Работа с географическими текстами
статья по географии (7 класс)

Плево Людмила Леонидовна

Способы работы с географическими текстами в курсе географии материков и океанов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geografiya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с географическими текстами

                                                                                          Плево Л.Л. учитель географии         ГБОУ СОШ № 512 г. Санкт- Петербург

Мои многолетние наблюдения за техникой чтения учащихся наводят на грустную мысль, что большая группа людей, усваивая в начальных классах основы техники чтения, постепенное теряет или, по крайней мере, не улучшает их в V-IX классах. Причин много. Думаю, то одна из них кроется в формах поведения устных уроков: истории, биологии, географии, где стали преобладать тестирование, письменное воспроизведение опорных схем и конспектов и т.д., т.е. те формы, которые не дают возможности учащимся работать с текстом учебника, другими книгами ..В своей работе я применяю различные тексты, в том числе и тексты викторин, которые раздают всем учащимся ..Предлагаю викторины «Природные комплексы Африки» и природные комплексы «Северной Америки», которые, надеюсь, будут интересны и учащимся и учителям.

                                             Природные комплексы Северной Америки

  1. Здесь господство принадлежит хвойным породам. Деревья: туя гигантская, дуглассия, ель, гигантская пихта-достигают высоты 45-60 метров. Особенно хорошо секвойя. Диаметр отдельных ее видов достигает 20 метров.
  2. Осадки здесь бывают не каждый год. Путешествовать летом здесь опасно. При такой жаре человек теряет 1 литр воды в час. Это быстро ведет к обезвоживанию организма.
  3. Этой местности свойственны низкие травы с преобладанием ковыля, мятлика, пырея. По ним бродят стада бизонов, олени, койоты, лисицы.
  4. Разнообразие гейзеров сложно передать словами. Здесь есть мощные гиганты, выбрасывающие воду на высоту 30-этажного дома, есть и небольшие пульсирующие фонтанчики. Олени, лани, горные бараны, лисицы, зайцы, куницы свободно подходят к человеку и берут корм из его рук. Охота здесь запрещена.
  5. Повсюду здесь неоспоримые свидетельства оледенения. «Бараньи лбы», «курчавые скалы», песчаные гряды с валунчиками и галечником чередуются с озерными котловинами, явно выпаханными ледником.
  6. 85% территории занимает ледяной щит, остальные 15%-береговое окаймление, покрытое мхами, лишайниками, ковром из цветов. Иногда встречаются жалкие березы, карликовые стелющиеся ивы.
  7. Здесь можно встретить разнообразие лиственных и хвойных пород. Поистине в этих местах собралась прекрасная компания: дубы, орешник, буки, осины, ясени, липы, березы, кедры, ели, пихты, сосны.
  8. Стены каньона, сложенные горизонтальными пластами известняка, зеленоватых глин, песчаника и других осадочных пород. Река, как нож хирурга, прорезала все мощные отложения некогда существовавшего на этом месте глубокого моря.
  9. В длину остров вытянулся на 1200 км, а ширина всего 40-100 км. Иногда его называют Антильской жемчужиной за разнообразную красоту природы, чудесный климат, плодородные почвы, на которых выращивают сахарный тростник, табак, ананасы, грейпфруты.
  10. Этот штат-самый большой из северо-американских штатов. Здесь вообще много «самого большого». Самые высокие в Северной Америке горы, самая длинная и самая холодная зима, самые большие медведи, которые любят охотиться на лососевых рыб, идущих на нерест по многочисленным рекам этого края.
  11. То справа, то слева поодиночке  и группами растут высоченные агавы, видны серо-зеленые лепешки кактусов, опунций. Издали те, что поменьше, напоминают зреющие арбузы. Но есть и покрупнее-по метру в диаметре. Все утыканы острыми тонкими колючками. Рядом, словно буквы гигантской азбуки, стоят кактусы, напоминающие по форме буквы Ш, К, Г.
  12. Для лета, как и для зим, характерны сильные ветры. В отдельные годы на протяжении всего лета преобладает засуха, и тогда гибнут посевы зерновых, травянистый покров выгорает, а ветры, достигающие ураганной силы, уносят сотни тонн пыли с обнаженной поверхности.

                                                 

  Природные комплексы Африки.

  1. На западе-пески. На востоке-пески. А посередине, между безводным песками и обожженными солнцем скалами, тянется узкая полоска плодороднейшей в мире земли с густой сетью оросительных каналов, с цветущими садами и пальмовыми рощами, с шумными городами и величаво-безмолвными пирамидами.
  2. Как темные погреба или подземные пещеры, бедны светом эти леса. Если днем в лесу темно, то как же мрачны здесь ночи! Кроме того, ночью над лесом часто собираются тяжелые грозовые тучи и дождь, как сорвавшийся с цепи бешеный зверь, низвергается на землю.
  3. Весь этот горный массив необычайно красив. Высокий, гордый, со сверкающей снежной вершиной на фоне яркой, сочной растительности, он выглядит совершеннейшим чудом природы. Недаром народы, живущие у его подножья и на склонах, почитали его священным.
  4. День был жарким. По тропинкам среди высокой травы и редких деревьев к водопою стали подходить животные: бабуины, жирафы, различные антилопы. За несколько минут у водопою собралось несколько сот зверей.
  5. В самом низу-царство мхов и ползучих растений. Выше поднимаются кустарники и молодые деревья. Над ними образуют лесной свод деревья высотой до 20-30 метров, перевитые многочисленными вьющимися деревьями. А из этого моря зелени вздымаются деревья-великаны, достигающие высоты 70 метров.
  6. В раскаленном воздухе чувствовалось приближение чего-то ужасного. Огромная дюна была еще неподвижной, но вершин ее уже ожила. Затем из-за пыли померк горизонт; исчезла прозрачность воздуха. Нечем было дышать. Люди и животные задыхались.
  7. С животным миром Африки здесь мало общего. Африка-это слоны, жирафы, антилопы, львы, бегемоты, обезьяны. А здесь их нет. Здесь много лемуров, похожих одновременно на кошку и обезьяну. Встречаются крокодилы-наиболее крупные хищники. Здесь можно встретить самую большую на земле бабочку, дерево  равенелу -«дерево путешественников».
  8. Ночь была холодной. Слабый ветерок доносил близкое покашливание львов. Фырканье буйволов, пронзительный вой шакалов нарушали таинственную тишину. Свет луны как будто инеем посеребрил высыхавшую траву. Причудливо торчали из-за травы деревья, сбросившие листву.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Формирование специальных умений и навыков в работе с географической картой, как основой географического образования".

В настоящее время в условиях интенсивного развития интеграционных процессов между Россией и мировым сообществом значительное практическое значение имеет обучение детей пространственному мышлению. Наиб...

Работа с деформированным текстом на уроках русского языка в 7 классе.(Тема текстов:"Повседневная жизнь в Российской империи".)

Работа с деформированным текстом способствует созданию у учащихся общей картины мира, развитию языковых способностей, решает сложную задачу преподавания: сделать так, чтобы знания были для учеников по...

«Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста».

План-конспект урока по инфоратике  «Форматирование текста». Практическая работа №9 «Форматирование текста», с применением электронных образовательных ресурсов...

Методика формирования осознанности управления вниманием при работе с вербальным текстом (система смысловых приёмов работы с текстами Л. П. Бельковец)

Сформированность коммуникативной компетенции в процессе обучения предметам вооружает учащихся языковым инструментарием, который поможет школьнику быть успешным и реализовать себя в любой творческой де...

"Подготовка к ОГЭ по географии: географическая номенклатура как одно из средств работы с географической картой"

В статье отражены наиболее эффективные приёмы работы по изучению и повторению географической номенклатуры. Географическая номенклатура основа содержания карт, а карты - язык географии....

Практическая работа Определение географических координат точек и точек по географическим координатам

Практическая работа  Определение географических координат точек и точек по географическим координатам...