ИКТ на уроках географии как средство эффективного обучения предмету в условиях сокращения учебного времени
план-конспект урока по географии (9 класс)

Голубева Надежда Сергеевна

Рациональное использование ИКТ на уроках географии (с учетом возрастных особенностей школьников, характера содержания предмета, организационных и методических приемов применения) и как следствие повышение  уровня  успеваемости и качества знаний школьников, а также их мотивации к изучению географии.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ POWER POINT.

Школьная  программа  по географии Смоленской области включает не только обязательный минимум содержания, но и требования к деятельности учащихся. Эти требования соотносятся с функциями учебного процесса: описательной, объяснительной, а также преобразовательной деятельностью. Уровни соответствуют действиям учащихся в процессе обучения. Результаты действий – критерии для оценки их подготовленности. Информация подобрана таким образом, что ее можно использовать как для формирования так и для проверки ЗУН.

Тема: Природные воды Смоленской области (1 урок)

Цели:

  1. Изучить особенности рек и озер области, выявить зависимость их от рельефа и климата.
  2. Изучить особенности формирования болот. Охарактеризовать подземные воды и искусственные водоемы Смоленщины.
  3. Воспитывать эстетическое отношение к природе родного края и его красотам.

Методы: словесные (рассказ, объяснение); наглядные (демонстрация презентации по ходу   изложения материала).

Средства обучения: мультимедийный проектор, физическая карта Смоленской области.

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока:

1 этап - Организационный момент. Объявление темы урока.

2 этап - Объяснение нового материала. Вниманию учащихся предоставляется презентация, в ходе которой ребята  записывают  в тетрадь ключевые понятия, составляют краткий конспект по теме урока.

Образец записей в ученической тетради:

1.                                        Внутренние воды

                             Подземные                       Поверхностные

  • Реки
  • Озера
  • Болота
  • Водохранилища

            2.

  • Густая речная сеть – неотъемлемая часть географических ландшафтов Смоленщины.
  • Текучие воды видоизменяют рельеф местности, оказывают большое влияние на  почвенно-растительный покров.
  • От размещения рек зависит расселение, планировка и водоснабжение населенных пунктов, использование рек в транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и санитарно-оздоровительных целях.
  • Особенность рек – сезонность основных гидрологических процессов и явлений (питание, температурных и ледовый режим).
  • Для рек характерны спокойное течение и большая извилистость.
  • Важнейшие водные артерии - Днепр, Западная Двина.
  • Днепр-37% всех водных ресурсов области.

3.                    Озера Смоленской области

Ледниковые

Зона Валдайского оледенения. Северо-запад области. Встречаются в понижениях холмисто-грядового рельефа. Выделяются ложбинный (вытянутый), сложный, подпруженный, термокарстовый, эворзионный, остаточный типы котловин.

Зона Днепровского оледенения. Спущены реками, занесены осадками, зарослями – возникли торфяники

Карстовые

Озера, образованные в воронках, котловинах, пещерах и других отрицательных формах карстового рельефа

Старичные (пойменные)

Оставленные рекой участки русел, узкие длинные, зарастающие камышом, тростником, часто соединенные с основным руслом протокой.

     

4.

                                              Болота

                     Низинные     Верховые       Переходные

Возникают  при заболачивании озер и речных долин; их травостой состоит из гипнового мха,

пушицы, осоки; торф минерализован

Распространены по водоразделам, но могут быть встречены в долинах как последняя стадия развития; растительный покров - сфагнум (бедное минеральное питание

Занимают промежуточное положение; распространяются по склонам водоразделов

            5.

  • Болота распространены по области повсеместно.
  • Образуются на месте бывших озерных котловин, в долинах рек у места выхода ключей и на водоразделах в результате заболачивания еловых лесов и суходолов при отсутствии ухода за последними.
  • 48% болот расположены на северо-западе области.
  • Большие массивы имеются на юге области в бассейнах рек Сож, Остер, Ипуть

   6. Подземные воды:

  • Пресные (гидрокарбонатно-кальциево-магниевые) воды.
  • Солоноватые и соленые воды (хлориды и сульфаты).
  • Высокоминерализованные воды и рассолы (хлоридно-натриевые).

Использование:

  • Источник хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских на селенных пунктов.
  • Применяют в бальнеологических целях + в качестве минеральных питьевых вод.  

7.                                Искусственные водоемы
(создаются для улучшения обводненности территории, судоходства, получения гидроэнергии

Водохранилища

  • Вазузское (р. Вазуза) – самое крупное в области. Сычевский, Гагаринский районы и Тверская область. Водоснабжение г. Москвы.
  • Яузское (р. Яузе) – Гагаринский район. Питьевое водоснабжение г. Москвы.
  • Смоленской АЭС (р. Десна) –Рославльский, Починковский, Ельнинский районы.
  • Смоленской ГРЭС – Духовщинский район. 
  • Смоленской ТЭЦ-2 – г. Смоленск.

Пруды

  • Предназначены для орошения, рыборазведения, забора воды.
  • Наиболее крупные пруды: д. Дивасы – р. Поповка; пос. Кощино – р. Сож; д. Шайторы (Смоленский район); д. Родоманово (Гагшаринский район); д. Третьяково – р. Береза (Духовщинский район.)

3 этап – Закрепление. Самостоятельная работа с контурной картой, на которую учащиеся наносят основные реки и озера области.

4 этап - Задание на дом: Учебник Географии Смоленской области;  составитель Евдокимов М.Ю стр.35-45; Хрестоматия «Земля Смоленская родная»; составители         Шиманова З.Ф., Полякова Т.К., стр.11-47          (индивидуальные задания).

Голубева Н.С., СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»



Предварительный просмотр:

УРОК, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНОЙ

ПРОГРАММЫ TEST MASTER

Тема: Природные воды Смоленской области (2 урок)

Цели:

  1. Обобщение и систематизация полученной информации на   предыдущем уроке.

Методы: практические (индивидуальная работа с компьютером),

Средства обучения: компьютер, сообщения учащихся

Тип урока: обобщения и контроля знаний

Ход урока:

1 этап - Организационный момент.

2 этап – Объяснение работы, которую надо выполнить, используя компьютер. Учащимся предлагается тест по изучаемой теме. Приступая к работе, они указывают свои имя и фамилию. Тест содержит 16 вопросов. По отдельным вопросам порядок ответа произвольный, т.е. при наличии нескольких вариантов ответа и отсутствии специальных указаний отмечается правильный вариант ответа. Работа оценивается по сумме баллов из расчета 1 балл за каждый правильный и полный ответ. Неправильный ответ – 0 баллов. После выполнения теста компьютер «оценивает» работу учащегося.

Вопросы теста:

  1. К бассейну, какого моря относится река Днепр?
  • Каспийского
  • Балтийского
  • Черного
  • Средиземного
  1. Болота используются человеком для:
  • Добычи торфа
  • Хранения пресной воды
  • Разведения рыб
  • Орошения земель
  1. В каком озере больше воды?
  • Щучье
  • Акатовское
  • Каспля
  • Сапшо
  1. Какое озеро Пржевальский Н.М. назвал «Байкал в миниатюре»?
  • Диво
  • Сапшо
  • Дго
  • Мутное
  1. Почти все реки Смоленщины имеют питание:
  • Снеговое
  • Дождевое
  • Грунтовое
  • Смешанное
  1. Главный источник загрязнения внутренних вод:
  •   Промышленные, сельскохозяйственные и бытовые отходы
  •   Рыбное хозяйство
  •   Судоходство
  •   Захоронение высокотоксичных и радиактивных веществ на дне океана
  1. Выберите самую длинную реку:
  • Западная Двина
  • Днепр
  • Десна
  • Сож
  1. Строительство водохранилищ на реках Смоленской области вызывает:
  • Обмеление реки
  • Загрязнение воздуха
  • Затопление земель
  • Повышение уровня грунтовых вод
  • Нарушение режима судоходства
  • Цветение воды
  • Изменение микроклимата
  1. Озеро Чистик расположено:
  •   В глубокой тектонической впадине
  •   В термокарстовых образованиях
  •   В понижениях древней платформы
  •   В кратере вулкана
  1. Большинство озер расположены в пределах:
  • Низменности
  • Возвышенности
  • Поймах рек
  1. Выберите пару рек, имеющих статус международных:
  •    Западная Двина и Днепр
  •    Днепр и Остер
  •    Десна и Западная Двина
  •    Вазуза и Угра
  1. Какие города расположены на реке Днепр?
  • Ельня
  • Смоленск
  • Вязьма
  • Дорогобуж
  1. Из перечисленных озер выберите наиболее глубокое:
  • Баклановское
  • Диво
  • Рытое
  • Чистик
  1. Наивысший уровень воды в реке Днепр отмечается:
  • Октябрь-ноябрь
  • Март-апрель
  • Май-июнь
  • Май-апрель
  1. Выделите район, по территории которого протекает река Западная Двина
  • Велижский
  • Смоленский
  • Демидовский
  • Руднянский
  1. Что нужно сделать, чтобы сохранить природу водоемов национального парка «Смоленское Поозерье»?
  • Не пускать туда туристов
  • Прекратить деятельность предприятий
  • Установить более мощные очистные сооружения
  • Построить отводные каналы.

3 этап – Обобщение информации. Путешествие по рекам области (сообщения учащихся).

Анализ уроков: на уроках ребята ещё раз обобщили знания о природных водах и благодаря наглядности сделали выводы об их многообразии и практическом значении в природе и жизни человека, определив много общего с природой России. По ходу урока ребята ознакомились с различными формами подачи информации для наглядного и сравнительного анализа информации (таблицы, диаграммы, картинки). Практическая работа учащимися была выполнена значительно успешно,  ребята объясняют это тем, что им было всё «очень понятно, потому что всё было видно на экране и на карте».

Остановимся на некоторых аспектах использования электронной информации на уроках географии.

     Как показывает опыт комплексного использования средств обучения в преподавании географии, ребята увереннее себя чувствуют с компьютером, когда класс вместе или ребята объединены в  большие группы. Каждый, как правило, занимается тем, что он лучше всего умеет, а все вместе могут решать более сложные задачи. За компьютером обязательно должны сидеть ребята, одни из которых хорошо владеют компьютером, а другие хорошо владеют материалом или умеют его отбирать. Тогда результат может превзойти все ожидания, ребята на какой-то стадии урока начинают обучать друг друга.

В процессе уроков  ребята проработали достаточно большой объём информации, которая была систематизирована, обобщена, были сделаны выводы об особенностях природных вод. При такой форме организации работы можно максимально реализовать возможности мультимедиа-курса и материала в текстовой части учебника. Текст в разделах мультимедиа-курса был весьма полезен в качестве дополнения к основному учебнику.

Актуальность использования выбранных форм и методов обучения заключается в следующем: Презентация способ представления информации в наглядной и убедительной форме. Программа Power Point представляет широкие возможности применения, т.к. при разработке слайдов основные положения доклада могут иллюстрироваться различными способами передачи информации. Круг применения презентаций не ограничивается рамками одного раздела или учебного курса, главное это творчество учителя при дифференциации учебного материала для мотивации познавательной деятельности учащихся. Мультимедийная презентация Power Point – интерактивная форма обучения, т.к. обеспечивается одновременное поступление информации к ученику по нескольким каналам (текст, графика и т.п.). Power Point позволяет разнообразить работу, привлечь внимание учащегося, сделать занятие более динамичным. Несомненное достоинство презентации заключается в том, что она может использоваться как на аудиторном занятии с использованием одного монитора или большого экрана для работы со всем классом, так и в индивидуальной самостоятельной работе, делая её более интересной по сравнению с обычным форматом. Компьютерное тестирование довольно давно и прочно стало стандартом для всех учреждений, которые могут его обеспечить.

Преимущество тестов еще в том, что даже при достаточно незаинтересованном отношении учащегося к своим результатам и его нежелании систематически и упорно отрабатывать один и тот же материал, он просто "обречен на успех", поскольку грамотный составитель - тестолог опирается на принцип повтора, находя все новые возможности предъявления материала под иным углом зрения. Тесты  удобно проверять, т.к. преподаватель, работая с "ключами" облегчает процесс проверки. Это дает возможность проверки большого массива тестов.

Голубева Н.С., СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

География Смоленской области Природные воды Голубева Н.С., СОГБООУСТ «Красноборская санаторно-лесная школа»

Слайд 3

Внутренние воды Подземные Поверхностные Реки Озера Болота Водохранилища

Слайд 4

Гидрография Основная река — Днепр с притоками Сож , Десна , Вопь , Вязьма . К бассейну Волги относятся реки Вазуза и её приток Гжать , а также приток Оки река Угра . На северо-западе протекает короткий участок Западной Двины и её приток река Каспля . В области несколько сотен озёр, из них особенно красивы ледниковые на северо-западе (более 160 с площадью зеркала не менее 1 га): Каспля , Свадицкое , Велисто и др. Самое крупное среди них Акатовское (655 га), самое глубокое — Баклановское (28 метров). Самое крупное карстовое озеро — Калыгинское . Среди крупных водохранилищ можно подчеркнуть снабжающие водой Москву Вазузское и Яузское водохранилища на северо-востоке, а также охладители электростанций — Смоленское водохранилище на севере у посёлка Озёрный и Десногорское водохранилище на юге области около города Десногорск. В недрах залегают около 40 водоносных горизонтов. Общие ресурсы инфильтрации подземных вод оцениваются в 4,75 млрд м³/год.

Слайд 5

Густая речная сеть – неотъемлемая часть географических ландшафтов Смоленщины. Текучие воды видоизменяют рельеф местности, оказывают большое влияние на почвенно-растительный покров. От размещения рек зависит расселение, планировка и водоснабжение населенных пунктов, использование рек в транспортных, энергетических, рыбохозяйственных и санитарно-оздоровительных целях. Особенность рек – сезонность основных гидрологических процессов и явлений (питание, температурных и ледовый режим). Для рек характерны спокойное течение и большая извилистость. Важнейшие водные артерии - Днепр, Западная Двина. Днепр-37% всех водных ресурсов области.

Слайд 6

Бассейны трех крупных рек

Слайд 7

Самые крупные по площади речные бассейны

Слайд 8

Словно суглинок, взъерошенный плугом, Желто волнуются воды реки: С гор и пригорков, с высокого луга Почву смывали ручьи-ручейки. Днепр обеспечили илом да глиной: Мутное русло бугрится, кипя. Смотрятся в воду крушины, ветлины, Не без труда узнавая себя. Русла просохнут на склонах и скатах, Травы заткнут их зеленым ковром. Слой, что увенчивал горы когда-то, Станет в реке успокоенным дном. Только под толщей воды осветленной Летом заметишь неровности дна, Словно бы память о скатах и склонах Гор, что ручьями точила весна. Ю. Пашков

Слайд 9

Водный режим Связан с особенностями питания (преобладает снеговое); Весеннее половодье, летние и осенние паводки; Продолжительность половодья до двух месяцев; В период летне-осенней межени питание грунтовое и дождевое; В термическом режиме два периода: открытой поверхности воды и ледостава.

Слайд 10

Озера Смоленской области Ледниковые Карстовые Старичные (пойменные) Зона Валдайского оледенения . Северо-запад области. Встречаются в понижениях холмисто-грядового рельефа. Выделяются ложбинный (вытянутый), сложный, подпруженный, термокарстовый, эворзионный, остаточный типы котловин. Зона Днепровского оледенения . Спущены реками, занесены осадками, зарослями – возникли торфяники. Озера, образованные в воронках, котловинах, пещерах и других отрицательных формах карстового рельефа. Оставленные рекой участки русел, узкие длинные, зарастающие камышом, тростником, часто соединенные с основным руслом протокой.

Слайд 11

Самобытность природы Смоленщины выражена в неповторимых по облику голубых жемчужинах- озерах. Многие живописные озера, такие как Сапшо, Дго, Баклановское, Рытое, Лососно, Чистик, Мутное и Акатовское, расположены на севере области. Эти озера возникли в результате деятельности последнего ледника. Гордостью Смоленщины считается озеро Сапшо, с его зелеными островами и санаторием им. Пржевальского.

Слайд 13

Озера близ Смоленска Озеро "Ольшанские карьеры" Родниковое озеро на месте старых песчаных карьеров. Расположено северо-западнее Смоленска, по правую сторону дороги Гнёздово (Новые Батеки) - Ольша. Редкие кустики на берегу, пляж- песок, вокруг- поле. Озеро "Сказка" На месте небольшого песчаного карьера. Расположено западнее Смоленска недалеко от пересечения кольцевой автодороги и р. Днепр. Мост через небольшую речушку (Ольшанка) и болотце. Иногда озеро чистят (раз в пять лет, наверное), за это время оно успевает зарости кувшинками, камышами, а иногда даже и тиной. Озеро "Александровка" (или Александровское) Пруд, питающийся двумя небольшими речками. Расположено на юго-западной окраине города. Один из берегов- открытый, другой- порос лесом и кустами. Раньше обитали змеи, но сейчас встретить их очень сложно (все вытоптали). Вода периодически мутнеет. Озеро "Реадовское" Маленький пруд, расположенный в парке Реадовка (в черте города, в юго- западной его части) Озеро периодически чистят. Берега высокие, редкий лес. Дальний конец озера заболочен, Пляж- земляной. Рядом родник с очень полезной водой. Озеро "Раевское" Расположено к югу от Смоленска в дер. Рай. Разводят рыбу. Берег земляной, покрыт или деревьями или кустарником. Есть и открытые пространства.

Слайд 14

"Озеро в Питомнике" Родниковый пруд небольшого размера. "Озеро ТЭЦ-2" Искусственное водохранилище ТЭЦ-2. Всегда теплая вода, через 500м живописный берег Днепра. Озеро "Яново" Небольшое родниковое озеро на месте старого глубокого песчаного карьера. Берег высокий, песок, по берегам- деревья. Вода очень чистая. Озеро "Астрогань" Расположено восточнее Смоленска. Длинный пруд. Пляж- земля, берег порос березами, есть кустарник. Озеро "Стабненское" (вообще-то оно водохранилище) Находится севернее Смоленска, между дер. Жуково и дер. Стабна. Озеро "Пенеснарь" (другое название- Пениснарь) Севернее Смоленска, близ дер. Пенеснарь.. Берег и пляж низкий, земляной. Вокруг озера есть прекрасный пляж с песочком . С двух сторон озера большие лесные массивы. Озеро большое чистое , но прохладное. Озеро "Анастасино" Северо-западнее Смоленска, близ пос. Анастасино. Это семь прудов разного размера, соединенных между собой каналами и ручьями. Один из самых больших прудов- подснежники. Расположение прудов хаотичное - так что смотри карту. Пляжи бывают как песчаные, так и земляные. Озеро Дубровенское Пруд западнее Смоленска, в дер. Дубровенка. Пляж - земля. Вода теплая, т.к. озеро мелкое. Летом, в сильную жару, мелеет. Можно проплыть вверх по реке, впадающей в озеро.

Слайд 15

Национальный парк «Смоленское Поозерье» Характеристика водоёмов: На территории национального парка нет крупных рек, в основном это реки относящиеся к бассейну р. Западной Двины. Наиболее крупной рекой национального парка является р. Ельша, впадающая в р. Межу - первый наиболее многоводный приток верхнего течения р. Западной Двины. Бассейн р. Ельши занимает более 80% всей площади парка. Истоками ряда рек являются озера. Из оз. Петраковское вытекает р. Ельша, из оз. Щучье - р. Должица, из оз. Дго - р. Ильжица, из оз. Рытое - р. Половья, из оз. Баклановское - р. Брус. На этих реках нечасто бывает высокий подъем воды в весенние половодья и в летне-осенние паводки, в меженные же периоды расходы воды выше, чем на других реках. Чистота воды рек и своеобразный гидрологический режим благоприятствует развитию водного туризма, отдыха у водных объектов.

Слайд 16

Крупнейшие озера области Озера Площадь зеркала, км 2 Площадь водосбора, км 2 . Объем озера, млн. м 3 Глубина макс. м Место нахождения (район) Щучье 11.85 310 55.000 12.0 Духовщинский Акатовское 6.55 142 41.000 10.0 Демидовский Каспля 3.45 420 7.930 4.5 Демидовский Сапшо 3.04 84 21.000 14.0 Демидовский Велисто 3.00 71 8.470 6.5 Духовщинский Дго 2.34 35 11.800 15.0 Демидовский Баклановское 2.21 65 18.500 30.0 Демидовский

Слайд 17

Озера национального парка представляют собой наиболее ценные природные комплексы с точки зрения их рекреационно-туристического использования. Они используются для самых различных видов отдыха, как в летнее время, так и зимой. Из всех озер парка наиболее интересна группа водоемов, расположенных в крупной доледниковой котловине и разделенных между собой мощными озовыми грядами. Сюда относятся озера Чистик, Большое и Малое Стречные, Мутное, Долгое, Глубокое, Круглое. Почти каждое из них характеризуется ярко выраженными индивидуальными особенностями.

Слайд 18

Болота Низинные Возникают при заболачивании озер и речных долин; их траво- стой состоит из гипнового мха, п;ушицы, осоки; торф минерализо- ван Верховые Распространены по водоразделам, но могут быть встречены в до- линах как последняя стадия раз- вития; растительный покров- сфаг- нум (бедное минеральное питание) Переходные Занимают промежуточное положе- ние; распространяются по склонам водоразделов

Слайд 19

Болота распространены по области повсеместно. Образуются на месте бывших озерных котловин, в долинах рек у места выхода ключей и на водоразделах в результате заболачивания еловых лесов и суходолов при отсутствии ухода за последними. 48% болот расположены на северо-западе области. Большие массивы имеются на юге области в бассейнах рек Сож, Остер, Ипуть.

Слайд 20

Подземные воды Пресные (гидрокарбонатно-кальциево-магниевые) воды. Солоноватые и соленые воды (хлориды и сульфаты). Высокоминерализованные воды и рассолы (хлоридно-натриевые). Использование: Источник хозяйственно-питьевого водоснабжения городов и сельских на селенных пунктов. Применяют в бальнеологических целях + в качестве минеральных питьевых вод.

Слайд 21

Искусственные водоемы (создаются для улучшения обводненности территории, судоходства, получения гидроэнергии) Водохранилища Вазузское (р. Вазуза) – самое крупное в области. Сычевский, Гагаринский районы и Тверская область. Водоснабжение г. Москвы. Яузское (р. Яузе) – Гагаринский район. Питьевое водоснабжение г. Москвы. Смоленской АЭС (р. Десна) –Рославльский, Починковский, Ельнинский районы. Смоленской ГРЭС – Духовщинский район. Смоленской ТЭЦ-2 – г. Смоленск. Пруды Предназначены для орошения, рыборазведения, забора воды. Наиболее крупные пруды: д. Дивасы – р. Поповка; пос. Кощино – р. Сож; д. Шайторы (Смоленский район); д. Родоманово (Гагшаринский район); д. Третьяково – р. Береза (Духовщинский район.)

Слайд 22

Всегда задумчива, скромна, как верба у ручья Моя родная сторона – Смоленщина моя Н. Рыленков


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения географических знаний.

Статья участвует в конкурсе "Образование 3.0"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках географии. Методы, приемы, формы обучения, позволяющие повысить эффективность усвоения ...

Использование модульной технологии на уроках географии как средство повышения эффективности обучения

Опыт использования модульной технологии на уроках географии линия УМК "Полярная звезда". Теоритическое обоснование технологии. Приложение: коспект урока в 6 классе по теме "Атмосферное давление", конс...

Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.

Развивающемуся обществу  нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...

Использование нестандартных форм урока географии как средство повышения интереса к предмету

Многие творчески работающие учителя используют необычные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, в корне отличающихся от традиционных форм организации уроков. Нет, они не заменяют э...

Статья на тему: «Мотивация старших школьников с ОВЗ на уроках математики как средство эффективности учебного процесса»

Материал предназначен для учителей, работающих в старших классах коррекционных школ 8 вида....

Проектная деятельность на уроках географии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщая личный опыт работы учителем географии, можно отметить следующее: в своей педагогической деятельности наблюдается широкое использование технологии проектной деятельности, которое дает школьника...

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС...