Рекомендации по проектированию урока по Географии
статья по географии

Цадова Ирина Александровна

Рекомендации по проектированию урока по Географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_temu_proektirovanie_uroka_po_geografii.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Цадова Ирина Александровна –

преподаватель географии

высшей квалификационной категории

Проектирование урока географии в колледже на основе системно-деятельностного подхода

При проектировании урока на основе системно-деятельностного подхода необходимо детально продумать основные этапы (шаги) урока.

  1. этап:

-определить четко тему, цель и тип урока, его место в учебном курсе;

-выделить ведущие понятия, на которые опирается данный урок;

-обозначить ту часть учебного материала, которая будет использоваться на уроке в дальнейшей деятельности.

  1. этап:

-сформулировать в соответствии с требованиями ФГОС:

личностные результаты, включающие готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметные результаты, включающие освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях;

 3 этап:

-спланировать учебный материал;

- подобрать или разработать вопросы и задания с учетом следующих уровней познавательной деятельности:

I уровень – задания на воспроизведение учебного материала, например: Что изучает география? С помощью какого прибора измеряют атмосферное давление?

II уровень – задания, в которых усвоение содержания применяется по образцу, в повторяющейся знакомой ситуации, например: В чем главное отличие планеты Земля от других планет? Составьте таблицу «Сходство и отличие планет земной группы?

Задания этого уровня позволяют выяснить взаимосвязи между объектами и явлениями, стимулируют мыслительную деятельность студентов путем анализа, сравнения, синтеза, выявления причинно-следственных связей.

III уровень – творческое применение усвоенного содержания в новой учебной ситуации, например: Сформулируйте правила поведения в природе. Подготовьте сообщение о пользе березового сока.

Разнообразие вопросов и заданий позволяет учителю дифференцированно подходить к организации проверки усвоенного содержания.

  1. этап:

-продумать «изюминку» урока (урок должен содержать интересный факт: неожиданное открытие, занимательный опыт или эксперимент).

5 этап:

  • -разработать структуру урока с учетом расчета времени для каждого этапа и вида деятельности, подбора методов, приемов и форм обучения.
  1. этап:

- определить критерии оценивания результатов урока.

  1. этап:

- разработать домашнее задание, которое должно быть комплексным и дифференцированным, позволяющим школьникам право выходить на различные уровни выполнения и представления результатов.

  1. этап:

-подготовить оборудование для урока.

-оформить материалы в виде технологической карты урока.

Технологическая карта урока − современная форма планирования педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным преподавателем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность преподавателя и деятельность обучающихся.Разрабатывая технологическую карту урока, необходимо учитывать, что графа «Деятельность преподавателя» рекомендуется заполнять одной из последней.

Технологические карты раскрывают общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных результатов.

Создание технологической карты урока позволяет учителю:

- осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;

- установить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);

- найти возможности реализации межпредметных понятий (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

- определить универсальные учебные действия (УУД), которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса.

Универсальные учебные действия (УУД) − система действий учащегося, обеспечивающая культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию самостоятельной учебной деятельности.

- соотнести результат с целью обучения после создания продукта − набора технологических карт.

Таким образом, использование преподавателем технологических карт позволяет учителю максимально детализировать урок на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока, а также провести  системный анализ урока .

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектирование урока географии в соответствии с требованиями ФГОС. 5-й класс. Тема "Человек и атмосфера"

Урок в рамках ФГОС и ФГТЕрюшкина Л.Е., учитель географии МАОУ Гимназия №2, г. Балаково, Саратовская областьГеография 5 классТема «Атмосфера»Урок №3 «Человек и атмосфера»Учебник: А.А. Летягин География...

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии

Инструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географииИнструменты проектирования урока в системно-деятельном подходе в обучении географии...

Доклад на тему "Проектирование урока по географии"

Доклад на тему "Проектирование урока по географии...

Методические рекомендации по проектированию учебно-познавательной деятельности школьника на этапе целеполагания (на примере уроков русского языка и литературы).

В числе педагогических проблем современного школьного образования особое место занимает проблема целеполагания.Проблема целеполагания актуальна для учащихся, потому что впереди их ждет жизнь, нап...

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ УРОКА МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ФГОС ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рекомендованы этапы проектирования урока математики в условиях ФГОС в общеобразовательных учреждениях г. Санкт-Петербурга....

Методические рекомендации для учителя при проектировании урока

Методические рекомендации для учителя при проектировании урока...