Политическая география.10 класс
план-конспект урока по географии (10 класс)

Доронина Ирина Петровна

 Конспект урока Политическая география.10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Политическая география.10 класс19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 5

Дата- 01.10.2019    

10 класс география

Тема урока: Политическая география.

Тип урока: комбинированный

Планируемые результаты урока (цели урока):

Учебная:

Охарактеризовать Введение Современная карта мира

Развивающая:

Активизировать интерес учащихся к предмету.

Реализация принципа «обучение через сотрудничество» (работа в группах).

Воспитательная:

Воспитание чувства коллективизма, умения слушать другого,

ощущения значимости каждого члена команды.

Задачи урока: 

1. Сформировать понятие «геополитика», его изменение с периода возникновения как политической концепции до настоящего времени. Ознакомить с основоположниками геополитики, их взглядами и сформулированными концепциями, изучить историко-географические регионы; 
2. Воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки; 
3. Развивать умение учебного сотрудничества и групповой работы. 

Оборудование урока: 

учебник, тетради, карточки для разминки, карточки для рефлексии; ноутбук; проектор, карточки для работы в командах, атлас.

     Структура урока:

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся.

Работа в группах, индивидуальная работа.

  «Мозговой штурм» Как называется:

  • очаги международной напряженности на политической карте мира -региональный конфликт или горячая точка планеты
  • государство, обладающее суверенитетом, т.е. политической независимостью от других государств, в решении внутренних и внешних дел. - суверенное
  • страны, политически и экономически зависимые -  колонии 

Проверка домашнего задания (работа по карточкам, работа с тестами, работа на доске) 
1. Какие основные типы классификации стран вы знаете? 
2. Назвать виды стран по размерам территории? 
3. Назвать и показать на карте 10 «страны-гиганты» по размерам территории. 
4. Назвать виды стран по численности населения? 
5. Назвать и показать на карте страны с численностью населения свыше 100 млн. чел.
6. Какие страны выделяют по особенностям географического положения? 
7. Какие виды стран выделяют по государственному устройству? Привести примеры. 
8. Какие виды стран выделяют по форме правления? Привести примеры. 
9. На какие группы делят страны по социально-экономическим показателям? 
10. Назовите виды ЭРС? 
11. Назовите виды РС? 
12. Назовите виды стран с переходной экономикой? 
13. В чем отличие ЭРС, РС, стран с переходной экономикой? 
14. Крупнейшей международной организацией является? 
15. Какова миссия ООН? 
16. Аббревиатурой Международного агентства по атомной энергии является 
17. Три основные группы международных организаций? 18.Организация стран-экспортеров нефти? 
19. Какие страны входят в состав ШОС? Показать на карте. 
20. Какие страны входят в состав СНГ? Показать на карте. 

2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Беседа. Просмотр видео, презентации (фрагменты)

3. Сообщение темы, задач урока.

Ученики самостоятельно определяют тему урока по просмотренному видео. Называют основные задачи урока, ориентируясь на параграф учебника.

Вместе с учителем определяют в чем заключается значимость данной темы

Тема нашего урока «Политическая география и геополитика». 

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа в группах, индивидуальная работа.

План:

1.Политическая география.

2.Геополитика

Политическая география – это ветвь политической и социальной географии. Политическая география – наука о территориальной дифференциации политических явлений и процессов преимущественно в пределах какой-либо страны. 
Как наука, занимающаяся исследованием особенностей стран мира и взаимоотношений, она начала формироваться к концу 18 века. Основу политической географии как науки заложил немецкий ученый Фридрих Ратцель. Его основные концепции по этой отрасли были изложены в 1897 г. в труде «Политическая география». 
Политическая география изучает: 
• Формирование политической карты мира и отдельных регионов; 
• Изменения в политических границах; 
• Особенности государственного строя; 
• Политические партии, группировки и блоки; 
По определению ученых-географов, политическая география – это отрасль географической науки, объединяющая геополитику, географическое страноведение и политическое регионоведение. 
Составной частью политической географии является геополитика, выражающая государственную политику в первую очередь по отношению к границам страны и её взаимодействию с другими, прежде всего с соседними странами (Наука «об управлении миром»). Автор термина геополитика шведский ученый Рудольф Челлен

Различают политико-географическое (ПГП) и экономико-географическое положение (ЭГП) страны, важно понимать различие этих двух понятий. 
ПГП (геополитическое) – это положение страны на политической карте, ее связь с другими государствами (особенно с соседними) и международными союзами и организациями. ПГП – историческая категория, меняющаяся во времени. 
ЭГП – положение страны относительно экономически развитых стран, торговых, транспортных и транзитных путей, сырьевых баз, центров промышленности и сельского хозяйства, мировых рынков. ЭГП постоянно меняется и зависит от развития транспорта, внешней торговли и других видов международных связей. 
Главная задача геополитики – определение и обобщение геостратегии государства. 
Важные геополитические проблемы в мире. . 

ФИЗМИНУТКА

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

1) Закрепление по карточкам (всем классом)

Вопросы:

  1. В чем сходство и в чем различие этих двух понятий?
  2. Как вы считаете, изменилось ли политико-географическое положение России после 1991 года? (Да, изменилось в худшую сторону. Особенно на ее западной границе).
  3. Какие обстоятельства нашего времени отягчают геополитические отношения?

Ребята, как вы считаете, в чем сходство и в чем различие понятий политическая география и геополитика?

Сходство - в основе понятий рассматриваются страны с политической точки зрения, различие – круг интересов геополитики выходит за рамки одной страны. 
Геополитика исследует внешнюю политику государств и их взаимоотношения с политической, экономической и военно-стратегической точек зрения. Что касается характера этих связей, то, как известно, они определяются, прежде всего, географическим положением страны в связи с другими географическими факторами. 

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения)

Работа в группах

Задание группам: Ребята, вам нужно составить кластер по видам геополитических течений при помощи учебника. 
Класс делится на 4 группы. Каждой группе даётся лист ватмана и предлагается составить кластер по видам геополитических течений. 
На выполнение работы отводится 10 минут. 
Каждая группа защищает свой кластер. Выбирается лучший. 

7. Анализ достижений учащихся.

Анализ работы групп.

8. Итоги урока.

На уроке познакомились с понятиями «геополитика» и расширили знания о политической географии мира.

Выявили, что политическая карта мира – своеобразное зеркало эпохи, она находится в постоянном развитии, а современный мир – арена соприкосновения разнообразных ПУ и ПР, различных культур, разнообразных отраслей экономики и разного направления политики. 
-. Комментирование оценок. 

Домашнее задание. (по уровням)

§19, знать конспект в тетради.

Самостоятельно ознакомиться с вопросом историко-географические регионы, их главными отличительными особенностями.

Повторить основные термины и понятия темы.

Рефлексия урока по карточкам методом «Незаконченное предложение».

Достигли ли планируемых результатов?

С какими трудностями столкнулись?

Что у меня получается лучше всего?

Есть ли чувство удовлетворения?

Доволен ли я своей работой?

Достиг ли я личной цели?

Я научился…

Было интересно?

 Самооценка, взаимооценка, оценка учителя. Выставление отметок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Политическая география"

Программа элективного курса «Политическая география» предназначена для учащихся 10-11 класса и рассчитана на 35 часов.Основные цели курса:- познакомить учащихся с современной политической картой мира ...

Разработка урока для 10 класса по теме" Политическая география"

Данный материал будет полезен учителям при проведении уроков географии в 10 классе...

Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.

Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....

Презентация Политическая география и геополитика. 10 класс

Презентация разработана в помощь учителю и ученику в проведении и самоподготовке  к уроку по теме Политическая география и геополитика...

Авторская программа элективного курса «Политическая география»

Данный курс представляется  актуальным, так как современный курс на гуманизацию идей образования, призван создать у учащихся более завершенное осмысление путей общественного развития, места и рол...

Рабочая программа факультативного курса по географии «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА»

Политическая география мира – факультативный  курс  для   занятий в системе географического образования в средней школе, рассчитан на 35 часов (1 час в неделю)....

презентация по географии 10 класс политическая география и геополитика

Политическая география – это ветвь политической   и социальной   географии. Это отдельная наука, которая изучает территориальное  распределение политических си...