Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС
методическая разработка по математике (9 класс)

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС

Скачать:


Предварительный просмотр:

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС

Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.

Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на

уроках математики, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся. Учителю на уроках математики необходимо опираться н самостоятельную работу учеников, самостоятельное рассуждение, умозаключение.

Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает учителю для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приемами самостоятельной работы как ясное представление цели работы ее выполнение, проверка, исправление ошибок.

Самостоятельные работы должны преследовать следующие цели:

1. Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения;

2. Развитие мышления;

3. Поддерживание интереса к деятельности учащихся;

4. Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность;

5. Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Важно научить ученика приёмам выполнения домашнего задания, устно и письменно; проводить индивидуальную работу с отдельными учениками по развитию самостоятельности учащихся во внеурочное время.

Важнейшим направлением повышения качества обучения является совершенствование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Чтобы преподаватель мог активно вмешиваться в процесс учебного познания и управлять им, необходимо:

1) разнообразить методы обучения с широким внедрением элементов самостоятельной работы учащихся на уроке;

2) совершенствовать формы и методы контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся;

3) осуществлять индивидуальный подход к учащимся.

В связи с этим можно выделить следующие виды самостоятельная работа. на уроках математики:

1. предварительные работы, подготавливающие к изучению новых

знаний;

2. работы, организуемые с целью изучения нового материала;

3. работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;

4. работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;

5. обобщающие самостоятельные работа.;

6. проверочные самостоятельные работа.

Виды обучающих самостоятельных работ, которые использую на уроках математики.

1.Самостоятельная работа с предварительным разбором. Даётся подробный разбор задачи или упражнения со всеми теоретическими обоснованиями. Затем для самостоятельной работы предлагается подобная задача.

2.Решение задач с последующей проверкой. Ученики выполняют задание самостоятельно, затем проверяют свою работу по показываемому им образцу, при этом поэтапно выясняется осмысленность решения путём постановки соответствующих вопросов.

3.Многовариантное задание с готовыми ответами. Эти работы помогают быстрому установлению обратной связи, выявлению пробелов и разбору неясных ситуаций.

4.Математические диктанты с самопроверкой.

5.Работа по заданному алгоритму приучает учащихся к чёткому, последовательному выполнению задания, целенаправленно организует мыслительную деятельность учащихся.

Особенность фронтальной формы организации самостоятельной деятельности учащихся состоит в следующем:

1. все учащиеся выполняют общие задания;

2. используются общие приемы организации и руководства действиями учащихся.

Главное преимущество фронтальных работ заключается в том, что здесь возможны коллективные устремления к общей цели, решение единых задач, побуждение учащихся к сотрудничеству. Промежуточные и конечные результаты могут успешно обсуждаться всеми учащимися, подвергаться взаимному контролю. Это оказывает существенное влияние на качество знаний и умений, стимулирует познавательный интерес и активность учащихся.

Групповая форма организации самостоятельная работа. Благоприятные условия для сотрудничества самих учащихся, для коллективного взаимодействия. Работа в группе - это возможность общения, дефицит которого постоянно наблюдается и в школе, и в семье. Наиболее простая и доступная на уроке форма сотрудничества учащихся - работа в парах постоянного состава.

Домашняя самостоятельная работа по математике содействует вооружению учащихся умением самостоятельно овладевать знаниями, дает возможность учителю и родителям быть в курсе успехов школьника.

Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка. Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.

Для развивающего обучения большое значение имеет проблема развития творческого мышления ребенка, поэтому в самостоятельной работе можно включить следующие виды заданий:

1) придумать задачу с данными числами;

2. придумать как можно больше задач с данными числами;

3. придумать несколько различных задач, имеющих данное решение;

4) придумать аналогичную задачу, не имеющую данного решения;

5. придумать, возможно, большее число вопросов к данному условию задачи;

6. придумать, возможно, большее число условий к данному вопросу задачи.

Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости отсвоих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так какуровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на урокахпри коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборезаданий. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью математического языка.Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложному.

Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь общим дидактическимпринципом, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию.Одним из эффективных путей учета в обучении индивидуальных различий являетсядифференцированный подход. Он важен и в плане развития познавательнойсамостоятельности и формирования у учащихся стремления к самообразованию.Дифференцированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы сучетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее частоиспользуется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учетом их образовательнойподготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкийпо трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с индивидуальным.Дифференцированные  задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны надоске, таблицах, карточках. Их следует разделить на два вида:

1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно
применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.

2.  Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились собязательнымзаданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания  повышенной трудности.

Дифференциация работы по степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная, для3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Приведем пример, как организуется работа над составной арифметической задачей.

1этап. Дети знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать аналогичную задачу.

2 этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение иллюстрации или модели, например, краткой записи или графической схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.

3 этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составляется план решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.

4 этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики

В наше время, в условиях рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информаций. От каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества, как предприимч...

Презентация: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Презентация КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Статья. " Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике "

      В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное ре...

Методическая разработка - презентация «Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математике»

В современном обществе нужен человек с высоким уровнем профессионализма, человек обладающий деловыми качествами , способный ориентироваться и быстро принимать правильное решение , умеющий работать тво...

Самооценка как стимул для самообразования и эффективное средство повышения качества образования в условиях реализации ФГОС ОО обучающихся с ОВЗ. Доклад.

VIII региональный интерактивный методический семинар«Коррекционно-развивающее обучение: опыт, поиск, развитие»ГКОУ СО «Новоуральская школа № 2»4 декабря 2017 года...

Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС

        Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необх...