Главные вкладки

    Обобщающий урок "Климат и климатические ресурсы России"
    план-конспект урока по географии (8 класс)

    Лега Галина Владимировна

    конспект

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл obobshchayushchiy_urok_po_geografii_v_8_37.86 КБ

    Предварительный просмотр:

    Обобщающий урок по географии в 8-м классе на тему

    "Климат и климатические ресурсы России"

    Цели урока:

    Образовательные:

    • проверить и закрепить знания, умения и навыки, и определить уровень усвоения основных терминов, понятий и определений по изученной теме, особенностей формирования климата России и климатических рекордов климата;
    • углубить теоретические знания и практические умения в результате обобщения и систематизации основных характеристик и показателей климата России, причин разнообразия типов климатов и климатических поясов.

    Развивающие:

    • развивать и активизировать познавательный интерес к географии, логическое мышление, память, внимание, способствующие нахождению правильного ответа, кратко и последовательно излагать свои мысли, анализировать и делать выводы, находить пути решения проблем, связанные с неблагоприятными климатическими явлениями на территории России;
    • развивать практические навыки применения данных знаний.

    Воспитательные:

    • воспитание ответственного отношения к учебному труду, научить преодолевать трудности, настраиваться на успех в любом деле;
    • формирование навыков сотрудничества.

    Оборудование: карты России – физическая и климатическая, карты климатических поясов и областей, климатограммы, таблицы, схемы, атласы и картосхемы.

    Ожидаемый результат:

    1-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности;

    2-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности; уметь определять тип климата по климатической диаграмме;

    3-й уровень: каждый ученик должен знать факторы, влияющие на климат России, уметь применять данные знания для любой местности, уметь определять тип климата по климатической диаграмме; уметь составлять характеристику климата территории.

    Тип урока: урок обобщающего повторения.

    Форма проведения урока: урок-соревнование.

    Основные этапы урока:

    1. Организационный момент.
    2. Выполнение заданий соревнования.
    3. Домашнее задание.
    4. Подведение итогов урока (рефлексия по методу неоконченных предложений).

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент.

    Здравствуйте ребята! Садитесь удобно, выпрямите спину, закройте глаза. Глубоко вдохните, освободитесь от всего, что вас волнует. Сегодня вы будете учиться в игре, решая при этом важные проблемы. В игре у каждого есть свой стиль, своё место. Игра даёт ощущение спокойствия, свободы выбора и свободы творчества. (Пауза.) Откройте глаза!

    Итак начнем!!

    Какой раздел мы проходили все эти 12 урок (Климат России). Сегодня завершающий урок по данной теме. А когда мы   заканчиваем изучать большой раздел,  последний урок мы посвящаем чему?  (Обобщению)

    II. Целеполагание.

    Поэтому, цель нашего урока,  какая?  

    (Учащиеся формулируют цель урока)

    основными целями этого урока являются:

    • закончить формирование представления о климатических условиях на территории России;
    • закрепить знания по основным направлениям программы данного раздела;
    • продолжить формирование умения составлять характеристику климатического пояса;
    • воспитать бережное отношение природе

    Работать будем как всегда в группах.  Так как современный мир – это мир рыночных отношений, поэтому расплачиваться за ваши знания буду деньгами, но чтобы они не затерялись в ваших бумажках, ваши сбережения будут хранится у меня в банке. А в конце мы узнаем – кто сколько заработал. Условия ранее оговоренные  сохраняется.

    Напомню только одно из правил таких уроков:

    «Не допускай, чтобы язык забегал вперёд ума!»

    А начать я хочу с легенды о вожде индийского племени, который посылал юношей на вершину Аконкагуа:

    “Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь.

    Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса.

    Вождь усмехнулся: «Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы.»

    Второму, принёсшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение».

    Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение ичетвертому, с веткой крушины.

    Пятому, принёсшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на пол - пути к вершине».

    Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море.

    Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: «Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии».

     Победа не всегда означает быть первым,

    Победа – это когда ты стал лучше, чем был!

    И я вам желаю успешно выполнить  все задания, и оказаться на вершине горы, и в пусть ваших глазах будет сиять победа.  И ещё одна из вершин географии будет преодолена. Итак, в путь.

    У вас на столах конверты- помощники с заданиями и оценочные листы, которые капитаны команд будут заполнять,а в конце урока – вы подсчитаете свои оценки и выведите среднее арифметическое.

    Возьмите оценочные листы и подпишите.

    II. Актуализация знаний.

    Задание 1: “Кто быстрее ответит?

     

    Команде “Циклон”

    Команде “Антициклон”

    1.

    Погода

    1.

    Климат

    2.

    Изобары

    2.

    Изотермы

    3.

    Суммарная радиация

    3.

    Солнечная радиация

    4.

    Трансформация

    4.

    Инверсия

    5.

    Циклон

    5.

    Антициклон

    6.

    Испаряемость

    6.

    Коэффициент увлажнения

    7.

    Атмосферный фронт

    7.

    Агроклиматические ресурсы

    8.

    Агроклиматология

    8.

    ,,Полюс холода” России

    9.

    Засуха

    9.

    Азиатский максимум

    10.

    Синоптическая карта

    10.

    Амплитуда

    11.

    Муссоны

    11.

    Знаменитый русский климатолог

    Ответы  1 команды.

    1. Погода – это…….. (состояние нижнего приземного слоя атмосферы в данном месте и в данное время);
    2. Изобары – это…….( линии, соединяющие пункты на климатической карте с равным атмосферным давлением);
    3. Суммарная радиация – это…… ( общее количество солнечной энергии, достигающей до поверхности Земли);

           4.   Трансформация – это……(процесс-способность ВМ постепенно изменять свои свойства под влиянием  подстилающей поверхности рельефа)

           5.    Циклон – это …….(крупный атмосферный вихрь с низким атмосферным давлением в центре)

           6.   Испаряемость – это…….(количество влаги, которое может испариться с поверхности при данных атмосферных условиях, в мм)

           7.   Атмосферный фронт – это...(переходная полоса между двумя воздушными массами с различными свойствами)

           8.    Агроклиматология – это…..(специальная наука, изучающая климат, как фактор с/х производства)

           9.     Засуха  - это……(сильный и продолжительный ветер, выдувающий верхний слой почвы)

           10.   Синоптическая карта – это…..(карты погоды)

           11.   Муссоны – это……(ветры, меняющие своё направление два раза в год)

    Ответы 2 команды.

    1. Климат   – это……(многолетний режим погоды, характерный для какой – либо местности)
    2. Изотермы -  это……(по гречески «изос» -равный, «термос» -тепло, это плавные кривые линии, соединяющие на климатической карте  все точки с одинаковой t )
    3. Солнечная радиация – это……(излучение солнцем тепла и света)
    4. Инверсия – это……(явления повышения t0 c высотой в котловинах Сибири-перевёрнутая tº)
    5. Антициклон – это……(крупный атмосферный вихрь с повышенным атмосферным давлением центре)
    6. Коэффициент  увлажнения – это…….(отношение осадков к испаряемости K=O:И)
    7. Агроклиматические ресурсы – это…..(свойства климата, обеспечивающие с/х производство)
    8. ,,Полюс холода” России – это…..(Оймякон, Якутия)
    9. Азиатский максимум – это……(сибирский антициклон)
    10. Амплитуда – это…(разница между самой низкой и самой высокой t0 воздуха)
    11.  Знаменитый русский климатолог – это…..(Ваейков А.И.)        

    Задание 2 «Ромашка»: на знание климатообразующих факторов

    Каждой команде вручается по «ромашке» с 13 лепестками, на которых написаны не только климатообразующие факторы, задачи команды собрать ромашку из 7-ми лепестков, на которых будут только факторы, формирующие климат.

    1. Географическое положение
    2. Выветривание
    3. Рельеф
    4. Состав горных пород
    5. Близость морей и океанов
    6. морские течения
    7. Высота местности над уровнем моря
    8. тектоническое строение;
    9. циркуляция воздушных масс;
    10. деятельность человека.
    11. подстилающая поверхность;
    12. древнее оледенение;
    13. Эрозия почв

    Ответы: географическое положение

    циркуляция воздушных масс

    близость морей и океанов

    подстилающая поверхность

    морские течения

    высота над уровнем моря

    подстилающая поверхность

    рельеф

    Время выполнения задания 2 минуты, максимальное число баллов – 7.

    Обсуждение каждого фактора с разъяснением, по очереди.

    Капитаны команд выставляют оценки каждому    члену своей группы

    Задание 3. Определи по схемам, что изображено. (У доски по одному ученику от команды, а команда называет их основные признаки).  

    Циклон

    Антициклон

    Тёплый атмосферный фронт

    Холодный атмосферный фронт

    1. Циклон.
    2. Антициклон.
    3. Тёплый фронт.
    4. Холодный фронт.

    Задание 4. Ответь на вопрос. (Каждому ученику даётся индивидуальное задание с вопросом и они поочерёдно отвечают).

    Вопрос для каждого ученика.

    Вопрос для каждого ученика.

    1. От чего зависит количество солнечной радиации? (от географического положения, т.к. широта определяет угол падения солнечных лучей, от состояния атмосферы и характера подстилающей поверхности)
    2. Какой фактор оказывает сильное влияние на отражение или поглощение солнечной радиации? (характер подстилающий поверхности: снег отражает 70% - 80% суммы солнечной радиации; песок 35% - 40%; лес и чернозем 14% - 16%)
    3. К чему приводит перемещение воздушных масс? (к переносу тепла и влаги)
    4. Какие типы воздушных масс перемещаются над территорией России? (арктические, умеренные и тропические)
    5. В каких широтах расположена большая территория России? (в умеренных)
    6. Какой из трёх океанов оказывает значительное влияние на формирование климата в умеренных широтах России в теплый период года и почему? (атлантический океан, т.к. летом преобладает западные и северо-западные ветры)
    7. Где расположен центр Сибирского антициклона и в какой период года он играет решающую роль в формировании климата России? (Забайкалье, республики Литва, и северная Монголия в зимний период года )
    8. В каких направлениях перемещаются ВМ с повышенным атмосферным давлением от Сибирского антициклона Азиатского максимума? (в двух направлениях: на северо-восток до полуострова Чукотка; на запад -  через Северный Казахстан; на юг -Русской равнины)
    9. Какой  фактор способствует проникновению арктических и атлантических воздушных масс в глубь страны и далеко на юг? (отсутствие гор на севере и на западе России)
    10. В каких климатических поясах расположена территория России? (в арктическом, субарктическом, умеренном и субтропических поясах)
    11. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России? (в умеренном поясе)
    12. Назовите типы климатов которые  господствуют в умеренном поясе с запада на восток, от западных границ России до побережья Тихого океана? (умеренный климат; континентальный климат; резко континентальный климат, муссонный)
    13. Какие природные объекты на территории России в пределах умеренного пояса являются границами раздела различных типов климата? (в умеренном поясе выделяются 4 типа климата: а) умеренно континентальный до уральских гор; б) континентальный до западного уступа, Средне- Сибирского плоскогорья, Енисейский кряж; в)резко континентальный до хребта Джугджур; г) муссонный)
    14. Какие климатические явления неблагоприятные для работы транспорта? (гололед, метель и туманы)
    15. Почему в городе снег тает быстрее, чем за городом? (снег в городе темный, грязный - поглащает солнечные лучи)
    16. Почему в Сибири очень холодные зимы? (антициклоническая погода)  
    17. Почему  самое холодное место не самой северной точке России? (в Оймяконе, инверсионная t0)

    Задание 5. Конкурс капитанов. “Рекорды климата на территории России”(Кто даст больше правильных ответов и покажет на карте эти географические объекты)

    1. “Полюс холода”. (Оймякон–Якутия);
    2. Самая низкая температура января (-71°);
    3. Самая высокая температура июля и где? (+43°С , Астрахань, Волгоград);
    4. Самая холодная зима (-50°С в Якутии);
    5. Самая теплая зима (+6,1°С в Сочи);
    6. Самое теплое лето в России (Прикаспийская низменность, +25,4°С);
    7. Самое холодное лето (острова Северной Земли, средняя t = -1,2°С);
    8. Где выпадает самое большое количество осадков? (Западные склоны Кавказа и Алтая 200 мм в год);
    9. Где выпадает самое малое количество осадков? (Полупустыня Прикаспия – менее 150 мм в год, арктических пустынях – остров Кательный, Новосибирские острова – 141 мм в год).

    Задание 6. Работа с картой.

    По климатической карте атласа определить тип климата в следующих районах и населённых пунктах России.

    1 команда:

    1. Москва (умеренно-континентальный пояс, умеренный тип климата);

    2. Мурманск (субтропический пояс);

    3. Новосибирск (континентальный тип климата, умеренный пояс);

    4. Хабаровск (муссонный климат);

    5. Анадырь (субарктический пояс);

    6. Оймякон (субарктический континентальный пояс);

    7. Волгоград (умеренный тип климата);

    8. Сургут (умеренный пояс, континентальный тип климата).

    2 команда:

    1. Карелия (умеренно-континентальный);

    2. Алтай (континентальный);

    3. Подмосковье (умеренно-континентальный);

    4. Север Западной Сибири (субарктический пояс);

    5. Сахалин (муссонный климат);

    6. Остров Врангеля (арктический пояс);

    7. Камчатка (муссонный климат);

    8. Сихотэ–Алинь (муссонный климат).

    Задание 7. Заморочки из бочки

    1. Видишь – «мглою небо кроет»,
      Волны ходят, ветер воет:
      Буря сильная на море
      Лодкам маленьким на горе.
      (Шторм.)

    1. Если вглубь материка

           Он забрёл из океана,

           Значит, будут облака,

           А порой и ураганы.

           К нам с дождём приходит он,

           Влажный ветреный ...

           (Циклон.)

    1. Снег идет, идет, идет...

                А весною дождик льет...

                Град нашли мы на траве

                В наступившем сентябре.

                А потом в свою тетрадку

                Пишем: «Снова шли...

     (осадки»)

    1. Порядки свои установит он:
      Давленье высокое, воздух сухой, 
      Ветер ослабнет. Тишь и покой. 
      Зимою при солнце крепчает мороз. 
      Летом “на ясно” укажет прогноз.

    Антициклон

    1. Скорость большая, площадь широкая,

                А в сердцевине - давление высокое.

                Если задержится долго над местностью,

                Может случиться жара повсеместная.

    Циклон

    1. Что такое, не пойму?

                То во сне иль наяву?

                Дом не виден, дуб в реке,

                Все как будто в молоке.

                Сказка это? Сон? Обман?

                Это утренний...

    (туман)

    1. В тёплый день пошёл снежок,
      Превратившийся в поток,
      Всё вокруг засыпал он,
      А принёс его - … .

    (Циклон)

    1. Пробежит со скоростью большой. Летом – дождь, и снегопад – зимой.

         (Циклон.)

    1. Полдневный час. Жара гнетет дыханье; 
      Глядишь, прищурясь – блеск глаза слезит,
      И над землёю воздух в колебаньи,
      Мигает быстро, будто бы кипит
      И тени нет. Повсюду искры, блёстки,
      Трава слегла, до корня прожжена

    Антициклон

    1. В атмосфере снизилось давленье,
      Воздух переходит в наступленье.
      Сильный ветер, в тучах небосклон,
      Значит, надвигается

    (циклон)


             11. Под голубыми небесами,
                  Великолепными коврами,
                  Блестя на солнце, снег лежит,
                  Прозрачный лес один чернеет,
                  И ель сквозь иней зеленеет,
                  И речка подо льдом блестит.

    А.С.ПушкинАнтициклон

              12.Осень! Летит по дорогам
                  Осени стужа и стон!
                  Каркает около стога
                  Стая озябших ворон.
                  Скользкой неровной тропою
                 В зарослях пасмурных ив
                 Лошадь идёт с водопоя,
                 Голову вниз опустив.
                 Мелкий, дремотный, без меры,
                Дождик знобящий и серый
                Всё моросит, моросит...

    (циклон)

    III. Рефлексия

    Послушайте  притчу.

    Случилось это в Средние века.
    Монах, руководивший строительством собора, решил посмотреть, как работают каменщики.
    Он подошел к первому и попросил его рассказать о своей работе.
    – Я сижу перед каменной глыбой и работаю резцом. Скучная и нудная работа, изнуряющая меня – сказал тот со злобой.
    Монах подошел ко второму каменщику и спросил его о том же.
    – Я работаю по камню резцом и зарабатываю этим деньги. Теперь моя семья не будет голодать – ответил мастер сдержанно.
    Монах увидел третьего каменщика и спросил о его работе.

    – Со стороны кажется, что я режу камень. Но на самом деле я строю Храм, который простоит тысячу лет. Я строю будущее – улыбнувшись, ответил третий каменщик.
    На следующий день монах предложил ему стать вместо себя руководителем работ.

    Подведение итогов.

    Что являлось целью изучения на уроке? Достигли ли мы цели?

    Просит учащихся оценить свои знания по изученной теме следующим образом:

    1) «Я все понял и смогу объяснить этот материал другому».

    2) «Я понял материал и могу объяснить другому, но при помощи учителя».

    3) «Я понял материал частично».

    4) «Я ничего не понял».

    IV. Итоги.

    V. Домашнее задание: составить кроссворд «Климат России»


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок обобщающего повторения "Климат и климатические ресурсы"

    Урок "климат и климатические ресурсы" позволит повторить и обобщить полученные знания при изучении темы "Климат россии". Урок повторительно-обобщающего характера содержит значительный объем...

    Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс

    Разработка урока по теме: "Климат и климатические ресурсы", 8 класс.Учитель: Гончарова Людмила, АдамовнаМесто работы: МБОУ, Егорлыкская СОШ № 7 им. О.Казанского, Ростовская область, ст. Егорлыкская, у...

    Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»

    Методическая разработка. «Климат и человек. Климатические ресурсы»...

    Климат и климатические ресурсы

    проверочная работа по теме "Климат"  для класса с небольшой наполняемостью...

    Урок-деловая игра "Кругосветное путешествие" на итоговом занятии по теме "Климат и климатические ресурсы".

    Цель данного урока - определить уровень усвоения обучающимися основных понятий и терминов по теме "Умения работать с климатическими картами и климатограммами"....

    тестовый контроль по теме Климат и климатические ресурсы России, 8 класс

    Тестовый контроль по теме "Климат и климатические ресурсы России", 8 класс....