Растительный и животный мир России
план-конспект урока по географии (8 класс)

Благова Мария Ивановна

В уроке выделяются следующие этапы:

  1. Организационно-мотивационный  этап урока.
  2.   Процессуально-содержательный этап урока,
  3.  Закрепление
  4. Рефлексия
  5. Домашнее задание

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий (урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями)

Методы: самостоятельная работа, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный, исследовательский.

Приемы обучения  (составление схем, составление неполных предложений,  работа  с оценочными листами, справочным материалом)

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная работа, групповая, парная  работа, фронтальная работа

Форма урока: создание мини проекта

Планируемые образовательные результаты. Развитие умений, формирование  знаний, носящих метапредметный характер

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_v_8_klasse.docx32.86 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии в 8 классе

Растительный и животный мир России.

Цель  урока  (для  учащихся):  научиться  самостоятельно,  рассматривать  растительный  и животный мир.

Задачи: 1. Выявить особенности растительного и животного мира и взаимосвязи с климатом, рельефом, почвами, водами.

  1. Развивать умение школьников самостоятельной работы по картам атласа, рисункам и тексту учебника, делать выводы, совершенствовать навыки самоконтроля.
  2. Способствовать формированию у учащихся индивидуального стиля учебной деятельности, умения адекватно мыслить и действовать в условиях выбора.

Тип урока: изучение новых знаний и способов действий

Методы: самостоятельная работа, частично- поисковый, объяснительно- иллюстративный. Оборудование: Гербарий, картины тундры, тайги, смешанного леса, степей, пустынь.

Ход урока

  1. Организационный момент.  

 Здравствуйте, ребята.  Сегодня  у  нас  необычный урок. Присутствуют гости.

Начиная работу, буду внимателен;

У меня все получиться,

Я выполню работу хорошо.

Если не смогу, попрошу помочь.

2.Опрос:

 Прежде  чем  двигаться  вперед  к  познанию  природы  России,  кратко  оценим сделанное, подведем итог.

Восстановите в памяти: (Учитель называет вопросы, делает паузу, повторяет вопрос по очереди и спрашивает, кто будет отвечать)

 а) Индивидуальное задание на выбор

  1. Перечислите природные компоненты
  2. Составить схему природных компонентов

3. Объяснить последовательность их изучения. Сейчас эти компоненты уже
образовались и взаимодействуют вместе. Но ведь в геологическом прошлом они не могли
образовываться одновременно на Земле.
Изучать их нужно последовательно, учитывая
исторический принцип. Как они формировались в геологической истории. Геологическая
история определила геологическое строение. Ведь сначала за счет излившихся лав возникли
горные породы, полезные ископаемые и литосфера. Затем благодаря выделению из лав
различных газов и паров воды, сформировалась атмосфера. Климат отражает свойство
атмосферы. При постепенном остывании водяной пар первичной атмосферы
конденсировался и выпадал в виде дождей. Так образовались воды Земли. Почвы являются
результатом воздействия на горные породы воды, воздуха и различных организмов. Почва
определяет растительный покров. Растения в качестве пищи пользуются животными.

Учитель: Обращается к схеме. Какой природный компонент не изучали (растительный и животный мир).

Учитель: Да, ребята вы правильно назвали. Нам предстоит перейти к следующей теме. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. На тему отведено по программе три урока и практическая работа. Сегодня тема нашего урока Растительный и животный мир России. (Запись на доске Растительный и животный мир). Знание сегодняшнего урока будете использовать при рассмотрении природных комплексов

Используя    принцип    познания,    давайте,    определим    для    себя    цели   урока.    Наша образовательная цель, которой должны достигнуть все:

 Знать: Многообразие видового состава растений и животных.

Факторы, влияющие на состав и размещение растительного и животного мира.

Основные типы растительности.

 Уметь: По карте определять типичных представителей растений и животных той или иной зоны.

Учитель:

Нам нужно не только познавать природу нашей страны, но и научиться мыслить и действовать самостоятельно. Подумайте все ли вы ребята, научились преодолевать свою робость, неуверенность, не занижаете ли вы свои способности при решении задач на уроке. Успеха добьется тот, кто научился преодолевать себя, перешагивать через не «не хочу» и «не буду»

У вас на листочках есть еще цели, определите себя, которые вы можете решить на уроке. Отметьте их для себя в виде галочки, крестика на листочках.

Помните, что все задания должны выбирать, исходя из целей, которые вы определили для себя

Учитель:   Зачитайте, поставленные цели (учащиеся читают).

Учитель:    Чтобы    перейти   к   рассмотрению   растительного    и   животного   мира вспомните из курса ботаники

Актуализация знаний

 Индивидуально по выбору (учитель читает вопросы)

а)        Как растения и животные приспособлены к среде обитания.

б)        Что в первую очередь влияет на размещение растений и животных?

У растений при недостатке влаги в пустынях и сухих степях хорошо развита корневая

система. Листья имеют толстую плотную кожицу или превращены в колючки, На листьях

есть водонепроницаемый восковой налет. Животные впадают в спячку

2. ( Приспособленность к условиям среды.)

Фронтальная беседа.

Ребята, когда мы говорим о природе, какие слова и словосочетания употребляем.

Олицетворяет красоту,  вдохновляет на работу,  обогащает жизнь,  воспитывает

гуманность, заставляет заботиться « о меньших братьях»

Проблемный вопрос?

Что главнее в природе растительный или животный мир? Можете ответить? Нет

Учитель: Чтобы ответить на вопроса, обратимся к учебнику стр.101.

принято считать главное в живой природе - растительность. О ней даже говорят названия природных зон - тайга, степи и т.д. Но по подсчетам видов, оказалось мир животных богаче Их насчитывается: 130 тысяч животных, 90 тысяч насекомых, 1450 видов рыб, земноводных и пресмыкающих 160 видов, птиц 710 видов, млекопитающих 350 видов. Растений 18 тысяч видов, деревьев 500 видов, трав Зтыс. Вывод. Растительный и животный мир разнообразен.

Учитель: Да, ребята природа на человека оказывает огромное влияние и разнообразен растительный и животный мир.

какие факторы влияют на разнообразие и богатство?

(Я предлагаю на выбор: рассмотреть вместе со мной, самостоятельно рассмотреть, используя учебник стр.101)

Презентация учебного материала:

 Как и на всей планете, растительный и животный мир нашей страны определяется двумя основными факторами:

Во-первых, физико-географическим различиями   между   регионами    (свет-источник    энергии    в    процессе    фотосинтеза)

Температура каждый вид приспособляется к определенному температурному режиму. Для всех растений опасны как перегрев, так и чрезмерно охлаждение.

Влажность - вода, является важнейшим компонентом растительной клетки, поэтому количество в том или ином месте определяет характер растительности. По отношению к влажности растения можно разделить на три группы:

1. Растения водных и избыточно увлажненных мест обитания.

  1. Растения сухих мест
  2. Растения, живущие в средних условиях увлажнения.

Почвы обеспечивают растения необходимым набором питательных веществ.

Факторы, влияющие на растительный и животный мир

геологическая  широтная зональность облик прошлого дея.
история
        высотная поясность                                челов.ек                          

четвертичное оледенение

физико-географические

различия

свет

температура

влажность

рельеф

почвы

Во-вторых,   геологическая   история.    В   геологическую   историю   происходило

исчезновение материковых связей между Северной Америкой и Евразией,      и процессы

видообразования шли по-разному

Четвертичное оледенение.

На размещении представителей тех или иных видов оказывают широтная зональность на

равнинах и высотная поясность в горах.

Деятельность  человека:  (сокращает,   истребляет,  искусственно разводит).  Например,

ондатра, енот, норка,  бамбук, чайный куст др.)

Облик прошлого. Из Центральной Азии к нам пришли пустынно степные    группировки

рамений    и    животных.    Со    стороны    Аляски    на   Дальний    Восток        проникали

североамериканские хвойные.

Вывод. Мы определили факторы. А где можно увидеть, как они размещаются?

Представление о размещение растительного и животного мира можно получить с помощью карты растительности и животного мира.

Откройте карту в атласе 10 и учебнике стр.102-103, посмотрите на условные обозначения. Они представлены цветом и символом. Цвет с различным оттенком обозначающие природные зоны. Символы показывают виды растений и животных.

Какие основные типы растительности выделяют на территории России?

Типы растительности России

  1. Растительность арктических пустынь
  2. Растительность тундры
  3. Растительность лесов
  4. Растительность степей
  5. Растительность пустынь

Чтобы определить видовой состава растений и животных каждой из зон, и их приспособления к условия среды, мы будем работать в группах.

( Прошу вас пересесть так, как мы работаем в группах. Выберите одну из зон, получите лист с заданием. Определите для себя роли. Приступайте к выполнению задания. На выполнение 8 мин.)

Работа в группах(8 минут)

Прошу сесть на свои места. Работаем следующим образом. Кто определил для себя роль ведущего, представляют зону, помощник помогает. Выполненное задание представьте на доску. После представления учениками зоны, учитель подводит итог после каждой зоны

Арктические пустыни. Зона не имеет сплошного покрова, жизнь животных связана с

морем.

Тундра. Вид растительности криволесье, мхи, лишайники. Животные водоплавающие,

кочуют, птицы перелетные.

Леса.    Растительность    лесов    представлена    деревьями.    Ярусное    распределение

Животные летающие, лазающие, линяют, прячутся в норы, впадают в спячку.

Степи. Травянистый покров. Животные быстро бегают, запасают пищу на зиму.

Пустыни: Нет сплошного покрова. Животные ползающие, прячутся в норы.

Учитель:

Молодцы справились с заданием. Рассмотрели основные типы растительности. Вопросы урока рассмотрели, проверим, были ли вы внимательны, что запомнили. Перед вами тест, схема. Выберите одно из заданий. Работать можно в паре, спросить у учителя, использовать разные источники. Но вы должны знать, оценка «5» ставиться тогда, когда работал самостоятельно. На работу 3 мин.

Самоконтроль: Тест 1

Тест 2

1a

1. а

2.6

2.6

З.г

3. в

4. а

4. а.

5. а

5                                         5 а

Рефлексия. 

  Вы себя оценили. Общеобразовательные цели достигли. А цели, которые вы еще ставили для себя, выполнили. Как? (Работая в группе, паре.)

Домашнее задание: (по выбору)

  1. Параграф №19
  2. Составить рассказ по схеме
  3. Кроссворд по данной теме не менее 10 вопросов.
  4. Подготовить сообщение о природоохранной деятельности на территории Смоленской области.

5.0формить дидактический материал на формате а-4, в виде схемы,   исполнение любое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Растительный и животный мир России.

Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влияющие на размещение природных зон по территори...

Растительный и животный мир России.

Презентация к уроку географии в 8 классе. Конспект урока тоже есть на сайте. Презентацию уменьшила с 25 до 9 Мб. Больше 3 Мб не загружает, поэтому последовательно выложу 4 части презентации....

Растительный и животный мир России.

Растительный и животный мир России. Цель урока:  I. Обучающая: 1. сформировать умение анализировать карту растительности России; 2. сформировать умение выявлять основные факторы, влия...

растительный и животный мир России

При изучении нового материала учащиеся работают в группах, рассматривая  типы растительных  сообществ нашей страны....

урок по географии в 8-м классе по теме "Растительный и животный мир России"

Цели урока:Образовательные - Усвоение и закрепление ведущих идей темы. Методические подходы к изучению темы основываются на учете большого нравственного потенциала содержания, значительного...