Урок географии 8 класс "Озеро Байкал -жемчужина России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Обычный урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_geografii_8_klass_ozero_baykal-zhemchuzhina_rossii.docx133.19 КБ

Предварительный просмотр:

:                    

Резеда Хайруллова, учитель географии I квалификационной категории Буинского  района Камбродской  основной школы.

 Тема урока: «Байкал – жемчужина Сибири».
 Класс: 8 класс

Тип урока: урок формирования знаний 

Цель урока: Сформировать представление об уникальной природной жемчужине Сибири – озере Байкал.
Задачи урока: 1. Определить особенности географического положения, происхождения, климата, вод, животного мира озера; вывить закономерности взаимосвязей компонентов природы на примереБайкала.
2. Формировать умение работать с различными источникам информации, умение выделять главное, систематизировать материал, умение делать логические выводы.
3. Воспитание патриотизма, экологического сознания, интереса к предмету.

В ходе урока учащиеся приобретут знания о географическом положении, происхождение, климате, водах и живых организмах Байкала.

Оснащение: физическая карта России и мира, атлас, учебник «География: природа России. 8 класс», листы с модулями для учащихся, видеоролик о Байкале, мультимедиа.

             План – конспект урока

    Орг. момент.

    Формулирование целей урока учащимися.

Учитель.Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в один из красивейших уголков Сибири -  озеро Байкал. ( Видео ролик озеро Байкал)

3.Актуализация опорных знаний.
Учитель.1. А что вы знаете о Байкале?  Почему его называют чудом природы, жемчужиной Сибири?  Запишите свои сведения в таблицу в колонку “Я знаю”.

Я знаю

Хочу знать

Я узнал

Поработайте в парах, обменяйтесь информацией друг с другом, дополните свои сведения в первой колонке.
Учащиеся обмениваются информацией классе, учитель фиксирует все известные сведения на доске в такой же таблице. Записываются и правильные, и неправильные высказывания. Сведений получается не так много. И задается вопрос: Много ли мы знаем о Байкале?

4.Постановка целей урока учащимися. 

Учитель.А ведь Байкал  в 1996 году включен в “Список всемирного наследия” ЮНЕСКО.  Объект под номером 754. Сегодня в него внесены 962 объекта из разных стран мира. Байкал – неповторимое чудо света, гордость нашей страны. Летом 2008 года по итогам голосования Байкал вошел в список 7 чудес России.. А мы так о нем мало знаем.  Какие же сведения вы бы хотели узнать на сегодняшнем уроке об этом озере? Запишите вопросы во вторую колонку таблицы “Хочу знать”.
Проговорить вопросы, возникшие у ребят. Они называют компоненты природы, которые их интересуют. Все компоненты записываются на доске в определенном порядке

1.Географическое положение. История открытия
2.Происхождение
3.Климат.Воды
4. Живые организмы. Экологические проблемы.

Учащиеся работают в парах, используя атлас , учебник и дополнительный материал  работают с вопросами.

Учитель.1. И первое, с чего мы должны начать – это характеристика особенностей географического положения озера Байкал.  История открытия.

Для этого, используя карту атласа стр. 44  и текст учебника стр.217 , ответьте на вопросы:
1. В какой части России расположено озеро?
2. Как расположено озеро по отношению к океанам?
3. Каково направление протяженности Байкала?
4. Вычислите протяженность озера Байкал? (620 км)

5.Как называют  Байкал  буряты- коренное население побережья озера?

6.Когда впервые  на берегах  озера появились  русские?

7.Кто из ученых занимался  изучением Байкала?

Учитель. 2.Происхождение Байкала  ( работа с атласом с.10-11, учебник с.216-217)

1.Определите возраст котловины  озера Байкал?

2.Какие очертания имеет  озеро, почему?

3.Почему озеро является  самым глубоким в мире?

4.Каков характер берегов  озера?

5.Какими горными породами сложены  берега?

6.Какие острова находятся в озере?

Учитель. 3.Климат озера Байкал    (работа с атласом стр. 13-14, текст учебника с.218-219)

1.В каком климатическом поясе и тип климата  озера Байкал? Определите  средние температуры   воздуха зимой и летом.

2. Какие местные ветры возникают на озере?

3.В чем уникальность воды Байкала?

4.Химический состав воды.

5.Реки, впадающие и вытекающие из озера.

6.Ледовый режим, температура воды.

( учащиеся заполняют схему озера Байкал)

Учитель.4. Органический мир озера

- В чем уникальность органического мира озера? (работа с текстом учебника стр.217.)

1. Какую  роль играет планктон озеро?

2.Чем уникальна рыка голомянка?

3.Назовите представителей фауны.

4.Какие животные имеют  промысловое значение?

5.Чот такое эндемики?

6. В чем значение  озера Байкал для  человека и для природы?

7.Какие экологические  проблемы возникли  и требуют срочного решения?

8.Каковы  пути решения проблем Байкала?

Учитель. С чем связаны экологические проблемы Байкала? (работа с текстом стр. 219)

- Ребята, какие бы вы в связи со всем выше сказанным об экологической обстановке Байкала предложили бы природоохранные мероприятия?

(учащиеся высказываются).

5.Рефлексия

Учитель.Итак, сегодня на уроке нам удалось сформировать более глубокое представление об уникальности природной жемчужины Сибири – озере Байкал. 

Вспомните, что вы хотели узнать о Байкале. Все ли ваши вопросы раскрыты?

Что нового вы узнали об озере? Заполните эту информацию в третьей колонке.

6. Этап закрепления новых знаний.

      Игра «Своя игра»  Кто больше получает баллов, зарабатывает положительные оценки.

7. Домашнее задание: параграфы 37, мини-кроссворд «Байкал», составить портрет реки Енисей.

Название  к брошюре «Бумеранг»




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: "Байкал- жемчужина России"

Презентация   к уроку: "Байкал-жемчужина Россия"....

урок-проект "Байкал-жемчужина России"

Урок по географии в 9 классе...

План - конспект урока по теме:"Байкал - жемчужина России"

Разработка урока соответствует ФГОС и включает в свою основу стратегию "Шесть шляп" технологии развития критического мышления через чтение и письмо....

методическая разработка урока-деловой игры по теме "Байкал-жемчужина России" география 8 класс

Представленный материал - полностью разработка сценария  деловой игры " Экологического форум" в 8 классе  по теме "Байкал"  и представлена презентация к уроку. На уроке рассматриваются ...

Методическая разработка урока-проекта по географии "Байкал - жемчужина России" для 8 класса

Методическая разработка урока - проекта "Байкал - жемчужина России" для учащихася 8 класса. Разработана с использованием проектной и исследовательской деятельности с элементами технологии критического...

Урок-проект "Байкал - жемчужина России", 8 класс

Урок-проект псвященный уникальному озеру, расположенному на территории Российской Федерации, является итоговым уроком по исследовательскому проекту "Байкал" с использованием технологии критического мы...