Рабочая программа по географии для 5-9 классов под редакцией А.А. Летягин
рабочая программа

Исаева Вера Васильевна

Рабочая программа по географии для 5-9 классов под редакцией А.А. Летягин

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon geografiya_letyagin.doc681 КБ

Предварительный просмотр:

Разработчик: Исаева Вера Васильевна, учитель географии,

учитель первой квалификационной категории

Составлена на основании: авторской программы курса География: 5—9 классы: рабочая программа / А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. — М.: Вентана-Граф

Срок реализации данной программы 5 лет, в период которого осуществляется изучение Биологии на ступени основного общего образования с 5по 9 класс.

Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС.

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «География»

Требования к результатам освоения курса географии на уровне основного общего образования определяются ключевыми задачами общего образования, отражающими индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета.

-Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Изучение географии в основной школе обусловливает достижение следующих результатов личностного развития:

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

6) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях.

-Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:

1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  1. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,

осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

8) смысловое чтение;

9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);

12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

-Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:

1) формирование представлений о географии, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального

природопользования;

2) формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;

3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах её географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;

4) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;

5) овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;

6) овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности

в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

8) формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «География» 5-9 классы

ГЕОГРАФИЯ ЗЕМЛИ

Раздел 1. Источники географической информации

Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.

Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод.

Раздел 2. Природа Земли и человек

Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.

Гидросфера — водная оболочка Земли.

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле, проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.

Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.

Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.

Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.

Раздел 3. Население Земли.

Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Численность населения Земли, ее изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения Земли. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения. Влияние величины естественного проста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и ее изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к разным природным условиям: их влияние на внешний облик, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной, политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.

Раздел 4. Материки, океаны и страны.

Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата, внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.

ГЕОГРАФИЯ РОССИИ

Раздел 5. Особенности географического положения России.

Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с ГП других государств. ГП России как фактор развития ее хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.

Раздел 6. Природа России.

Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблема рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов страны.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений, вулканизма. Древнее и современное оледенение. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм.

Крупнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва – особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва – национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация, борьба с эрозией и загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.

Раздел 7. Население России.

Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXIвв. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и ее отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения.

Народы и религии России. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.

Раздел 8. Хозяйство России.

Особенности хозяйства России. Отраслевая, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития ее хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Легкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.

Раздел 9. Районы России.

Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ различных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияние на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.

Раздел 10. Россия в современном мире.

Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия России.

III. Тематическое планирование.

п/п

Тема

Кол-во

часов

География. Введение в географию. 5 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1

Наука география

2

2

Земля и ее изображение

5

3

История географических открытий

12

4

Путешествие по планете Земля

10

5

Природа Земли

2

Резерв времени

3

География. Начальный курс. 6 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1

Земля как планета

5

2

Географическая карта

4

3

Литосфера

7

4

Атмосфера

8

5

Гидросфера

3

6

Биосфера

2

7

Почва и географическая оболочка

3

Резерв времени

2

География. Материки и океаны. 7 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

1

Планета, на которой мы живем

21

2

Материки планеты Земля

43

3

Взаимоотношения природы и человека

4

География России.

Часть І. Природа России. 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

1

Географическая карта и источники географической информации

4

2

Россия на карте мира

5

3

История изучения территории России

5

4

Геологическое строение и рельеф

6

5

Климат России

8

6

Гидрография России

9

7

Почвы России

3

8

Растительный и животный мир России

3

4

Геологическое строение и рельеф

6

5

Климат России

8

6

Гидрография России

9

7

Почвы России

3

8

Растительный и животный мир России

3

9

Природные зоны России

6

10

Крупные природные районы России

10

11

Природа и человек

2

Резерв времени

7

География России.

Часть ІІ. Население и хозяйство России. 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю)

1

Введение

1

2

Россия на карте

6

3

Природа и человек

5

4

Население России

9

5

Отрасли хозяйства России

19

6

Природно-хозяйственная характеристика России

21

7

Заключение. Россия в современном мире

1

IV. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Тема

Практические работы

Тест

Формы контроля

Источник

5 класс

Земля среди

других планет

Солнечной

системы

Измерение «земных окружностей», доказывающих, что глобус - модель Земли

Рабочая тетрадь по географии 5 класс Летягин

Земля как планета Солнечной системы

Тест

Тестирование

Пятунин, Пятунина: География. 6 класс. Тесты к учебнику Летягина А.А. ФГОС

Литосфера

Тест

Тестирование

Атмосфера

Тест

Тестирование

Гидросфера

Тест

Тестирование

Биосфера

Тест

Тестирование

Итоговый тест

Тест

Тестирование

Из чего состоит

земная кора

Горные породы, слагающие земную кору.

Рабочая тетрадь по географии 5 класс Летягин

Рельеф земной

поверхности

«Нанесение на к/к основных форм рельефа»

Погода

«Составление календаря погоды»

Горные и

равнинные реки.

Описание реки (озера) по плану.

Природная

среда. Охрана

природы.

Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника

6 класс

Великие географические открытия.

Нанесение на контурную карту маршрутов путешествий

Рабочая тетрадь по географии 6 класс Летягин

Введение. Географическое познание нашей планеты

Тест

Тестирование

Пятунин, Пятунина: География. 6 класс. Тесты к учебнику Летягина А.А. ФГОС

Изображение земной поверхности

Тест

Тестирование

Глобус и географическая карта – модели земной поверхности

Тест

Тестирование

Пятунин, Пятунина: География. 6 класс. Тесты к учебнику Летягина А.А. ФГОС

Как составляют топографические планы и карты

Определение на местности направлений (азимутов) и расстоянии

Рабочая тетрадь по географии 6 класс Летягин

Изображение рельефа на топографических планах и картах.

Чтение плана местности: определение направлений, расстояний, абсолютной и относительной высоты точек

Рабочая тетрадь по географии 6 класс Летягин

Определение расстояний и высот по глобусу.

Определение географических координат на карте и расстояний на глобусе

Рабочая тетрадь по географии 6 класс Летягин

Литосфера

Тест

Тестирование

Пятунин, Пятунина: География. 6 класс. Тесты к учебнику Летягина А.А. ФГОС

Атмосфера

Тест

Тестирование

Гидросфера

Тест

Тестирование

Биосфера и почвенный покров

Тест

Тестирование

Итоговый тест

Тест

Тестирование

Равнины и плоскогорья суши.

Определение по карте географического положения гор и равнин - их описание

Рабочая тетрадь по географии 6 класс Летягин

Воды суши

Определение по картам географического положения одной из крупнейших рек Земли. Описание ее по плану

Рабочая тетрадь по географии 6 класс Летягин

7 класс

«Современный облик планеты Земля»

Тест

Тестирование

География. Тетрадь для контрольных и проверочных работ. 7 класс
Источник:
https://rosuchebnik.ru/product/geografiya-tetrad-dlya-kontrolnyh-i-proverochnyh-rabot-7-klass/

«Население Земли»

Тест

Тестирование

«Главные особенности природы Земли»

Тест

Тестирование

«Материки и страны»

Тест

Тестирование

Источники географических

знаний.

Определение

по картам и глобусу

расстояний между

точками в градусной мере

и километрах, координат

различных точек.

География 7 кл. Рабочая тетрадь №1., № 2

Источник:
https://rosuchebnik.ru/product/geografiya-7klass-rabochaya-tetrad-1-009268/

Особенности природы

Африки

Определение

географических

координат, протяженнос

ти материка с севера на

юг и с запада на восток

в градусной мере и

километрах.

Население и

политическая карта

Африки.

Обозначение на

контурной карте

крупных форм

рельефа и

месторождений

полезных

ископаемых.

Особенности

природы Австралии

Сравнение

географического

положения Африки и

Австралии.

Южная Америка

Особенности

природы

Сравнительное

описание крупных

речных систем

Африки и Ю.

Америки.

Население и

Политическая карта

Определение

сходства и различий в

рельефе Африки и

Ю.Америки.

Андский Запад.

Перу. Чили.

Венесуэла

Описание

природных

условий населения и

хозяйственной

жизни одной

из стран

Северная Америка

Особенности

природы

Сравнение

климата отдельных

частей материка,

расположенных в

одном климатическом

Средняя Америка.

Мексика

Составление описания

путешествия по одной

из стран

Основные черты

природы Евразии.

Население

материка

Сравнение

климата Евразии с

климатом северной

Америки . Чтение кли-

матических диаграмм.

Северная Европа.

Швеция и Норвегия

Сравнение

природных зон по 40

параллели в Евразии

и С. Америки

Итоговое тестирование

Тест

Тестирование

8 класс

Географическое положение и формирование государственной территории России

Тест

Тестирование

География. Тетрадь для контрольных и проверочных работ. 8 класс.

Источник:
https://rosuchebnik.ru/product/geografiya-tetrad-dlya-kontrolnyh-i-proverochnyh-rabot-8-klass/

История заселения,  освоения  и исследования территории России

Тест

Тестирование

Рельеф,  геологическое строение  и минеральные ресурсы

Тест

Тестирование

Климат и агроклиматические ресурсы

Тест

Тестирование

Внутренние воды и водные ресурсы

Тест

Тестирование

«Почвы  и почвенные ресурсы», «Растительный и животный мир. Биологические ресурсы»

Тест

Тестирование

«Природные различия на территории России»

Тест

Тестирование

«Население России»

Тест

Тестирование

«Природный фактор в развитии России»

Тест

Тестирование

Итоговое тестирование

Тест

Тестирование

Размеры территории и природно- географическое положение России.

Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

География. 8 класс. Рабочая тетрадь №1,2
Источник:
https://rosuchebnik.ru/product/geografiya-8klass-rabochaya-tetrad-1-428234/

Различия во времени на территории России.  

Определение поясного времени для разных пунктов России.

Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры.

Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий

Закономерности распределения тепла и влаги

Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, рационального баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.

Климатические пояса и типы климатов

Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Климат и человек

Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Состав внутренних вод.  Реки, их зависимость от рельефа.

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Южные безлесные зоны: степи, полупустыни и пустыни.

Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт.

Культурно-исторические особенности народов России. География основных религий

Определение по картам и статическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно- территориальным делением РФ.

Занятость населения

Определение по статическим материалам тенденций изменения доли занятых в отдельных сферах хозяйства.

9 класс

География отраслей и межотраслевых комплексов. Топливно-энергетический комплекса

Тест

Тестирование

Контрольно-измерительные материалы по географии 9 класс Жижина

https://lovegdz.com/gdz/9-klass/geografiya-9/kim-zhizhina-9/

Металлургический комплекс

Химико-лесной комплекс

Тест

Тестирование

Машиностроительный комплекс

Тест

Тестирование

Агропромышленный комплекс

Тест

Тестирование

Инфраструктурный комплекс

Тест

Тестирование

Европейская часть России (Западный макрорегион)

Тест

Тестирование

Азиатская часть России (Восточный макрорегион)

Тест

Тестирование

«Хозяйство России»

Тест

Тестирование

Топливная промышленность

Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалом.   

География. 9 класс. Рабочая тетрадь № 1,2

Источник:
https://rosuchebnik.ru/product/geografiya-9klass-rabochaya-tetrad-2-722287/

Черная металлургия

 Определение факторов размещения предприятий  чёрной, металлургии меди и алюминия по картам.

Цветная металлургия

Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам.

Химико лесной комплекс. Химическая промышленность

Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам.

Состав и значение машиностроительного комплекса. Особенности размещения предприятий

Определение факторов, оказавших влияние на размещение предприятий трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Состав и значение агропромышленного комплекса.

Сельское хозяйство

Определение основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства по картам.

Состав и значение инфраструктурного комплекса. Виды транспорта.

Характеристика транспортной магистрали.

Экологическая ситуация в России

Оценка экологической ситуации в своей местности с помощью дополнительных источников географической информации и публикаций в СМИ.

Географическое положение и основные черты природы Центральной России.

. Обозначение на контурной карте ареалов размещения старинных промыслов на территории Центральной России

Географическое положение и природа Северо-Запада

Установление влияния приморского положения и природных условий на хозяйственное освоение региона и жизнь людей.

Географическое положение и природа Северо-Запада

Составление сравнительной характеристики особенности географического положения, городской застройки, социально-экономических и экологических проблем Санкт-Петербурга и Москвы.

Географическое положение и природа Северо-Запада

Разработка проектов туристических маршрутов в целях изучения культурно-исторических и природных памятников Северо-Запада.

Хозяйство. Северо-Запада.

Составление характеристики главных отраслей хозяйства Калининградской области.

Состав, географическое положение и особенности природы

Европейского Юга

.Сравнение специализации пищевой промышленности Европейского Юга и Поволжья.

Состав, географическое положение и особенности природы Урала.  

Составление характеристики одного из промышленного узлов Урала на основе нескольких источников информации.

Население и хозяйство Восточной Сибири.

Составление характеристики Норильского  ТПК.

Место России в мире

Определение основных статей экспорта и импорта России, основных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе в 5 -11 классах под редакцией В.Я.Коровиной

Рабочая программа по литературе под редакцией Коровиной и пояснительная записка для 5 -11 классов по литературе...

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса (под редакцией Н.Г.Гольцовой)

Предлагается для пользования рабочая программа по русскому языку для 10 класса  под редакцией Н.Г.Гольцовой...

рабочая программа по русскому языку для 9 класса под редакцией С.И.Львовой

Данной рабочей программой  по русскому языку может воспользоваться учитель, работающий в 9 классе по программе С.И.Львовой...

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса под редакцией В.Я Коровиной

Рабочая программа по литературе к учебнику 8 класса. Поурочное и тематическое планирование....

Рабочая программа по географии для 5-6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева.

Рабочая программа по географии для 5-6 классов линии «Полярная звезда» под редакцией профессора А.И. Алексеева. Рабочая программа по географии составлена в соответствии с требованиями Федеральног...

Рабочая программа по географии для 5-9 классов под редакцией Е.М. Домогацких

Рабочая программа по географии для 5-9 классов под редакцией Е.М. Домогацких...