конспект урока и презентация по теме "Географические координаты"
план-конспект урока по географии (6 класс)

Файзуллина Гульнара Фердаусовна

Урок проводится в 6 классе. Данный урок включает в себя НРК и способствует не только усвоению материала но и знакомству с родной областью и ее географическими объектами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии в 6 классе

Тема: «Географические координаты»

Этапы урока

Форма работы

Время

(мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный момент

фронталь-ная

работа

1-2мин

Здравствуйте! Садитесь. Мы начинаем наш урок. Познакомимся с планом урока Слайд

Все, что мы с вами будем делать, будет оцениваться - каждое ваше действие, каждое ваше слово. И от того, как четко, быстро, внимательно, организованно вы будете работать, зависит ваша оценка. (Приложение 1)

Знакомство с планом урока, оценочным листом

2

Проверка домашнего задания

Фронтальная работа

индивидуальная работа

4 мин

Давайте проверим, как вы подготовили домашнее задание. На прошлом уроке мы изучали, какую тему?

Узнали, что градусную сеть составляют параллели и меридианы. У вас на столе небольшие тесты. Время на выполнение 3 мин.

Тестирование

1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:

 А) меридианами    Б)  экватором      В) полюсами         Г) параллелями

2. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности  Земли от одного полюса до другого – это:

 А) меридианами    Б)  экватором      В) полюсами        Г) параллелями   

3. Назовите самую длинную параллель:

 А) меридиан          Б)  экватор           В) полюс           Г) параллель

4. Длина параллелей от экватора к полюсам:

А) уменьшается   Б) увеличивается              В)  не изменяется

5.Направление север – юг указывает:

  А)   экватор        Б)   меридиан                              

  В)   параллель

- Проверяем. Передайте свой лист соседу по парте для взаимоконтроля. Подойдите серьезно к оценке работы своего товарища. (Слайд 1) Ответы на вопросы теста и критерии оценки на доске. Поднимите руку те, кто получил «4» и «5». Молодцы!

Дети отвечают на вопросы теста

Взаимопроверка, работа в парах. Заносят оценки в лист контроля

3

Мотивация

Фронтальная работа

3мин

- Вы разговорной речи часто слышите и употребляете фразу: «Оставьте мне ваши координаты». Что означает это выражение? Системы координат пронизывают всю нашу жизнь. Например, почтовый адрес указывает на точное место в реальном пространстве, электронный адрес - на место в виртуальном пространстве. Но есть ещё понятие – адрес географического объекта.

по этим данным можно найти человека.

4

Изучение новой темы

3мин

5мин

- Итак, как вы думаете, какова тема сегодняшнего  урока?

 Записываем тему урока в тетради «Географические координаты»  

А сейчас послушаем отрывок романа Жюля Верна "Дети капитана Гранта" (Глава 2 «Три документа»)

- В известном романе путешественники знали только широту места крушения корабля капитана Гранта (37° ю. ш.). Но эту широту имеют все точки, лежащие на данной параллели. Вот и пришлось героям романа в поисках капитана Гранта пройти вокруг Земли почти по всей параллели. Чтобы определить точно место крушения корабля, путешественникам необходимо было знать не только широту, но и его географическую долготу.

- Главный вопрос – как научиться определять географические координаты?

- Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Он состоит из двух частей - широты и долготы. Определить их нам помогает градусная сеть. Широта показывает место точки на определенной параллели, а долгота - место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес.  Попробуем выяснить, что такое географическая широта и долгота и узнавать их отличия.

В учебнике §14-15 на странице 78 найдите определение географической широты и долготы, запишите его в рабочую тетрадь.

- Прочитайте внимательно «Правила обозначения географических широт и долгот». Если товарищ сомневается в ответе, адресуйте вопрос учителю.

Учащиеся определяют тему урока

Учащиеся записывают тему в тетрадь

Учащиеся прослушивают аудиозапись

Совместно формулируют проблему и ставят цели урока

Работают по учебнику -§14-15, выписывают в рабочую тетрадь определения основных понятий темы.

5

Физкультминутка

1мин

физкультминутка

6

Первичное закрепление

Индивидуальная работа

Самостоятельная работа

Работа в парах

20 мин

- Находим экватор, широта отсчитывается от него. Все точки от экватора к северу будут иметь северную широту (с. ш.), а расположенные к югу — южную (ю. ш.). Для всех точек, лежащих на одной параллели, широта одинакова.

- Находим начальный меридиан, он имеет долготу 0*. Все точки  расположенные к западу(на карте это обычно левая сторона) от Гринвича имеют западную долготу (з.д.), расположенные к востоку от Гринвича – восточную (в.д.).(вправо)

Задание 1. Определите географические координаты Панамского канала.

1.Определяем географическую широту:

А) Найди объект на карте

Б) Определи в каком полушарии относительно экватора он расположен?

В) Какая параллель проходит через канал?

Ответ:  10 с.ш.

2. Определяем географическую долготу:

А) В каком полушарии относительно нулевого меридиана он расположен?                

Б) Какой меридиан проходит через канал?                

Ответ: 80 з.д.

Задание 2.  Определите географические координаты г. Лима

 1.Определяем географическую широту.

А) В каком полушарии относительно экватора она расположена?

Б) Между какими параллелями  лежит Лима? (Разделите расстояние между этими параллелями на 10  равных частей, каждая часть соответствует 1 широты)

Ответ:  12 ю.ш.

Задание 3. Потерпевший кораблекрушение герой романа Жюль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова имеющий географические координаты: 37° ю.ш. и 153°з.д. Найдите этот остров на карте (о.Табор).

Зад. 3-4 учащиеся выполняют на фоне музыки «Морской отлив»

Задание 4. Определите географические координаты:

1 вариант:  г. Эверст         (32*с.ш. 88*в.д.)

                    г. Тюмень       (57° с.ш., 65° в.д.)

                   

2 вариант:  влк.Килиманджаро       (2*ю.ш. 38*в.д.)

                   г.Ханты-Мансийск    (61° с.ш., 69° в.д..)

 Задание 5.

Определите географический объект:

  1. 58° с.ш. , 68°  в.д. (г.Тобольск)
  2. 66°с. ш. 64° в. д..(г.Пайер самая высокая гора Тюм.обл.)
  3.  57*с.ш., 70*в.д  (Оз.Большой Уват  )  

Задание 6. Определение расстояния от объекта по карте в градусах и перевод в километры. Дуги АВ и СD, имеющие одно и то же число градусов 90°, не равны по длине.

        Длина 1° любого меридиана равна, а длина 1° параллели различна!  Надоске зеписаны  различные географические объекты. Вам нужно используя таблицу перевода в градусов в км определить расстояние от объектов до экватора и до нулевого меридиана.

Задание 7.  Расположите города по порядку в направлении с юга  на север: 

Салехард, Надым, Нягань, , Пыть-Ях , Ишим, Ялуторовск, Тюмень, Урай,  Новый Уренгой, Когалым.

(Салехард, Новый Уренгой, Надым, Когалым Нягань, Пыть-Ях, Урай, Тюмень, Ялуторовск, Ишим).

- Слайд  Ребята, справились мы с поставленной проблемой в начале урока?

Выполняют упражнения

Работа с картой полушарий

Определяют географическую долготу и широту по алгоритму

Задание учащиеся выполняют по карте полушарий стр. 8, а один учащийся у доски

Выполняют задания на листочках

по физичекой карте России стр. используют физическуюь карту Тюменской области  стр..

Задание  выполняют

по карте атласа на стр.

Самопроверка

Работа с картой , определение расстояния до объектов по таблице.

3мин.

Вывод: Таким образом, мы определили географическую долготу и географическую широту объектов. Мы установили географические координаты.

- Для чего необходимо уметь определять географические координаты? Людям, каких профессий это умение особенно необходимо?

Ответы детей (Штурманы прокладывают путь корабля с помощью географических координат. Геологи, географы, геодезисты, находясь в экспедиции, определяют координаты исследуемых ими объектов. Иногда приходиться искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения. Военным

Домашнее задание

2мин

- §14-15

- к/к стр. 14-15, зад. 1-2

-решить задачи на определение географических координат (дифференцированно) (Приложение 4)

Записывают задания в дневник.

Выбирают задания на «5», «4», «3».

Рефлексия

1мин

- Закончите фразу.

А у меня сегодня получилось…

Я узнал(а)…

Я запомнил(а)…

Я смог(ла)…

Заканчивают фразу

Итог урока

1мин

Оцените свою работу в оценочном листе и сдайте.

Учащиеся выставляют итоговую оценку за работу на уроке, суммируя оценки за каждый этап в «Оценочный лист».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ

Слайд 2

Экватор Экватор — линия, условно проведенная на поверхности Земли на одинаковом расстоянии от Северного полюса до Южного полюса. Экватор представляет собой окружность длиной 40 075 км.

Слайд 3

Параллели Параллель — линия, условно проведенная на поверхности Земли параллельно экватору. Все параллели представляют собой окружности, длина которых уменьшается от экватора к полюсам. Самая длинная параллель — экватор , самая короткая полюс (точка).

Слайд 4

Меридианы Меридиан — кратчайшая линия, условно проведенная на поверхности Земли от одного полюса к другому. Все меридианы представляют собой полуокружности, длина которых одинакова и равна 20000 км.

Слайд 5

Градусная сетка

Слайд 6

Расстояние на север и на юг от экватора, выраженное в градусах, называется географической широтой. Широта экватора 0°, широта полюсов 90°. Географическая широта

Слайд 7

Расстояние к западу и востоку от начального меридиана, выраженное в градусах, называется географической долготой. Начальный меридиан имеет долготу 0° и проходит через Грин-вичскую обсерваторию в Лондоне. Географическая долгота

Слайд 8

Географические координаты точки

Слайд 9

Форма записи:

Слайд 10

Г.Лима 12*ю.ш.,

Слайд 11

Задание герой романа Жюль Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова имеющий географические координаты: 37° ю.ш. и 153°з.д. Найдите это остров. О.Табор

Слайд 12

Географический пункт Географические координаты Широта Долгота г.Эверест г. Тюмень Влк.Килиманджаро г. Ханты-Мансийск Определите координаты

Слайд 13

Географический пункт Географические координаты Широта Долгота г.Эверест 32° с.ш. 88 ° в.д. г. Тюмень 57° с.ш. 65 ° в.д. Влк.Килиманджаро 2° ю.ш. 38° в.д. г. Ханты-Мансийск 61° с.ш. 74 ° в.д. Определите координаты

Слайд 14

Географические координаты Географический пункт Широта Долгота 68° с.ш. 76° в.д. 66° с.ш. 64° в.д. 57° с.ш. 70° в.д. Найдите объект

Слайд 15

Географические координаты Географический пункт Широта Долгота 58° с.ш. 68° в.д. г.Тобольск 66° с.ш. 64° в.д. г.Пайер(Урал) 57° с.ш. 70° в.д. оз.Большой Уват Найдите объект

Слайд 16

Дуги АВ и С D , имеющие одно и то же число градусов 90°, не равны по длине. Длина 1° любого меридиана равна , а длина 1° параллели различна ! Переход от КМ – к ГРАДУСАМ

Слайд 17

Величина 1° дуги в КМ Величина 1°меридиана Величина 1°параллели 20 000км : 180° =111,3 км

Слайд 18

Определите расстояние с помощью градусной сетки Направления Измерение расстояния В градусах В километрах От г. Москвы до экватора От г. Тюмень до экватора От г. Тобольск до 0°-го меридиана От г. Лабытнанги до 0°-го меридиана

Слайд 19

Определите расстояние с помощью градусной сетки Направления Измерение расстояния В градусах В километрах От г. Москвы до экватора 55° 55 ° х 111,3 км = 6121,5 км От г. Тюмень до экватора 57 ° 57° х 111,3 км =6344,1 км От г. Тобольск до 0°-го меридиана 68 ° 68 ° х 55,8км = 3794,4км От г. Лабытнанги до 0°-го меридиана 66 ° 66° х 55,8км = 3682,8 км

Слайд 20

Расположите города по порядку в направлении с севера на юг Салехард, Надым, Нягань, , Пыть-Ях , Ишим, Ялуторовск, Тюмень, Урай, Новый Уренгой, Когалым.

Слайд 21

Расположите города по порядку в направлении с севера на юг Салехард, Новый Уренгой, Надым, Когалым Нягань, Пыть-Ях, Урай, Тюмень, Ялуторовск, Ишим

Слайд 22

Домашнее задание §14-15 - к/к стр. 14-15, зад. 1-2 -решить задачи на определение географических координат

Слайд 23

Урок окончен. Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Приложение 1      

                                                                   

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

    Ф.И.__________________________________________                             Класс_____

Домашнее задание

Самостоятельная работа

Рабочая тетрадь

Активность на уроке

Итоговая оценка

Опрос (самооценка)

Тест

(взаимооценка)

По заданиям

парная работа

 

                                     

Приложение 2

      

Игра «Морской бой» (тест)

Вопросы:

1. Точки пересечения воображаемой оси с земной поверхностью называются:

 А) меридианами    Б)  экватором      В) полюсами         Г) параллелями

2. Кратчайшая линия, проведённая по поверхности  Земли от одного полюса до другого – это:

 А) меридианами    Б)  экватором      В) полюсами        Г) параллелями   

3. Назовите самую длинную параллель:

 А) меридиан          Б)  экватор           В) полюс           Г) параллель

4. Длина параллелей от экватора к полюсам:

А) уменьшается   Б) увеличивается              В)  не изменяется

5.Направление север – юг указывает:

  А)   экватор                   Б)   меридиан                           В)   параллель

№ задания

1

2

3

4

5

ответ

А

Б

В

Г

Приложение 3

Описание географических объектов.

  1. Город-памятник каменного и деревянного зодчества Сибири (кремль — 1683-1799 гг.); Это родина многих выдающихся людей: великого химика, автора периодической системы элементов Д.И. Менделеева, поэта-сказочника, сочинившего всеми любимого «Конька-горбунка» П. П. Ершова. Город печально знаменит тем, что в 1917-1918 гг именно здесь под арестом находилась семья и русского царя, Николая Романова: отсюда всех членов царской семьи перевели в Екатеринбург, где расстреляли. 68° с.ш. , 76°  в.д.   

  1. Самая высокая точка Тюменской области находится в Ямало-Ненецком автономном округе,  Тюменской области, в центре Крайнего Севера России. Южная часть Собского массива в 100 километрах от Салехаpда.
    Гора является самой высокой вершиной Полярного Урала. Достигает отметки 1472 метра над уровнем моря. Представляет собой гору с тремя вершинами: Западная (Южная), высотой 1330 м; резкое скальное поднятие с плоской вершиной (1499 м) и  Восточная (1217 м).  В переводе с ненецкого языка название означает «Камень-Хозяин», «Владыка гор».
    66°с. ш. 64° в. д.

  1. Это крупное пресноводное озеро в Вагайском районе Тюменской области, недалеко от границы с Омской областью. Озеро находится в нижнем течении реки Ишим. Имеет продолговатую форму, вытянутую с запада на восток.. Вытекающая река — Вертенис, приток Ишима. В озере обитают окунь, карп, щука, ёрш, чебак, пескарь. На берегах озера расположены деревни Осиновская, Одинарская, Вершинская и Веселинская, населённые преимущественно большеуватскими татарами (этническая группа тоболо-иртышских татар). Местное население использует озеро для рыболовства.  57°с.ш., 70°в.д  

   

Приложение 4

Домашнее задание (дифференцировано)

Определить географические координаты объектов

На «5»

  1. Ниагара переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада, определите его координаты.  
  2. Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста.  
  3. На фоне чистого неба возвышается гора – красавица с аккуратно срезанной вершиной и поразительно симметричными линиями склонов, это Фудзияма, так почтительно называют ее японцы.
  4. Определите самую высокую вершину Северной Америки и ее координаты.  
  5. Этот пролив соединяет Атлантический океан и Средиземное море
  6. Это мелкое озеро глубиной всего 4-7 метров, но площадь его зависит от осадков, в дождливый период оно увеличивается вдвое.

На «4»

Определить географические объекты по их описанию и координатам

  1. В1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта, африканцы называли его «шумящий дым» потому, что мелкие водяные брызги клубятся над ним подобно дыму от большого пожара. Найдите его по координатам. 18*ю.ш. 26*в.д.
  2. Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер вулкана в точке 64*с.ш. 21*з.д. Как называется остров, на который поместила вулкан, фантазия Жюля Верна.
  3. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыли остров. Его координаты: 69*ю.ш 90*з.д.
  4. Это озеро называют «мертвым сердцем материка» на котором оно находится, найдите его на карте: 29* ю.ш 138*в.д.  
  5. Это очень удивительная река во всех отношениях: это самая полноводная река, местами ее ширина достигает 15 км. Здесь водятся удивительные рыбы, например пираруку длиной 5 метров, весом 90 кг. И страшный хищник пиранья, устье этой реки 0*ш. 50* з.д.
  6. Это самое глубокое озеро в мире, в нем самая чистая вода, в него впадают 550 рек, а вытекает одна 53*с.ш 107*в.д.

На «3»

Определить географические координаты объектов.

  1. Что ближе к полюсу остров Огненная Земля или город Санкт – Петербург?
  2. Что находится западнее Мадагаскар или Шри – Ланка?
  3. На каком материке находится точка лежащая на 20* южнее экватора и на 120* восточнее нулевого меридиана?  
  4. Какое море восточнее Японское или Охотское?  
  5. Между какими градусами широты лежит Африка?

ОТВЕТЫ

Домашнее задание (дифференцировано)

На «5»

  1. Ниагара переводится как «Грохочущая вода», огромное облако водяной пыли висит над ним, со специальной смотровой башни можно проследить весь путь водопада, определите его координаты.  

(43*с.ш. 79* з.д.)

  1. Древние греки дали название этой горе «Этна», что означает «Я пылаю», они считали этот вулкан священным. По их преданиям внутри находилась кузница бога огня Гефеста.  

(37* с.ш 14*в.д.)

  1. На фоне чистого неба возвышается гора – красавица с аккуратно срезанной вершиной и поразительно симметричными линиями склонов, это Фудзияма, так почтительно называют ее японцы.

(36*с.ш.  139*в.д.)

  1. Определите самую высокую вершину Северной Америки и ее координаты.  

           (Мак Кинли 62*с.ш 151* з.д)

  1. Этот пролив соединяет Атлантический океан и Средиземное море

      (Гибралтарский  пролив, 36*с.ш 5*з.д.)

  1. Это мелкое озеро глубиной всего 4-7 метров, но площадь его зависит от осадков, в дождливый период оно увеличивается вдвое.

озеро Чад (10*с.ш 12*в.д.)

На «4»

  1. В1856 году английский путешественник Давид Ливингстон совершил открытие замечательного объекта, африканцы называли его «шумящий дым» потому, что мелкие водяные брызги клубятся над ним подобно дыму от большого пожара. Найдите его по координатам. 18*ю.ш. 26*в.д.

(Виктория)

  1.  Один из героев Жюля Верна совершил фантастическое путешествие к центру Земли через кратер вулкана в точке 64*с.ш. 21*з.д. Как называется остров, на который поместила вулкан, фантазия Жюля Верна.

(Исландия)

  1. 10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыли остров. Его координаты: 69*ю.ш 90*з.д.

(о. Петра 1)

  1. Это озеро называют «мертвым сердцем материка» на котором оно находится, найдите его на карте: 29* ю.ш 138*в.д.  

(озеро Эйр)

  1. Это очень удивительная река во всех отношениях: это самая полноводная река, местами ее ширина достигает 15 км. Здесь водятся удивительные рыбы, например пираруку длиной 5 метров, весом 90 кг. И страшный хищник пиранья, устье этой реки 0*ш. 50* з.д.

(р. Амазонка)

  1. Это самое глубокое озеро в мире, в нем самая чистая вода, в него впадают 550 рек, а вытекает одна 53*с.ш 107*в.д.

(оз. Байкал)

На «3»

  1. Что ближе к полюсу остров Огненная Земля или город Санкт – Петербург?

          (Огненная Земля 55*ш  Санкт Петербург 59*ш)

  1. Что находится западнее Мадагаскар или Шри – Ланка?

(Мадагаскар 45*вд                      Шри –Ланка 80*вд)

  1. На каком материке находится точка лежащая на 20* южнее экватора и на 120* восточнее нулевого меридиана?  

(Австралия)

  1. Какое море восточнее Японское или Охотское?  

(Охотское)

  1. Между какими градусами широты лежит Африка?

(38*с.ш  34* ю.ш.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по астрономии « Система горизонтальных координат. Высота и азимут светила»

Цель урока: Сформировать понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Привить умения применять полученные знания при решении качественных задач Задачи урока:Образовательные: повторить по...

Конспект урока по астрономии « Система экваториальных координат»

Цель урока: Повторить понятия небесной сферы, высоты, азимута светила. Сформировать понятия небесного меридиана, небесного экватора, склонения, прямого восхождения. Привить умения определять эква...

Конспект урока на тему "Прямоугольная система координат"

Конспект урока на тему "Прямоугольная система координат"...

Повторительно-обобщающий урок по истории в 6 классе на тему "Древняя Русь" (конспект урока и презентация к уроку)

Древняя РусьПовторительно-обобщающий урок  по истории. 6 классС презентацией Разработка Алексеевой В.И., учитель истории и обществознания МБОУ «Орининская СОШ»  Моргаушского...

План-конспект урока на тему "Шкалы и координаты"

Урок первичного предъявления новых знаний....

конспект урока "Обобщение по теме "Метод координат"

План-конспект урока геометрии в 9 классе...

План-конспект урока математики в 6 классе "Координаты на прямой"

Занятие позволяет «открыть» множество отрицательных чисел, определить их место на координатной прямой; ввести обозначение отрицательных чисел, показать применение их при решении задач межп...