Заповедники.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Власенко Светлана Васильевна

Цели:

  • формирования понятия «заповедник»;
  • формирование ярких, запоминающихся образов заповедников России;
  • воспитание патриотических чувств, ответственности за природные богатства Земли;
  • развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;
  • развитие интеллектуальной инициативы у школьников, исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей.

 

Оборудование: карты «Природные зоны России», «Заповедники России»; сообщения о заповедниках России; презентация к уроку; цветные карандаши и листы бумаги, распечатанная таблица.

 

Форма урока: проблемно-исследовательский с элементами беседы.

 

Вид работы: работа в группах ( 4 группы ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Заповедники.72.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Заповедники — охраняемые природные территории

Цели:

  • формирования понятия «заповедник»;
  • формирование ярких, запоминающихся образов заповедников России;
  • воспитание патриотических чувств, ответственности за природные богатства Земли;
  • развитие умений актуализировать свои знания и применять их на практике, анализировать различные источники информации;
  • развитие интеллектуальной инициативы у школьников, исследовательских и коммуникативных навыков, творческих способностей.

Оборудование: карты «Природные зоны России», «Заповедники России»; сообщения о заповедниках России; презентация к уроку; цветные карандаши и листы бумаги, распечатанная таблица.

Форма урока: проблемно-исследовательский с элементами беседы.

Вид работы: работа в группах ( 4 группы ).

           Ход урока

1. Проблемная беседа с элементами исследования и анализа.

УЧИТЕЛЬ. Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим разговор об охране природы и

                ответственности любого из нас за сохранение природы нашей удивительной планеты.

                   

 1-й слайд                     Тема урока. Заповедники — охраняемые природные территории

     

УЧЕНИК. (Читает стихи. Идут слайды с видами природы)

                                       

                                           Берегите Землю! Берегите

                                           Жаворонка в голубом зените,

                                           Бабочку на стеблях повилики,

                                           На тропинке солнечные блики,

                                           На камнях играющего краба,

                                           Над пустыней тень от баобаба,

                                           Ястреба парящего над полем,

                                           Ясный месяц над речным покоем,

                                           Ласточку, мелькающую в жите,

                                           Берегите Землю, берегите...

                                                                                            М. Дудин

2-й, 3-й, 4-й слайды.                          Виды  природы

   

  • Выходят два ученика в костюмах «Леса» и «Степи»

ЛЕС. Я нужен людям. Я даю кислород, очищаю атмосферу от вредных веществ. Я даю древесину, грибы,

         ягоды. Я даю приют своим многочисленным жителям: медведям, кабанам, лосям, зайцам, белкам.

         Но в последние годы мне стало трудно. Люди вырубают мои деревья, жгут костры, прокладывают

         дороги. Меня сильно вытаптывают городские жители, весной рвут мои первоцветы. А ещё мне

         докучают  лесные насекомые-вредители. Я болею, а люди лечат меня химическими лекарствами,

         но от таких лекарств мне становится ещё хуже.

         Если бы меня не загрязняли, не разрушали муравейники, правильно вырубали деревья,

         сохраняя семенные растения, я бы сам восстанавливался и защищался от вредителей.

СТЕПЬ. Меня вы редко можете видеть, хотя раньше я занимала значительную часть территории Евразии.

              Многие писатели и поэты воспевали мою красоту. Но сейчас меня почти полностью распахали.

              В результате большие площади земель страдают от ветровой  и водной эрозии, засоления.

              Почти исчезли многочисленные виды степных растений и животных.

              Не выдержу я такой жизни, погибну! Помогите мне, люди!

УЧИТЕЛЬ. Тяжело оставаться равнодушным к таким словам.

  • Какие чувства пробуждает в вас сказанное?
  • Можно ли сказать, что существует гармония в отношениях человека и природы?

ЗАДАНИЕ. Назовите экологические проблемы, которые на ваш взгляд существуют в России. А для этого

                   возьмите конверты и соберите лежащие в них слова.

  • Ребята, работая в группах собирают слова и называют, что у них получилось.

Учитель после показывает слайд с ответами.

5-й слайд.           Экологические проблемы России:

  • загрязнение воды, воздуха, почв;
  • вырубка лесов;
  • радиоактивное загрязнение;
  • уничтожение местообитания растений и животных.

УЧИТЕЛЬ. Итак, мы столкнулись с противоречием. Мы хотим любоваться лесами, но в то же время хотим

                  иметь мебель из натурального дерева. Мы хотим любоваться прекрасной природой и в то же

                  время добывать полезные ископаемые и путешествовать.

  • Какой есть способ разрешения этого противоречия?

                 ( ученики высказывают свое мнение )

  • Выслушав мнение учеников, учитель показывает слайд

6-й слайд.     Необходимы меры по охране природы

  • На государственном уровне: организация заповедников и в целом сети особо охраняемых

природных территорий.

  • На уровне граждан: ответственное отношение к охране окружающей среды.

УЧИТЕЛЬ. Ребята, а теперь обсудите в группе на какие вопросы вы хотите получить ответы на уроке.

  • Ученики высказываются от каждой группы.
  • Далее идет показ слайда с целями урока.

7-й слайд.        ЦЕЛИ:

  • узнать какие есть заповедники в России, где они находятся;
  • понять, как Я могу участвовать в охране природы.

УЧИТЕЛЬ.   Что же такое «заповедник»?

  • Ученики высказывают мнения.
  • Далее идет слайд с ответом.

8-й слайд.   Заповедник — охраняемая природная территория, в которой под охраной находится весь

                    природный комплекс. В заповеднике запрещён любой вид хозяйственной деятельности.

УЧИТЕЛЬ. Слова «заповедник» и «заповедывание» известны давно. Их можно найти в Своде законов князя

                   киевского Ярослава Мудрого. Уже в старину люди стали задумываться о том, что необходимо

                   защищать природу от самих себя. Сохранения природы требовали и религиозные обычаи.

                   У многих народов почитаемые святые земли. Н-р, монахи православных монастырей следили за

                   собственными лесами. И некоторые современные заповедники возникли на месте бывших

                   монастырей и урочищ. Заповедник Лис создан в бывших владениях Тихвинского монастыря.

                   Гагачьи гнёзда на о-вах Белого моря находились под надзором Трифоно-Печенежского

                  монастыря, сейчас это часть Кандалакского заповедника. В РФ 89 заповедников. 16 из них

                  биосферные. Биосферные заповедники создаются в рамках программы ЮНЕСКО (при ООН)

                  «Человек и биосфера». В таких заповедниках работает служба, исследующая ход всех природных

                  процессов на данной территории.

                  А самый первый в мире заповедник был создан в США в 1832 г. «Горячий ключ». В нашей стране

                  самый молодой заповедник — Тигирекский. Ему всего 15 год. Он даже не обозначен на карте.

                  Расположен на юго-западе Алтайского края.                      

УЧИТЕЛЬ.  О каких заповедниках нашей страны вы слышали?

  • Ученики называют заповедники о которых делали сообщения.

                    Достаточно ли знать только названия заповедников?

  • Ученики говорят, что нужно ещё знать где они находятся, в чем их ценность, как их охранять

и для чего охранять.

           

                    А сейчас давайте послушаем ваши сообщения о самых известных заповедниках России.

  • Один ученик от группы делает сообщение очень краткое.
  • Остальные заполняют таблицу, которая распечатана и лежит на столе.
  • Затем зачитывают что у них получилось.

Название заповедника

Географическое

положение

Уникальность

Проблемы

УЧИТЕЛЬ.  Ребята, возьмите две карты, сравните их и ответьте на вопрос: «На территории каких природных

                    зон располагается наибольшее количество заповедников России?»

                   А сейчас предлагаю вам выполнить творческую работу:

  • 2-м группам придумать эскиз для плаката о защите природы на территории заповедника;
  • 2-м другим группам придумать эмблему для любого заповедника, о котором вы узнали

на уроке.

  • Далее представляют, обсуждают.

  1. Подведение итогов урока.

  УЧИТЕЛЬ. Ребята, смогли мы на уроке изучить все заповедники России? Почему?

                     

  • Высвечивается слайд 9.

                     

                     Ответьте на вопросы этого слайда.

9-й сдайд.          РЕФЛЕКСИЯ.

  • Мне на уроке удалось...
  • Узнать, научиться...
  • Если бы я работал на уроке не в группе, а один, смог бы я достигнуть таких же

результатов?

  1. Домашнее задание.

10-й слайд.     Домашнее задание.

                       1. Составьте рассказ «22 век. Заповедники России».

                       2. Найти в сети Интернет как можно больше адресов, посвященных заповедникам России.

  1. Заключение.

             УЧЕНИК.  Ты, человек, любя природу,

                               Хоть иногда её жалей:

                               В увеселительных походах

                               Не растопчи её полей.

                               В вокзальной сутолоке века  

                               Ты оценить её спеши:

                               Она — твой давний добрый лекарь,

                               Она — союзница души.

                               Не жги её напропалую

                               И не исчерпывай до дна.

                               И помни истину простую -

                               Нас много, а она одна.

                                                                       В. Шефнер

Название

заповедника

Географическое

положение

Уникальность

Проблемы

Название

заповедника

Географическое

положение

Уникальность

Проблемы

Название

заповедника

Географическое

положение

Уникальность

Проблемы

Название

заповедника

Географическое

положение

Уникальность

Проблемы

1.  ЗАГРЯЗНЕНИЕ  ВОДЫ

     ВОЗДУХА  ПОЧВЫ

2.  ВЫРУБКА   ЛЕСОВ

3.     РАДИОАКТИВНОЕ

       ЗАГРЯЗНЕНИЕ

4.     УНИЧТОЖЕНИЕ

       МЕСТООБИТАНИЯ

       РАСТЕНИЙ     И

       ЖИВОТНЫХ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Алтайский заповедник"

Презентация к уроку географии в 8 кл "Охрана растительного и животного мира"...

заповедники Тверской области

презентация к уроку географии - элемент краеведения...

Музей – заповедник «КИЖИ»

В музей, под открытым небом, на острове Кижи, устремляются  миллионы туристов со всех концов света по водным просторам Онежского озера, для того, чтобы узреть одно из чудес света - Преображ...

Урок-экскурсия по государственному историко-культурному музею-заповеднику "Московский Кремль"

Материал данной презентации актуально использовать при знакомстве учителей с учащимися 4 класса или  на первых уроках математики в 5 классе....

Тема. Влияние человека на природу Африки. Заповедники и национальные парки.

Подробный конспект урока. Основная цель урока - экологические проблемы Африки, установление причинно-следственных связей....

Богдинско-Баскунчакский заповедник

Познакомить учеников государственным природным заповедником на территории Астраханской области. Можно эту презентацию использовать на внеклассных мероприятиях....

Астраханский заповедник (проект "Заповедники России").

Животный мир Астраханского заповедника. Природоохранная деятельность....