Формирование образовательной среды с помощью личностно-ориентированных технологий
статья по географии

Ковалева Мария Игоревна

В статье конкретизируется содержание понятия «Образовательная среда» и рассматриваются личностно-ориентированные технологии, способствующие формированию образовательной среды современной школы в соответствии с требованиями ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование образовательной среды

с помощью личностно-ориентированных технологий

Ковалева Мария Игоревна

Санкт-Петербург

В статье конкретизируется содержание понятия «Образовательная среда» и рассматриваются личностно-ориентированные технологии, способствующие формированию образовательной среды современной школы в соответствии с требованиями ФГОС.

Скорость изменений вокруг нас сильно возросла. Происходит фундаментальный сдвиг и отход от условий, при которых были разработаны наши нынешние системы образования - формируется новая образовательная среда. В эту среду не всегда легко копируются старые материалы и методики, и, напротив, в ней появляются другие потенциалы.

Педагогический энциклопедический словарь (ред. М. Б. Бим-Бад) под образовательной средой подразумевает «часть социокультурного пространства, зону взаимодействия образовательных систем, их элементов, образовательного материала и субъектов образовательных процессов. Образовательная среда также обладает большой мерой сложности, поскольку имеет несколько уровней – от федерального, регионального, до основного своего первоэлемента – образовательной среды конкретного учебного заведения и класса. Образовательная среда также создается индивидом, так как каждый развивается сообразно своим индивидуальным особенностям и создает своё собственное пространство вхождения в историю и культуру, своё видение ценностей и приоритетов познания. Знание личностно, и образовательная среда каждого есть, в конечном счете, особое, личностное пространство познания и развития».

Для образовательной среды характерны определенные признаки:

  1. Целостность – образовательная среда требует выстраивания принципиально иной по сравнению с традиционной стратегии образования, в основе которой должна лежать логика вхождения человека в мир знания, которая согласуется с логикой процесса познания.
  2. Интеграция – образовательная среда состоит не только из знаний, но и эффективных способов познавательной деятельности.
  3. Универсальность - вооружение обучающихся универсальными способами действий по добыванию и переработке нового знания, которые могут понадобиться при решении поставленных задач.
  4. Обширность (избыточность), которая необходима для личностного выбора обучающимся содержания и способа получения образования в соответствии со своими потребностями и целями.

Образовательная среда современных образовательных учреждений складывается из инновационных и традиционных моделей, федерального государственного образовательного стандарта, содержания учебных программ и планов, информационных и  технических средств обучения, а также нового качества взаимоотношений между участниками образовательных отношений: учителей, учащихся и их родителей и применяемых образовательных технологий.

Понятие «Технология» в широком смысле – «наука о мастерстве», т.к. «techno»  - «искусство, мастерство», а «logos» – «наука».

В образовании под технологией обучения понимают:

  • совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
  • науку о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических и информационных средств.
  • совокупность приемов, применяемых в каком-то деле, мастерстве (толковый словарь).
  • содержательную технику реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  • составную процессуальную часть дидактической системы (М. Чошанов).
  • описание процесса  достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков)

Но многие исследователи подчеркивают, что технология обучения – это системная категория, имеющая определенные структурные составляющие: цели обучения, содержание обучения, средства педагогического воздействия, организацию учебного процесса, самого ребенка, педагога и результат деятельности.

Среди педагогических технологий, выделяют несколько типов: авторитарные, дидактоцентрические и личностно-ориентированные.

Истоки развития личностно-ориентированной педагогической технологии содержатся в положениях диалоговой концепции культуры Бахтина – Библера, где обоснована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания.

В положениях диалоговой концепции культуры М.М. Бахтина - B.C. Библера аргументирована идея всеобщности диалога как основы человеческого сознания. Через диалог происходит усвоение ценностно-смысловых компонентов обучения и воспитания. Диалог культур определяется как межсубъектный процесс, в котором происходит взаимодействие качественно различных ценностно-смысловых позиций с целью их выяснения, при котором необходимость встать на позицию другого не означает отречение от своих убеждений и принципов.

В традиционных дидактических системах основной любой педагогической технологии является объяснение, а в личностно-ориентированном образовании – понимание и взаимопонимание. Объяснение – это назидание, а понимание – это общение, сотрудничество, равенство во взаимопонимании. Ребенку нужна педагогическая помощь и поддержка. И это ключевые слова в характеристике технологий личностно-ориентированного образования.

Из всего разнообразия личностно-ориентированных технологий, представлю те, что наиболее часто используются на предметах гуманитарного цикла в нашей школе:

1) Работа с текстом исторического источника в рамках герменевтического подхода, т.е. диалог при изучении исторических источников. Диалог как средство понимания исторического процесса, но в первую очередь как средства понимания самого себя. Понимание можно рассматривать здесь как процесс получения осмысленного (т. е. ценностно-нагруженного) знания, которое и ставит перед учителем проблему освоения и реализации диалогового обучения, которое предполагает интенсивные творческие поиски таких согласованных решений, которые рождаются в результате взаимодействия всех участников педагогического процесса. Для реализации герменевтического подхода в преподавании истории в школе формируется коммуникативная компетенция учащихся. Недостаточная коммуникативная компетенция в условиях образовательного процесса может воспрепятствовать любому подходу в историческом образовании вообще. В обиход учебных занятий вводится специальный глоссарий, заполняемый самими учащимися, в котором кроме специальных историко-социальных терминов содержатся лексические формы.

2) Творческое письмо как средство развития речи учащихся. Под  «творческим  письмом»  подразумеваются  упражнения  продуктивного  характера  различной  степени  сложности,  разнообразные  по  форме  и  содержанию,  часто  имеющие  игровую  форму.  Эти  упражнения  выполняются  в  письменной  форме,  по  своему  содержанию  носят  речевой  творческий  или  полутворческий  характер.

При  введении  технологии  творческого  письма  в  процесс  обучения  берутся  во  внимание  три  основных  условия:  методы,  цели  обучения,  принципы  и  приемы  обучения,  а  также  учебный  контроль.

Технология  творческого письма  предполагает  использование  различных  средств  обучения. Представлю примеры заданий:

  • Вам дано первое предложение. Продолжите историю по цепочке.
  • Посмотрите видеоролик. Предположите, как могла бы закончиться история.
  • Отсутствует начало рассказа. Ваша задача — придумать логичное начало.
  • Отсутствует концовка. Придумайте хеппи-энд этой истории.
  • Закройте глаза и послушайте мелодию. Затем опишите тот пейзаж, который вы представили. Пусть это будет место действия вашей истории.
  • Перед вами список не связанных друг с другом слов. Ваша задача — составить из них рассказ.
  • Каждый выходит к доске и рисует картинку. Затем класс делится на две команды и сочиняет истории по картинкам.

3) Метод «толстых» и тонких» вопросов – приём работы с текстом чаще применяется на уроках истории и обществознания. Используется для моделирования диалогов взаимоопросного характера, при анонсе новой темы, при обобщении пройденной темы.

Толстые вопросы, ответы на которые могут быть развернутыми, подробными, более наполненными, обстоятельными и длинными. Например, «какие факторы повлияли на выбор этого места под строительство столицы?».

Тонкие вопросы, ответы на которые обычно получаются однозначными, короткими, по факту. Например, «Какой ваш любимый праздник?».

«Хороший вопрос» - это тот, который допускает достаточно большое пространство возможных альтернатив», - приходит к выводу русский психолог В.М. Снетков. Он также указывает на несколько функций вопросов:

  • С помощью вопроса можно получить новую информацию.
  • Правильно задав вопрос, можно уточнить уже имеющуюся информацию.
  • Можно использовать вопрос для перевода разговора в другое русло.
  • Задавая вопрос, можно продемонстрировать свое мнение, обозначить свою позицию.
  • Правильно заданный вопрос может подсказать ответ.
  • С помощью вопросов можно настроить собеседника на нужный вам темп, лад речи.

4) Составление «интеллект-карт» по методу Бьюзена. Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем, заполняемая с помощью условных знаков, символов и рисунков. В центре интеллект-карты располагается ключевое понятие, которое конкретизируется понятиями первого порядка, включающими основные разделы темы, затем понятиями второго порядка, третьего и т.д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном:

  1. Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.
  2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие. Обводим это понятие в рамку.
  3. От центрального объекта рисуем цветным карандашом, в разные стороны, ветви — основные, связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Подписываем каждую ветвь одним-двумя словами, разборчиво, желательно печатными буквами.
  4. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  5. От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
  6. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  7. Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово.
  8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
  9. Понятия I, II и III-го порядка можно выделить разным цветом, следовательно, читать карту, работать с ней будет легко и просто.
  10. Смысловые блоки отделяем цветными линиями; можно обвести их в рамку.
  11. Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками разного цвета и толщины.

Создание интеллект-карты - эффективный способ работы с информацией, причем универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам. Важно отметить, что интеллект-карта является, прежде всего, техникой мышления, а не способом фиксации результата, т.е. самое главное - это процесс получения нового знания. Составление интеллект-карты можно назвать визуализацией мышления.

Из приведённых примеров очевидно, что работа обучаемого в среде может быть организована по одному из трех типов: обучение с учителем, самообучение и обучение в сотрудничестве. Создание такой образовательной среды развивает инициативу, творчество школьников, создает условия для реализации индивидуальных возможностей при работе в малых группах, способствует организации атмосферы доброжелательности и защищенности при работе в системе работы «учитель-ученик» или «ученик-ученик».

Как подчеркивает В. И. Слободчиков, образовательную среду нельзя считать чем-то однозначным, наперед заданным. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно что-либо проектируют и строят. Такую среду можно рассматривать и как предмет, и как ресурс совместной деятельности. Чаще всего образовательная среда характеризуется двумя показателями: насыщенностью (ресурсным потенциалом) и структурированностью (способами организации). Образовательная среда только в том случае будет способствовать личностному и культурному росту обучающихся, когда «наличное социокультурное содержание превращается и в содержание образования, то есть собственно образовательную среду»

 

Список используемой литературы:

  1. Педагогический энциклопедический словарь/ гл. ред. Б.М. Бим-Бад - М. : Большая Рос. энцикл., 2009. - 527 с. : ил.
  2. Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. – 144с.
  3. Джонсон Д.Джонсон Р. Джонсон-Холубек Э. Методы обучения. Обучение в сотрудничестве: Пер. с англ.-СПб.:Экономическая школа,2001.-256с.
  4. Коммуникативность обучения – в практику школы: Из опыта работы. Кн. Для учителя / Под ред. Е.И.Пассова. – М.: Просвещение,1985.-127с.
  5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 272с.
  6. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно-ориентированного обучения при использовании информационных и коммуникационных технологий. - М.: «Про - пресс», 1998. 120 с.
  7. Смид Р. Групповая работа с детьми и подростками / Пер. с англ.; - М.: Генезис, 1999. – 272с.
  8. Щербакова Т. Н. К вопросу о структуре образовательной среды учебных учреждений // Молодой ученый. — 2012. — №5. — С. 545-548
  9. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию.-М.:Смысл,2001.-365с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование успешного человека через личностно-ориентированный и деятельный подход к учащимся

В статье представлен мой опыт работы по формированию успешной личности на примере моего класса с 5 по 9 класс(2007-2012 гг.)...

Пути решения проблем здоровьесбережения средствами личностно ориентированной педагогической технологии

Внедрение в практику основных положений личностно ориентированной технологии (автор Якиманская И.) позволяет решить многие вопросы индивидуального подхода к учащимся. Следует отметить, что учителю нео...

Личностно - ориентированные педагогические технологии преподавания химии. Адаптивная система обучения.

Адаптивная система обученияМетодическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Количество вещества (обобщающий урок)Методическая разработка урока химии 8 класса. АСО. Степень окисления (изучение нового...

Организация учебной деятельности на уроках математики и информатики с использованием индивидуального образовательного маршрута через личностно – ориентированный подход, способствующий развитию познавательной и творческой активности

Проблемой внедрения индивидуального образовательного маршрута в урочную и внеурочную деятельность я занимаюсь уже 7  лет.   Начиная с 2007 года,  в классах, где я преподавала...

Личностно-ориентированные коммуникативные технологии как средство формирования основных компетентностей обучающихся петербургской школы (из опыта работы)

Cтановится актуальным внедрение в учебно-воспитательный процесс современных личностно-ориентированных коммуникативных технологий, способствующих формированию комплекса следующих компетентностей обучаю...

Проект «Развитие технических и творческих способностей учащихся на занятиях технического моделирования и конструирования с помощью личностно-ориентированного обучения»

Проект предусматривает создание условий для развития технических и творческих способностей учащихся: представлен опыт проведения занятий, определены пути обучения детей техническому моделированию на о...

Формирование коммуникативных навыков старших школьников средствами личностно-ориентированных педагогические технологии на уроках английского языка

Автор рассказывает о современных интерактивных технологиях на уроках пнглийского языка способствующих формированию коммуникативных навыков старших школьников...