Рабочая программа учебной дисциплины БД.07 География
рабочая программа по географии

Сухова Елена Геннадьевна

Рабочая программа учебной дисциплины БД.07 География

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННО БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

 «Московское среднее специальное училище олимпийского резерва № 1 (техникум)»

Департамента спорта и туризма города Москвы

(ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта)

__________________________________________________________________

Рабочая программа учебной дисциплины

БД.07 География

код специальности/

специальность

49.02.01 Физическая культура

(углубленной подготовки)

Москва 2020

ОДОБРЕНО

Предметной (цикловой) комиссией

Общего гуманитарного и социально-экономического цикла

Протокол № ____

от «__» _________ 20___ г.

Программа учебной дисциплины разработана с учетом требований ФГОС СОО, в соответствии с примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины  «География»   автора Е. В. Баранчикова, (ФГАУ «ФИРО», 2015г.) и на основе учебного плана

Председатель П(Ц)К

Заместитель директора по УР

_________/___________

Мушаков А.А. /_____________

«___» ___________ 2020  г.

Разработчик (автор): Сухова Е.Г.,

                                     преподаватель ГБПОУ «МССУОР № 1» Москомспорта

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ БД. 07 ГЕОГРАФИЯ

  1. Область применения программы

        Рабочая программа учебной дисциплины «География» предназначена для изучения дисциплины «География» в пределах ППССЗ  по специальности СПО 49.02.01. Физическая культура  (углубленной подготовки) на базе основного общего образования.

Программа учебной дисциплины «География» разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «География», в соответствии с «Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования...»  (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров  и  ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),  примерной программой общеобразовательной учебной дисциплины «География» (автор: Е. В. Баранчиков,  ФГАУ «ФИРО», 2015 г.) с учетом гуманитарного профиля получаемого профессионального образования.  

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Общеобразовательная учебная дисциплина БД.07 «География» относится к обязательной предметной области «Общественные науки»  в соответствии с ФГОС СОО  и  входит в цикл общеобразовательной подготовки как базовая учебная дисциплина.

  1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины 

:

Содержание программы учебной дисциплины «География» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира в целом, его отдельных регионов и ведущих стран;
  • воспитание уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей природной среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая географические карты, статистические материалы, геоинформационные системы и интернет-ресурсы, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций и простого общения.

Структура рабочей программы предполагает, прежде всего, формирование общей культуры и мировоззрения обучающихся, а также решение воспитательных и развивающих задач общего образования, задач социализации личности.

Содержание курса призвано сформировать у обучающихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них познавательный интерес к изучению культуры других народов и стран мира.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» предполагает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

  • сформированность ответственного отношения к обучению; готовность и способность студентов к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития географической науки и общественной практики;
  • сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
  • сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
  • сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;
  • критичность мышления, владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • креативность мышления, инициативность и находчивость;        

метапредметных:

  • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, а также навыками разрешения проблем; готовность и способность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
  • умение ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
  • умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;
  • представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;
  • понимание места и роли географии в системе наук; представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметных:

  • владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;
  • владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;
  • сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;
  • владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;
  • владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;
  • владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;
  • владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;
  •  сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

Содержание учебной дисциплины «География» сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Основой изучения географии является социально ориентированное содержание о размещении населения и хозяйства, об особенностях, динамике и территориальных следствиях главных политических, экономических, экологических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, а также о проблемах взаимодействия человеческого общества и природной среды, адаптации человека к географическим условиям проживания.

У обучающихся формируются знания о многообразии форм территориальной организации современного географического пространства, представления о политическом устройстве, природно-ресурсном потенциале, населении и хозяйстве различных регионов и ведущих стран мира, развиваются географические умения и навыки, общая культура и мировоззрение.

Учебная дисциплина «География» обладает большим количеством междисциплинарных связей, в частности,  широко использует базовые знания физической географии, истории, политологии, экономики, этнической, религиозной и других культур. Все это она исследует в рамках традиционной триады «природа — население — хозяйство», создавая при этом качественно новое знание.  Это позволяет рассматривать географию как одну из классических метадисциплин.

Освоение содержания учебной дисциплины завершает формирование у обучающихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание взаимосвязей человеческого общества и природной среды, особенностей населения, мирового хозяйства и международного географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных процессов и явлений.

В содержание учебной дисциплины включены практические занятия, имеющие профессиональную значимость для обучающихся, осваивающих избранную специальность СПО.

Практико-ориентированные задания, проектная деятельность обучающихся, выполнение творческих заданий и подготовка рефератов являются неотъемлемой частью образовательного процесса.

1.4. Требования к предметным результатам освоения дисциплины

БД.07 «География»

В результате изучения учебной дисциплины «География» на уровне среднего общего образования обучающийся научится:

  • понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;
  • определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
  • составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
  • сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;
  • сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
  • выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;
  • раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;
  • выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
  • выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
  • описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;
  • решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;
  • оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;
  • объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;
  • характеризовать географию рынка труда;
  • рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;
  • анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  • характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;
  • приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
  • определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;
  • оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;
  • оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
  • оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;
  • объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

 получит возможность научиться:

  • характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
  • переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
  • составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;
  • делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;
  • выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
  • давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;
  • понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;
  • оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;
  • раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
  • прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;
  •  оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;
  • оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
  • оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
  • оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
  • анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
  • анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;
  • выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
  • понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
  • давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества.

1.5.  Количество часов, отведенное  на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  150 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 час; самостоятельной работы обучающегося  50 часов.

 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

        2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     лабораторные занятия (не предусмотрены)

-

     практические занятия  (не предусмотрены)

39

     контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

  • работа с основными и дополнительными источниками, атласами, контурными картами, конспектом лекций:
  • изучение учебного материала, подготовка  ответов на контрольные вопросы;
  •  подготовка к практическим занятиям, оформление отчетов;
  • подготовка информационных сообщений (презентаций) на тему по выбору;
  • составление таблиц, схем, опорных конспектов;
  • составление кроссвордов;
  • выполнение мини-проекта (исследования) на тему по выбору;
  • подготовка к контрольной работе и дифференцированному зачету

39

Промежуточная аттестация по окончании

  1 семестра

 2 семестра в форме

контр.раб.

диф.зачета

2.2. Содержание учебной дисциплины «География»

Введение

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении избранной специальности СПО.

1. Источники географической информации

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование. Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

Практические занятия

Ознакомление с географическими картами различной тематики.

Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

Составление карт (картосхем), отражающих различные географические явления и процессы.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистических материалов и геоинформационных систем.

2. Политическое устройство мира

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

Практические занятия

Ознакомление с политической картой мира.

Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.

Составление тематических таблиц, характеризующих различные типы стран по уровню социально-экономического развития.

3. География мировых природных ресурсов

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши. Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал.

Практические занятия

Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

4. География населения мира

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

Практические занятия

Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

5. Мировое хозяйство.

Современные особенности развития мирового хозяйства

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

Практические занятия

Определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

Определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Африки

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

География населения и хозяйства Северной Америки

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

География населения и хозяйства Латинской Америки

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Практические занятия

Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий и размещением населения и хозяйства.

Составление комплексной экономико-географической характеристики стран и регионов мира.

7. Россия в современном мире

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Практические занятия

Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.

Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Практические занятия

Использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

Примерные темы рефератов (сообщений)

  • Новейшие изменения политической карты мира.
  • Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.
  • Типы природопользования в различных регионах и странах мира.
  • Особенности современного воспроизводства мирового населения.
  • Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.
  • Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.
  • Языки народов мира.
  • Современные международные миграции населения.
  • Особенности урбанизации в развивающихся странах.
  • Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.
  • Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.
  • «Мировые» города и их роль в современном развитии мира.
  • Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.
  • Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного газа.
  • Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.
  • Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.
  • Международный туризм в различных странах и регионах мира.
  • «Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.
  • Запад и Восток Германии сегодня.
  • Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной Азии.
  • Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.
  • Особенности политической карты Африки.
  • Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.
  • Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».
  • Географический рисунок хозяйства США.
  • Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.
  • Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.
  • Особенности современного экономико-географического положения России.
  • Внешняя торговля товарами России.
  • Глобальная проблема изменения климата.

2.3. Характеристика основных видов учебной  деятельности обучающихся

Содержание обучения

Характеристика основных видов деятельности обучающегося

Введение.

1. Источники географической информации

Объяснение междисциплинарных связей географии. Название традиционных и новых источников географической информации.

Демонстрация роли Интернета и геоинформационных систем в изучении географии

2. Политическое устройство мира

Умение показывать на карте различные страны мира. Умение приводить примеры и характеризовать современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира.

Выделение стран с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира. Объяснение различий развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития. Умение приводить примеры и характеризовать различные типы стран по уровню социально-экономического развития

3. География мировых природных ресурсов

Объяснение основных направлений экологизации хозяйственной деятельности человека.

Выделение различных типов природопользования. Определение обеспеченности различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира.

Умение показывать на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов.

Умение называть основные направления использования ресурсов Мирового океана.

4. География населения мира

Умение называть мировую десятку стран с наибольшей численностью населения.

Выделение различных типов воспроизводства населения и приведение примеров стран, для которых они характерны. Умение называть основные показатели качества жизни населения.

Умение приводить примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения.

Объяснение основных направлений и причин современных международных миграций населения.

Умение приводить примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения.

Умение показывать на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы.

5. Мировое хозяйство

Современные особенности развития мирового хозяйства

Умение давать определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование». Выделение характерных черт современной научно-технической революции.

Умение называть ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

Умение приводить примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности.

Умение называть наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Выделение характерных черт «зеленой революции». Умение приводить примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья. Умение показывать на карте и характеризовать основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Умение приводить примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов.

Выделение стран с наиболее высоким уровнем развития машиностроения.

Умение называть страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон, синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Умение объяснять роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров.

Умение приводить примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог.

Умение называть крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объяснять их распределение по регионам и странам мира.

Умение показывать на карте и характеризовать основные районы международного туризма.

Умение объяснять местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности.

Умение называть страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами

6. Регионы мира

География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Европы.

Сопоставление стран Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение называть страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Умение показывать на карте различные страны Зарубежной Азии.

Сопоставление стран Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Умение определять ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии.

Умение называть страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения.

Умение приводить примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии. Умение объяснять особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии

География населения и хозяйства Африки

Умение показывать на карте различные страны Африки. Умение называть страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения. Умение объяснять причины экономической отсталости стран Африки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки

География населения и хозяйства Северной Америки

Умение объяснять природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки.

Выделение отраслей международной специализации Канады, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы.

Умение объяснять особенности расово-этнического состава и размещения населения США.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США

География населения и хозяйства Латинской Америки

Умение показывать на карте различные страны Латинской Америки.

Сопоставление стран Латинской Америки по площади территории, численности населения и уровню экономического развития.

Выделение стран Латинской Америки, наиболее обеспеченных различными видами природных ресурсов.

Умение приводить примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения.

Сопоставление стран Латинской Америки по расовому составу населения.

Умение объяснять особенности урбанизации стран Латинской Америки.

Умение показывать на карте и характеризовать крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки.

Выделение отраслей международной специализации в Бразилии и Мексике.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Умение объяснять природные и исторические особенности развития Австралии и Океании.

Выделение отраслей международной специализации Австралии, умение показывать на карте и характеризовать ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы

7. Россия в современном мире

Умение объяснять современные особенности экономико-географического положения России.

Выделение основных товарных статей экспорта и импорта России.

Умение называть ведущих внешнеторговых партнеров России

8. Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Выделение глобальных проблем человечества.

Умение приводить примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагать возможные пути их решения.

Тематический план и примерное содержание учебной дисциплины БД.07 География

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1

Введение.

Источники географической информации

Содержание учебного материала

2+1

География как наука. Ее роль и значение в системе наук. Цели и задачи географии при освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Традиционные и новые методы географических исследований. Источники географической информации. Географические карты различной тематики и их практическое использование.

Статистические материалы. Геоинформационные системы. Международные сравнения.

1

1

2

1

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №1. Нанесение основных географических объектов на контурную карту.

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Ознакомление с географическими картами различной тематики.

2. Составление картосхем, отражающих различные географические явления.

3. Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

4. Использование статистических материалов и геоинформационных систем разных форм и содержания.

1

Тема 2

Политическое устройство мира

Содержание учебного материала

4+2

Политическая карта мира. Исторические этапы ее формирования и современные особенности. Суверенные государства и несамоуправляющиеся государственные образования. Группировка стран по площади территории и численности населения. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима.

Типология стран по уровню социально-экономического развития. Условия и особенности социально-экономического развития развитых и развивающихся стран и их типы.

2

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №2. Знакомство с политической картой мира.

Практическое занятие №3. Составление карт (картосхем), характеризующих государственное устройство стран мира, географию современных международных и региональных конфликтов.

2

1

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

5. Нанесение на контурную карту стран мира, крупнейших по площади территории и численности населения.

6. Составление картосхем, характеризующих государственное устройство стран мира.

7. Составление рефератов по теме.

2

Тема 3

География мировых природных ресурсов

Содержание учебного материала

4+2

Взаимодействие человеческого общества и природной среды, его особенности на современном этапе. Экологизация хозяйственной деятельности человека. Географическая среда. Различные типы природопользования. Антропогенные природные комплексы. Геоэкологические проблемы.

Природные условия и природные ресурсы. Виды природных ресурсов. Ресур- сообеспеченность. Размещение различных видов природных ресурсов на территории мировой суши.

Ресурсы Мирового океана. Территориальные сочетания природных ресурсов. Природно-ресурсный потенциал/

2

1

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №4. Экономическая оценка использования различных видов природных ресурсов.

Практическое занятие №5. Выявление наиболее типичных экологических проблем, возникающих при использовании различных видов природных ресурсов. Поиск возможных путей их решения.

2

1

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

7. Составление рефератов по теме.

8. Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.

2

Тема 4

География населения мира

Содержание учебного материала

6+3

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения.

Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития.

Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира.

Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы.

3

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №6. Оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира.

Сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира.

Оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира.

Практическое занятие №7. Анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира.

3

2

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

9. Составление рефератов по теме «География населения мира»/

10. Сравнительная оценка культурных традиций различных народов.

3

Тема 5

Мировое хозяйство

5.1. Современные особенности развития мирового хозяйства

Содержание учебного материала

2+1

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности.

Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике.

Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

1

1

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №8. Определение основных направлений международной торговли, факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира/

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

Составление картосхем по теме: «НТР и мировое хозяйство»/

Составление рефератов по теме.

1

5.2 .География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

4+2

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка.

Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

2

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №9. Определение особенностей размещения различных отраслей первичной сферы мирового хозяйства.

Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира.

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

12. Составление рефератов по теме.

13. Определение основных направлений международной торговли товарами первичной сферы мирового хозяйства и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

2

5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

6+3

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №10 Определение особенностей размещения различных отраслей вторичной сферы мирового хозяйства.

Практическое занятие №11,12. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Определение географии основных отраслей и производств вторичной сферы мирового хозяйства.

4

1

1+2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

14. Составление рефератов по теме.

15. Определение основных направлений международной торговли товарами вторичной сферы мирового хозяйства и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

3

5.4. География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

6+3

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.

2

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №13. Определение хозяйственной специализации стран и регионов мира. Определение географии основных отраслей и производств третичной сферы мирового хозяйства. 

Практическое занятие №14. Определение особенностей размещения различных отраслей третичной сферы мирового хозяйства.

2

1

1

Контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающихся

16. Составление рефератов по теме.

17. Определение основных направлений международной торговли товарами третичной сферы мирового хозяйства и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

3

Тема 6

Регионы мира

6.1.География населения и хозяйства Зарубежной Европы

Содержание учебного материала

8+4

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства.

Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

4

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №15. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий Зарубежной Европы и размещением населения и хозяйства.

Практическое занятие №16, 17. Составление комплексной географической характеристики крупных регионов Европы и стран разных типов.

4

2

1+1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

18. Составление рефератов по теме.

19. Составление государственных карт по теме «Зарубежная Европа».

20. Работа с конспектом, повторение изученного материала.

4

6.2.География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

8+4

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

4

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №18.Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий Зарубежной Азии и размещением населения и хозяйства.

Практическое занятие №19, 20.Составление комплексной географической характеристики крупных регионов Азии и стран разных типов. Определение их географической спецификации.

4

2

1+1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

21. Составление рефератов по теме.

22. Составление государственных карт по теме «Зарубежная Азия».

23. Работа с конспектом, повторение изученного материала.

4

6.3.География населения и хозяйства Африки

Содержание учебного материала

4+2

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №21. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий Африки и размещением населения и хозяйства.

Практическое занятие №22. Составление комплексной географической характеристики крупных регионов Африки и стран разных типов.

2

1

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

24. Составление рефератов по теме.

25. Составление государственных карт по теме «Африка».

26. Работа с конспектом, повторение изученного материала.

2

6.4. География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала

6+3

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации.

США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

3

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №23. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий Северной Америки и размещением населения и хозяйства.

Практическое занятие №24. Составление комплексной географической характеристики крупных регионов Северной Америки и стран разных типов. Определение их географической специфики.

3

1

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

27. Составление рефератов по теме.

28. Составление государственных карт по теме «Северная Америка».

29. Работа с конспектом, повторение изученного материала.

3

6.5. География населения и хозяйства Латинской Америки

Содержание учебного материала

6+3

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

3

2

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №25. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий Латинской Америки и размещением населения и хозяйства.

Практическое занятие №26. Составление комплексной географической характеристики крупных регионов Латинской Америки и стран разных типов. Определение их географической спецификации.

3

2

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

30. Составление рефератов по теме.

31. Составление государственных карт по теме «Латинской Америки».

32. Работа с конспектом, повторение изученного материала.

3

6.6. География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

2+1

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

1

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №27. Установление взаимосвязей между природно-ресурсным потенциалом различных территорий Австралии и Океании и размещением населения и хозяйства.

Составление комплексной географической характеристики Австралийского Союза.

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

33. Составление рефератов по теме.

34 . Работа с конспектом, повторение изученного материала.

1

Тема 7

Россия в современном мире

Содержание учебного материала

4+2

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX — XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

2

2

3

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №28. Оценка современного геополитического и геоэкономического положения России.

Практическое занятие №29. Определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России.

2

1

1

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

35. Определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда.

36. Составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

2

Тема 8

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

6+3

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

1

2

Лабораторные работы

не предусмотрено

Практические занятия

Практическое занятие №30. Выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Практическое занятие №31. Выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

3

1

2

Контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

37. Составление рефератов по теме «Глобальные проблемы человечества».

3

Дифференцированный зачет

2

Всего:

78 + 39с.р.

3.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.07 ГЕОГРАФИЯ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Освоение программы учебной дисциплины «География» требует наличия учебного кабинета с возможностью свободного доступа в Интернет, оснащенного специализированной учебной мебелью, мультимедийным оборудованием и средствами обучения, достаточными для выполнения требований ФГОС СПО к уровню подготовки обучающихся.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02).

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий;
  • атлас «Экономическая и социальная география мира»;
  • политическая карта мира;
  • контурные карты;
  • фонд учебно-методической литературы (учебники, учебно-методический комплекс (УМК), энциклопедии, справочники, пособия, научная, научно-популярная литература и др.).

Технические средства обучения:

  • ПК с лицензионным программным обеспечением;
  • мультимедийный комплекс;
  • интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Баранчиков Е.В., Петрусюк О.А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля: учебно-методический комплекс для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  2. Баранчиков Е.В., Петрусюк О. А. География для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум: учебное пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательский центр «Академия», 2013.
  3. Максаковский В.П. География. 10 – 11 классы :  учеб. для общеобразоват. организаций : базовый уровень / В.П.Максаковский. - 23-е издание. перераб. М.: Просвещение, 2014

Дополнительные источники:

  1. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн.. Кн. I: Общая характеристика мира. – 2-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004.
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн.. Кн. II: Региональная характеристика мира. – 2-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004.

Интернет-источники:

  1. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн.. Кн. I: Общая характеристика мира. – 2-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. http://e-reading.club/book.php?book=127765
  2. Максаковский В.П. Географическая картина мира: В 2 кн.. Кн. II: Региональная характеристика мира. – 2-е изд., стереотипное – М.: Дрофа, 2004. http://e-reading.club/book.php?book=127766
  3. Электронная библиотека. Форма доступа: http://www.iprbookshop.ru/
  4. Электронная библиотека. Форма доступа: https://royallib.com
  5. Электронный ресурс. Российское образование. Федеральный портал. Форма доступа: http://www.edu.ru
  6. Электронный ресурс. Универсальная энциклопедия Кругосвет. Форма доступа: www.krugosvet.ru

3.3. Учебно-методический комплекс (УМК) учебной дисциплины

БД.07 ГЕОГРАФИЯ

  • выписка из учебного плана;
  • ФГОС СПО (по специальности);
  • рабочая программа и календарно-тематический план учебной дисциплины БД.07 География;
  • презентации к учебным занятиям (по темам);
  • контрольно-оценочные средства: материалы для проведения входного, текущего, контроля знаний, промежуточной аттестации;
  • методические указания по выполнению практических занятий и внеаудиторной самостоятельной работы.

Наглядные  средства обучения:

  • комплекты карт, таблиц, моделей, портретов выдающихся ученых-географов и др.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, опросов, а также выполнения обучающимися информационных проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

знать:

основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Устный опрос

Защита отчетов по практическим работам

особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

Устный опрос

Взаимооценка и самооценка

Тестирование

Взаимоконтроль

географические аспекты отраслевой и территориальной структуры  мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

Защита отчетов по практическим работам

Тестирование

Составление таблиц

Подготовка докладов, составление конспектов.

особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

Подготовка докладов, составление конспектов.

Составление таблиц, кроссвордов

уметь:

определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально- экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

Взаимооценка

Оценка преподавателя

Проверка внеаудиторной самостоятельная работы

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

Опрос

Защита отчетов по практическим работам

Тестирование

применять разнообразные источники географической информаций для проведения наблюдений за природными, социально- экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

Опрос

Взаимооценка

Оценка преподавателя

Тестирование

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

Опрос

Защита отчетов по практическим работам

Тестирование

Проверка внеаудиторной самостоятельной работы (рефераты, картосхемы)

сопоставлять географические карты различной тематики;

Защита отчетов по практическим работам

Тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "География" на 39 аудиторных часов

Рабочая программа учебной дисциплины "География" для среднего профессионального образования для специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), 43.02.01 Организация обслуживания ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ГЕОГРАФИЯ» программы подготовки специалистов среднего звена для специальности социально-экономического профиля 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) на базе основного общего образования с получением

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии  с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. Приказ Министерства...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 География программа подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.11 География разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее –ФГОС) среднего общего образования, феде...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 География по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 "География" по программе подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование....

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География»

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих 08.01.26 МАСТЕР ПО РЕМОНТУ И ОБСЛУЖИВАНИЮ ИНЖЕНЕРНЫХ СИСТЕМ ЖИЛИЩНО-КОММ...

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО

Рабочая программа учебной дисциплины ОУД.16 «География» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 34.02.01 СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО...