Удивительный мир географии
рабочая программа по географии (6, 7 класс)

Гуцул Валентина Аркадьевна

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Для этого организуется работа по ведению Дневника наблюдений, который учащиеся будут заполнять в течение учебного года.

         На изучение курса отводится всего 1 час в неделю учебного времени:

Модуль 1 География  в 7 классе (I полугодие) 17 часов, курс «Удивительный мир географии»;

Модуль 2 География в 6 классе (II полугодие) 18 часов, элективный курс «Природа Югры»;

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Модульный курс предполагает ведение Дневников наблюдений учащимися в течение учебного года, включает систему практических работ учащихся по данным Дневников наблюдений.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл modulnyy_kurs_6_-_7_klass.docx25.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение –

«Приобская средняя общеобразовательная школа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

модульного учебного курса

внеурочной деятельности

по географии

6 – 7  класс

«Удивительный мир географии»

                                                            учитель географии

                                Гуцул В.А.

                                               

п.г.т. Приобье

2016 - 2017  учебный год

Пояснительная записка

Структура курса:

Рабочая программа модульного курса «Удивительный мир географии»

конкретизирует содержание блоков ФГОС, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Позволяет расширить и углубить знания учащихся при выполнении практических работ и выполнении олимпиадных заданий, заданий ВПР по географии.

Цели курса

- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся.

- формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в современном обществе.

- воспитание любви к своей местности, своей стране, экологической культуре, бережное отношение к окружающей среде.

- применение знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптация к условиям проживания на определенной территории;  самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Программа направлена на решение ряда задач:

- Развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира своей местности, России

- изучение природопользования в нашем регионе

- развитие навыков, связанных с изучением окружающей среды

- вовлечение учащихся в реальную деятельность по охране природы родного края.

Учащиеся должны уметь:

- определять характеристику объекта познания, поиск функциональных связей и отношений между частями целого.

- правила ведения Дневника наблюдений: записи наблюдений и зарисовка наблюдаемых явлений.

- наблюдать: зачем, что, где и как наблюдать?

- планировать и координировать совместную деятельность по реализации наблюдения в микрогруппе (Взаимопроверка).

- пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска информации о биологических объектах,  сайтами интернет.

Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Для этого организуется работа по ведению Дневника наблюдений, который учащиеся будут заполнять в течение учебного года.

        На изучение курса отводится всего 1 час в неделю учебного времени:

Модуль 1 География  в 7 классе (I полугодие) 17 часов, курс «Удивительный мир географии»;

Модуль 2 География в 6 классе (II полугодие) 18 часов, элективный курс «Природа Югры»;

Модуль 1 География в 7 классе, курс «Удивительный мир географии».

Решение олимпиадных задач одна из наиболее сложных разделов любого предмета, так как на изучение данного вопроса очень мало времени уделяется в процессе обучения. Содержание модуля обеспечивает развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.

        Модуль 2 география в 6 классе, курс «Природа Югры» будет вестись во втором полугодии, курс рассчитан на 18 часов. Модульный курс направлен на изучение особенностей климата Югры на примере п.г.т. Приобье. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Модульный курс предполагает ведение Дневников наблюдений учащимися в течение учебного года, включает систему практических работ учащихся по данным Дневников наблюдений.

Учебный план  модуля «Мир географии», 7 класс

1 полугодие, 17 часов

Наименование разделов плана

Общее количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

2

Подготовка к участию в школьном туре олимпиады

7

1

6

3

Подготовка к участию в муниципальном туре олимпиады

4

0,5

3,5

4

Подготовка к участию в интернет – олимпиадах и конкурсах

5

0,5

4,5

Всего часов

17

2

15

Учебно - тематический план модуля

№  

Дата занятия

Тема занятия7 класс, 17 часов (II полугодие)

Домашнее задание

Темы

Количество часов

1

Вводное занятие: Подготовка к участию в школьном туре всероссийской олимпиады. Ознакомление с текстами олимпиадных задач прошлых лет.

1

2

Игра «Путешествие по топографической карте».

1

3

Географические координаты – географическая широта и долгота

1

4

Углубление и расширение знаний по предмету. Решение олимпиадных задач.

1

5

Карта «Строение земной коры». Задание - практикум

1

6

Практическая работа. Решение олимпиадных задач теоретической части олимпиады

1

7

Практическая работа. Решение олимпиадных задач закрытого типа. Организация самоподготовки. Работа с дополнительной литературой

1

8

Анализ участия в школьном туре всероссийской олимпиады. Работа над ошибками.

1

9

Подготовка к участию в муниципальном этапе всероссийской олимпиады школьников.

3

10

Анализ участия обучающихся в муниципальном туре всероссийской олимпиады. Подготовка и участие в олимпиаде по основам наук УРФО

1

11

Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на  развитие логического и интеллектуального мышления.  Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm ,

1

12

Участия школьников дистанционных  предметных олимпиадах.
Решение олимпиадных задач, предложенных сайтами
http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста» и других

3

13

Подведение итогов работы в олимпиадах и конкурсах. Награждение

1

ИТОГО

17 часов

Учебный план модульного курса«Природа Югры»

6 класс, 18 часов (2 полугодие)

Наименование разделов плана

Общее количество часов

теория

практика

1.

Источники географической информации

4

0,5

3,5

2

Гидросфера

2

2

3

Атмосфера

7

7

4

Биосфера

1

1

5

Работа над творческими заданиями

4

1

3

Всего:

18

1,5

16,5

        

Учебно – тематический план модуля

№  

Дата занятия

Тема занятия

Домашнее задание

Источники географической информации – 4 часа

1/1

2/2

Местные признаки ориентирования, Движение по азимуту (осуществление его привязки к местным объектам)

3/3

Описание маршрута местности

4/4

Определение направлений и расстояний, географических координат на карте своей местности

Гидросфера – 2 часа

5/1

Описание ближайшего водоема (Алешкинской протоки)

6/2

Влияние хозяйственной деятельности на водные объекты своей местности

Атмосфера – 7 часов

7/1

Обработка собранных данных в  Дневниках наблюдений

Подсчет основных элементов наблюдения

8/2

Построение графика годового хода температуры

9/3

Составление сравнительного графика температуры воздуха за год

10/4

Составление Розы ветров

11/5

Построение среднегодового количества осадков

12/6

Составление диаграммы облачности

13/7

Выделение преобладающих видов погоды за период наблюдения

Биосфера – 1 час

14/1

Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности ( в разных природных комплексах: лес, приусадебный участок ит.д.)

Работа над творческими заданиями

15/1

Ознакомление с Интернет-сайтами, направленными на  развитие логического и интеллектуального мышления.  Ознакомление с содержанием интернет-журналов научной и учебной направленности (Интернет-журнал «Эйдос» - http://www.eidos.ru/olymp/index.htm ,

16/2

Участия школьников дистанционных  предметных олимпиадах.
Решение олимпиадных задач, предложенных сайтами
http://www.farosta.ru/ дистанционные олимпиады «Фактор роста» и других

       Участие в олимпиаде УРФО

17/3

18/4

ИТОГО:                                                               18 часов

Выход:

  1. Презентации в методическую копилку ЭОР
  2. Участие в олимпиаде по географии, интернет – конкурсах и проектах, научно-практической конференции Школьной Академии Наук «Тебе, Россия, наш труд и талант!»
  3. Выполнение ВПР по географии
  4. Сбор и оформление природных и климатических особенностей пгт Приобье за год.
  5.  Оформление подборки материалов по теме «Местные признаки ориентирования»
  6. Выпуск агитационных плакатов природоохранного содержания

Список литературы

  1. Агапов Ю.В. Освоение метапредметного содержания общего образования в процессе перехода к новым стандартам , Рязань, 2012 г.
  2. Андреева В.Н. Предметная география в школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008 г. – 220 с.
  3. Берлянт А.М. Картографическая грамотность и географическое образование: проблемы периориентации. Журнал “География в школе” - 1990. - № 2.
  4. Дубанов И.С. Игры на уроках географии, Чебоксары, КЛИО, 1999 г.
  5. Заяц Д.В. Интернет-ресурсы на уроках географии http://geo.1september.ru/articles/2008/18/12
  6. Крылова О.В. Интересный урок географии. Книга для учителя. М., Просвещение, 2000 г.
  7. Левашов Е.А. Географические имена. Словарь-справочник. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003 г. – 575 с.
  8. Чернова В.Г.География в таблицах и схемах. СПб.: ООО «Виктория плюс», 2011 г.-96 с.
  9. География. Современная иллюстрированная энциклопедия. М.: Росмэн-Пресс, 2006 г. – 265 с.
  10. Дневники наблюдений учащихся за прошлые годы
  11. Энциклопедия для детей.- М.: Аваната. 1996г

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация внеклассного мероприятия по географии "В мире интересного. Эти удивительные растения и животные"

Данный ресурс предназначен для учащихся любого класса, изучающих географию. К презентации добавлен материал, который поможет учителю изменить или дополнить раздел "Знаете ли вы, что...". Мероприятие м...

«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»

«ЭТА УДИВИТЕЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ»  - материалы  в помощь учителю  для проведения недели географии при оформлении информационного стенда  (Представлены: Зеленые...

Материал для проведения "Недели географии"на тему: "Удивительный мир географии"

Данный материал был использован для проведения недели географии в 2014 году....

Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня» естественнонаучной группы летнего оздоровительного лагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах

Программа образовательного модуля по географии «Удивительный мир камня»естественнонаучной группы летнего оздоровительноголагеря для одарённых детей, обучающихся в 4-5 классах...

Урок-игра по географии "Удивительное рядом" 5 класс

Данный урок можно проводить как внеклассное мерроприятие по географии в 5 классе....

Разработка открытого интегрированного урока физика +география : " Самая удивительная жидкость"

Урок позволяет проанализировать,расширить и закрепить знания о роли воды в природе и жизни человека,полученнык на уроках физики и геграфии....

Авторская разработка элективного курса по географии в 6 классе «Удивительный мир географии»

Цель: Формирование интереса к предмету, целостного представления о Земле и взаимосвязанности всех происходящих на ней явлений и процессов, расширить географический кругозор и углубить знания по предме...