Игровые приёмы как средство развития творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии.
статья по географии

Соколова Наталья Александровна

Игровые приёмы как средство развития творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_opyt_raboty_sokolova_n.a.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые приёмы как средство развития

творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии.

   Наверное, каждый человек , в детстве, читая книги Ж. Верна, хотел ступить ногой на неизвестные, но манящие тайнами берега. Однако в реальной жизни не каждому удаётся стать участником открытий, и тогда наши сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

   Я жалею о том, что не видел лица всей земли,

   Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.

   Только парус мечты вёл по свету мои корабли,

   Только в стёклах витрин, я встречал альбатросов и скатов.

   Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг-Бен,

   Я не видел, как звёзды сползают к фиордам всё ниже,

   Как кипит за кормой горький снег атлантических пен

   И в начале весны голубеют фиалки в Париже.

   А я – счастливый человек! Я всю жизнь в пути. На собачей упряжке я покоряю суровые просторы заполярья, вместе с Колумбом через штормы и туманы мчусь к неизведанным берегам Нового материка, вместе с именитыми учёными проникаю в недра планеты Земли. В этих увлекательных путешествиях рядом со мной  мои неугомонные, любознательные, любимые ученики, а я учитель географии!

   Чтобы каждый урок и внеклассные занятия были похожи на увлекательные путешествия, пробуждали в ребенке творческую личность, я несколько лет работаю над темой: «Игровые приёмы как средство развития

творческой личности на уроках и внеклассных занятиях по географии. »

   Работая несколько лет над этой темой, я решила следующие проблемы:

   - разработала систему игровых приёмов по данной теме;

   - создала  оптимальные  условия для развития творческих способностей на уроках и внеклассных занятиях по географии с целью развития каждого ребёнка.

В своём опыте я поставила следующие задачи:

- создать условия для развития творческой, мыслящей личности учащихся;

- сотрудничать учителю с учащимися, большое внимание уделять мотивации деятельности школьников;

- развивать умственные действия ( учить анализу, синтезу, сравнению, обобщению )

- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- прививать интерес к географии и процессу обучения в целом.

 В своей работе я руководствуюсь правилом взятым из китайской мудрости.

                                             

                                                              Скажи мне - и я забуду,

    Покажи мне - и я запомню,

        Дай мне действовать самому-

                                                                           и я научусь.

 И поэтому на своих занятиях, я учу детей действовать самостоятельно, чтобы научиться.

     Природа одарила каждого человека целым рядом  способностей к познанию того мира, в котором он живет:

  -  способностью ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления;                                                                      

  - способностью помнить , думать, соображать;

  - способностью говорить и понимать речь  других людей;

  - способностью быть внимательным.

     Я убеждена, что все эти способности развиваются и совершенствуются не сами по себе, а в активной познавательной деятельности человека.

         Древнейшим приемом  воспитания и обучения является игра. Её я активно использую на уроках и внеклассных занятиях.

 Ведь игра – это средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Здесь все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Более того, у меня и слабый ученик может стать первым в игре. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность моим ребятам преодолеть скованность и положительно сказывается на результатах.

  Макаренко А.С. говорил: « В каждой хорошей игре есть прежде всего рабочее усилие и усилие мысли ». На моих занятиях дети проявляют воображение и сообразительность, наблюдательность и находчивость, учатся быстро и логично рассуждать, проявляют усилие воли, настойчивость, внимание.

    Не секрет, что материал по изучению понятий учащиеся считают наиболее скучным, запоминание сплошь и рядом носит чисто механический характер, и потому для работы с понятиями я использую игровые приёмы:

« Что-то новенькое »,

« Вопрос-ответ »,

« Географическая почта ».                            

   Этим  приёмом я  развиваю у детей такую мыслительную операцию, как классификация.

« Карта есть ,, альфа и омега”

( т.е. начало и конец ) географии.

                                      От карты всякое географическое исследование исходит            

                     и к карте приходит, с карты начинается

 и картой кончается ».

                                                                                                               Н.Н. Баранский 

   Любой человек, даже далёкий от школы, вне всякого сомнения, признаёт, что география без карты быть не может. И не случайно, что работе с нею я уделяю большое внимание. Чтобы уровень усвоения детьми умение работать с картой был выше, я использую такие игровые приемов как:

« Ещё быстрее »,

« Путешествие по карте »,

« Казаки-разбойники »,

« Географическая цепочка ».

                                  « Научить учеников пользоваться учебником

                                    и вообще книгой – великая, благородная

                                    и самая необходимая задача ».

                                                                                                          Н.Н. Половинки.

   Ни один учебник не может отразить все факты, события, явления по изучаемой проблеме. Здесь мне помощь приходит дополнительная литература и периодическая печать. Они всегда обогатят, дополнят учебный материал. Использование дополнительной литературы школьником – это важный плюс в моей работе. Поэтому я  даю детям такие задания, которые подтолкнули бы  их к поиску фактов в справочниках, энциклопедиях, научно-популярных журналах.

   Во всяком случае, я считаю, что художественные произведения необходимо использовать на уроках географии, чтобы не только уроки литературы, но и уроки географии были компасом в мире подлинных художественных ценностей.   Широко использую историко-географическую литературу

( дневники, путевые заметки, письмо путешественников, статьи в журналах ) что  позволяет ребятам окунуться в мир путешествий. На уроках и внеклассных занятиях я использую стихи, как источник информации географических знаний. Синтез поэзии и географии позволяет мне развивать эмоционально-образное и аналитическое мышление учащихся. Дети представляют яркий красочный мир. Стихи позволяют мне точно и ёмко создать образ, заставить мыслить, пробудить желание думать, работать. Они повышают интерес к теме, делают уроки нестандартными, более запоминающимися .

   Природные условия территории всегда имели большое значение для проживающего на ней населения, часто являлись основой происхождения национальных обычаев, особенностей быта  и занятий населения, нашли яркое отражение в фольклоре. Будучи по своей форме не простым, обыденным, а поэтическим, замысловатым описанием например загадка испытывает сообразительность ученика, развивает его воображение, раскрывает глаза на красоту и богатство окружающего мира, учит наших, порой излишне рациональных детей, замечать великолепие привычных и будничных сторон действительности .

   Развитие внимания тесно связано с одним человеческим качеством - наблюдательностью. Умение наблюдать дает возможность хорошо ориентироваться не только в учебном материале, но и в окружающей природе, более точно воспринимать предметы и явления, подмечать их внешние и внутренние особенности.

Развивать внимание и наблюдательность помогают мне таких игровых приемов как:                        « Найди ошибку »,

« Наблюдательность »,

« Собери карту ».

   Человеческая память-это прежде всего произвольная память .Причём интересно, что каждый человек на самом деле запоминает абсолютно всё, что видит, слышит или читает ( не дословно, а на уровне смысла ), но далеко не все могут произвольно воспроизвести. Тем не менее оно остаётся в памяти, и человек совершенно неожиданно для самого себя может вспомнить что-то такое, что, по его мнению, он давно уже забыл или никогда не помнил

   Следовательно, тот, кто много думает, тот много и помнит, т.е. память и мышление всегда идут рядом.

   И для развития памяти я использую следующие игровые приемы:

« Гонец »,

« Вспомни силуэт »,

« Река-город»

     В системе « мышление-внимание-память » именно мышление является ведущим звеном.  И здесь, я применяю такие игровые приемы, которые научат ребенка абстрагироваться от второстепенных факторов и выделять главное, обобщать ряд фактов и делать общий вывод, сравнивать факты, находя в них черты сходства и различия, относить факт к той или иной группе предметов и явлений и т.д..

    Как часто мы клеймим учащихся за их природную леность и отсутствие тяги к знаниям. На самом деле, нормальный ребёнок совсем не против знаний. Знания обязательно должны быть востребованы, иначе потребности в них не возникает.

    Проблема мотивации напрямую связана с проблемой востребованности знаний. Создать мотив-значит создать такую ситуацию, при которой у ребенка возникает необходимость применения полученных знаний , причем в ситуации, когда применение этих знаний позволяет ему повысить свой авторитет в глазах сверстников. Классно-урочная система не может предоставить много таких мотивов. Основа мотивации в этой системе которой я пользуюсь оценка, простое словесное поощрение, приближение его к учителю ( в качестве консультанта ).

    Я хочу выделить приемы творческой мотивации учащихся. Этот прием подразумевает замену обычного домашнего задания творческой работой. В географии домашнее задание, как правило, сводится к изучению какого-либо параграфа учебника или блока номенклатуры. Я придумываю множество других заданий, с помощью которых учащиеся запомнят и теоретический материал, и географические названия. Например, составить кроссворд по данной теме, разработать дидактическую карточку, составить литературный рассказ об изучаемой местности, придумать вопросы, тесты к параграфу, сделать макет. Можно сказать, что творческое задание – это не приём, а целая группа различных приёмов, делающая выполнение домашнего задания не только трудоёмким но и более интересным.

     Новые возможности для применения игровых приёмов открывают мне компьютеры.

   Средства мультимедиа дают мне возможность представить учебный материал в самых разнообразных формах, и тем самым удовлетворить запросы учащихся с различным типом мышления ( « художники », « мыслители », « смешанный тип » ). Использование мультимедиа позволило мне превратить учебный материал раздела, темы, параграфа учебника в информацию в виде ряда изображений, графиков, рисунков, сопровождаемых текстом и музыкой.

   При применении мультимедиа я уделяю внимание его большому мотивационному потенциалу, то есть использую для формирования познавательного интереса к изучению географии. Большинство практических заданий носит игровой характер, то есть ученик в увлекательной и игровой форме  принимает то или иное решение. Тестовые задания предназначены для самопроверки, самоконтроля.

Из всего выше сказанного я  вывела формулу обучения:

                             +  МЫШЛЕНИЕ

                             +  ПАМЯТЬ

                             +  ВНИМАНИЕ

                                МОТИВАЦИЯ

         ТВОРЧЕСКИ, МЫСЛЯЩАЯ ЛИЧНОСТЬ.

или применительно к географии – географически образованная личность.

   Работая несколько лет над этой темой, я получила хорошие  результаты:

   Мои ученики могут творчески мыслить, самостоятельно добывать знания по предмету, они способны к фантазированию и воображению, не боятся  трудностей, а самое главное они с удовольствием и интересом идут ко мне на уроки и внеклассные занятия.  

   

 Учащиеся активно принимают участие в различных мероприятиях: конкурсах, викторинах, неделях географии и т.д.

                                              Во всём мне хочется дойти

                                              До самой сути:

                                              В работе, в поисках пути,

                                              В сердечной смуте,

                                             До сущности протекших дней,

                                             До их причины,

                                             До оснований, до корней,

                                             До сердцевины…

                                                 Б. Пастернак

 

                 

                                           

                                     

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад: "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности"

Игры являются одним из важных средств разностороннего воспитания школьников. Применение иговой деятельности на уроках ОБЖ является важным методическим средством для развития торческих  способност...

Организация исследовательской деятельности по литературе и лингвистике как средство развития творческой личности учащихся

Описание системы работы по организации исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности в основной школе...

Проектное обучение на уроках информатики как средство развития творческой личности

Быстрое развитие информационных технологий влияет на постановку целей и задач школьного курса информатики, заставляет вносить коррективы в содержание дисциплины “Информатика”.Проектная дея...

Методический семинар "Формы внеклассной работы по русскому языку и литературе как средство развития творческой личности учащихся"

Влияние форм и видов внеклассной работы по русскому языку и литературе на развитие творческой активности учащихся в учебном процессе....

Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках физики и во внеурочное время

Игровая деятельность является отличным средством развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности школьников в подростковом возрасте как на уроках, так и во внеурочной деятел...