Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС
методическая разработка

Китаева Марина Викторовна

          Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приёмов учебной деятельности. Залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему является совместная деятельность педагогов начальной и основной школы, усовершенствование процесса преемственности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kitaeva.docx41.92 КБ
Файл kitaeva.pptx1.23 МБ

Предварительный просмотр:

Китаева Марина Викторовна,

учитель математики МОАУ СОШ №15

городского округа г. Райчихинска

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Пути решения проблемы преемственности между отдельными ступенями школы, в том числе и в школьном курсе математики, «двусторонние». С одной стороны, необходимо обеспечить достаточное общее и специальное математическое развитие учеников в начальных классах, а с другой – учителю в 5 классе не отказываться от полезных организационных форм, характерных для работы учителя начальной школы, привычных для детей приёмов учебной деятельности. Залогом успеха в преодолении кризиса перехода от младшего звена к среднему является совместная деятельность педагогов начальной и основной школы, усовершенствование процесса преемственности.

Проблема преемственности не является для меня столь острой, так как свою педагогическую деятельность я начинала учителем начальных классов и хорошо знакома с формами организации уроков на ступени начального образования и физиологическими особенностями детей младшего школьного возраста.                  

Следует учесть, что сегодняшние выпускники начальной школы обучались по ФГОС уже 4 года. Учителя начального образования построили определённый «мост» для перехода на новый стандарт основного общего образования и педагогам, работающим в основной школе «войти» в образование по новым стандартам несложно. Преемственность подходов и принципов в построении стандартов начальной, основной и старшей школы является одним из плюсов нового ФГОС [3].

Мы же со своими пятиклассниками 1 сентября 2013 года впервые вступили в эксперимент по введению ФГОС ООО. Требования нового стандарта не явились чем-то абсолютно новым для меня, но свою образовательную деятельность перестраивать всё же пришлось.

Наблюдение за характером изменений в подготовленности и развитии вчерашних выпускников начальной школы показали существование ряда достаточно распространенных проблем, сказывающихся на успешности усвоения школьниками курса математики на следующем этапе.

  1. Организационно-психологические проблемы:
  • недостаточная наполняемость урока;
  • отсутствие материалов для сильного ученика;
  • выделение дополнительного времени для выполнения письменных проверочных работ;
  • пассивность большинства учащихся в процессе обучения;
  • привычка у детей получать отметки за любое – самое малое действие, в том числе за краткие односложные ответы.
  1. Общеучебные умения и навыки:
  • недостаточная скорость письма, нечёткий почерк у значительной части детей;
  • недостаточная техника чтения (в особенности математических текстов, условий задач);
  • неумение делить текст на смысловые части и анализировать его;
  • неустойчивое внимание, слабо развита оперативная память у многих детей;
  • неумение отделять существенное от несущественного.
  1. Специальные математические знания, умения и навыки:
  • недостаточные умения устных вычислений;
  • ошибки в письменном умножении и делении многозначных чисел;
  • слабое знание правил порядка выполнение действий;
  • формальные представления об уравнении;
  • недостаточная грамотная математическая речь учащихся;
  • несформированность устойчивых навыков решения задач.

При знакомстве с учащимися будущего 5 класса учителю математики полезно обратить на эти вопросы особое внимание, подумать о путях разрешения выявленных проблем как во время обучения в 4 классе, так и в системе дальнейшей работы с классом.

Подготовка к работе в 5 классе у учителя математики должна начинаться задолго до 1 сентября. Необходимо заранее познакомиться со своим будущим классом, полезно побывать на уроках в этом классе, понаблюдать за особенностями работы учителя и детей, своеобразием отдельных школьников.  

На протяжении 2 полугодия, я, как учитель предметник, посещала уроки математики в своих будущих классах. С учителями начальной школы мы обсуждали темы, которые стыкуются по содержанию линии курса математики. Были выделены сквозные темы, которые изучаются в начальной школе и получают развитие в учебном пособии для 5-го класса (учебник Виленкина Н.Я.). Прежде всего, оговаривали  навыки владения алгоритмами письменного выполнения действий,  о необходимости уделить должное внимание тем видам заданий, которые играют развивающую роль. Это, прежде всего приёмы  устного и письменного счёта. В учебных пособиях начальной школы достаточно примеров такого содержания. Также  заостряли   внимание на  решение одношаговых уравнений, так как в 5  классе учащиеся знакомятся с новой формой решения задач на составление уравнения.

На совместном методическом объединении учителей начальных классов и учителей математики нашей школы были рассмотрены в сравнение основные программные темы курса математики, согласованы методы и приёмы обучения математике в 4-5 классах, оговорены критерии оценивания, виды контроля и график проведения стартовых и итоговых диагностик в 4-6 классах. Все предложенные проверочные и диагностические работы были ориентированы на два документа, раскрывающие государственный стандарт: «Обязательный минимум содержания начального общего образования» и «Требования к уровню подготовки обучающихся, оканчивающих начальную школу» и нашли своё отражение в рабочих программах учителей начальных классов и учителей математики. Итоги нашей работы можно отразить в таблице 1.

Таблица 1

План действий по реализации преемственности

Задачи

Мероприятия

Сроки проведения

Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся

Заседание совместного МО учителей математики и учителей начальных классов

августовское заседание ШМО накануне выпускного 4-го класса

Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста

Открытые уроки математики в начальной школе и в 5 классе.

Факультативные занятия и кружки с углубленным изучением предмета

октябрь – апрель

Изучение индивидуальных особенностей и оценка обученности пятиклассников

Стартовые, итоговые и текущие диагностики.

Совместные мероприятия во внеурочное время

сентябрь, май для учащихся 5-х классов

Контроль овладения УУД  на соответствие требованиям ФГОС

Создание и заполнение индивидуальной карты ученика

начальная школа – среднее звено

Данная форма сотрудничества позволила предупредить многие педагогические и психологические проблемы, реально осуществить профилактику детской дезадаптации.

Объективный контроль овладения учащимися УУД на соответствие требованиям государственных образовательных стандартов является одним из актуальных задач переходного периода. Актуальным также остаётся процесс оценивания знаний учащихся.

Современное образование расширяет  систему оценивания, предлагая инновационные формы оценки компетентностей учащихся. В урочной деятельности – самооценка: проверка по образцу (эталону), проверка по заданным или по совместно разработанным критериям, оценивание по уровням успешности. Во внеурочной – рейтинговая оценка, рецензия, резюме, отзыв, комментарии, портфолио [2].

В основе комплексной оценки, которую я использую  на своих уроках, лежит безотметочное и бальное оценивание. Вот такие приёмы оценочной деятельности в 5-6 классах нравятся моим ученикам:

  • Волшебная линеечка:  ученики на полях тетрадей чертят шкалу и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнено задание. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если  нет, то чертит свой крестик ниже или выше.
  • Лесенка: ученики на ступеньках лесенки отмечают уровень усвоения материала урока: нижняя ступенька – не понял, вторая ступенька – требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно.
  • Светофор: это оценивание выполнения домашних заданий с помощью цветовых сигналов: зелёный – я умею, жёлтый – я затрудняюсь, красный – требуется помощь.

О заключительных результатах говорить еще рано. Но промежуточный контроль эмоционального отношения учащихся и их родителей к математике, к новой системе оценивания позволяет констатировать, что это отношение носит положительный характер.                                                                      

 Таблица 2

Отношение учащихся к математике и новой системе оценивания

Моей дальнейшей задачей является продолжение работы по усовершенствованию преемственности, проведение промежуточных и контрольных диагностик, по оценке сформированности общеучебных умений самоконтроля и самооценивания, анализ динамики полученных результатов.

Реализация преемственности между начальной школой и средним звеном обучения обеспечила создание системы непрерывного образования с учетом сохранения самоценности каждого возрастного периода развития учащегося; сформированности умения учиться как фундаментального новообразования; направленности на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и на развитие индивидуальности каждого учащегося.

Список используемой литературы:

  1. Василенко А.В., Филонова Л.В. Современные подходы к обучению математике в условиях введения ФГОС второго поколения: методические рекомендации.- Благовещенск: Изд-во ГОАУ ДПО Амурский обласной институт развития образования, 2013.- 55с.
  2. Данилов Д.Д. Технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)/ Образовательные технологии. Сборник материалов. -  М.: Баллас, 2008.
  3. Рекомендации Министерства образования РФ «Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального общего образования на среднюю ступень», 1999г

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организация деятельности учителя в рамках преемственности обучения математике в условиях реализации ФГОС Китаева Марина Викторовна, учитель математики МОАУ СОШ №15 городского округа г. Райчихинска

Слайд 2

Совместная деятельность педагогов начальной и основной школы

Слайд 4

Ряд существующих проблем:

Слайд 5

План действий по реализации преемственности Задачи Мероприятия Сроки проведения Согласовать нормы выставления оценок и требований к учащимся Заседание совместного МО учителей математики и учителей начальных классов августовское заседание ШМО накануне выпускного 4-го класса Организовать обмен опытом по проблеме «Методы обучения детей младшего школьного возраста Открытые уроки математики в начальной школе и в 5 классе. Факультативные занятия и кружки с углубленным изучением предмета октябрь – апрель Изучение индивидуальных особенностей и оценка обученности пятиклассников Стартовые, итоговые и текущие диагностики. Совместные мероприятия во внеурочное время сентябрь, май для учащихся 5-х классов Контроль овладения УУД на соответствие требованиям ФГОС Создание и заполнение индивидуальной карты ученика начальная школа – среднее звено

Слайд 6

Приёмы оценочной деятельности «Светофор»

Слайд 7

Приёмы оценочной деятельности «Лесенка»

Слайд 8

Приёмы оценочной деятельности «Волшебная линеечка»

Слайд 9

Приёмы оценочной деятельности

Слайд 10

Отношение учащихся к математике и новой системе оценивания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Презентация КОЛЛЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС...

Выступление на РМО учителей математики "Формирование универсальной учебной деятельности (УУД) при обучении математики как средство реализации ФГОС ООО"

Универсальные учебные действия-это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющимиоснову умения учиться....

«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»

Данная статья соодержит информацию об особенностях организации самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку; знакомит с основными видами и типами самостоятельной деятельности...

Выступление на заседании педагогического совета школы Тема «Творчество учителя на современном уроке с использованием инновационных технологий как важное условие повышения качества обучения школьников в условиях реализации ФГОС»

Данное выступление, поднимает проблему творчества на современном уроке. В работе даны примеры из опыта работы учителя истории, однако используя предложенный алгоритм, возможно использовать его и на др...

«Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения ИЯ в условиях реализации ФГОС»

С введением ФГОС нового поколения значение СР существенно возрастает.Необходимость ее в обучении обусловлена тем, что развитие субъекта профессионально деятельности невозможно вне деятельности, в кото...

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС

Самостоятельная работа как эффективное средство в обучении математики в условиях реализации ФГОС...