Авторская программа элективного курса «Политическая география»
элективный курс по географии (9 класс) по теме

Власкина Наталья Николаевна

Данный курс представляется  актуальным, так как современный курс на гуманизацию идей образования, призван создать у учащихся более завершенное осмысление путей общественного развития, места и роли нашей страны в мире. Знание закономерностей развития политических систем, поможет учащимся самостоятельно ориентироваться в потоке политической информации, будет способствовать формированию всесторонне образованной личности, даст учащимся объективную картину мира, поможет овладеть основами географической культуры.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_programma_elektivnogo_kursa.docx37.86 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Ульяновское гвардейское суворовское военное училище МО РФ»

         

АВТОРСКАЯ  ПРОГРАММА

элективного курса по географии

«Политическая география»

для 9 классов

на 2013 - 2014 учебный год

Классы: 9А, 9Б, 9В, 9Г

Количество часов:

- 1 час в неделю;

 16 часов во I полугодии, 18 часов во II полугодии.

Разработала:

Власкина Н.Н., преподаватель высшей квалификационной категории

                                                   

Содержание

1.Пояснительная записка……………………………………….. 3

2. Содержание учебной программы…………………………….4

         3. Требования к уровню подготовки обучающихся…………....9

4. Контроль освоения программы ………………………………10

5. Учебно-методическое обеспечение ……..............................10

         6. Список литературы для преподавателя……………………….10

         7. Список литературы для учащихся…………………………….11

8. Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования

по предмету ………………………………………………………..11

Пояснительная записка

Программа курса «Политическая география» предназначена для предпрофильной подготовки суворовцев 9 классов и носит опережающий характер, так как раздел «Политическая география»  изучается позднее. Курс рассчитан на 16 часов в I полугодии, 18 часов во II полугодии.

Содержание учебного материала соответствует целям предпрофильного обучения и содержит элементы новизны.  Базируется  на  знаниях физической географии, истории, правоведения.
     Содержание данного курса  познакомит суворовцев с современной политической картой мира, научит их классифицировать страны по размерам территории, численности населения и особенностям географического положения.  В процессе изучения политической географии суворовцы познакомятся с   делением  стран по уровню социально-экономического развития,  по форме правления и  административно-территориального устройства. 
     
Данный курс представляется  актуальным, т.к современный курс на гуманизацию идей образования, призван создать у суворовцев более завершенное осмысление путей общественного развития, места и роли нашей страны в мире. Знание закономерностей развития политических систем, поможет суворовцам самостоятельно ориентироваться в потоке политической информации, будет способствовать формированию всесторонне образованной личности, даст учащимся объективную картину мира, поможет овладеть основами географической культуры.

 Программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: Конституции РФ, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по географии, в соответствии со сборником нормативных документов по географии (М., Дрофа, 2009).      

При изучении курса предполагается работа с разными источниками информации: таблицами, картами, справочниками, что позволяет вооружить учащихся навыками, опытом, необходимыми для повседневной жизни человека. 

Цели изучения курса:

  • способствовать развитию интереса учащихся к современному
    геополитическому положению стран и их взаимоотношениям;
    международным организациям, их роли в мировом сообществе, современным политическим деятелям; роли России на политической арене;
  • воспитание      патриотизма,      гражданственности,      социальной ответственности;
  • развитие    умений     получать    необходимую    информацию    из разнообразных источников.

Задачи изучения курса:

  • научить учащихся работать с различными источниками информации, анализировать и систематизировать материал, формулировать выводы, уметь их аргументировать;
  • сформировать более полное представление о политической карте мира;
  • придать практическую направленность изучаемому материалу, предложив учащимся самостоятельно анализировать данные таблиц, справочников;
  • Подготовить учащихся для сдачи ГИА по географии и  обществознанию.

 Технология учебно-познавительной работы при изучении курса направлена на формирование позитивной мотивации с учетом возрастных особенностей учащихся, а также индивидуальных черт и свойств. Особое место здесь отводится внутри предметным и меж предметным связям, нацеленным на побуждение учащихся к размышлению, высказыванию личностных оценок, практическому применению полученных знании.

Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются  различные  формы организации учебной деятельности: лекции, семинары, практикумы,  творческие самостоятельные занятия, тренинги, защита проектов.

Во II полугодии изучение элективного курса предполагает увеличение количества часов на 2 часа. Добавляется по 1 часу в темах «Структура политической карты мира» и «Основные политические характеристики государства». В календарно –тематическом планировании темы II полугодия выделены курсивом.

                            Содержание программы

Тема 1: Введение в политическую географию (1 час)

Урок 1:  Введение в политическую географию

Предмет и место политической географии в систематике политических и географических наук. Уровни изучения политической географии. Политическая карта – Государство – Регион. Задачи и методы политической географии. История политической географии и политической картографии.

Тема 2: Формирование и развитие политической карты мира (2 часа)

Урок 2Этапы формирования и развития политической карты мира. Хронологический метод изучения. Этапы формирования политической карты мира. Древний этап. Древнейшие государства. Египет, Месопотамия – Шумер – Ассирия – Вавилония – Персия, Индия, Китай, Греция, Рим. Империя Александра Македонского и Римская империя. Средневековый этап. Феодализм. Изменения на политической карте Европы. Начало эпохи Великих географических открытий. Новый этап. Великие географические открытия. Колониализм. Колониальные империи Новейший этап. Первая мировая война. Вторая мировая война. Деколонизация. Интеграция. Глобализм. Падение коммунизма. Распад СССР.

Урок 3: Анализ изменений на политической карте мира в XX веке Работа с картами (политическая карта мира на 1901 год и политическая карта мира на 2013 год), статистическим материалом. Выведение основных качественных и количественных изменений. Определение основных факторов, повлиявших на изменения политической карты мира в XX веке. Разделение процесса развития политической карты мира в XX веке на этапы

Тема 3: Структура политической карты мира (4 часа)

Урок 4Суверенные государства. Типологии стран мира

Количество государств мира и споры по этому поводу. Количество государств в прошлом. Идеальное число государств. Типология государств мира по территории и численности населения. Лидеры и антилидеры. Типология стран мира по физическим принципам: по структуре суши, по выходу к морю, по рельефу, климату, почвам и т.д. Типологии стран мира по социально-экономическим принципам. Большая восьмерка. Развитые и развивающиеся страны.

Урок 5: Колонии и колониальные империи. Несамоуправляющиеся территорииКолонии и колониальные империи. Империи одноядерного типа. Россия. Австро-Венгрия. Османская империя. Империи многоядерного типа. Англия. Франция. Испания. Португалия. Германия. Италия. Нидерланды (Голландия). Бельгия. Несамоуправляющиеся территории. Европа: Гибралтар, Фарерские о-ва, Шпицберген и др. Америки: Бермуды, Сен-Пьер и Микелон, Гренландия, острова Карибского моря, Гвиана, Фолклендские о-ва. Океания. Несамоуправляющиеся территории океанов.

Урок 6: Спорные территории. Самопровозглашенные государства Спорные территории. Территориальные претензии. Дипломатические и военные пути решения. Территории с особым и международным режимом. Самопровозглашенные государства. Тайвань. Внутренняя Монголия. Уйгуристан. Тибет. Северный Кипр. Страна Басков. Абхазия. Южная Осетия. Нагорный Карабах. Приднестровье. Косово. Азалия. Тамиланд. Белуджистан. Курдистан. Трансвааль. Оранжевое государство. Другие. Судьба Восточного Тимора. Сепаратизм в России: Чечня, Татарстан, Балтия, прочие проявления.

Урок 7: Международные организации

Международные Организации. Структура и цели Организации Объединенных Наций (ООН). Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН. Организация Североатлантического Договора (НАТО). Содружество Независимых Государств (СНГ). Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Содружество Наций (Commonwealth).

Тема 4: Структура суверенного государства ( 2 часа)

Урок 8Понятия суверенитета и государства. Структура власти в суверенном государстве

Понятие суверенитета и государства. Структурные элементы государства. Структура власти. Принцип разделения властей. Исполнительная, законодательная и судебная власть. Конституция.Территория. Граница. Делимитация и демаркация. Сопредельные государства 1 и 2 порядка. Морские границы. Функции границ. Будущее границ.

Урок 9: Столица государства . Символы государства

Столица. Теория столиц. Моноцентрия и полицентрия. Макростолицы и микростолицы. Макростолицы моноцентричных государств: Лондон, Париж, Мадрид, Рим, др. Макростолицы полицентричных государств: Москва, Токио, Пекин, Дели, Берлин, др. Микростолицы полицентричных государств: Вашингтон, Оттава, Бразилиа, Канберра, Берн, др. Мигрирующая столица. Институт столиц в государственном строительстве.Государственные символы: флаг, герб, гимн. Флаги мира. Основы политической геральдики. Валюта как символ государства. Валюты мира. Другие символы государства: девиз, животное, растение и т. д.

Тема 5: Основные политические характеристики государства ( 5часов)

Урок 10Форма правления. Монархия. Республика

Основные политические характеристики государства. Форма правления. Монархическая форма правления. Абсолютные монархии. Саудовская Аравия. Оман, Бруней, Кувейт. Дуалистические монархии. Марокко. Иордания. Ограниченные монархии. Монархии Европы. Монархии-карлики. Лесото. Свазиленд. Япония. Прочие монархии. Монархические федерации. Бельгия. ОАЭ. Малайзия. Институты монархии.Республиканская форма правления. Президентские и парламентские республики. США. Россия. Индия. Израиль. Другие. Особенности республик мира. Социалистические республики. Китай. Северная Корея. Куба.

Урок 11Форма государственного режима. Авторитаризм, тоталитаризм

Форма государственного режима. Авторитаризм. Тоталитаризм. Тоталитарные режимы XX века. СССР. Третий рейх. Китай Мао. Кампучия Пол Пота. Ирак Хусейна. Тоталитарные и авторитарные режимы на современной политической карте мира. Северная Корея. Куба. Иран. Ливия. Сирия. Туркмения. Пакистан. Военные режимы Африки. Несовместимость тоталитаризма и авторитаризма с будущим человечества. Многострадальный путь России.

Урок 12Семинар Форма государственного режима. Демократия

1. Как вы понимаете слово демократия?

2. Какие преимущества дает вам демократический режим?

3. Какими представляются взаимоотношения власти и общества при демократическом режиме?

4. Как можно сформулировать определение демократии, отталкиваясь от уже известных определений авторитаризма и тоталитаризма?

5. Как могут выглядеть гарантии прав и свобод в демократическом государстве?

6. В чем заключается роль принципа разделения властей в демократическом государстве?

7. В чем заключается роль свободных СМИ в демократическом государстве?

8. Современная Россия – демократическая страна или нет?

Урок 13: Форма политико-территориального устройства. Унитарное государство. Федеративное государство

Политическая регионалистика. Определение региона. Статусы регионов. АТЕ. Автономия. Принципы и формы политико-территориального устройства государства. Принцип унитаризма. Симметричное унитарное государство. Франция. Япония. Другие. Асимметричное унитарное государство. Грузия. Азербайджан, Молдова. Узбекистан. Финляндия. Югославия. Греция. Китай. Филиппины. Тринидад и Тобаго. Танзания. Другие. Региональные государства. Испания. Италия. Шри-Ланка. ЮАР. Папуа-Новая Гвинея.Принцип федерализма. Типы федеративного государства. Структура субъектов. Федерация. США. Канада. Германия. Австрия. Швейцария. Бельгия. Босния и Герцеговина. Россия. Индия. Пакистан. Федерации Латинской Америки. Федерации Африки. Прочие федерации на политической карте мира. Конфедерация. Сербия и Черногория. Конфедерации в истории человечества. Идеология федерализма. Федерализм в национальном строительстве.

Урок 14Политическая регионалистика

Принцип глобализма. Принципы политико-территориального устройства. Региональный ассиметризм. Региональный федерализм. Евросоюз. Союз России и Белоруссии. Евразийское экономическое пространство. Объединенная Арабская Республика. Потенциал принципа глобализма. Проблемы глобализма. Будущее регионалистики.

Тема 6: Современная политическая карта мира (4 часа)

Урок 15: Политическая карта  Европы

Политическая карта Европы. Значение Западной Европы для мировой цивилизации. Европейский союз. Политическая и экономическая интеграция. Ольстер. Баскская проблема. Швейцарская модель федерализма. Бельгийская полиэтничность. Объединение Германии. Государства-карлики. Место Ватикан в геополитике. Пороховой погреб – Балканы. Босния и Герцеговина. Сербия и Черногория. Косово. Македония. Албания. Вопрос самоопределения балканских этносов. Роль России в истории Балкан. Цыганское население Балкан. Венгерские общины в Румынии и Сербии. Разделенный Кипр. Диглоссия в Греции. Вопрос о Константинополе.

Урок 16: Политическая карта Северной и Южной Америки

Политическая карта Америки. Проблемы Канадского федерализма. Вопрос Квебека. Интеграция Северной Америки. Проблемы американского федерализма. Роль США в современном мире. Центральноамериканская федерация. Деколонизации стран Карибского бассейна. Куба. Интеграция в рамках государств Карибского бассейна. Роль США в Латинской Америке. Путь Латинской Америки.

Урок 17Политическая карта Азии

Политическая карта Азии. Ближний Восток. Арабо-Израильское противостояние. Войны в Персидском заливе. Рост мусульманского экстремизма. Афганистан. Индо-Пакистанские конфликты. Индокитай. Китай. Япония.

Урок 18Семинар Прогнозы будущих изменений на политической карте мира

1. Как может измениться территория России?

2. Как может измениться роль США в будущем мире?

3. Какое влияние на политическую карту мира может оказать международный терроризм?

4. Верите ли вы в жизнеспособность Европейского Союза?

5. Как может отразиться на политической карте мира демографический и миграционный кризис в Европе, России, США?

6. Какие новые игроки могут появиться на международной геополитической арене? (Китай, Индия, др.?)

7. Возможно ли создание единого мирового правительства?

8. В каких уголках мира возможны локальные конфликты?

9. Реальна ли третья мировая война?

10. Как научно-техническая и информационная революция может повлиять на политическую карту мира.

В результате изучения курса  суворовцы  должны знать:

  • Основные понятия и термины, положенные в основу политической географии, традиционные и новые методы исследования.
  • Этапы формирования и развития политической карты мира
  • Структуру политической карты мира, типологию стран, деление стран по площади территории, численности населения, уровню экономического развития, колониальные государства и спорные территории.
  • Структуру политической власти, формы правления и территориального устройства государств.
  • Причины территориальных конфликтов, тоталитарные, авторитарные режимы и демократические государства.

Суворовцы  должны  уметь:

  • Применять основные положения геополитической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной общественной территориальной системы.
  • Характеризовать разные  типы стран и регионов.
  • Проводить учебные исследования ,моделирование и проектирование взаимодействий различных геополитических явлений и процессов.
  • Решать социально значимые задачи на основе проведения геополитической экспертизы.

Суворовцы должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Выявления и объяснения политических аспектов различных текущих событий и ситуаций;
  • Нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета.
  • Правильной оценки важнейших социально-экономических и политических событий в мире.

Контроль освоения программы: итоговая оценка (зачет) выставляется по результатам промежуточного контроля, творческих работ, выполнения тестов и географических задач, защите творческого проекта.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. М.Просвещение 2002.
  2. Колосов В. А. , Мироненко Н. С. Геополитика и политическая география.- М.Аспект Пресс,   2006 г.
  3. Максаковский В.П. Географическая картина мира. – М. Дрофа, 2003.
  4. Максаковский В.П. Всемирное культурное наследие. – М. Просвещение, 2003
  5. Слука А.Е., Слука Н.А. География населения с основами демографии. –  

     М. МГУ, 2006.

  1. Население мира: демографический справочник. /Сост. В.А. Борисов/ – М.  Мысль, 2008.
  2. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. М.,       Просвещение, 2010
  3. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к     учебнику   Экономическая и социальная география мира -  М., Просвещение 2004.
  4. Географическая энциклопедия.
  5. Географические атласы.

Список литературы для учащихся

  1. Голубчик М.М. Политическая география мира. – Смоленск: Изд. Смол. гум. у-та, 1998;
  2. Бабурин В.Л., Мазуров Ю.Л. Географические основы управления. – М.: Дело, 2000;
  3. Ковалев Е.М. Гуманитарная география России. –  М.: Варяг, 1995;
  4.  Гладкий Ю.Н., Доброскок В.А., Семенов С.П. Экономическая география России. – М.: Гардарика: Кафедра – М, 1999;

  1. Василенко М.А. Политическая глобалистика. – М.: Логос, 2000;
  2.  Гаджиев К.С.   Введение в политическую науку: Учеб. для вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2000;
  3.  Зравомыслов А. Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. – М.: Аспект Пресс,1999;
  4. Личность и политическая культура: Альманах. – М.: Соверо-ПРИНТ, 1999;
  5. Сикевич З.В. социология и психология национальных отношений. – СПб: Изд-во Михайлова В.А., 1999;
  6. Любавский М.К. Обзор истории русской колонизации с древнейших времен и до XX века. – М.: изд-во МГУ, 1996;
  7. Россия в избирательном цикле 1999-2000 годов. – М.: Гендальф, 2000;
  8. Регионоведение/ под ред. Морозовой. – М.: Банки и биржа: ЮНИТИ,1999;
  9. Перегудов С.П. Группы интересов и Российское государство. – М.: Эдиториал,1999;
  10. Нарутто С.В. Конституционно-правовой статус края как субъекта Российской Федерации. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 1998;
  11. Местное управление и самоуправление в  России и за рубежом. – М.: ИНИОН РАН, 2000.

Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по курсу

  1. http://www.prosv.ru -Сайт издательства «Просвещение»  (рубрика «География»)
  2. http://www.drofa.ru - Сайт издательства Дрофа (рубрика «География»)
  3. http://www.center.fio.ru/som -Методические рекомендации учителю – предметнику (представлены все школьные предметы). Материалы для самостоятельной разработки профильных проб и активиз0ации процесса обучения в старшей школе.
  4. http://www.edu/ru -Центральный образовательный портал, содержит нормативные документы Министерства, стандарты, информацию о

 проведении эксперимента, сервер информационной  поддержки Единого государственного экзамена.

  1. http://www.internet-scool.ru- Сайт Интернет – школы издательства Просвещение. Учебный план разработан на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ. На сайте представлены  Интернет – уроки по географии , включают подготовку к  сдаче ЕГЭ.
  2. http://www.intellectcentre.ru - Сайт издательства «Интеллект – Центр», где можно найти учебно – тренировочные материалы, демонстрационные версии, банк тренировочных заданий с ответами. Методические рекомендации и образцы решений.

        

           

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа элективного курса "География на кухне"

Зачем создавать авторские программы элективных курсов?  В настоящее время у меня их две. Это программы элективных курсов по предпрофильной подготовке учащихся: «Будущее моего района в зеркале гло...

Рабочая программа по элективному курсу "Политическая география" 10 класс.

Рабочая программа может быть использована как в профильном, так и в универсальном классе....

Авторская программа элективного курса по географии для 7 класса.

Данная программа предназначена для 7 класса. Темы подобраны так, чтобы заинтересовать ученика и расширить их кругозор по географии....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Авторская программа элективного курса «Современная энергетика и окружающая среда» для обучающихся 9 классов. Образовательная область: география.

Данная программа «Современная энергетика и окружающая среда» для 9-го класса, составлена на основе: Федерального компонента государственного стандарта основного (общего) образования (прика...

Авторская разработка элективного курса по географии в 6 классе «Удивительный мир географии»

Цель: Формирование интереса к предмету, целостного представления о Земле и взаимосвязанности всех происходящих на ней явлений и процессов, расширить географический кругозор и углубить знания по предме...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Политическая география»

Рабочая программа по   элективному курсу «Политическая география»...