Урок географии:проектирование в соответствии с требованиями ФГОС
статья по географии

Гурова Алена Анатольевна

статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gurova_a.a._statya.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Гурова А.А., учитель географии

ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»

Василеостровского района Санкт-Петербурга

ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ

«Урок географии: проектирование в соответствии с требованиями ФГОС.»  

«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.

Какие же требования предъявляются к современному уроку:

•    хорошо организованный урок  в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.

•    учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

•    урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

•     учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

•    вывод делают сами учащиеся;

•    минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

•    времясбережение и здоровьесбережение;

•    в центре внимания урока - дети;

•    учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены  такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

•     умение демонстрировать методическое искусство учителя;

•    планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть  этапы проектирования урока:

  1. Определение темы учебного материала
  2. Тип дидактической цели темы
  3. Тип дидактической цели урока
  4. Определение типа урока
  5. Продумывание структуры урока
  6. Обеспеченность урока
  7. Отбор содержания учебного материала
  8. Выбор методов обучения
  9. Выбор форм организации педагогической деятельности
  10. Продумывание универсальных учебных действий
  11. Самоанализ учащихся
  12. Рефлексия урока
  13.  Дифференцированное домашнее задание

Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода:

  • Уроки «открытия» нового знания
  • Уроки отработки умений и рефлексии
  • Уроки общеметодологической направленности
  • Уроки развивающего контроля

Урок «открытия» нового знания

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
  • Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Структура урока "открытия» нового знания:

  1. Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.
  2. Этап актуализации и пробного учебного действия.
  3. Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
  4. Этап построения проекта выхода из затруднения.
  5. Этап реализации построенного проекта.
  6. Этап первичного закрепления с прговариванием во внешней речи.
  7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
  8. Этап включения в систему знаний и повторения.
  9. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

 

Урок  отработки умений и рефлексии

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
  • Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

 

Урок общеметодологической направленности

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
  • Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

Урок развивающего контроля

  • Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
  • Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

 

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени основного образования в соответствии с ФГОС.

Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.

Структура технологической карты.

  1. Целевой блок
  2. Инструментальный блок
  3. Организационно-деятельностный блок

 

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Мы сегодня на семинаре представили своё видение урока «открытия» нового знания - интегрированный урок по теме «В сказочном царстве, в почвенном государстве…» с использованием УМК Бариновой И.И. (география) и Пономаревой  И.Н. (биология)  в соответствии с требование ФГОС.

Для достижения цели урока были использованы следующие методы и приемы:

  1. репродуктивный,
  2. наглядный,
  3. беседа,
  4. прием «мозгового штурма» (заполнение схемы «Состав почвы»),
  5. исследовательский,
  6. проблемно-поисковый.

Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся были включены следующие здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка, разные виды деятельности.

На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности и дифференциации.

В процессе урока побуждали учащихся к самостоятельности в решении поставленных задач. Все компоненты урока соответствуют поставленным задачам, время использовано рационально, все подготовленные средства обучения были задействованы. Обеспечена логическая связь между частями урока.

 

Этапы урока:

  1. Организационный момент: отмечена готовность учащихся к уроку. Дан положительный настрой на плодотворное сотрудничество.
  2. Мотивация к учебной деятельности, подготовка к осознанному восприятию нового материала.
  3. Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока.
  4. Поиск решения проблемы. Организация  работы в группах по заданиям в рабочих листах.
  5. Самоанализ – рефлексия.
  6. Дифференцированное домашнее задание.

На всех этапах урока учащиеся работали с рабочими листами, в которых пошагово были прописаны задания. Хочется представить только несколько фрагментов с урока.

Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.

Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.

Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать?. С помощью чего учить?  Как проверить достижение новых образовательных результатов?

Неоспоримо одно: урок должен быть одушевлённым личностью учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...

Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....

Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС

Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р

Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....

Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии

Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...

Новые педтехнологии на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО

Для того, чтобы провести занятие продуктивно, с пользой, привить учащимся любого возраста интерес, необходимо использовать в обучении современные педагогические технологии....