Познавательная активность как личностное качество
методическая разработка по географии

Власенко Светлана Васильевна

Познавательная активность как личностное качество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательная активность как личностное качество

        Под познавательной активностью подразумевается качество деятельности, характеризуемое высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний, умений, результативностью.

        Познавательную активность можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организационном процессе познания с учётом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся.

        К показателям познавательной активности можно отнести стабильность, прилежание, осознанность учения, творческое проявление, поведение в нестандартных учебных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач и др.

        Уровни активности учащихся

        Нулевой уровень активности. Учащиеся с таким уровнем пассивны на уроке, с трудом включаются в учебную работу, не имеют высоких оценок, часто изначально лишены желания учиться.

        Учителю не следует предлагать им учебные задания, которые требуют быстрого перехода с одного вида деятельности на другой; требовать немедленных ответов, прерывать; во время ответа задавать неожиданные вопросы. После перемены медленно переключаются с интенсивной двигательной активности на умственную работу.

        Учителю важно установить с ними добрые, благожелательные отношения, т. е. тактично перевести педагогическими воздействиями с нулевой активности на уровень ситуативной активности.

        Ситуативный уровень активности. Учащиеся этого уровня зависят от эмоциональных воздействий. Их привлекает новизна занятия, определённая лёгкость в достижении результата, необычность приёмов преподавания. Во время урока такие ученики легко подключаются к новым видам работы, однако при затруднениях так же легко теряют интерес к занятиям.

         Тактика педагога заключается в поддержке их эмоциональной активности. Именно эта группа нуждается в умении использовать план ответе, алгоритмы, опираться на опорные сигналы и пр.

        Исполнительский уровень активности. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовность включаются в любые формы работы. Их отличают стабильность , постоянство, их знания отличаются прочностью и основательностью. Однако эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят более сильными учениками.

        Во время урока им можно предлагать проблемные, поисковые и эвристические ситуации, включать в различные дискуссии.

        Творческий уровень активности. Ученикам этого уровня целесообразно ставить поисковые задачи с нестандартными решениями. Они пытаются понять сущность явлений, их взаимосвязь и пытаются найти новые средства решения различных проблем.

        Остановимся на организации и проведении уроков в классе с различными по уровню активности учащимися. Структура предусматривает три основные модели:

- линейная модель: последовательная работа педагога с каждой отдельной группой учащихся;

- «мозаичное» взаимодействие: включение в учебную деятельность той или иной группы в зависимости от учебной задачи;

- урок может быть активно-ролевым, когда ведущая роль в учебном взаимодействии отдается учащимся с высоким уровнем активности для обучения остальных.

        Прежде чем предлагать новую игру, задачу, упражнение, ситуацию, сначала испробуй на себе. Тогда обнаружатся нюансы и неточности инструктажа, и наметится линия творческой коррекции данной ситуации и т. д.

Инновационные технологии. Технологии проблемного обучения

        Такое обучение основано на получении учащимися новых знаний при решении теоритических и практических задач в создающихся для этого проблемных ситуациях. В каждой из них учащиеся вынуждены самостоятельно искать решение, а учитель лишь помогает ученикам.

        Проблемное обучение включает такие этапы;

- осознание общей проблемной ситуации;

- её анализ, формулировку конкретной проблемы;

- решение (выдвижение, обоснование гипотез, последовательную их проверку);

- проверку правильности решения.

        Единицей учебного процесса является проблема – скрытое или явное противоречие. Разумеется, не всякий вопрос, на который ученик не знает ответа, создает подлинную проблемную ситуацию. Вопрос : «Каково количество жителей в Москве?» не считается проблемным.

        Выделяют такие правила создания проблемных ситуаций.

  1. Перед учащимися ставят практическое или теоретическое задание, выполнение которого потребует открытия знаний и овладение новыми умениями.
  2. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося.
  3. Проблемное задание даётся до объяснения нового материала.
  4. Такими заданиями могут быть: усвоение, формулировка вопроса, практическое действие.

Существуют четыре типа проблемности в обучении.

  1. Учитель сам ставит проблему и сам решает её при активном внимании и обсуждении учениками.
  2. Учитель ставит проблему, ученики самостоятельно или под его руководством находят решение; он же направляет их на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
  3. Ученик ставит проблему, преподаватель помогает её решить. У ученика воспитывается способность самостоятельно формулировать проблему ( исследовательский метод).
  4. Ученик сам ставит проблему и сам её решает ( исследовательский метод).

В проблемном обучении главным является исследовательский метод. Учащиеся знакомятся с научным методом добывания знаний, осваивают элементы научного метода, овладевают умением самостоятельно добывать новые знания, планировать поиск и т. д.

Однако проблемное обучение всегда связано с трудностями для ученика, на осмысление и поиски путей решения уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. От педагога требуется высокое педагогическое мастерство. Видимо, именно эти обстоятельства не позволяют широко применять такое обучение.

Особенности психического развития подростков

        Подростковый и юношеский возраст – важный этап развития умственных способностей. Старшеклассники чаще и настойчивее задают вопрос «почему?» и высказывают сомнения в достаточности и обоснованности предлагаемых объяснений. Их мыслительная деятельность более активна и самостоятельна. Им интересно то, что требует самостоятельного обдумывания. Увеличиваются индивидуальные различия в уровне и направленности умственных интересов и способностей учащихся.

        Развитие познавательных функций интеллекта имеет две стороны – количественную и качественную. Свои умственные качества подростки и юноши применяют к тем сферам деятельности, которые для них наиболее значимы и интересны. Считается, что пик интеллектуального развития достигается уже в 12 лет. При этом не столько накапливаются умения и изменения отдельных свойств интеллекта, сколько формируется индивидуальный стиль умственной деятельности.

        Индивидуальный стиль умственной деятельности – в познавательных процессах выступает как индивидуальный стиль мышления. Стиль мышления – это совокупность способов восприятия, запоминания, мышления, переработки информации.

        Учение старших школьников надо рассматривать с точки зрения, насколько в нём сильны элементы подготовки к самообразованию. Если в младших классах стояла задача «учить учиться», то теперь она трансформировалась в «учись учиться самостоятельно», т. е. старшеклассников надо учить технике самообразования, растить у них потребность в  знаниях, в постоянном самосовершенствовании. Школьников надо специально учить тому, как законспектировать статью, записать лекцию, выработать навыки самостоятельного поиска нужной информации и т. д.

        Специальной подготовки требует работа с книгой (учебником). Какую задачу ставим мы перед школьником, когда берётся за учебник? Очень простую: выучи и ответь как можно ближе к тексту. В результате школьник оказывается пассивным исполнителем, а не активным творцом своего знания. Работа с книгой должна предусматривать активную позицию, того кто учится. Ему нужно не запомнить, а прежде всего проанализировать, осмыслить, понять материал, проявить собственную умственную активность в его усвоении. Тогда и запоминание станет более лёгким и прочным. Надо не заучивать всё подряд, выделять главное, устанавливать в тексте смысловые связи и отношения, соотносить новые знания с тем, что было усвоено раньше, при этом контролировать себя, самостоятельно ставить вопросы к тексту и ещё многое другое.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности в условиях личностно-ориентированного образования

В условиях современного образования главным направлением развития школы является повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого ученика через совершенствование системы ...

Личностно ориентированный подход в обучении математике как форма повышения качества обучения и познавательной активности обучающихся

С момента создания традиционной классно-урочной системы обучения, всегда существовала проблема формирования у обучаемых высокой и устойчивой мотивации к обучению, активной познавательной д...

использование дифференцированного приема обучения с целью развития познавательной активности учащихся на уроках химии в рамках личностно-ориентированного образовательного процесса

Материал поможет овладеть моделями обучения и инновационными педагогическими технологиями. Дана информация о адаптации данных технологий применительно к урокам химии....

Опыт работы по теме: «Активизация познавательной активности обучающихся на основе личностно ориентированного подхода как условие повышения качества образовательного процесса при обучении математике.»

Современное информационное общество ставит перед нами задачу подготовки выпускников, способных ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, грамотно ...

презентация "Активизация познавательной активности в условиях личностно-ориентированного подхода в обучении биологии".

Биологическая грамотность становится социально необходимой, поскольку основной объект биологии – жизнь. Поэтому интерес к предмету я поддерживаю использованием разнообразных методов и форм организации...

Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования

Презентация по теме "Развитие познавательной активности на уроках географии в условиях личностно-ориентированного образования" для использования на педагогическом совете...