Формирование благоприятного психологического климата на уроках географии как фактор здоровьесбережения
статья

Исайкина Юлия Николаевна

В своей статье я хочу представить  педагогические технологии обучения, обеспечивающие здоровьесбережение, воспитание здорового образа жизни и создающие  благоприятную психологическую обстановку на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование благоприятного психологического климата на уроках географии  как фактор здоровьесбережения

Исайкина Ю.Н.

МБОУ СШ № 12 с кадетскими классами

имени А.И. Сорокина

«Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил – важнейший источник жизнерадостного мировосприятия, оптимизма,

готовности преодолеть любые трудности».  

В. А. Сухомлинский

Проблема сохранения и укрепления здоровья  в настоящее время стала особенно актуальной,  ведь  состояние здоровья современных детей  вызывает серьезную тревогу. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации  обучения, снизили творческую и двигательную  активность, замедлили  физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в  социальном поведении школьников. Традиционная организация образовательного процесса создает постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней опорно-двигательного аппарата, патологии нервной системы, органов чувств, сердечнососудистой и пищеварительной систем. Возникает вопрос, как помочь ребенку, чтобы он начал жить активной интересной и полноценной жизнью?

В каждой школе  забота о здоровье учащихся является одним из главнейших приоритетов работы всего педагогического коллектива, ведется активный поиск форм и методов здоровьесберегающей деятельности.

По словам профессора Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся»[10]. Данные технологии должны удовлетворять принципам здоровьесбережения, которые сформулировал Н. К. Смирнов:

 •   Не навреди! — все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью ученика и учителя.

•   Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние участников образовательного процесса [10].

Миссия школы определяется как процесс развития школы, способствующий интеллектуальному, культурному, физическому и нравственному развитию учащихся, их адаптации к жизни в обществе, созданию основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству на военном и гражданском поприще [9] . У каждого ребенка надо стараться развивать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья. Главная черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника. На уроках географии  я создаю условия для получения  знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни и  практического применения этих знания в повседневной жизни. 

В своей работе я придерживаюсь  следующих принципов:

 – учет индивидуальных, возрастных, физических и психологических  особенностей  детей;

создание благоприятного психологического комфорта на уроках; 

– соблюдение санитарно-гигиенических  норм в кабинете (маркировка в соответствии с ростом и возрастом, освещение, оформление, проветривание, гигиена);

– соблюдение двигательной активности на уроке (физкультминутки, динамические паузы, осанка детей, и т.д.);

– соблюдение правильной организации урока  (смена форм деятельности во время урока, рациональная организация учебной деятельности.);

– введение в уроки здоровьесберегающих элементов с помощью разнообразных форм, методов и средств обучения.

Я считаю, что одной из самых главных и сложных задач является  создание благоприятной  психологической атмосферы в течение урока. Я всегда стараюсь наблюдать и контролировать эмоциональное состояние класса, ведь положительное эмоциональное настроение помогает эффективному усвоению учебного материала и способствует разностороннему развитию личности каждого  ребенка.

Главные составляющие доброжелательной обстановки во время урока – это отношение учителя с  детьми, манера поведения с учащимися, радость от достижения учеников, контроль за своими эмоциями.

В своей статье я хочу представить  педагогические технологии обучения, обеспечивающие здоровьесбережение, воспитание здорового образа жизни и создающие  благоприятную психологическую обстановку на уроках географии

Игровые технологии  позволяют снять эмоциональное напряжение и учебную нагрузку, способствуют воспитательным целям урока, формирующим правильное отношение школьников к своему здоровью.

В 5-6 классах  использую игровые моменты и  ситуации («загадки», «воображаемое путешествие вглубь Земли», «телеграмма», «конкурс проектов туристических фирм»).  В старших  классах практикую    задания  фантастического или детективного характера (найти исчезнувший остров или корабль), в виде рекламы продукции разных отраслей хозяйства России, создания путеводителей и  маршрутов путешествий, разработки правил поведения человека при стихийных явлениях для сохранения его здоровья, работы метеослужбы, которая выявляет влияние особенностей погоды на здоровье, жизнь и хозяйственную деятельность людей в России и разных странах.

Ролевые игры (уроки-конференции  «Качество жизни населения в разных странах», «Глобальные проблемы человечества», уроки-путешествия, уроки-исследования  и т.д.) На этих уроках у ребят есть возможность свободно перемещаться по классу, самим выбирать роли, сотрудничать друг с другом, что создает благоприятный психологический настрой. В процессе игры срабатывает ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя. Учебный материал в игре усваивается непринужденно, как бы само собой. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

Для снятия напряжения и утомляемости очень важны игровые физкультминутки, проводимые на 20 минуте урока (Приложение 1,2)

Проектные технологии,  помогают учителю в формировании установок на соблюдение правил здорового образа жизни, когда темы проектов, направлены на ЗОЖ  (проекты «Развитие рекреации на Северном Кавказе», «Рекреационные ресурсы Нижегородской области», «Влияние капризов погоды на здоровье людей», «Влияние цветовой гаммы города на здоровье  жителей»).

Технологи проблемного обучения, через постановку проблемных вопросов, направленных на формирование  на ЗОЖ («Почему Японию называют нацией здоровых людей, несмотря на неблагоприятную экологическую обстановку и очень высокий темп жизни?»; «Почему на Северном Кавказе так много долгожителей»).

Личностно-ориентированные технологии, где в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение безопасных и  комфортных условий её развития и реализации природных возможностей [11].

Педагогика сотрудничества – создает  все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов, путём наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации [5].

Данные  технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах,  дают мне возможность  показать ученику, как связан изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье. Здоровый образ жизни ребенка, который воспитывают в кадетах школы, должен быть предметом обсуждения и дома в семье, находить поддержку у родителей [1].

Список литературы

  1. Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома: Практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2015
  2. Бабанский Ю. К. «Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса» 1982г. – 480 с.
  3. Безруких, М.М. Здоровьесберегающая школа. / М.М. Безруких. – М., 2014г.
  4. Вайнер, Э.Н Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. – 2012. – №1. – С. 21-26.
  5. Колесникова, М.Г. Здоровьесберегающая деятельность учителя
    // Естествознание в школе. – 2005. – №5. – С. 50-55.
  6.  Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника : пособие для учителя / под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184 с.
  8. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.  С. 147
  9. Рабочая программа воспитания МБОУ СШ № 12 с кадетскими  классами им. А.И. Сорокина – 24с.
  10. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
  11. Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. –Ростов на /Дону: Феникс, 2007. – 285 с.
  12. Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. – 220 с.

Приложение 1

Физкультминутка для снятия напряжения с глаз

Стой на месте раз, два, три

Ты на запад посмотри,

На восток ты посмотри,

А теперь взгляни на север,

Не забудь ты и про юг.

А затем зажмурь-ка глазки,

Медленно их открывай,

Часто-часто поморгай.

Над горою дым витает-

Это грозное явленье

То вулкана изверженье

Приложение  2

Физкультминутка для снятия утомляемости

с опорно-двигательного аппарата

«Стороны горизонта»

север  -  вытянуть руки вверх, встать на носочки

(север в верхней части карты),

запад – делаем поворот туловища влево

   восток - поворот туловища вправо,  

юга - присаживаются на корточки (нижняя часть карты).

  юг - присесть на корточки (нижняя часть карты).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-значимый проект «Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»

Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических ...

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

Методическая разработка на тему: "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"

Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Рабочий коллектив – это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства, это та основа, на которой строится образовательная организация, система производственных и трудовых взаимоотн...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Сплочение педагогического коллектива, развитие коммуникативных навыков, эмоциональной устойчивости, уверенности в себе, доброжелательного отношения друг к другу....