Внеурочная деятельность география 9 класс
методическая разработка по географии (9 класс)

Фурсов Юрий Владимирович

Дополнительные занятия для укрепления базовых знаний и умений по гергафии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_2019_geo_9_kl.docx35.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тип программы: ориентированная на достижение результатов определённого уровня

                        Ступень обучения(класс):  9 класс, основное общее

Уровень:  базовый

                         Количество часов:  34 часа в год, 1 час в неделю 

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

для учащихся 9 классов "Географический мир"

    Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена. Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса. Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

   Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета. В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.

Пояснительная записка

В системе основного общего образования география — единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественного, так и гуманитарно-общественного научного знания. Это позволяет формировать у учащихся:

• комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;

• целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законам.

Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г., с изм. от 02.05.2015 г.) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015 г.)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.05.2012 г. № 413.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года»
  • Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для единого государственного экзамена 2018-2019 г. по географии, который является одним из документов, регламентирующих разработку КИМ ОГЭ

       Программа «Географический мир» рассчитан на 34 часа в 9 классе. Данный курс признан помочь школьному учителю организовать подготовку выпускников к основному государственному экзамену по географии. Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.

Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.

        Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса. Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.

Цель: успешное усвоение учащимися системы знаний в области географии к итоговой аттестации в 9 классе

Задачи:

-углубить и расширить знания по физической и экономической географии;

-развивать познавательную, творческую активность, наблюдательность, интерес к окружающему миру;

-вовлечь учащихся в активную практическую деятельность по изучению географии.

Содержание курса

Первый блок «Источники географической информации» включает материал о географических моделях: глобусе, географических картах, планах

местности, их основных параметрах и элементах (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть), а также - о выдающиеся географических исследованиях, открытиях и путешествиях.

Второй блок «Природа Земли и человек» содержит задания о Земле, как планете; форме, размерах и движении Земли; об географических оболочках.

Третий блок «Материки, океаны, народы и страны» контролирует усвоение знаний о современном облике планеты, происхождении материков и океанов, населении Земли, материках и странах.

В четвёртом блоке «Природопользование и геоэкология» проверяются знания о влиянии хозяйственной деятельности людей на природу, основных типах природопользования, стихийных явлениях.

Пятый блок «География России» выявляет уровень усвоения системы знаний о географическом положении, природе, населении и хозяйстве России.

Содержание курса

Введение.

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Освоение основных разделов курса

1. Источники географической информации

2. Природа Земли и человек

3. Материки, океаны, народы и страны

4. Природопользование и геоэкология

5. География России

Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.

Формы и методы проведения занятий

   С каждым годом желающих учащихся сдавать географию становилось больше, поэтому и назрела необходимость создания данного  курса. Данное пособие составлено для организации занятий , наиболее рационального использования времени на подготовку к экзамену. Оно включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов, Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.

  Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, контурными картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.

Методы, формы обучения: групповые и индивидуальные формы работы, тренировочное тестирование.

    Занятия могут состоять из лекционного материала, практических классных работ, а также проверочных работ. Наличие компьютера в классе и проектора позволяет большую часть занятий  проводить с использованием  имеющихся на рынке готовых программных продуктов и электронных карт и атласов.

Конечно, за 34 часа повторить материал всей школьной географии достаточно сложно. Поэтому очень важно рационально спланировать распределение времени, отводимого на повторение содержания отдельных разделов. В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.

        

Виды контроля

Критерии оценивания: проводится текущий контроль в виде защиты презентаций, которые можно в последующем использовать на уроках географии в младших классах, по окончании курса проводится итоговый контроль в виде «пробного ОГЭ».

Для оценивания результатов работы используется шкала соответствия первичных баллов по результата ОГЭ отметкам по пятибалльной системе, критерии оценивания выполненных работ, предлагаемых в КИМах.

Планируемые результаты обучения

        Ожидаемые результаты:

 Курс «Географический мир» предусматривает углубленное изучение курса географии, а также подготовку учащихся в области географии для успешного прохождения государственной итоговой аттестации. Это позволит им приобрести специальные знания и умения, обеспечит интеллектуальное развитие и адаптацию к нашим социально – экономическим условиям.

Предполагаемые результаты:

  • углубить и расширить знания по физической и экономической географии через создание презентаций для классов среднего звена по темам: «План и карта» - 6 класс, «Введение», «Картографический метод в географии», «Россия на карте мира» - 8 класс, «Узнай страну» - 7 класс, «Население России» - 8 класс, , «Работа по климатограммам»- для 6,7, 8 классов;
  • повышение учебной мотивации обучающихся;
  • сформировать, расширить и конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли;
  • продолжить развитие картографической грамотности школьников посредством работы с картами разнообразного содержания и масштаба (картами материков, океанов, отдельных стран, планов городов); изучения способов изображения географических объектов и явлений, применяемых на этих картах;
  • учить извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
  • определиться с выбором профессии, подготовиться к сдаче экзамена по выбору;
  • ориентация на достижение школьниками образовательных результатов для успешного продвижения на рынке труда.

Изучив теоретический материал элективного курса, учащиеся должны знать:

        картографические элементы, факты;

        номенклатуру;

        основные понятия, характерные признаки, явления и процессов, причинно – следственные связи, взаимосвязи и компоненты природы, взаимодействия человека и природы;

        особенности природы и хозяйственной деятельности человека.

Изучив практический материал элективного курса, учащиеся должны уметь:

        определять географические координаты, направления, расстояние по карте и плану местности;

        определять различия в поясном времени различных территорий;

        анализировать статистический материал;

        воспроизводить знания фактов и причинно – следственных и пространственных связей;

        читать карты  различного содержания;

        показывать на карте географические объекты и ареалы распространения явлений;

        описывать географическое положение;

        определять тип объекта согласно классификации;

        сравнивать свойства географических объектов;

        определять и объяснять особенности территории на основе использования различных источников географической информации.

                

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

№ п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

1.

 "ОГЭ-2018", "ОГЭ-2020". Амбрацумова Э.М, "Типовые экзаменационные варианты. 30 вариантов" ,изд-во "Национальное образование" "ФИПИ-школе"  

2 шт.

2.

"ОГЭ. География. Большой справочник" Чичерина О.В., изд-во "АСТ", 2017г

1 шт.

2. Печатные пособия

1.

Топографические карты и географические карты кабинета географии, школьные атласы.

2.

Раздаточный материал по темам

40 шт.

3. Технические средства обучения

1.

Компьютер, ноутбуки, мультимедиа.

17 шт.

4. Экранно-звуковые пособия

Электронные учебники по предмету;

Интерактивные наглядные пособия;

Мультимедийные учебники по всем курсам обучения;

Видеоуроки;

Календарно-тематическое планирование

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другими документами, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланками государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иными сведениями, связанными с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть)

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера.

Гидросфера. Атмосфера. Биосфера. Географическая оболочка. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Раздел V. География России (10 ч).

Особенности ГП России. Природа России. Население России. Хозяйство России.

Природно-хозяйственное районирование России. Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

Обобщение (1 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности.

Географический мир

34 ч  в год, 1 ч в неделю

                Резерв – 2 ч

Дата

№ в теме

Название раздела, темы

1.

2-8

09

1.

Введение (2 ч).

Особенности процедуры проведения ГИА 9 классов. Нормативно-правовые и другие документы. Правила заполнения бланков.

2.

10- 15 09

2.

Особенности экзаменационной работы по географии, структура и демонстрационные версии КИМов.

3.

17-22 09

1.

Раздел I. Источники географической информации (3 ч).

Глобус, географическая карта.

4.

24-29 09

2.

План местности. Масштаб. Градусная сеть.

5.

1-6  10

3.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

6.

8-13 10

1.

Раздел II. Природа Земли и человек (6 ч).

Земля как планета Солнечной системы.

7.

15-20 10

2.

Движения Земли.

8.

22-27 10

3.

Литосфера и геологическая история Земли.

9.

5-10 11

4.

Гидросфера. Атмосфера.

10.

12-17 11

5.

Биосфера. ГО.

11.

19-24

11

6.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

12.

26-1 11

1.

Раздел III. Материки, океаны, народы и страны (8 ч).

Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов.

13.

3-8

12

2.

Население и численность населения Земли. Расы, этносы.

14.

10-15 12

3.

Материки и страны.

15.

17- 24 12

4.

Африка. Австралия.

16.

9-12 01

5.

Антарктида. Южная Америка.

17.

14-19 01

6.

Северная Америка.

18.

21-26 01

7.

Евразия.

19.

28-2 01

8.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

20.

4-9

02

1.

Раздел IV. Природопользование и геоэкология (2 ч).

Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования.

21.

11-16 02

2.

Стихийные явления в геосферах. Решение тестов по разделу.

22.

18-23 02

1.

Раздел V. География России (10 ч).

Особенности ГП России.

23.

25-2 02

2.

Природа России.

24.

4-9

03

3.

Природные особенности России.

25.

11-16 03

4.

Население России.

26.

18-23 03

5.

Демографические показатели России.

27.

1-6  04

6.

Хозяйство России.

28.

8-13

04

7.

Отрасли хозяйства РФ.

29.

15-20 04

8.

Природно-хозяйственное районирование России.

30.

22-27 04

9.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

31.

29-4 05

10.

Решение учебно-тренировочных тестов по разделу.

32.

6-11

05

1.

Обобщение (1 ч).

Проведение репетиционного тестирования и анализ его результативности. Психологическая подготовка к экзамену.

Резерв – 2 ч