Рабочая программа учителя географии
календарно-тематическое планирование по географии (5, 9 класс)

Гуцул Валентина Аркадьевна

Рабочая программа учмлеля географии 5 - 9 классов  является частью Образовательной программы МО учителей естественного цикла. Программа составлена в соответствии с Положением школы  "О рабочих программах", включает разделы: пояснительная записка; планируемые предметные результаты освоения географии; содержание курса; учебно-тематический план; КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_uchitelya_po_geografii.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя для 5 класса

Данная рабочая программа учителя для 5 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по географии 5-9 классы (М.: Просвещение, 2013г), федерального перечня учебников; в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ». Программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешаков, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2014). Контрольные работы в 5-х классах планируются в апреле – мае в форме теста с дополнительными заданиями направленными на развитие мышления.

В соответствии с учебным планом МКОУ «Приобская СОШ» и календарным учебным графиком общее количество часов изучения географии в 8 классе – 70 (35 учебных недель)- 2 часа в неделю. Практических работ- 19, из них оценочных – 10.

Планируемые предметные результаты освоения географии

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Умение объяснять: специфику географии как науки; специфики методов географических исследований. Умение определять: отличительные особенности географических методов исследования; рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.
  • Формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира; научиться прослеживать по картам маршруты путешествий. Умение определять: причины и следствия географических путешествий и открытий; маршруты путешествий
  • Объяснять понятие солнечная система, группы планет солнечной системы, отличия Земли от других планет. Определять какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме Земли. Приводить доказательства шарообразности Земли. Называть планеты-гиганты, их общие признаки, планеты-карлики. Определять специфически черты планет. Объяснять значение космических исследований, называть значимые вехи в изучении космоса
  • Давать определение понятию: горизонт, ориентирование. стороны горизонта. Объяснять значимость определения сторон горизонта при ориентировании.  Делать вывод об отличиях географической карты от глобуса. Давать определение глобусу как модели Земли, и объяснять каковы его особенности. Выявлять особенности различных фотографических изображений поверхности Земли
  • Называть различные гипотезы происхождения Земли,  основные слои Земли, их функции. Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства. Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные особенности. Показывать на карте составные части гидросферы. Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику.
  • Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
  • Различать изученные географические объекты, процессы и явления.
  • Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.
  • Называть отличия в изучении Земли с помощью географии по сравнению с другими науками.
  • Приводить примеры планет земной группы и планет – гигантов.

Содержание начального курса «География»

Раздел 1.  Что изучает география – 5 часов

Мир в котором мы живем. Мир живой и неживой природы. Явления природы. Человек на Земле.

Науки о природе. Астрономия. Биология. География. Физика. Химия. Экология.

География – наука о Земле. Физическая и социально – экономическая география – два основных раздела географии.

Методы географических исследований. Географическое описание. Картографический метод. Сравнительно – географический метод. Аэрокосмический метод. Статистический метод

Раздел 2.  Как люди открывали Землю – 5 часов

Географические методы древности и Средневековья. Плавания финикийцев. Великие географы древности. Географические открытия Средневековья.

Важнейшие географические открытия. Открытие Америки. Первое кругосветное плавание. Открытие Австралии европейцами. Открытие Антарктиды Русскими.

Открытия Русских путешественников. Открытие и освоение Севера новгородцами и поморами. «Хождение за 3 миря». Освоение Сибири.

Раздел 3. Земля во Вселенной – 9 часов

Как древние люди представляли себе вселенную. Что такое Вселенная? Представления древних народов о Вселенной. Представления древнегреческих ученых о Вселенной. Система мира по Птолемею.
Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Система мира по Николаю Копернику. Представления о Вселенной Джордано Бруно. Изучение Вселенной Галилео Галилеем. Современные представления о строении Вселенной.

Соседи Солнца. Планеты земной группы. Меркурий. Венера. Земля. Марс.

Планеты – гиганты и маленький Плутон. Юпитер. Нептун. Уран, Нептун. Плутон.

Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. 

Мир звезд. Солнце. Многообразие звезд. Созвездия.

Уникальная планета – Земля. Земля – планета жизни: благоприятная температура, наличие воды и воздуха, почва.

Современные исследования космоса. Вклад отечественных ученых К.Э. Циолковского, С.П. Королева и развитие космонавтики. Первый космонавт Земли Ю.А. Гагарин.

Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли – 4 часа

Стороны горизонта. Горизонт. Стороны горизонта. Ориентирование.

Ориентирование. Компас. Ориентирование по Солнцу. Ориентирование по звездам. Ориентирование по местным признакам.

План местности и географическая карта. Изображение земной поверхности в древности. План местности. Географическая карта.

Раздел 5. Природа Земли – 11 часов

Как возникла Земля. Гипотезы  ученых древности. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли. Что у Земли внутри? Горные породы и  минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы. В царстве беспокойной земли и огнедышащих гор.

Путешествие по материкам. Материки. Острова.

Вода на Земле. Состав гидросферы. Мировой океан. Воды суши. Вода в Атмосфере.

Воздушная одежда Земли. Состав и значение атмосферы. Движения воздуха. Облака. Явления в атмосфере. Погода. Климат. Беспокойная атмосфера.

Живая оболочка Земли. Понятие о биосфере. Жизнь на Земле.

Почва – особое природное тело. Почва, ее состав и свойства. Образование и значение почвы.

Человек и природа. Воздействие человека на природу. Как сберечь природу?

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Аудиторных

Контрольных работ

Практических работ

1

Что изучает география

5

5

1

2

Как люди открывали Землю

5

4

1

1

3

Земля во Вселенной

9

9

1

4

Виды изображений поверхности Земли

4

3

1

2

5

Природа Земли

11

10

1

1

Всего

34

31

5

4

Рабочая программа учителя для 6 класса

Данная рабочая программа учителя для 6 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по географии 5-9 классы (М.: Просвещение, 2013г), федерального перечня учебников; в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ». Программа ориентирована на использование учебника И.И. Бариновой, А.А. Плешаков, Н.И. Сонина (М.: Дрофа, 2014)

Контрольные работы в 6-х классах планируются в апреле – мае в форме теста с дополнительными заданиями направленными на развитие мышления.

В соответствии с учебным планом МКОУ «Приобская СОШ» и календарным учебным графиком общее количество часов на изучение географии в 6 классе – 34часа, в неделю - 1 час.

Планируемые результаты:

Предметные:

           *   Умение объяснять: специфику географии как науки; специфики методов географических исследований.

Умение определять: отличительные особенности географических методов исследования; рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

  • Давать определение понятию: климатические пояса, атмосферные фронты, литосферные плиты. Объяснять строение земли, движения литосферных плит, закономерности циркуляции воздушных масс.  Делать вывод о зависимости движения воздуха и  атмосферного давления на осадки.
  • Называть различные гипотезы происхождения Земли,  основные слои Земли, их функции. Делать выводы о причинах возникновения землетрясений и извержений вулканов, объяснять строение вулкана и землетрясения. Определять специфику природы и населения материков по тексту и картам. Называть и показывать на карте географические объекты по теме урока. Обозначать на контурной карте государства.
  • Объяснять географические особенности природы частей гидросферы. Определять специфику природы частей гидросферы. Давать определение понятий по теме урока. Выделять составные части гидросферы и описывать их отличительные особенности. Показывать на карте составные части гидросферы.
  • Объяснять особенности атмосферы Земли, её специфику. Определять отличия атмосферы от других оболочек. Выделять существенные признаки и особенности тематического материала. Знать правила работы с контрольно-измерительными материалами по географии
  • называть и показывать пояса освещенности, тепловые пояса Земли, основные причины, влияющие на климат. Объяснять понятия: атмосфера, атмосферное давление, ветер, погода, климат. Объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времён года, дня и ночи, причины образования ветра. Определять (измерять ) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур. Описывать погоду и климат своей местности.
  • Сформировать знания уч-ся  об организмах населяющих Землю. Выявить особенности сочетания ПК в природных зонах.Сформировать представления уч-ся  об обитателях водной среды океанов. Выявить результаты воздействия живых организмов на  земные оболочки
  • Дать знания уч-ся о население Земли, его численности  и размещении,  выявить расовый  состав населения .Выявить основные виды населённых пунктов и виды деятельности населения в них. Познакомить учащихся с государствами мира. Выявить уровень знаний учащихся по теме

Содержание программы

ВВЕДЕНИЕ - 3 часа

География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса.

Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы.

Практическая работа.

На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение над погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность).

Раздел I    ОТ ПЛАНА МЕСТНОСТИ К ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КАРТЕ - 10 часов

Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса.

Тема 1. План местности – 5 часов

Условные знаки плана. Масштабы плана. Стороны горизонта на местности и на плане. Относительная и абсолютная высота точки местности. Изображение неровностей земной поверхности на плане горизонталями.

Способы съемки плана местности. Общие приемы работы при глазомерной съемке плана местности. Особенности изображения своего или ближайшего населенного пункта (села, города или части города). Определение (примерно) местонахождения своей школы.

Использование планов местности в практической деятельности человека.

Практические работы.

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности (одним из способов). Определение объектов местности по плану, а также направлений, расстояний между ними.  Топографический диктант.

Тема 2. Географическая карта – 5 часов

Особенности изображения поверхности Земли на глобусе и карте полушарий, на аэрокосмических снимках. Градусная сетка на глобусе и географической карте. Меридианы и параллели. Определение направлений. Географические координаты. Условные знаки и масштабы карт. Изображение суши и океанов. Шкала высот и глубин. Абсолютная высота. Государство на карте мира.

Географические координаты своего населенного пункта и его высота над уровнем моря.

Использование географических карт в практической деятельности человека.

Практические работы.

Обучение приемам: показ объектов по карте, оформление контурной карты, надписи названий объектов. Обучение определению направлений по карте; определению географических координат по глобусу и карте (в том числе: своя местность). Проведение на контурной карте меридианов и параллелей, в том числе проходящих через вашу местность.  Характеристика карты (или ее части) своей местности.

Раздел II  ОБОЛОЧКИ ЗЕМЛИ  - 21 час

Тема 1. Литосфера – 6 часов

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия). Земная кора — внешняя оболочка. Ее строение, свойства, современные исследования. Горные породы и минералы, слагающие земную кору. Их свойства и использование человеком: рудные, горючие, строительные, химические и др.

Основные виды движений земной коры: вертикальные и горизонтальные. Землетрясения, извержения вулканов. Горячие источники и гейзеры.

Разнообразие рельефа земной коры. Основные формы рельефа земной поверхности: плоские, выпуклые (холм, гора), вогнутые (котловины, горная долина, овраг). Картографическое изображение этих форм, отметки высот и горизонтали.

Горы суши: их рельеф и строение (складчатые, глыбовые), различия по высоте. Изменения гор во времени при взаимодействии внутренних и внешних процессов. Влияние человека.

Равнины суши: их рельеф, различия по высоте. Изменения равнин во времени при взаимодействии внешних и внутренних процессов. Влияние человека.

Рельеф дна Мирового океана. Подводная окраина материков, ложе океана (котловины, срединно-океанические хребты), переходные области. Изучение рельефа дна Мирового океана.

Особенности рельефа своей местности.

Практические работы.

 Изучение свойств горных пород и минералов (по образцам). Определение по карте географического положения и высоты гор, равнин. Изучение рельефа своей местности.  Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа.  

Тема 2. Гидросфера  - 6 часов

Вода на Земле — как единая оболочка в разных ее частях. Три основные части: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере. Свойства воды: условия перехода из одного состояния в другое, изменение объема при нагревании и охлаждении, вода — растворитель. Мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли. Мировой океан — основная часть гидросферы, его единство. Участки суши: материки и острова, их части — полуострова. Деление Мирового океана на четыре океана, каждый из которых имеет: моря (окраинные и внутренние), заливы, соединение их — проливы.

Свойства вод Мирового океана: соленость, температура. Движения вод (ветровые волны, цунами, приливы и отливы, океанские течения). Изучение океана.

Воды суши: подземные (грунтовые и межпластовые), поверхностные. Реки. Элементы речной долины. Речная система, бассейн реки и водораздел. Питание и уровень реки, зависимость реки от рельефа. Озера. Озерные котловины и их образование. Озера сточные и бессточные. Озерные воды (пресные, соленые). Ледники. Искусственные водоемы: каналы, водохранилища, пруды. Использование и охрана поверхностных вод.

Практические работы.

Описание путешествия капельки по большому круговороту воды из своего населенного пункта. Характеристика карты океанов. Определение географического положения объектов: океана, моря, залива, полуострова, реки, озера, водохранилища (по выбору), обозначение их на контурной карте.

Определение по карте расстояния (приблизительно) от своего    населенного     пункта    до    ближайшего     моря. Изучение подземных и поверхностных вод своей местности как части мирового круговорота воды в природе.

Тема 3. Атмосфера – 7 часов

Атмосфера и ее части. Значение атмосферы для жизни на Земле и меры против ее загрязнения. Изучение атмосферы. Характеристики состояния атмосферы: атмосферное давление, температура, водяной пар, облака, облачность, осадки, ветер. Способы определения средних температур, направлений преобладающих ветров, количества осадков (за сутки, месяц, год, многолетний период).

Погода,ее характеристика, причины ее изменений. Взаимосвязи между элементами погоды.

Климат, его характеристика, распределение солнечного света и тепла по Земле. Пояса освещенности. Описание климата своей местности, причины его особенностей: географическая широта, высота над уровнем океана, рельеф, растительность, преобладающие ветры, положение относительно океанов, горных хребтов и равнин.

Практические работы.

Наблюдение погоды и обработка собранных материалов (составление графиков, диаграмм, описание погоды за день, месяц). Описание погоды и климата своей местности.

Тема 4. Биосфера- 2 часа

Разнообразие растений, животных, микроорганизмов на планете Земля. Взаимосвязи между организмами. Неравномерность распространения растений и животных на суше. Распространение организмов в океане.

Воздействие организмов на земные оболочки: атмосферу, гидросферу, земную кору. Своеобразие состава почвы, ее плодородие. Растения, животные, почвы своей местности.

Практическая работа. Описание растительного и животного мира, почв своей местности.

Учебно-тематический план (34 часа)


раздела

Наименование разделов

Всего часов

Практические работы

Введение.

3

1

1.

От плана местности к географической карте

10

6

2.

Оболочки Земли.

21

2.1

Литосфера

6

4

2.2

Гидросфера

6

1

2.3

Атмосфера

7

1

2.4

Биосфера

2

ИТОГО

34

13

Рабочая программа по географии для 7 класса

Данная рабочая программа по географии для 7 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по географии, авторской программы И.В. Душиной, В.А. Коринской и ориентирована на учебно – методический комплекс по географии под редакцией В.П. Дронова. Программа разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ». Контрольные работы в 7-х классах планируются в апреле – мае в форме теста с дополнительными заданиями направленными на развитие мышления.

В соответствии с учебным планом МКОУ «Приобская СОШ» и календарным учебным графиком программа рассчитана на  68 учебных часов (34 учебных недели) – 2 часа в неделю. Практических работ 52,  из них оценочных - 13

Планируемые предметные результаты освоения географии

Предметным результатом изучения курса является сформированность следующих умений:

  • Понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;
  • использовать различные источники географической информации (картографические, текстовые, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой в решении учебных задач;
  • анализировать, обобщать, интерпретировать географическую информацию;
  • составлять описание географических объектов, процессов, явлений с использованием разных источников географической информации;
  • различать изученные географические объекты, процессы и явления;
  • Создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации.
  • Описывать воздействие какого – либо процесса или явления на географические объекты;
  • Называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • Наносить и правильно подписывать на контурной карте географические объекты;
  • Приводить примеры форм рельефа суши и дна океана;
  • Объяснять особенности строения рельефа суши;
  • Объяснять значение ключевых понятий;
  • Умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • Умение объяснять: специфику географии как науки; специфики методов географических исследований. Умение определять: отличительные особенности географических методов исследования; рациональность использования источников географических знаний в конкретной учебной ситуации.

Содержание курса «География материков и океанов»

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

Представление о мире в древности. Эпоха Великих географических открытий. Выдающиеся географические и исследования в России и в мире. Современные научные исследования космического пространства.

Практические работы: Обучение простейшим приёмам работы с источниками географической информации Определение по картам и глобусу расстояний между точками в градусной мере и в километрах.

Раздел I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ – 11 часов

Литосфера и рельеф Земли (2 часа)

Геологическая история Земли. Гипотезы происхождения материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле, их распределение между полушариями планеты. Развитие рельефа на материках и в океанах. Тектоническая карта. Размещение крупнейших форм рельефа на материках и в океане.

Практические работы: Определение по картам движения литосферных плит.

Атмосфера и климаты Земли (3 часа)

Перемещение поясов атмосферного давления и воздушных масс по сезонам. Влияние природных особенностей материков и океанов на климат Земли. Территориальные сочетания климатообразующих факторов. Типы климатов. Климатическая карта.

Практические работы: Объяснение приемов приспособления человека к  особенностям того или иного типа климата

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы (2 часа)

Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши. Океаны. Части Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Температура и соленость вод Мирового океана. Мировой круговорот воды. Минеральные и органические ресурсы океана, их значение и хозяйственное использование. Источники загрязнения вод океана; меры по сохранению качества вод и биоресурсов Мирового океана.

Практические работы: Выделение на карте побережий и шельфа как особых территориально- экваториальных природных комплексов

Географическая оболочка (3 часа)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления.

Практические работы: Анализ схем круговоротов веществ и энергии

Раздел II. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  (3 часа)

Численность населения планеты, размещение, народы и религии, основные виды хозяйственной деятельности.

Практические работы: Обозначение на контурной карте ареалов высокой плотности населения

Раздел III. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ  – 51 часов

Океаны  (2 часа)

Африка (11 часов)

Особенности географического положения Африки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Африки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Африки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас,  народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Практические работы: Определение географических координат крайних точек, протяженность с Сна Ю в градусах и километрах. Обучение умению определять Г.П. материка. В к/к обозначить береговую линию (моря, заливы, проливы, острова, п/острова, крайние точки). Обозначение на к/к  крупных форм рельефа. Характеристика речной системы с установлением связей: река-рельеф-климат. обозначение на к/карте крупных рек и озёр. Определение причины разнообразия природных зон материка.  Оценка климатических условий жизни одного из африканских народов. Оценка климатических условий жизни одного из африканских народов северной Африки

Австралия и Океания  (5 часа)

Особенности географического положения Австралии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Австралии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко - географические этапы заселения Австралии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Практические работы: Определение географических координат крайних точек, протяженность с Сна Ю в градусах и километрах. Обучение умению определять Г.П. материка. В к/к обозначить береговую линию (моря, заливы, проливы, острова, п/острова, крайние точки). Обозначение на к/к  крупных форм рельефа. Сравнение Г П Австралии и Африки.  Обоснование причин современного проживания  коренного населения.

Южная Америка (7 часов)

Особенности географического положения Южной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Южной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко - географические этапы заселения Южной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Практические работы: Определение географических координат крайних точек, протяженность с Сна Ю в градусах и километрах. Обучение умению определять Г.П. материка. В к/к обозначить береговую линию (моря, заливы, проливы, острова, п/острова, крайние точки). Обозначение на к/к  крупных форм рельефа.  Определение черт сходства и различий в Г.П. Африки и Южной Америки. Описание крупных речных систем Африки и Южной Америки. Комплексная характеристика одной из стран или природных областей

Антарктида (1 час)

Особенности географического положения Антарктиды. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории.

Практические работы: Сравнение природы Арктики и Антарктики. Защита проектов  практического  использования этих районов.

Северная Америка (8 часов)

Особенности географического положения Северной Америки. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Северной Америки на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Северной Америки. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Практические работы: Определение географических координат крайних точек, протяженность с Сна Ю в градусах и километрах. Обучение умению определять Г.П. материка. В к/к обозначить береговую линию (моря, заливы, проливы, острова, п/острова, крайние точки). Обозначение на к/к  крупных форм рельефа. Сравнение климата отдельных частей материка одного климатического пояса на примере полуостровов: Калифорния и Флорида.

Евразия (17 часов)

Особенности географического положения Евразии. Основные черты природы. Особенности открытия и освоения территории. Деление Евразии на природно-хозяйственные регионы.

Численность и размещение населения. Историко-географические этапы заселения Евразии. Определение географических различий в плотности населения, распространении рас, народов и религий на основе сравнения карт. Влияние природы на формирование духовной и материальной культуры человека и общества.

Практические работы: Определение географических координат крайних точек, протяженность с Сна Ю в градусах и километрах. Обучение умению определять Г.П. материка. В к/к обозначить береговую линию (моря, заливы, проливы, острова, п/острова, крайние точки). Обозначение на к/к  крупных форм рельефа. Сравнение природных зон  по 40 параллели в Евразии и С. Америки, выявление черт сходств. Составление «каталога» стран Европы и Азии, группируя их по различным признакам. Составления по плану описания одной из стран Европы и Азии

Раздел IV. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ – 2 часа

Закономерности географической оболочки; природные условия и природные богатства – влияние их на жизнь людей; изменение природы хозяйственной деятельностью человека; необходимость международного сотрудничества  в использовании природы и её охрана.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Аудиторных

Контрольных работ

Практических работ

1

Введение

2

1

1

2

Раздел I. ГЛАВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЗЕМЛИ – 11 часов

Литосфера и рельеф Земли

2

2

3

Атмосфера и климаты Земли

3

2

1

4

Гидросфера. Мировой океан – главная часть гидросферы

2

2

5

Географическая оболочка

3

2

1

6

Раздел II. НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ  

3

3

7

Раздел III. ОКЕАНЫ И МАТЕРИКИ  – 51 часов

Океаны  

2

2

8

Африка

11

10

1

3

9

Австралия и Океания  

5

5

1

10

Южная Америка

7

6

1

3

11

Антарктида

1

1

12

Северная Америка

8

7

1

2

13

Евразия

17

16

1

3

14

Раздел IV. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА – НАШ ДОМ

2

2

Всего

68

62

6

13

Рабочая программа учителя для 8 класса

Данная рабочая программа учителя для 8 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по географии 5-9 классы (М.: Просвещение, 2013г), федерального перечня учебников; в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ». Программа ориентирована на использование учебника В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А. Щенев (М.: Дрофа, 2014). Контрольные работы в 8-х классах планируются в форме теста с дополнительными заданиями направленными на развитие мышления.

В соответствии с учебным планом МКОУ «Приобская СОШ» и календарным учебным графиком общее количество часов изучения географии в 8 классе – 70 (35 учебных недель)- 2 часа в неделю. Практических работ- 19, из них оценочных – 10.

Предметным результатом изучения курса «География России» в 8  классе является сформированность следующих умений:

  1. осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.

  1. освоение системы географических знаний о природе:

- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения населения;

- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала;

  1. использование географических умений:

- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;

- прогнозировать изменения: в природе;

- составлять рекомендации по решению географических проблем.

  1. использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  1. понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Содержание курса «География России. Природа» - 8 класс

Введение. Наша Родина на карте мира.  (8 час)

Источники географической информации Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Особенности географического положения России. Часовые пояса.

Практические работы: Определение поясного времени

Раздел I. ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ РОССИИ – 19 часов

Тема 1. Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы (4 часа)

Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы и проблемы их рационального использования.

Практические работы: Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной коры на примере отдельных территорий. Объяснение зависимости расположения месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.

Тема 2. Климат и климатические ресурсы (5 часов)

Факторы формирования климата. Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны. Сезонность климата, чем она обусловлена. Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса. Степень благоприятности природных условий. Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические условия.

Практические работы: Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (4 часа)

Особая роль воды в природе и хозяйстве. Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход,  годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. Важнейшие озера, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Многолетняя мерзлота.

Практические работы: Работа с картами

Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.

Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа)

Почвы и почвенные ресурсы. Почвы – основной компонент природы. В. В. Докучаев - основоположник почвоведения.

Тема 5 . Растительность и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)

Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, определяющие его облик. Особенности растительного и животного мира природных зон России. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные территориальные комплексы. Локальные, региональные и глобальные уровни ПТК. Физико-географическое районирование России.

Раздел II. ПРИРОДНЫЕ КОМПЛЕКСЫ РОССИИ – 32 часа

Тема 1. Природное районирование (5 часов)

Природные и антропогенные ПТК. Природная зона как природный комплекс; взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В. В. Докучаева и Л. С. Берга в создании учения о природных зонах. Что такое природно-хозяйственные зоны? Характеристика природных зон. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. От чего зависит набор высотных поясов.

Практические работы: Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе общегеографических и тематических карт.

Тема 2. Природа регионов России (26 часов)

Природные регионы России. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. Состав природных районов России. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие районов. Историко-географические этапы развития районов. Специфика природы районов, природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь, и хозяйственную деятельность населения.

Практические работы: Изменение природных особенностей Урала с запада на восток, с севера на юг. Обозначение на контурной карте: Камчатка, Сахалин, Курильские острова – островная и полуостровная территория Дальнего Востока

Тема 3. География своей местности – 5 часов

Территории, границы, ГП, рельеф, полезные ископаемые Октябрьского района и Приобья. Климатические особенности. Характеристика сезонов года. Экологические проблемы

Практические работы: Построить график t, розу ветров

Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА  – 7 часов

Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России. Географический фактор в развитии общества. Антропогенное воздействие на природу. Рациональное природопользование. Особо охраняемые территории. Памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Экологическая ситуация в России

Учебно-тематический план – 8 класс

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Аудиторных

Контрольных работ

Практических работ

1

Введение. Наша Родина на карте мира.  

8

5

1

3

2

Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы

4

3

1

3

Климат и климатические ресурсы

5

5

3

4

Внутренние воды и водные ресурсы

4

4

1

5

Почва и почвенные ресурсы

3

3

Растительность и животный мир. Биологические ресурсы

3

2

1

1

Природное районирование

5

4

1

 Природа регионов России

26

24

1

1

География своей местности

5

4

1

Раздел III. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

7

7

Всего

70

62

5

10

Рабочая программа учителя для 9 класса

Рабочая программа  по географии составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по географии 5-9 классы (М.: Просвещение, 2013г); в соответствии с требованиями к результатам освоения образовательной  программы МКОУ «Приобская СОШ», ориентирована для работы к линии учебно-методических комплексов по географии для 5 – 9 классов авторов В.П. Дронов, В.Я. Ром (М.: Дрофа), входящим в образовательную систему «Вертикаль».

Контрольные работы в 9-х классах планируются в форме теста с дополнительными заданиями направленными на развитие мышления, задания КИМ

В соответствии с учебным планом МКОУ «Приобская СОШ» и календарным учебным графиком общее количество часов изучения географии в 9 классе  отводится – 70 часов, в неделю – 2 часа. Практических работ- 23, из них оценочных – 12.

Предметным результатом изучения курса «География России» в 9  классе является сформированность следующих умений:

  1. Осознание роли географии в познании окружающего мира:

- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;

- объяснять сущность происходящих в России социально-экономических преобразований;

- аргументировать необходимость перехода на модель устойчивого развития;

- объяснять типичные черты и специфику природно-хозяйственных систем и географических районов.

  1. Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:

- определять причины и следствия геоэкологических проблем;

- приводить примеры закономерностей размещения отраслей, центров производства;

- оценивать особенности развития экономики по отраслям и районам, роль России в мире.

  1. Использование географических умений:

- прогнозировать особенности развития географических систем;

- прогнозировать изменения в географии деятельности;

- составлять рекомендации по решению географических проблем, характеристики отдельных компонентов географических систем.

  1. Использование карт как моделей:

- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;

- определять по картам местоположение географических объектов.

  1. Понимание смысла собственной действительности:

- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;

- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.

Содержание курса «География России: Население. Экономика» - 9 класс

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА  - 39 часов

Тема 1. Место России в мире – 6 часов

Место  России среди стран мира. Географическое положение. Виды и уровни географического положения. Политико-административное устройство России. Характеристика экономических, политических, культурных связей России.

Тема 2. Население России – 6 часов

Население России. Численность населения России. Естественное движение населения, типы воспроизводства. Направления и типы миграций. Внешние и внутренние миграции: причины, порождающие их. Основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Занятость, изменение структуры занятости населения. Проблемы безработицы. Городское и сельское население, роль крупнейших городов. Народы и основные религии. Россия – многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. Языковые семьи и группы. Многоконфессиональность. География религий.

Практические работы: Изучение и анализ статистических и графических материалов, характери-зующих численность, движение населения, тенденции его изменения. Составление диаграмм.

Тема 3. Географические особенности экономики России – 3 часа.

Что такое хозяйство страны. Уровень развития хозяйства. Предприятие – первичная основа  хозяйства.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения. Проблемы экономического районирования

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России – 24

Деление хозяйства на отрасли, межотраслевые комплексы и сектора. Принципы размещения предприятий: условия размещения и факторы размещения. Территориальная структура хозяйства. Роль и значение машиностроения в хозяйстве России, состав машиностроения, уровень развития отдельных отраслей, главные факторы размещения и особенности размещения машиностроения по территории России, основные районы и крупные центры.

Практические работы: Составление характеристики отрасли. Составление характеристики отрасли. Геодиктант. Изучение факторов, влияющих на размещение черной и цветной металлургии. Составление схем внутриотраслевых и межотраслевых связей химической промышленности (химико-лесной комплекс). Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и материалоемкого машиностроения. Изучение зональной специализации на основе различных источников информации. защита микроисследования Характеристика сферы услуг своего микрорайона.

Раздел II. РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ КУРСА – 31 час.

        Западный  макрорегион – Европейская Россия – 22 часа.

Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов – Север и Северо -Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг европейской части страны, Урал. Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.

Практические работы: Составление типового плана экономико-географической характеристики территории. Оценка экономико-географического (геополитического) положения Центральной России или Центрального района. Сравнение географического положения и планировки двух столиц: Москвы и Санкт-Петербурга. (по выбору учителя). Оценка экономико-географического (геополитического) положения региона, изменение его после распада СССР. Выявление и анализ условий для развития рекреационного хозяйства на Северном Кавказе. Изучение особенностей размещения народов, выделение национальных автономий, объяснение культурно-этнической мозаики региона

        Восточный  макрорегион – Азиатская Россия – 9 часов.

 Различия территории по условиям и степени хозяйственного освоения: зона Севера и основная зона. Географические особенности отдельных регионов: Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток . Географическое положение регионов, их природный и хозяйственный потенциал, влияние особенностей природы на жизнь хозяйственную деятельность людей. Регионы экологического неблагополучия.

Определение географического положения территории, основных этапов ее освоения.

Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика

Практические работы: Практическая работа. Сравнительная характеристика Западного и Восточного макрорегионов. Составление картосхемы "Главные отрасли специализации экономических районов и географическое (межрайонное и международное) разделение труда

Учебно-тематический план – 9 класс

№ п/п

Тема

Всего часов

В том числе

Аудиторных

Контрольных работ

Практических работ

1

Раздел I. ОБЩАЯ ЧАСТЬ КУРСА  - 39 часов

Тема 1. Место России в мире

5

5

1

2

Тема 2. Население России

6

5

1

3

Тема 3. Географические особенности экономики России

3

3

4

Тема 4. Важнейшие межотраслевые комплексы России

24

24

1

5

Раздел II. Региональная Часть Курса

30

28

1

1

Всего

68

65

4

1