Практико-значимый проект «Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»
материал по теме

Медведева Наталья Михайловна

Работа содержит рекомендации по определению и формированию благоприятного психологического климата в группе студентов, а также практические показатели его оценки с использованием ряда психологических тестов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Практико-значимый проект151 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ

СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИРАРНЫЙ ИНСТИТУТ»

Факультет повышения квалификации и профессиональной переподготовки

Практико-значимый проект

«Условия формирования благоприятного психологического климата в группе студентов»

Группа: АИ 19-12

Выполнила: Медведева Наталья Михайловна

Преподаватель: к.п.н., доцент кафедры педагогики,

Мухорина Наталья Борисовна

Коломна 2012

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Теоретическое обоснование                                                                                  4

Практическая часть                                                                                               12

Заключение                                                                                                            16

Список использованной литературы                                                                   17

Введение

Цель работы — рассмотрение условий формирования положительного психологического климата в группе студентов  средне-специальных учебных заведений.

Гипотеза проекта состоит в предположении, о том, что формирование благоприятного психологического климата в студенческой группе  будет обеспечено, если будут проанализированы условия для его создания и затем приняты меры по его улучшению.

Для реализации поставленной цели и проверки гипотезы использована совокупность общенаучных и психологических методов: теоретический (изучение литературы по проблеме); эмпирический (педагогическое наблюдение).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ педагогической, психологической и специальной  литературы с целью выявления сущности понятия психологического климата в студенческой среде. Определить подходы к данной проблеме;

2. Выявить факторы, влияющие на состояние психологического климата в коллективе;

         3. Определить и обосновать совокупность психологических условий, необходимых для эффективного формирования благоприятного психологического климата в группе студентов среднего профессионального образования.

Объект исследования: нравственно-психологический фон внутриколлективных отношений в группе. Предмет исследования: факторы, влияющие на поддержание благоприятного психологического климата

Теоретическое обоснование

        Студенческая группа – психологический центр формирования специалиста. Именно здесь формируются высокие нравственные качества, правильное отношение к учебе. Студенческая группа способна существенно повысить эффективность индивидуального процесса усвоения знаний. Но для этого нужно, чтобы студенческая группа стала коллективом (командой), где каждый готов помочь каждому, где существует культ учения и знания, атмосфера научного поиска или, другими словами, чтобы в группе установился благоприятный психологический климат.

 Создание благоприятного психологического климата в студенческой группе является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знания его природы и средств регулирования. Формирование хорошего психологического климата требует понимания психологии людей, обучающихся в средне-специальном учебном заведении, их эмоционального состояния, отношений друг с другом, особенностей индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Понятие психологический климат давно определилось в социальной психологии и социологии вместе с аналогичными понятиями, такими как «морально-психологический климат», «нравственная атмосфера», «настрой», атмосфера, дух, обстановка, микроклимат, ситуация, экология группы, социальная среда и другие. В.Б. Ольшанский говорил о том, что «человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».

Более точно сущность психологического климата отразил К.К. Платонов, представив его как «взаимодействие физической и социальной среды и личности, которое стойко отражается ее сознанием, формируя ее психическое состояние...», выступая при этом как одна из структурных характеристик группы. «Психологический климат для каждого члена группы — это объективная реальность, которую он отражает, включаясь в эту группу; отраженный психологический климат становится одновременно и его субъективной реальностью, и объективной реальностью для других членов этой группы» [2].

Для определения природы климата необходимо принимать во внимание не просто то, что влияет на студентов, но прежде всего сам факт влияния. При анализе и понимании климата внимание следует сосредоточить на феномене влияния группы на личность, на каналы и механизмы этого влияния, среди которых заражение, обучение, давление и пр.

Климат группы –  это те компоненты коллективной психологии, которые оказывают воздействие на самочувствие, здоровье, развитие и деятельность человека, входящего в состав данной группы (организации). Речь идет, прежде всего, о психологических условиях, в которых живут и учатся студенты, и которые в значительной степени создаются ими.

Психологический климат группы – это совокупность всех влияний членов группы друг на друга, а также психологических условий, которые позволяют или мешают удовлетворению социальных потребностей его членов. К этим условиям относятся:

  1. внутригрупповая информация, которая удовлетворяет потребности в знании и ориентировке;
  2. признание (принятие), уважение друг друга;
  3. групповые факторы, которые позволяют человеку реализовать свой интеллектуальный и эмоциональный потенциал, сыграть ту роль, для которой он способен и подготовлен;
  4. возможность чувствовать себя свободным, иметь статус, не ущемляющий его самооценку.

Климат – это также и групповое давление, и социальный контроль.

Именно так характеризует психологический климат Ю. П. Платонов: «Это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе».

Климат – это показатель взаимоотношений «личность – группа». Студент, живущий и действующий в группе, испытывает с ее стороны разные воздействия, в том числе давление, принуждение, ущемление. Он может своим коллективом гордиться и дорожить… Он может его бояться и ненавидеть. Студент может пренебрегать коллективом, в котором он учится, и не считаться с ним. Все это жизненные проявления группового климата. Под психологическим климатом следует понимать комфортность группы (организации, общества)  для индивида.

Психологический климат – конечное, наиболее близкое к студенту проявление социальной среды, - того культурно-психологического и морального климата, намеренно или непреднамеренно, сознательно или бессознательно создаваемого для личности и групп самими студентами, и слагающегося из влияния студентов друг на друга непосредственно и с помощью средств материального, энергетического и информационного воздействия.

         Психологический климат студенческой группы наделен рядом особенностей, которые вытекают из психологической природы самой студенческой группы, которые, в свою очередь, порождаются ведущим видом  деятельности студентов - учебой, имеющей специфические психологические характеристики. Познавательная деятельность обучаемых - это интеллектуальный труд, сложность и напряженность которого достигает высокого уровня. В результате выполнения студентами учебных заданий у них формируются профессионально важные знания, умения, навыки и качества личности. Учебный труд,  таким образом, имеет двоякого рода результаты: а) внешние - выполнение учебных заданий, т.е. изучение указанной литературы, выполнение контрольных и других работ и даже ответы на экзаменационные  вопросы; б) внутренние - соответствующие убеждения, умения, освоенные способы решения профессионально важных практических задач, моральные и мотивационные качества личности.

Специфика учебных задач состоит в том, что они обычно не распределяются между студентами, а решаются каждым из них в полном объеме. Если на производстве общие задачи расчленяются на частные, соответствующие специальностям в рамках того или иного разделения труда, то в учебном процессе общая задача группы за некоторыми исключениями (ролевые, имитационные игры и т.п.) является также и задачей каждого отдельного студента.

Эта нерасчленяемость учебных задач, а то и отсутствие такого понятия, как общая задача группы, не стимулирует коллективную деятельность, учебное взаимодействие студентов. Отсюда – климат индивидуализма, препятствующий развитию общей образовательной среды группы.

В то же время сходство решаемых учебных задач является важным фактором сближения студентов, помогает им понять индивидуальный стиль учебной работы друг друга, обмениваться опытом, правильно оценивать своих товарищей и практиковать взаимопомощь. Студенты на равных правах могут обсуждать изучаемые темы и проблемы учебы в целом, уделяя внимание методам работы, вскрывать причины трудностей, высказывать полезные рекомендации. Здесь методы работы каждого, причины недостатков, пути их устранения могут стать предметом делового разговора. В итоге - создаются благоприятные условия для дружной совместной учебы, стимуляции учебной и общественной активности студентов, развития взаимопомощи.

Специфической чертой студенческой группы  является принятая ею цель - обеспечение благоприятных условий для овладения каждым учебной программой средне-специального учебного заведения и всесторонней подготовки к самостоятельной профессиональной деятельности. Реализация этой цели достигается тем, что, во-первых, группа создает обстановку взаимодействия, взаимопомощи и коллективного труда, которая стимулирует индивидуальную  активность, и, во-вторых, студенты как члены коллектива приобретают опыт решения своих внутриколлективных проблем, практически знакомятся с психологическими механизмами регулирования совместной жизни и дельности и, таким образом, готовят себя к успешной работе по руководству коллективом в будущем.

Студенческая группа характеризуется особенностями своей композиции. Здесь наряду с относительной однородностью образования, возраста и некоторых других данных, имеются существенные межличностные и социальные различия.

Сегодня в студенческих группах представлены различные социальные слои современного общества. Условно можно разделить студентов, входящих в состав группы по принадлежности к трем статусным слоям: высокому, среднему и низкому. Для студента, имеющего высокий статус, среднестатусные и низкостатусные однокурсники, а для студента, занимающего средний статус – низкостатусные - не являются равными  как в формальном, так и неформальном взаимодействии, и, более того, иногда оказываются в подчиненном положении. Они для «вышестоящего» подчас просто непривлекательны. Высокостатусный член группы – это носитель неформальной власти. Его мнение по значимым групповым вопросам является определяющим. При этом эмоционально-личное отношение к вышестоящему студенту может  быть и негативным, и позитивным. Высокостатусные студенты могут находиться в дружеских отношениях друг с другом, но могут и остро конкурировать.

Среднестатусные члены студенческой группы большинстве случаев дружат между собой. Иногда они примыкают к подгруппам последователей конкурирующих лидеров. Случается, что эта категория студентов вообще не контактирует друг с другом.

Для аутсайдеров студенческое сообщество теряет свою привлекательность, контакты с сокурсниками перестают быть личностно значимыми. Это приводит к появлению референтных групп вне средне-специального учебного заведения.

Таким образом, социальное неравенство оказывает свое воздействие на психологический климат студенческой группы.

На психологический климат групп, которые  состоят из студентов различных национальностей, имеющих определенные традиции, влияет этнический фактор. Студенты некоторых национальностей иногда держатся обособленно, проявляют нетерпимость в общении. Для них важна адаптация в коллективе, эффективность которой зависит от множества факторов: социально-культурной дистанции между населением принимающей среды и студентами, которые оказываются в меньшинстве, индивидуальной психологической гибкости, особенностей родной культуры, религиозных убеждений, языковых способностей и др.

Правда, через некоторый период совместной учебы происходит значительное выравнивание социально-культурных  различий между студентами – представителями различных экономических, социальных и национальных групп.

Одной из особенностей студенческого коллектива, влияющих на его климат, является простота его организационной структуры: студенты, они и есть студенты, которые в пределах одной учебной группы не дифференцируются по специальностям и специализациям, тем более по «должностям» и рабочим функциям, как в трудовом коллективе. Все в формально-должностном отношении равны, и только старосты немного выделяются из этого слоя.

Психология студенческой группы и, в том числе ее климат, отличаются тем, что формируются, что называется, «с нуля». Студенты-первокурсники не вливаются в уже существующие группы, а создают свои собственные, хотя и на основе традиций, существующих в средне-специальном учебном заведении, в том числе и под влиянием особых традиций старших курсов. В последующем развитии студенческий коллектив проходит ряд этапов сплочения, в общих чертах соответствующих динамике, описанной А. С. Макаренко. Одним из наиболее сложных и ответственных этапов в истории студенческого коллектива и в жизни каждого отдельного студента является начальный период. В это время студенты слабо ориентируется в условиях жизни колледжа и учебы, не умеют взаимодействовать друг с другом, согласовывать свои усилия при выполнении учебных задач, что приводит к большим затратам сил, вызывает усталость и порождает искаженное представление о сложностях учебы.

В процессе складывания групповой психологии существенное значение имеет овладение навыками коллективного мышления, согласования взглядов и выработки единых мнений. Учебная группа, живущая одной жизнью и одними учебно-деловыми целями, получает большую практику в коллективном обсуждении различных проблем и быстро вырабатывает свое мнение по любому вопросу, привлекающему интерес, в результате чего легко достигается единство взглядов и действий. Наряду с несомненными достоинствами этого социально-психологического явления возможны известные издержки, торопливость, недостаточная критичность при восприятии и обсуждении информации, неустойчивость мнений.

Климат студенческой группы находится под воздействием ряда технических, санитарно-гигиенических факторов: оснащение аудиторий, обеспеченность учебной и научной литературой, разработанность программ обучения и т.д.

Процессы формирования психологического климата испытывают влияние индивидуальных особенностей студентов, и их сочетание, которое способствует или мешает формированию духа общности в коллективе. Индивидуально-личностный фактор обусловливает ролевые, статусные и лидерские процессы. Одни студенты становятся более популярными, играют более значимые роли, становятся лидерами, другие испытывают трудности в групповой динамике, пребывая в течение некоторого времени в качестве аутсайдеров. Если группа для таких студентов не становится референтной, то они могут компенсировать свой низкий статус участием в других группах, более личностно значимых для него в колледже или за его пределами.

К студентам, занимающим высокий статус, тянутся другие, и в итоге образуются микрогруппы по 3 – 5 человек. Каждая микрогруппа относительно обособлена, имеет свой психологический климат, особый стиль отношений в зависимости от индивидуально-психологических особенностей своих членов. Студенты, входящие в микрогруппы, поддерживают друг друга, стремятся проводить вместе время. Происходит и дальнейшая дифференциация - на уровне микрогрупп.

Все эти процессы и явления концентрируются, в конечном счете, в психологическом климате группы. Благоприятный климат в группе каждым человеком переживается как состояние удовлетворенности отношениями с однокурсниками, преподавателями, своей работой, обучением, процессами и результатами. Это повышает настроение человека, положительно влияет на желание учиться и развивать свои творческие навыки. Если группа успешно справляется со своими задачами, то ее члены испытывают теплые взаимные чувства и гордятся своим групповым членством и своей группой Благоприятный психологический климат является условием повышения интереса к учебе.

Недостаточно сплоченную группу трудно нацелить на решение какой-либо задачи. Неблагоприятный климат индивидуально переживается как неудовлетворенность взаимоотношениями в группе, условиями и содержание обучения. Это сказывается на настроении человека, на его посещаемости учебных занятий, то есть психологический климат студенческой группы оказывает свое влияние на успеваемость студентов.

 Практическая часть

Оказать положительное воздействие на формирование здорового психологического климата в группе может ее классный руководитель. Все преподаватели могут способствовать оздоровлению социально-психологической атмосферы, предлагая группам групповые задачи,  предполагающие взаимную ответственность. Созданию благоприятной атмосферы в группе способствуют игровые формы обучения и социально-психологические тренинги.

Работа классного руководителя направлена, в первую очередь, на адаптацию студента к условиям средне-специального учебного заведения, создание доверительных отношений в группе, на формирование социально одобряемого поведения студента, на профессиональное самосовершенствование. Классный руководитель выполняет диагностическую функцию, когда он знакомится со своей группой. Он информирует студентов о событиях в колледже, организует общение с интересными людьми.  Классный руководитель часто встречается со своими студентами, и встречи эти превращаются в товарищеские беседы.

Для определения психологического климата в группе существует ряд социометрических разработок. В группе из пятнадцати человек, где я осуществляю классное руководство, мною было предложено три социометрических теста. На момент опроса присутствовало двенадцать человек. По желанию студентов тесты носили анонимный характер.

 Групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое. Ее можно определить с помощью индекса групповой сплоченности Сишора.

Расчет индекса групповой сплоченности Сишора показал следующие результаты.

Данные по определению индекса групповой сплоченности Сишора.

Таблица №1

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Баллы

16

16

16

18

12

9

17

18

18

16

17

8

Среднее значение по группе 15,08

Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов группы:

  1. 15, 1 баллов и выше - высокая;
  2. 11, 6 - 15 - выше средней;
  3. 7 - 11,5 - средняя;
  4. 4 - 6,9 - ниже средней;
  5. 4 и ниже - низкая.

Таким образом видны показатели сплоченности в группе средние и выше среднего.

Исследование по карте субъективных оценок психологического климата показало более жесткие показатели в опрошенной группе.

Данные карты субъективных оценок психологического климата

Таблица №2

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Баллы

3,0

2,9

3,15

2,9

3,0

2,7

2,8

2,7

3,2

3,0

3,05

1,55

Пояснение к тесту:

4, 0 — оптимальный психологический климат;

3, 9 - 3, 6 — положительный психологический климат;

3, 5 - 2, 6 — ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных  характеристик;

2, 5 - 1, 6 — ситуативно - отрицательный климат или неустойчивый с преобладанием отрицательных  характеристик;

 1,5 - 1, 0 — негативный психологический    климат коллектива

Разноплановость ответов студентов в целом отражает показатель 2,83 (среднеарифметическое значение) - ситуативно-положительный климат или неустойчивый с преобладанием положительных  характеристик.

Третий тест показал боле оптимистический вариант социально-психологического климата в студенческом  коллективе.

Данные социально-психологического климата в студенческом  коллективе

Таблица №3

№ теста

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Баллы

15

15

15

15

17

13

14

14

13

14

14

11

Пояснение к тесту:

Итоговый показатель может составлять от 5 (очень неблагоприятно) до 17 баллов (очень высокая оценка привлекательности); средние показатели – 10 – 12 баллов. 13 – 16 баллов – благоприятный уровень социально – психологического климата в коллективе.

Среднее значение по группе составило 14,17, то есть с уверенностью можно говорить о благоприятный уровень социально – психологического климата в коллективе.

Благоприятный психологический климат оказывает влияние на посещаемость занятий в группе и успеваемость. Средний балл по последней промежуточной аттестации в группе студентов составил 3,96.

К сожалению, на первом курсе не было проведено подобное исследование, и нельзя рассмотреть как складывался благоприятный психологический климат в группе. Но важно и далее поддерживать такой психологический климат, а с некоторыми студентами (с низкими показателями по баллам) активизировать психолого-педагогическую работу. Группе необходим общеколлективный интерес, направленный на учебную деятельность, и этот интерес надо систематически «тренировать», всесторонне укрепляя единение группы.

Успешное завершение совместного группового учебного мероприятия, в котором приняли участие все студенты, улучшает межличностные отношения. Совместное переживание успеха сближает студентов, стирает социальные и экономические барьеры между ними, снимает конфликты, способствует улучшению внутреннего имиджа  группы.

Ряд вопросов управления группой необходимо будет решать в контакте со старостой, учитывая знание ею статусно-ролевой структуры группы и индивидуальных особенностей студентов. К психологически изолированным студентам необходимо будет быть внимательным и осторожным в оценочных суждениях, не подчеркивать публично их недостатки.

Целесообразно будет практиковать задания, которые требуют от студентов объединения усилий, разделение обязанностей, что рождает взаимную ответственность. Введение коллективных форм учебной деятельности (наряду с индивидуальной) должно позволить  заметно увеличивает число деловых отношений в группе, при этом значительно повысить  взаимопомощь и доброжелательность.

Эффективным средством регуляции психологического климата  в коллективе будет является групповой тренинг. Так как уже после первого сеанса психологического тренинга в группе должно меняется поведение: уменьшается категоричность оценок, возрастает дружелюбие.

        Заключение

        В психологическом климате главное – это влияние различных сторон психологии (культуры) на жизнь и деятельность человеческой личности; в зависимости от того, каково это влияние, таков и климат. Здесь, поистине «человек – мера всех вещей».

Психологический климат студенческой группы является мощным стимулом учебной деятельности для каждого студента. Практика колледжа показывает, что значительное число студентов не могут раскрыть свои способности и вполне овладеть учебной программой в составе группы, которая не создает им психологического комфорта. Не участвуя в групповых формах учебной работы, они не овладевают важнейшими социально-психологическими компетенциями, абсолютно необходимыми для современного специалиста со средне специальным образованием.

От колледжа, его преподавательского состава зависит, каким будет климат в студенческой среде, а, следовательно, и образовательная среда в целом.

Список использованной литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Изд. 3. М.: Наука, 1994. 325 с.
  2. Платонов К.К. Проблемы управления психологическим климатом коллектива // Социально-психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов. Курган, 1977. – С.138 — 139.
  3. Платонов Ю.П. Основы социальной психологии. – СПб., 2004. – С.310.
  4. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога: учебное пособие — М.: Изд. центр «Академия», 2006.
  5. Утлик В.Э. Психологический климат студенческой группы // Инновации в образовании. №8. 2010. С 32-42
  6. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. М, 2000. 
  7. Психологические условия формирования благоприятного психологического климата. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com
  8. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.
  9. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm
  10. Фатыхова Р. М. Сущность культуры педагогического общения и механизмы её формирования. – Уфа.: БГПУ, 2008




Приложение

Тест №1
Определение индекса групповой сплоченности Сишора 
I. Как Вы оценили бы свою принадлежность к группе? 
1. Чувствую себя ее членом, частью коллектива.
2. Участвую в большинстве видов деятельности.
3. Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.
4. Не чувствую, что являюсь членом группы.
5. Живу и существую отдельно от неё.
6. Не знаю, затрудняюсь ответить.
II. Перешли бы Вы в другую группу, если бы Вам предоставилась такая возможность (без изменения прочих условий)? 
1. Да, очень хотел бы перейти.
2. Скорее, перешел бы, чем остался.
3. Не вижу никакой разницы.
4. Скорее всего, остался бы в своей группе.
5. Очень хотел бы остаться в своей группе.
6. He знаю, трудно сказать.
III. Каковы взаимоотношения между членами Вашей группы? 
1. Лучше, чем в большинстве групп.
2. Примерно такие же
, как и в большинстве групп.
3. Хуже, чем в большинстве групп.
4. Не знаю.
IV. Каковы у Вас взаимоотношения с преподавателями? 
1. Лучше, чем в большинстве групп.
2. Примерно такие же, как и в большинстве групп.
3. Хуже, чем в большинстве групп.
4. Не знаю.
V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в Вашей группе? 
1. Лучше, чем в большинстве групп.
2. Примерно такие же, как и в большинстве групп. 
3. Хуже, чем в большинстве групп.
4. Не знаю.

 Тест №2.

Карта субъективных оценок психологического климата

Инструкция: Оцените следующие утверждения о вашем классе по 4-хбалльной шкале:

всегда — 4

часто  — 3

иногда — 2

     никогда — 1

  1. В нашей группе бодрое, радостное настроение.
  2. В отношениях между ребятами существует одобрение и поддержка.
  3. В группе ребята дружные.
  4. Ребятам нравится вместе проводить свободное время.
  5. Ссоры и конфликты в группе ребята справедливо разрешают сами.
  6. В группе осуждают нарушителей дисциплины.
  7. Ребята критикуют друг друга по-доброму, необидно, искренне желая помочь.
  8. Достижения и неудачи группе горячо переживаются большинством.
  9. В актив избираются ребята, пользующиеся  авторитетом.
  10. Ребята в группе сочувствуют друг другу, неудачи одного огорчают многих.
  11. В группе осуждают ребят, недобросовестно относящихся к учебе.
  12. У ребят проявляется чувство гордости за свою группу, если его хвалят.
  13. Активисты способны организовать коллектив и повести его за собой.
  14. Общественные поручения выполняются ребятами охотно.
  15. Ребята знают и чувствуют, что товарищи придут на помощь, если попал в беду.
  16. Коллектив дружно осуждает тех, кто не любит трудиться.
  17. Ребята в группе чувствуют себя уютно, уверенно,  спокойно.
  18. В группе часто звучит добрая шутка, юмор.
  19. На все события группа реагирует бурно, коллектив  обсуждает их.
  20. Ребята ценят свою группу, дорожат его честью.

Тест №3.

Социально-психологический климат в студенческом  коллективе

Отвечая на вопросы, выберите один из нескольких вариантов ответа:

1. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

А) Чувствую себя членом группы, частью коллектива.

Б) Участвую в большинстве видов деятельности.

В) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других.

Г) Не чувствую, что являюсь членом.

Д) Занимаюсь отдельно от других членов группы.

2. Каковы взаимоотношения между учениками в вашей группе?

В учебной деятельности:

А) Лучше, чем в большинстве других групп.

Б) Примерно такие же, как и в большинстве групп.

В) Хуже, чем в большинстве групп.

3. В напряженных ситуациях:

А) Лучше, чем в большинстве других групп.

Б) Примерно такие же, как и в большинстве групп.

В) Хуже, чем в большинстве групп.

4. Вне колледжа:

А) Лучше, чем в большинстве других групп.

Б) Примерно такие же, как и в большинстве групп.

В) Хуже, чем в большинстве групп.

5. Каковы ваши взаимоотношения с классным руководителем?

А) Лучше, чем в большинстве других групп.

Б) Примерно такие же, как и в большинстве групп.

В) Хуже, чем в большинстве групп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Психологический климат в группе. Пути формирования благоприятного психологического климата в детских коллективах.»

Актуальность темы.В середине XX века социальные психологи активно изучали проблему климата группы, но это касалось главным образом производственных коллективов. Изучение климата школьного класса начал...

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

Методическая разработка на тему: "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"

Методическая разработка коррекционного занятия для педагогов на тему "Формирование благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе"...

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг с педагогами «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»

Психологический тренинг «Формирование благоприятного психологического климата в коллективе»...

ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В РАБОЧЕМ КОЛЛЕКТИВЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ

Рабочий коллектив – это самый важный ресурс, находящийся в распоряжении руководства, это та основа, на которой строится образовательная организация, система производственных и трудовых взаимоотн...

Педагогические методики, способствующие формированию благоприятного психологического климата

Важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК), компонентом которого является психологический кли...