти отсутствуют организмы.

Слайд 31

Продолжительность жизни озера Зависит от его глубины и размеров. Быстро зарастают растительностью, наполняются осадками и постепенно превращаются в болота более мелкие водоемы. БОЛОТО – участок земной поверхности, сильно увлажненный и поросший влаголюбивой растительностью.

Слайд 32

Болото

Слайд 33

Значение озёр 1.Место для разведения рыбы, птиц 2. Хозяйственное значение (сельское хозяйство) 3. Место отдыха и туризма 4. Транспортное значение (перевозят грузы) 5. Добывают соль из солёных озёр

Слайд 34

Как же используются озера в настоящее время? К сожалению, не только для водоснабжения городов и сел, но и для сброса грязных сточных вод. Подумаем: человек – разумное существо – берет из озера воду для питья и в него же сбрасывает сточные воды. Разумно ли это?

Слайд 35

Источники загрязнения вод: Заводы и фабрики Радиационное загрязнение Бытовые стоки Водный транспорт Туристы Внесение удобрений Животноводческие фермы

Слайд 36

План описания озера 1. Название. 2. На каком материке находится и в какой его части? 3. Между какими меридианами и параллелями располагается. 4. Происхождение котловины. 5. Сточное или бессточное. Впадающие и вытекающие реки. 6. Соленое или пресное.

Слайд 37

Домашнее задание § 31,обозначить на к.к. озера, описание озера по выбору. Дополнительное задание - составить кроссворд или подготовить сообщение про озеро.

Слайд 38

Так давайте будем беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце!

Слайд 39

Спасибо за внимание! «Мы давно освоили планету Широко шагает новый век На Земле уж белых пятен нет Черные сотрешь ли, человек?!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по географии 5 класс по теме "Воды суши.Реки"

Технологическая карта урока составлена в соответствии с ФГОС. Базовый учебник: А.А.Летягин. География. Начальный курс. 5 класс. - М.: "Вентана-Граф", 2013 г....

План- конспект + презентация урока по географии 6 класс на тему " Рельеф суши .Равнины"

Разработка урока по данной теме, относится к разделу изучения Строение земли. земные оболочки. литосфера....

План конспект + презентация урока по географии 6 класс по теме "Рельеф суши . Равнины "

Данный материал используется при изучении раздела " Строение Земли. земные оболочки. Литосфера "...

Урок в 6 классе на тему "Воды суши: реки"

Представленный урок – открытие нового знания – построен на основе деятельностного подхода и технологии практического обучения, что позволяет максимально использовать активность ученика. На уроке...

Урок географии в 6 классе по теме «Воды суши: реки и озёра»

Роль воды в жизни нашей планеты, отдельных компонентов природы, каждого живого существа огромна. Вода входит в состав любого живого организма. Она находится во всех частях растений. Много её и в теле ...

Методическая разработка урока география в 6 классе по теме: «Воды суши. Болота».

Урок-путешествие по рассказу М.М. Пришвина «Кладовая солнца»....

Конспект по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"

Конспект урока по географии для 5 класса по теме "Воды суши. Реки"...