Урок географии:проектирование в соответствии с требованиями ФГОС
статья по географии
Предварительный просмотр:
Гурова А.А., учитель географии
ГБОУ гимназия № 642 «Земля и Вселенная»
Василеостровского района Санкт-Петербурга
ТЕМА ВЫСТУПЛЕНИЯ
«Урок географии: проектирование в соответствии с требованиями ФГОС.»
«Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» — слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся.
Какие же требования предъявляются к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока - дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
Главная методическая цель урока при системно-деятельностном обучении – создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС? Прежде всего, необходимо рассмотреть этапы проектирования урока:
- Определение темы учебного материала
- Тип дидактической цели темы
- Тип дидактической цели урока
- Определение типа урока
- Продумывание структуры урока
- Обеспеченность урока
- Отбор содержания учебного материала
- Выбор методов обучения
- Выбор форм организации педагогической деятельности
- Продумывание универсальных учебных действий
- Самоанализ учащихся
- Рефлексия урока
- Дифференцированное домашнее задание
Типология уроков на основе системно-деятельностного подхода:
- Уроки «открытия» нового знания
- Уроки отработки умений и рефлексии
- Уроки общеметодологической направленности
- Уроки развивающего контроля
Урок «открытия» нового знания
- Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.
- Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Структура урока "открытия» нового знания:
- Этап мотивации (самоопределения) учебной деятельности.
- Этап актуализации и пробного учебного действия.
- Этап выявления места и причин затруднения (определение границ знания и незнания).
- Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Этап реализации построенного проекта.
- Этап первичного закрепления с прговариванием во внешней речи.
- Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
- Этап включения в систему знаний и повторения.
- Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Урок отработки умений и рефлексии
- Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).
- Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.
Урок общеметодологической направленности
- Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
- Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.
Урок развивающего контроля
- Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
- Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени основного образования в соответствии с ФГОС.
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Сущность проектной педагогической деятельности в технологической карте заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов. Технологической карте присущи следующие отличительные черты: интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность и обобщённость.
Структура технологической карты.
- Целевой блок
- Инструментальный блок
- Организационно-деятельностный блок
Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:
- учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
- используются эффективные методы работы с информацией;
- организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
- обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.
Мы сегодня на семинаре представили своё видение урока «открытия» нового знания - интегрированный урок по теме «В сказочном царстве, в почвенном государстве…» с использованием УМК Бариновой И.И. (география) и Пономаревой И.Н. (биология) в соответствии с требование ФГОС.
Для достижения цели урока были использованы следующие методы и приемы:
- репродуктивный,
- наглядный,
- беседа,
- прием «мозгового штурма» (заполнение схемы «Состав почвы»),
- исследовательский,
- проблемно-поисковый.
Учитывая психологические и возрастные особенности учащихся были включены следующие здоровьесберегающие технологии: физкультурная минутка, разные виды деятельности.
На уроке были реализованы принципы наглядности, доступности и дифференциации.
В процессе урока побуждали учащихся к самостоятельности в решении поставленных задач. Все компоненты урока соответствуют поставленным задачам, время использовано рационально, все подготовленные средства обучения были задействованы. Обеспечена логическая связь между частями урока.
Этапы урока:
- Организационный момент: отмечена готовность учащихся к уроку. Дан положительный настрой на плодотворное сотрудничество.
- Мотивация к учебной деятельности, подготовка к осознанному восприятию нового материала.
- Создание проблемной ситуации и формулирование проблемного вопроса урока.
- Поиск решения проблемы. Организация работы в группах по заданиям в рабочих листах.
- Самоанализ – рефлексия.
- Дифференцированное домашнее задание.
На всех этапах урока учащиеся работали с рабочими листами, в которых пошагово были прописаны задания. Хочется представить только несколько фрагментов с урока.
Структура современных уроков, должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивал приоритет его деятельности по отношению к своей собственной.
Пришло время каждому учителю разобраться, к чему новому он должен быть открыт, что ему необходимо делать по-новому. Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования ФГОС к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать.
Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков. Создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок. Для учителя и для школы особенно актуальными в настоящее время являются вопросы: Как обучать?. С помощью чего учить? Как проверить достижение новых образовательных результатов?
Неоспоримо одно: урок должен быть одушевлённым личностью учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по литературе в соответствии с требованиями ФГОС: Притча вчера, сегодня...
Полагаю, что данный план-конспект урока в соответствии с требованиями ФГОС поможет коллегам в многообразии инновационных педагогических технологий....
Методическая разработка урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС
Урок русского языка по теме "Роль местоимений-существительных в предложении" 5 класс. Урок разработан по технологии проблемно-диалогического обучения...
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС ( Урок развивающего контроля)
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок развивающего контроля ....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС. Урок «открытия» нового знания. Урок формирования речевых навыков.....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС.Урок рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития р
Уроки рефлексии (фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании). Урок совершенствования речевых навыков./ Урок развития речевого умения....
Технологическая карта урока английского языка в соответствии с требованиями ФГОС_8 класс_урок рефлексии
Технологическая карта урока английского языка в 8 классе. Урок рефлекссии по УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. "Rainbow English" по теме The Great Bard (William Shakespeare)...
Новые педтехнологии на уроках английского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС ООО
Для того, чтобы провести занятие продуктивно, с пользой, привить учащимся любого возраста интерес, необходимо использовать в обучении современные педагогические технологии....