конспект урока в 5 классе
методическая разработка по географии (5 класс)

Трунова Елена Васильевна

Путешествие к центру Земли - увлекательно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_geografii_5_kl_puteshestvie_k_tsentru_zemli.docx35.44 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Тема: Путешествие к центру земли.

Тип урока: урок изучения нового.

Вид урока: урок-путешествие.

Цель урока:  изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами, слагающими земную кору.

Задачи:

Образовательные:

  • изучить внутреннее строение Земли.
  • сформировать понятия : литосфера, ядро, мантия, земная кора,горные породы и минералы.

Развивающие:

  • продолжить формирование умения самостоятельно работать с разными источниками информации (учебник, мультимедийная презентация, видеофрагменты, маршрутный лист, наглядными средствами обучения (коллекция «Горные породы и минералы», иллюстрированный материал).
  • способствовать развитию логического и метапредметного мышления, познавательного потенциала, обогащение опыта творческой деятельности, обогащение и усложнение словарного запаса.

Воспитательные:

  • содействовать воспитанию коммуникативности, любознательности.
  • развитие эстетической и природоохранной культуры.

Форма обучения: групповая, индивидуальная.

Методы и приемы работы: интерактивные (АМО «Улыбнёмся друг другу»  Немой фрагмент, Закончи предложение,    ), проблемно-эвристический, наглядно – иллюстративный, объяснительно -иллюстративный, частично – поисковый.

Ведущие понятия: ядро, мантия, земная кора, литосфера, горные породы, минералы.

Результаты урока: формирование представлений о земной коре, горных породах и минералах.  

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • мультимедийная презентация,
  • коллекция «Горные породы и минералы»,
  • учебник И.И.Баринова, А.А.Плешаков «География. Начальный курс»5 класс,
  • иллюстрированный материал,
  • раздаточный материал,
  • видеофрагмент “ Путешествие в центр Земли”,
  • маршрутная карта.

Использование ЦОР: Презентация учителя.

Планируемый результат: Учащиеся знают внутреннее строение Земли,  называют что такое горные породы и минералы.

Планируемые образовательные результаты

В результате сотрудничества  обучающиеся дадут определения понятиям: ядро, мантия, земная кора, литосфера, горная порода, минерал,  полезные ископаемые, объяснят отличие горной породы от минерала.

 Личностные

  • формирование познавательного интереса к предмету изучения;
  • формирование навыков работы по образцу при консультативной помощи учителя;

Метапредметные:

Познавательные –

  •  находить в учебнике достоверную информацию;
  • анализировать (в т.ч. выделять главное) и обобщать;
  • делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения.

Регулятивные-

  • Выполнять учебное задание в соответствии с планом;
  •  выдвигать версии;
  • выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.

Коммуникативные-

  • Договариваться и приходить к общему решению при работе в группе;
  • Учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога.

Предметные:

  • Объяснять своими словами суть основных понятий;
  • Описывать внутреннее строение Земли, называть основные методы изучения её недр;
  • Называть отличие горной породы от минерала,

Используемые учебники и учебные пособия:

1.  Учебник  География. Начальный курс.5 класс. Авторы: И.И.Баринова, А.А.Плешаков, Н.И.Сонин. Издательство Москва, Дрофа», 2014г.

 2. Материалы рабочей тетради к учебнику географии 5 класс (Н.И.Сонин, С.В.Курчина)

3. Мультимедийная презентация

        Ход урока

1. Организационный момент

Приветствует учащихся.

 -Здравствуйте, ребята.  

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и искать.

Улыбнитесь друг другу ,пожелайте хорошего настроения .Спасибо. 

Учитель  Ребята отгадайте загадку

Атмосфера и вода, Слайд №1

Солнце, тёплые ветра,

Круглая, вращается,

Как называется?

Ученики :(Земля)


 Учитель -Что вы знаете о нашей планете Земля?

Ученики : круглая , имеет форму шара………..      

Учитель : Правильно , молодцы

 Учитель Ребята, а вы когда-нибудь задумывались о строении планете - Земли?

 Ученики (Да /нет).

 Учитель :Каждый человек рождён мечтателем и путешественником.  Вы любите путешествовать?

 Ученики Да !

Учитель Давайте сегодня мы отправимся в увлекательное виртуальное путешествие.

 

 Учитель :А поможет нам совершить путешествие карта-маршрут. Она есть у каждого  на парте  .  

 Учитель : Обратите внимание на слайд  Какие ассоциации вызывает у вас иллюстрация? Слайд 2

Предположите, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?

 Учитель Кто догадался, какую тему урока нам сегодня предстоит изучить?  Ученики (Внутреннее строение Земли) Слайд  3

 Учитель - Запишите тему урока в карту-маршрут.

 Учитель- Путешествие в центр Земли реальность или фантастика? Слайд 4

Ответить на вопрос мы постараемся в конце нашего путешествия.

 Учитель -А сейчас давайте представим на минутку, что мы погружаемся в недра Земли.Что мы там увидим? Видео 1 Слайд 5

  Ученики  Все это подземные ископаемые, которые использует человек в своей деятельности.  

 Учитель Какую цель вы перед собой поставите сегодня на уроке? Чему вы должны научиться? Что мы должны узнать о строении Земли?   Слайд 6

 Ученики : изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами

Какие средства нам помогут достичь этих целей

 Ученики Учебник , ручка , ………….

Учитель:  Совешенно верно :цель урока: изучить внутреннее строение Земли, познакомиться с горными породами и минералами  

А поможет нам в изучении внутреннего строения земли , следующий план работы :

План : слайд 7

 

  1. Внутреннее строение земли.
  2. Строение ядра.
  3. Строение мантии.
  4. Земная кора и ее строение. Метод бурения.
  5. Рельеф.

 Учитель -Предлагаю отправиться в путь.

Но  мы должны определить маршрут движения.

Вам предстоит просмотреть немой видеофрагмент. В нем наш маршрут.  

Внимание на экран. Видео 2 Слайд 8

-Озвучьте маршрут вначале друг другу в паре,  а потом всему классу.

Запишите его в карту-маршрут.

 Учитель Сегодня вы работаете в карте-маршрута.  . В ходе изучения вам будет нужно заполнить таблицу в ваших картах  (пустые таблицы выданы всем учащимся).

 Остановка  Ядерная .

 Учитель– Наш корабль находится в самом центре Земли. Что же у Земли внутри?  (Показать модель «Внутреннее строение Земли»)

Ученики  Ядро , мантия, земная кора

 Учитель Давайте более подробно , познакомимся с каждым из составляющих частей  земли

 Учитель  Начнем наше путешествие из самого центра Земли, которое называется ЯДРО. Ядро Земли - пока загадка для науки.  

 Учитель  Из каких источников мы узнаем о ядре

Ученики . В учебнике

Учитель На стр 94 найдите , кто быстрее  найдет  о ядре

 Ученики Ядро находится на очень большой глубине. Его внешняя граница находится на расстоянии 2900 км. Состоит из двух частей: внутреннее и внешнее. (Ученики делают рисунок)
Температура ядра около 6000 градусов. Состоит из двух частей. Внутреннее ядро твёрдое, состоит из железа и никеля, внешнее относительно лёгкое, каждый кубический см  весит 14 грамм. Предположительно состоит из серы.
(Показать серу) 

 Учитель Запишем это в таблицу.( проверяем) Слайд 9

Остановка Мантия

Учитель  Наш корабль исследует далее недра Земли. 

Проходит немного времени, и мы вступаем в новый, чрезвычайно толстый слой  
–  Учитель Какой следующий слой  встречается нам на пути? 

 Ученики (Мантия)

Учитель  Из каких источников мы узнаем о мантии

Ученики . В учебнике

Учитель На стр 94 кто быстрее  найдет  , где говорится о мантии
 Ученики – Мантия  в переводе означает «покрывало» и действительно покрывает ядро. Это самая большая внутренняя оболочка Земли. Составляет 82% всего объёма планеты. Верхний слой мантии называется астеносферой. (От греч. «астенес» – слабый) Сейсмические волны распространяются сравнительно медленно. Слой более пластичный, чем вся остальная часть мантии и служит «смазкой», по которой перемещаются плиты.

Учитель Запишем это в таблицу.(проверяем ) Слайд 10

Остановка Земная кора

– Учитель  Наше путешествие по недрам Земли продолжается.
– Учитель Какой следующий слой встречается нам на пути?

 Ученики  (Земная кора) 

Учитель  Из каких источников мы узнаем о земной коре

Ученики . В учебнике

Учитель На стр 94-95 кто быстее  найдет  , где говорится о земной коре


Ученики– Толщина земной коры различна: от 75 км под материками и 5–17 км под океанами. Это твёрдая  оболочка

 Учитель Земная кора- верхняя часть твердой оболочки Земли ЛИТОСФЕРЫ

Учитель Запишем это в таблицу.( проверяем )Слайд 11

Учитель проверяем действительно мы правильно исследовали

  Просмотр видеофрагмента. Видео   Слайд12

 Учитель Земная кора- верхняя часть твердой оболочки Земли . Ее называют литосфера     На поверхности земной коры встречаются неровности Рельеф –это все  неровности земной поверхности.       Слайд 13

Учитель: Ребята вы не устали?

Предлагаю немного поднять настроение. Выходим из-за парт. Готовы! Выполняем веселую физкультминутку. Слайд 4

Голова чтоб не болела,

Ей вращаем вправо-влево.

А теперь плечами крутим

и для них разминка будет.

Тянем наши ручки к небу.

В стороны разводим.

Повороты вправо-влево,

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол.

Потянули плечи, спинки.

А теперь конец разминки!

Хоть приятно разминаться.

Вновь поря нам заниматься!

 Остановка Горная Слайд 15

 Учитель  На поверхности земной коры мы с вами живем: построили города, села, заводы, дороги. Из ее недр добываем полезные  ископаемые, она дает человеку воду, энергию и многое другое. И поскольку земная кора является самой верхней оболочкой Земли, то и изучена она лучше.

_  Учитель Что нам с вами нужно еще узнать, чтобы наши знания о земной коре были более полными?

Ученики  Узнать, из чего состоит земная кора?

 Учитель - Предположите, из чего же она состоит?

 Ученики.   Камней  . Горных  пород  .

Учитель Молодцы  Действительно , наша земная кора состоит из горных пород

-   Учитель  Можете ли Вы, ребята , предположить, почему горные породы называют «горными»? Разве камни есть только в горах?

 Учитель Оказывается, термин «горная порода» достался нам в наследство с далеких времен, когда руду для выплавки металла добывали в горах и были мастера рудного (горного) дела. С тех пор все породы называют горными. Вспомните сказку о хозяйке медной горы и Даниле мастере  Бажова Павла Петровича («Малахитовая  шкатулка»)

  Учитель Горные породы – породы, слагающие земную кору. Слайд  16

И  горные породы разделяются на 3 группы

 Учитель  ( на столах образцы горных пород, 3 вида: осадочные, магматические, метаморфические). Слайд17,18,19,20,21

- Познакомимся поближе с горными породами. Рассмотрите горные породы, которые лежат у Вас на столах.

 Учитель- Как Вы думаете, почему одни из них имеют однородную окраску, а другие разноцветные?

(предполагают: из разных веществ состоят.)

 Ученики- Правильно, но эти вещества называют минералами.

Минералы – тела природы, входящие в состав горных пород. . Слайд 22

Учитель:  Горные породы могут состоять из одного минерала и нескольких минералов. Слайд 23

Учитель :Есть породы, состоящие из одного минерала (кварц из кварца)

Породы, состоящие из нескольких минералов (гранит из кварца, слюды, полевого шпата)

-Можно ли отличить горные породы? (По цвету, блеску, прочности, твердости)

-Горные породы и минералы, которые человек использует , называют полезными ископаемыми. Слайд24

 Учитель -Наша страна, в которой мы живем, очень богата полезными ископаемыми. Конечно, они есть и в нашей местности

 Учитель. Какие вы знаете полезные ископаемые, которые добывают в нашей местности? Ученики ( , речной песок, карьерный песок, глина  .)Слайд 25,26

 Учитель -Нам этим можно гордиться. Но необходимо бережное отношение к использованию их. Вы со мной согласны? Почему?

 Ученики отвечают
Учитель – Я думаю, у каждого из вас возник вопрос: как же люди узнали, что у Земли внутри? 

Слайд  27,28,29
 Учитель –Ценную информацию о строении Земли человечество получает в результате

  • бурения скважин. (Кольская сверхглубокая скважина, глубина которой более 15 км.Бурили её не ради разведки или добычи полезны ископаемых, а чтобы изучить древнейшие породы нашей планеты  и познать тайны идущих в них процессов.)
  • Изучить строение земной коры помогают шахты, которые роют для добычи полезных ископаемых.
  • полезных ископаемых.
  •  Познать глубокие недра позволяет наука сейсмология – наука о землетрясениях.
  •  и космический метод, который основывается на фотоснимках, которые делаются из космоса.  

Земная кора состоит из ПЛИТ, которые постоянно находятся в движении. Слайд 30

 Плиты двигаются по размягченной мантии, как по маслу в горизонтальном направлении (со скоростью 1-6 см в год) и вертикальном направлении (со скоростью несколько мм в год).

- Силы, которые вызывают движение литосферных плит, возникают при перемещении вещества мантии (как при кипении воды происходит смешивание верхних и нижних слоев)( будем изучать в 7 классе) Слайд 31

  Остановка Возвращение домой

Учитель: Наш корабль подходит к конечной точке путешествия по недрам Земли. Мы с вами оказались на поверхности Земли

 Учитель Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, записанным на доске, и оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом.

-– Учитель   . Как вы думаете, путешествие внутрь земли: реальность или фантастика   – Почему?   Слайд  32

Ученики  (Давление, температура)

Закрепление

Ребята! У каждого из вас  карта маршрута  , они полностью заполнены

 Какие вы молодцы , я надеюсь , что эти знания вам в жизни  пригодятся

 На слайде есть перечень характеристик внутренего строения земли выбрать то ,что принадлежит строению земли  ( ответить  да/нет ) Слайд 33,34

 1. Мантия – это верхняя оболочка Земли. (нет)

2. Ядро состоит в основном из железа и никеля. (да)

3. Земная кора находится в центре нашей планеты. (нет)

4. Слово «рельеф» в переводе с греческого языка означает «покрывало». (нет)

5. Земная кора состоит из горных пород и минералов. (да)

6. Земная кора и верхняя мантия образуют – литосферу. (да)

7. Под материками земная кора тоньше, чем под океанами. (нет)

Рефлексия    Подведение итогов

Продолжи предложение… Слайд 35

  • Сегодня я понял……
  • Теперь я могу…….
  • Я приобрёл……
  • Меня удивило……
  • Я попробую……
  • Мне захотелось…… 

Учитель  А кто из вас хотел бы совершить  это путешествие еще раз?

Ученики  (я..)

 Учитель   Тогда я предлагаю вам найти и прочитать книгу Жюль Верна. «Путешествие к центру земли» Слайд 36

Д/з п20 стр94-98 Слайд 37

  • Оценка работы
  • Учитель: Спасибо за работу!
  • Урок окончен, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...