Россия и страны ближнее зарубежье
план-конспект урока по географии (10 класс)

Власенко Светлана Васильевна

Тип урока: новая тема, частично поисковый.

Форма урока: групповая.

Цель урока: дать определение понятию «геополитическое положение», выяснить, в чём заключается

                       особенность геополитического положения России в современном мире, сформировать

                       представления о государствах ближнего зарубежья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема «Россия и страны ближнее зарубежье»

Тип урока: новая тема, частично поисковый.

Форма урока: групповая.

Цель урока: дать определение понятию «геополитическое положение», выяснить, в чём заключается

                       особенность геополитического положения России в современном мире, сформировать

                       представления о государствах ближнего зарубежья.

Методы и формы учебной деятельности

  1. Участие в обсуждении проблем.
  2. Работа с источниками географической информации.
  3. Формулирование выводов.
  4. Составление описаний.
  5. Работа с картами атласа и настенными картами.
  6. Анализ и обобщение изученного материала.

Задачи

  1. Образовательные:
  • изучение и закрепление нового материала;
  • совершенствование навыков работы с источниками географической информации;
  • формирование и совершенствование навыков монологической речи.
  1.   Воспитательные:
  • формирование и совершенствование навыков коллективной работы;
  • развитие эстетического восприятия действительности учащимися.
  1. Развивающие:
  • формирование и совершенствование творческой и познавательной активности учащихся.

Ход урока

  1. Организационный момент (5 минут).
  1. Перед уроком на спинки стульев развесить ленточки разных цветов (по количеству групп)
  2. Учащиеся со звонком рассаживаются за свои рабочие места за парты.
  3. Учитель предлагает учащимся разбиться на группы в соответствии с цветом ленточек.
  4. Учащиеся объединяются в группы, при необходимости сдвигают парты.

  1. Новая тема урока.

     - Учитель говорит, что тему урока учащиеся должны сформулировать сами по завершении работы. За каждое правильно выполненное задание группа будет получать конверт с одним из слов темы урока. При правильном выполнении всех заданий учащиеся смогут составить тему урока. Если часть заданий будет выполнена с ошибками, то недостающие слова должны придумать сами, исходя из характера учебных заданий.

- Учитель: «Сегодня, в повседневной жизни, мы часто слышим слова геополитика, геополитическое положение, геополитическое окружение. Геополитика – это………………………….    (необходимо допечатать).  

Вопрос: для чего нужно исследовать проблему геополитического окружения и насколько она касается каждого человека? (РФ -  большая по площади страна. Страна, которая граничит с самым большим количеством государств. Каждая, из соседних, стран имеет свою культуру, обычаи традиции, свой уровень экономического развития. Зная культуру, историю соседних государств можно выстраивать дружеские отношения. Дружественные отношения между граничащими друг с другом государствами способствуют мирному сосуществованию, развитию экономических и культурных связей между странами).

-Учитель: « назовите государства 1-го порядка, с которыми граничит Россия».

-Ученики: по карте атласа называют пограничные государства.

- Учитель: «вы сказали, что зная друг друга можно строить дружеские отношения.  С некоторыми из пограничных стран мы сегодня ближе и познакомимся. А вначале предлагаю вам определить начальный пункт, так сказать отправную точку нашего знакомства с ближайшими соседями.»

Задание. Учащиеся определяют начальный пункт – Москву по описанию происхождения слова ( за правильный ответ получают конверт с одним словом темы урока, которую должны составить).

Материал для определения исходной точки (распечатать каждой группе)

Название города происходит от одноимённого названия реки.

По одной из версий в основе названия реки лежат финно-угорские «моска», что означает «медведь», и «ава», означающее «мать». Название реки по данной версии переводится как «Медвежья мамаша». По другой версии название реки происходит от языка коми: «меск» - «корова» и «ва» - «вода». Дословный перевод – «коровья вода».

МОСКВА

-Ученики: группы зачитывают свои ответы ( получают конверт, раскроют в конце урока).

Задание. Учитель предлагает каждой группе взять со стола по одному предмету, имеющее тематическое отношение к изучаемой стране. Нужно по наличию данного предмета определить государство, его столицу. Если не могут определить в течение минуты страну и столицу, учитель предлагает представителю от группы взять текст с описанием этого государства (подготовить тексты).

Задание. Учащиеся определяют координаты столицы, направление и расстояние по прямой до неё от Москвы.

Записывают в таблицу ( распечатать на количество групп)

Описание государства

Название государства

Название столицы

Координаты столицы

Направление на столицу от Москвы

Расстояние от Москвы до столицы (по прямой)

  1. Украина
  2. Белоруссия
  3. Казахстан
  4. Латвия

Киев

Минск

Астана

Рига

51° с. ш., 31° в. д.

54° с. ш., 28° в. д.

50° с. ш., 72° в. д.

57° с. ш., 25° в. д.

ЮЗ

ЗЮЗ

ЮВ

ЗСЗ

800 км

680 км

2584 км

860 км

Выдаваемый бланк содержит толь описание государства. Остальные графы определяются расчётным путём.

По истечении работы отдают ответы учителю для сверки ( можно прикрепить магнитами на доску и зачитать их). При правильном ответе получают конверт, который откроют в конце урока.

- Учитель: наше знакомство продолжается. Предлагаю вам составить туристический маршрут по пути следования от Москвы до столицы выбранного государства ( по предмету они его выбрали в начале урока). Вам необходимо по координатам определить города в данной стране.

Материал для составления туристического маршрута

Начальный пункт маршрута

Промежуточные пункты по маршруту

Конечный пункт маршрута

Москва - ? (определить координаты города)

- 56°с. ш., 38° в. д.

  1. Харьков, Одесса.
  2. Гомель, Брест.
  3. Актюбинск, Алма-Ата.
  4. Лиепая, Даугавпилс
  1. Киев.
  2. Минск.
  3. Астана.
  4. Рига.

Во второй столбец записываются координаты двух годов данного государства (у каждой группы свои).

Задание. После того как определили города представитель от группы выбирает флаг этого государства и прикрепляет на политическую карту.

В третий столбец  название столицы государства, о которой подготовлена небольшая презентация (на 4-5 слайдов достопримечательности).

- После того как выполнены задания и показаны презентации учащиеся получают конверт очередной.

III.  Закрепление.

- Учащиеся вскрывают все полученные раннее конверты и составляют тему урока. Каждая группа зачитывает ,что получилось.

Рефлексия. Выскажитесь одной общей фразой о характере деятельности на уроке.

 

Что необходимо подготовить.

  1. Купить ленточки 4-х видов по 4 метра не очень широкие.
  2. Разрезать их на 28 шт. одинакового размера по 7шт.
  3. Привязать на стулья в беспорядке.
  4. Из синего Алексеевского учебника впечатать в урок о геополитике.
  5. Подготовить по 4 атласа для 7, 9 класса. В 9 кл. будут смотреть пограничные государства, а в 7 кл. по координатам найдут города маршрута.
  6. Повесить карту политическую мира на доску.
  7. Купить конверты по количеству заданий на каждую группу (название темы урока вложить):

-определить нач. пункт – Москва;

- определяют столицу по предмету;

-определяют координаты и направления;            -  5×4группы=20конвертов.

-координаты маршрутов;

- флаг и герб.

  1. Распечатать табличные заготовки.
  2. Подготовить каждой группе по одному тематическому предмету для определения страны.
  3. В каждой группе дать человеку подготовить презентацию по достопримечательностям  столицы государства на 4-5слайдов 2 мин выступления.
  4. Нарисовать или распечатать флаги и гербы этих стран, чтобы группы выбрали и прикрепили к карте.

Материал раздаточный для групп

Название города происходит от одноимённого названия реки.

По одной из версий в основе названия реки лежат финно-угорские «моска», что означает «медведь», и «ава», означающее «мать». Название реки по данной версии переводится как «Медвежья мамаша». По другой версии название реки происходит от языка коми: «меск» - «корова» и «ва» - «вода». Дословный перевод – «коровья вода».

Название города происходит от одноимённого названия реки.

По одной из версий в основе названия реки лежат финно-угорские «моска», что означает «медведь», и «ава», означающее «мать». Название реки по данной версии переводится как «Медвежья мамаша». По другой версии название реки происходит от языка коми: «меск» - «корова» и «ва» - «вода». Дословный перевод – «коровья вода».

Название города происходит от одноимённого названия реки.

По одной из версий в основе названия реки лежат финно-угорские «моска», что означает «медведь», и «ава», означающее «мать». Название реки по данной версии переводится как «Медвежья мамаша». По другой версии название реки происходит от языка коми: «меск» - «корова» и «ва» - «вода». Дословный перевод – «коровья вода».

Название города происходит от одноимённого названия реки.

По одной из версий в основе названия реки лежат финно-угорские «моска», что означает «медведь», и «ава», означающее «мать». Название реки по данной версии переводится как «Медвежья мамаша». По другой версии название реки происходит от языка коми: «меск» - «корова» и «ва» - «вода». Дословный перевод – «коровья вода».

  1. Украина

Описание государства

Название государства

Название столицы

Координаты столицы

Направление на столицу от Москвы

Расстояние от Москвы до столицы (по прямой)

Государство расположено в Восточной Европе. Граничит с Россией на севере и востоке. Главные реки – Днепр, Северский Донец, Прут, Южный Буг, Дунай. Есть крупные водохранилища – Каховское, Киевское и др.

  1. Белоруссия.

Описание государства

Название государства

Название столицы

Координаты столицы

Направление на столицу от Москвы

Расстояние от Москвы до столицы (по прямой)

Государство расположено в Восточной Европе. На востоке граничит с Россией, на юге с Украиной на западе - с  Польшей, на северо-западе с Литвой и Латвией.

  1. Казахстан

Описание государства

Название государства

Название столицы

Координаты столицы

Направление на столицу от Москвы

Расстояние от Москвы до столицы (по прямой)

Государство расположено в Центральной Азии. На севере страна граничит с Россией. На западе омывается водами Каспийского моря. У России с этой страной самая протяжённая граница.

  1. Латвия.

Описание государства

Название государства

Название столицы

Координаты столицы

Направление на столицу от Москвы

Расстояние от Москвы до столицы (по прямой)

Государство расположено на Балтийском побережье.

Главная река Даугава (Западная Двина). Много курортов. Самый известный – город Юрмала.

Начальный пункт маршрута

Промежуточные пункты по маршруту

Конечный пункт маршрута

Москва - ? (определить координаты города)

  1. 49° с. ш., 36° в. д.
  2. 46° с. ш., 31° в. д.

КИЕВ

Начальный пункт маршрута

Промежуточные пункты по маршруту

Конечный пункт маршрута

Москва - ? (определить координаты города)

  1. 53° с. ш., 41° в. д.
  2. 53° с. ш., 24° в. д.

МИНСК

Начальный пункт маршрута

Промежуточные пункты по маршруту

Конечный пункт маршрута

Москва - ? (определить координаты города)

  1. 51° с. ш., 58° в. д.
  2. 53° с. ш., 78° в. д.

АСТАНА

Начальный пункт маршрута

Промежуточные пункты по маршруту

Конечный пункт маршрута

Москва - ? (определить координаты города)

  1. 56° с. ш., 22° в. д.
  2. 55° с. ш., 36° в. д.

РИГА

Россия и страны ближнего зарубежья

Россия и страны ближнего зарубежья

Россия и страны ближнего зарубежья

Россия и страны ближнего зарубежья



Предварительный просмотр:

http://www.seonews.ru/images/Belorussia%20flag.png

герб республики беларусь Флаги и гербы

Форум сантехники, Форум сантехников www.santechniki.com * Просмотр темы - Теплоход-www.santechniki.com

государственный флаг Казахстана


герб казахстана описание Флаги и гербы

        http://www.gimkrzczonow.pl/lat.gif

Latvia and Belarus Sign Border Agreement Office for a democratic Belarus


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа курса "География России и стран ближнего зарубежья с историко-этнографическими дополнениями".

В программе курса предлагается изучать географию России и стран постсоветского пространства для воспитания толерантности и уважения к народам стран-соседей, понимания общности исторических судеб этих ...

презентация к уроку "Россия и страны нового зарубежья"

презентация к уроку географии по теме "СНГ"...

Тестовая работа по теме"Страны ближнего зарубежья"

Данный тест расчитан на два варианта. Представлены задания с одним, несколькими выборами ответов, а также определение страны или региона по краткому описанию...

Выступление на ассоциации гимназий России и Ближнего Зарубежья

В это раз я поделилась своим опытом в применении рейтинго-накопительной системы на уроках русского языка. В урок добавлена технология критического мышления....

Россия и ближнее зарубежье (2)

Материалы для самостоятельной работы по теме. Может быть использовано для отработки учебного материала по вопросу "Россия и ближнее зарубежье" при изучении географии в 9, 10, 11 классах...