Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.
статья (география) по теме
Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.
Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаются все, от президента страны до рядового служащего. Эта проблема волнует и нас, учителей. С каждым годом число детей, имеющих различные патологии, увеличивается. Об этом говорит статистика по России в целом. Причины ухудшения здоровья разные: это климатические условия, недостаток йода в организме, безответственность родителей, употребляющих алкоголь, табак, наркотики в период вынашивания плода ребенка, нездоровая экологическая обстановка, увеличение количества времени, проводимого у телевизора и компьютера, перегруженность программным материалом в школе и др.
Встает вопрос: как помочь ребенку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? Следует признать, что большая доля ответственности за ухудшение здоровья учащихся лежит на плечах школы.
. Чтобы решить эту проблему, требуется выполнение одного из условий: разгрузка учебного материала. Разгрузка нужна, прежде всего, в интересах сохранения здоровья учащихся.
.Задачи валеологического воспитания состоят
не только в том, чтобы выработать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, но главное – научить активному творческому применению их во взаимоотношениях с природой, в социуме, по отношению к собственному здоровью. Необходимо формировать научное мировоззрение, экологическое сознание, работать над перестройкой взглядов и представлений человека, добиваясь того, чтобы усвоенные им валеологические нормы становились одновременно нормами его поведения по отношению к природе и собственному здоровью.
Возможности для формирования экологических и валеологических знаний прослеживаются в материале всего цикла природоведческих дисциплин, в том числе географии. Основы закладываются при изучении курса «Природоведения» в 5 классе, углубляются при изучении «Начального курса географии» в 6 классе, конкретизируются в территориальном аспекте при изучении «Географии материков и стран» в 7 – 8 классах, обретают краеведческую окраску в курсе «Географии » в 9 классе.
На этапе 5 – 9 классов наблюдаются проявления возрастных особенностей подросткового периода: изучая географию, подростки демонстрируют неоднозначное отношение к природе и собственному здоровью. Наблюдается несоответствие между высказываемым положительным отношением к природе и негативным поведением в природной среде; пониманием и осуждением пагубности вредных привычек и отсутствием конкретных усилий по их преодолению.
Образование и воспитание учащихся в валеологической сфере при изучении природоведческих дисциплин подкрепляется внеурочной деятельностью, активным участием в пропаганде идей охраны природы, здорового образа жизни. В школе работают кружки и факультативы, проводятся праздники, конкурсы, беседы, выставки, все это подкрепляется практическими делами (посадка и уход за деревьями и кустарниками, озеленение школы, создание цветников и экологической тропы, подкормка птиц и др.).
Приоритет общечеловеческих ценностей требует развивать у учащихся убежденность в необходимости сохранения здоровья и окружающей среды как важнейшей ценности мирового сообщества. Валеологическая культура личности становится одним из ведущих показателей ее развития.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра¬зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре¬мени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в тече¬ние урока такова:
1. 5-25-я минута — 80%;
2. 25-35-я минута — 60-40%;
3. 35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мне¬нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Психолого-педагогические технологии на уроке географии
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление.
К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи¬ческих условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
4. создание положительного эмоционального на¬строя на работу всех учеников в ходе урока;
5. использование проблемных творческих заданий;
6. стимулирование учеников к выбору и самостоя¬тельному использованию разных способов вы¬полнения заданий;
7. применение заданий, позволяющих ученику са¬мому выбирать тип, вид и форму материала (сло¬весную, графическую, условно-символическую);
8. рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо¬лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Уважаемые коллеги! От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, и это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс интуитивно необходимо чувствовать ситуацию в классе. Вообще, любой педагог - это в первую очередь человек - психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, психологическом спокойствие). От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
valeologicheskiy_aspekt_raboty_uchitelya_geografii.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.
Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаются все, от президента страны до рядового служащего. Эта проблема волнует и нас, учителей. С каждым годом число детей, имеющих различные патологии, увеличивается. Об этом говорит статистика по России в целом. Причины ухудшения здоровья разные: это климатические условия, недостаток йода в организме, безответственность родителей, употребляющих алкоголь, табак, наркотики в период вынашивания плода ребенка, нездоровая экологическая обстановка, увеличение количества времени, проводимого у телевизора и компьютера, перегруженность программным материалом в школе и др.
Встает вопрос: как помочь ребенку быть физически развитым, как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия? Следует признать, что большая доля ответственности за ухудшение здоровья учащихся лежит на плечах школы.
. Чтобы решить эту проблему, требуется выполнение одного из условий: разгрузка учебного материала. Разгрузка нужна, прежде всего, в интересах сохранения здоровья учащихся.
.Задачи валеологического воспитания состоят
не только в том, чтобы выработать у учащихся определенную систему знаний, умений и навыков, но главное – научить активному творческому применению их во взаимоотношениях с природой, в социуме, по отношению к собственному здоровью. Необходимо формировать научное мировоззрение, экологическое сознание, работать над перестройкой взглядов и представлений человека, добиваясь того, чтобы усвоенные им валеологические нормы становились одновременно нормами его поведения по отношению к природе и собственному здоровью.
Возможности для формирования экологических и валеологических знаний прослеживаются в материале всего цикла природоведческих дисциплин, в том числе географии. Основы закладываются при изучении курса «Природоведения» в 5 классе, углубляются при изучении «Начального курса географии» в 6 классе, конкретизируются в территориальном аспекте при изучении «Географии материков и стран» в 7 – 8 классах, обретают краеведческую окраску в курсе «Географии » в 9 классе.
На этапе 5 – 9 классов наблюдаются проявления возрастных особенностей подросткового периода: изучая географию, подростки демонстрируют неоднозначное отношение к природе и собственному здоровью. Наблюдается несоответствие между высказываемым положительным отношением к природе и негативным поведением в природной среде; пониманием и осуждением пагубности вредных привычек и отсутствием конкретных усилий по их преодолению.
Образование и воспитание учащихся в валеологической сфере при изучении природоведческих дисциплин подкрепляется внеурочной деятельностью, активным участием в пропаганде идей охраны природы, здорового образа жизни. В школе работают кружки и факультативы, проводятся праздники, конкурсы, беседы, выставки, все это подкрепляется практическими делами (посадка и уход за деревьями и кустарниками, озеленение школы, создание цветников и экологической тропы, подкормка птиц и др.).
Приоритет общечеловеческих ценностей требует развивать у учащихся убежденность в необходимости сохранения здоровья и окружающей среды как важнейшей ценности мирового сообщества. Валеологическая культура личности становится одним из ведущих показателей ее развития.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выра зить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Учащиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого вре мени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей.
Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний учащихся в тече ние урока такова:
- 5-25-я минута — 80%;
- 25-35-я минута — 60-40%;
- 35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мне нии, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы учащиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Специальными исследованиями выявлено, что у учащихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность учащихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Психолого-педагогические технологии на уроке географии
Снятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т. п.
На начальном этапе это могут быть игровые задания для обобщения знаний. Для старших классов можно использовать задания фантастического или детективного содержания, также активизирующие творческий потенциал. Задания на обобщение материала могут быть представлены в виде рекламы того или иного закона, явления или теоремы.
Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление.
К тому же введение в урок литературных или исторических отступлений способствует не только психологической разгрузке, но и установлению и укреплению межпредметных связей, а также и воспитательным целям.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологи ческих условий для организации учебной деятельсти, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
- создание положительного эмоционального на строя на работу всех учеников в ходе урока;
- использование проблемных творческих заданий;
- стимулирование учеников к выбору и самостоя тельному использованию разных способов вы полнения заданий;
- применение заданий, позволяющих ученику са мому выбирать тип, вид и форму материала (сло весную, графическую, условно-символическую);
- рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наибо лее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Уважаемые коллеги! От учителя зависит благоприятный психологический климат на уроке. Так как в классе у каждого ученика свой темперамент, свой характер, и это необходимо учитывать педагогам. Входя в класс интуитивно необходимо чувствовать ситуацию в классе. Вообще, любой педагог - это в первую очередь человек - психолог, человек, который может повернуть ситуацию в нужном направлении. Так что, уважаемые коллеги, мы всегда должны быть в форме (в смысле, психологическом спокойствие). От этого во многом зависит проведение урока и психологическое состояние наших учеников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы учителя географии Королёвой О.В. по формированию практических умений и навыков на уроках географии.
Опыт работы учителя географии по применению практических работ на уроках....
Обобщениеи опыта работы учителя географии и биологии Фроловой Н.В.Интерактивные технологии обучения на уроках географии как средства формирования коммуникативной компетентности школьников.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные...
Выступление на секции учителей географии по теме "Проектные технологии на уроках и во внеурочной работе по географии"(Из опыта работы учителя географии Прониной Антонины Ивановны"
Учитель делится опытом своей работы по использованию проектной технологии на уроках и внеурочной деятельности по географии....
Работа учителя по формированию регулятивных учебных действий на уроках русского языка и литературы в соответствии с требованиями ФГОС основной школы
Каким образом нужно выстроить свою деятельность молодым педагогам, чтобы выполнять требования системно-деятельностного подхода, определённые в ФГОС? Становлению человека самостоятельного, способного п...
Методические рекомендации учителям географии по теме "ИКТ технологии на уроках географии как средство формирования УУД учащихся
Новизна и теоретическая значимость методической разработки состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования УУД на основе реализации дидактических возможностей ИКТ при осуще...
Валеологический аспект работы в условиях коррекционной школы
Самое большое счастье - это Здоровье!Цель: Создание условие для формирования ЗОЖ у воспитаников с ОВЗ....
Формирование благоприятного психологического климата на уроках географии как фактор здоровьесбережения
В своей статье я хочу представить педагогические технологии обучения, обеспечивающие здоровьесбережение, воспитание здорового образа жизни и создающие благоприятную психологическую обстано...