Выступление на МО учителей географии
статья по географии

Лариса Анатольевна Афонина

Выступление на МО учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_mo.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ЭКСКУРСИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В ШКОЛЕ.

Что такое экскурсия и необходима ли она при изучении географии? Экску́рсия (от лат. excursio — вылазка, набег, вторжение)— коллективное посещение достопримечательных мест, музеев и прочих мест с учебными или культурно-просветительскими целями; часто сочетается с туризмом.

Любая экскурсия - всегда выход в мир, прекрасный и таинственный, ждущий ребёнка за пределами его школы, района, и родного города. Расширение общего кругозора, и географического в частности - один из важнейших результатов каждой поездки.

В сущности, каждая экскурсия оказывается маленьким исследованием окружающего мира, проведя которое, ваш юный экскурсант будет ещё немного больше готов к будущей взрослой жизни: будет более развит, приобретет бесценный опыт путешествовать. Уже ДОКАЗАНО всеми экскурсоводами, что Дети, бывающие на экскурсиях каждый месяц, гораздо свободнее и увереннее чувствуют себя в современном мире.

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

Экскурсии приме няются с большим успехом в преподавании разных школьных наук. Но едва ли можно указать другой школьный предмет, кото рый в такой бы степени нуждался в использовании экскурсий, как география.

Большинство географических объектов отличаются значительной протяжённостью, сложностью и многообразием. Их можно обозреть только на месте их обычного нахождения.

Ботаник, зоолог, минеролог могут принести образцы и изучать их в классе. Изучаемые географией объекты, например, рельеф местности, реку, предприятие и т. п., географ не может принести в класс. Для непосредственного ознакомления с ними учеников не обходимо проводить экскурсии.

всё продумано: место проведения, маршрут движения, время и продолжительность

проведения, выполнение правил техники безопасности, как реализуются поставленные

цели, подведение итогов.

Каждый учебный предмет школьной программы является отражением научного знания о соответствующей области окружающей действительности. География занимает достойное место и заслуженно пользуется у многих учащихся популярностью. Следует понимать, что отношение к предмету формирует учитель. Качество преподавания, применяемые педагогом технологии, методы и приёмы, во многом определяют интерес учащихся к «любимой географии». В настоящее время – у учителя должен быть широкий методологический набор. Наряду с использованием новых форм обучения и воспитания, нельзя забывать и о традиционных. И если надо, то – умело их модернизировать, приспосабливая к новым условиям и требованиям. Одним из традиционных видов учебно-воспитательной работы является экскурсия.

Во время экскурсий происходит накопление у школьников образных и содержательных представлений о природных и хозяйственных объектах и явлениях, что служит основой для формирования физико-географических и экономико-географических понятий. Знания по физической географии своей местности привлекаются для объяснения многих явлений и процессов в географической оболочке Земли. В этом заключается важная роль экскурсий в осуществлении краеведческого принципа обучения.

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу, когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание.

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут виртуальные экскурсии. Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Да, экскурсии, показывая детям всё, чем славится Россия, постепенно, раз за разом, воспитывая их и закаляя, помогают всем: родителям, учителям, даже сверстникам...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к выступлению на РМО учителей географии "Традиционные праздники села Селенгуши Нурлатского района РТ"

Каждое село богато своми традициями. У нашего села они особенные. Мы свято чтим и помним историю, быт и традиции нашего народа....

Выступление на РМО учителей географии "Роль учебного кабинета".

Роль Роль учебного кабинета географии в обеспечении нового качества образования обучающихся....

Выступление на РМО учителей географии Пролетарского района города Тулы.

В своём выступлении я кратко рассказываю об особенностях  использования модульного обучения на уроках географии....

Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"

Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....

Выступление на РМО учителей географии Статья Использование современных образовательных технологий на уроках географии

Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью. Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г

laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...