Доклад "Воспитательный аспект на уроках географии"
статья по географии

Доклад к педсовету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_vospitatelnyy_aspekt_na_urokah_georafii.docx18.82 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Воспитательный аспект на уроках географии»

Мешкова Я.Ш., учитель географии

МКОУ Листопадовской СОШ.

       В настоящее время целью всего образования, в том числе географического, является формирование личности, способной самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения,  решать глобальные проблемы современности.

     Перечисленные качества формируются в процессе воспитания, которое мы рассматриваем как одну из функций обучения географии. Уникальность уроков  географии заключается в том, что на уроках одновременно исследуем  проблемы окружающей среды и общества; рассматриваем  общество, природную среду во взаимосвязи. Слияние в один поток процесса обучения и процесса воспитания  является  успешным только тогда, когда каждому уроку будет придана воспитательная направленность.

   «Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли.  Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

      Сегодня актуальным является вопрос воспитания у школьников чувства патриотизма, потому что возрождение великой России возможно только тогда, когда каждый живущий в ней человек будет искренне любить свою Отчизну. Чтобы воспитать чувства любви к Родине, необходимо её знать.

       Для осуществления данного воспитательного направления исхожу из следующих принципов:

  1. Принцип единства мысли и чувства учащихся, заключающихся в эмоциональной подаче материала урока.
  2.  Принцип связи с жизнью.

 Связь обучения географии с жизнью имеет несколько аспектов:

    а) краеведческий аспект, самый благодатный для патриотического воспитания, зависящий от глубокого знания учителем местной истории и географии;

      б)  политический аспект, заключающийся в отражении и оценке на уроках политических событий;

     в) научно-проблемный, открывающий для школьников достижения отечественной науки и техники;

      г) экологический, природоохранный, правовой, знакомящий учащихся с законодательными актами, воспитывающий бережное отношение к природе;

     д) практический, профориентационный, готовящий школьников для работы в хозяйстве страны, для службы в армии.

           Например, изучая тему «Накопление географических знаний о Земле и о современных исследованиях», для воспитания патриотических чувств школьников я рассказываю об Афанасии Никитине, Н.М.Пржевальском,   Ф.Ф. Беллинсгаузене и М.П. Лазареве и о др.  Важно рассказать вдохновенно, привести примеры мужества этих людей,  рассказать, как они добивались поставленной цели. При изучении  исследователей Евразии, Северной Америки и Антарктиды   в 7 классе и России в 8 классе  учащиеся  с удовольствием находят географические объекты, которые носят  имена наших соотечественников.  Это задание  позволяет ярче показать роль и значение наших выдающихся путешественников и исследователей. Эти великие граждане способствовали установлению связей России со многими странами и народами. Они служили на благо своей страны.

      Изучая тему «План и карта», предлагаю  задания, имеющие познавательную направленность:

  • 10 января 1821 г. русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты – 69o ю.ш. и 91o з.д. (остров Петра I).
  • Прошу вспомнить, кто возглавлял экспедицию и ее результат.

       При изучении темы «Литосферы» рассказываю о большом вкладе в мировую науку наших учёных и инженеров, создавших совершенно новый способ и технику глубинного бурения. Сверхглубокая скважина на Кольском полуострове достигла 12262 м. Совсем и немного по отношению даже к толще земной коры, а если перевести в высоту 9-этажных зданий. Это высота 400 девятиэтажных зданий. Вот это масштабы.

       5 февраля 2012 года, после 20 лет бурения, российские ученые в Антарктиде на глубине 3,7 километра достигли поверхности реликтового озера Восток - самого загадочного озера на Земле. Этот пресный водоем, изолированный от внешнего мира последние 15 миллионов лет, может изменить представления о жизни на планете. Проникновение к этому реликтовому озеру ученые сравнивают с доставкой лунного грунта на Землю. Исследователи предвкушают открытие неизвестных форм жизни и надеются получить новые данные об изменении климата на планете за прошедшие миллионы лет.

     Изучение курса «Физическая география России» обладает наибольшим воспитательным потенциалом. Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны, выработка социально ответственного поведения относятся к числу главных целей данного курса. Среди главных задач курса – создание образа своего родного края.

    Всем известно, что именно к 8 классу престиж знаний у учащихся падает. Они меньше времени тратят на приготовление домашнего задание, а если предмет перестаёт быть интересным, то и качество знаний резко снижается. Поэтому большое внимание уделяю отбору учебного материала, формам и методам его преподнесения, формам проверки усвоения знаний, умений и навыков. Это способствует и выполнению воспитательной нагрузки данного курса. В 8 классе большое значение имеет самостоятельная работа с несколькими источниками знаний, в том числе с компьютерными программами и с материаломи различных сайтов. Учащиеся с удовольствием создают презентации о природных зонах и ПТК. В курсе «География России. Население. Хозяйство» также есть немало возможностей для патриотического воспитания подростков. С каждым годом всё больше внимания уделяем изучению темы населения. Ведь хозяйства без населения не может быть. Учащиеся находят удивительный материал о жизни, быте и традициях больших и малых народов, о народах страны. Изучая  АПК России, обязательно затрагиваю уровень развития сельского хозяйства в Воронежской области, в Грибановском районе и в Краснореченке, в разные периоды.

      Изучая, природные ресурсы России, различные  отрасли промышленности обязательно знакомлю учащихся с существующими проблемами. Эти проблемы, которые  предстоит решать именно поколению будущих выпускников школы.

Проблема воспитания в процессе обучения  – это, действительно, задача государственной важности. И я стремлюсь её решить на уроках географии, через формирование патриотизма, гражданской ответственности, правового и геоэкологического самосознания, духовности и культуры, толерантности, самостоятельности, коммуникативной компетентности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...

Культурологический аспект в изучении географии своего региона (на примере одного урока)

Методическая статья для учителей регеоноведения и краеведения...

Выступление на занятии «мастер-класс» № 2 Тема: Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творческо-исследовательских способностей учащихся.

Выступление на "Мастер -класс" по теме "Теоретические аспекты и практическая значимость метода «исследовательские проекты с применением ИКТ» на уроках географии и во внеурочное время в развитии творче...

Методические аспекты использования мультимедийных средств на уроках географии

Современный урок географии сложно представить без презентаций, аудио- и видеозаписей лекций. Урок познания окружающего мира более всего требует аудиовизуального сопровождения источника информаци...

системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС ООО

С позиции деятельностного подхода ядром технологии обучения географии выступает организация деятельности учащихся по усвоению учебных действий.При этом важно, чтобы реализация практической направленно...

Системно-деятельностный подход на уроках географии в аспекте требований ФГОС при работе с одаренными детьми

В данной презентации отображены основные приемы и методы системно-деятельностного подхода на разных этапах урока при изучении географии....

Презентация РМО учителей биологии, географии, химии "Воспитательный аспект современного урока"

Современный национальный воспитательный идеал –это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за наст...