Урок-путешествие "Природные зоны Африки"фрики
план-конспект урока по географии (7 класс)

Разработка урока по теме "Природные зоны Африки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_-puteshestvie_afrika_-_7_klass.docx24.28 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                            Учитель географии: Лукошкина О.Ю.

МБОУ Чашниковская СОШ

Урок-путешествие:

Природные зоны Африки.

Задачи урока:

- расширить представления о природных зонах материка; о многообразии растительного и животного мира; об особенностях их приспособлений в данных природных зонах;

- показать взаимосвязь между компонентами природы;

- развивать познавательный интерес к предметам географии и биологии;

- продолжить развитие экологического воспитания учащихся.

Оборудование: карта природных зон Африки, таблицы с изображением природных зон Африки, атласы, гербарии, макет верблюжьей колючки, мультимедийный проектор с презентацией, таблицы по закреплению изученного материала.

Ход урока.

Учитель. Давайте вспомним, что такое природная? (Ответы учащихся).

- Каковы закономерности размещения природных зон на поверхности Земли? (Ответы учащихся).

Учитель. Совершенно верно, а сейчас мы отправимся в путешествие по природным зонам Африки. Начнём наше путешествие с Северной части материка по 10 градусов западной долготы. Итак, открываем все атласы. Находим этот меридиан, и-в путь!

Где мы оказались? Жара невыносимая, везде песчаные дюны, ни капельки воды…

Сахара занимает пространство между Атлантическим океаном и Красным морем, между горами Атлас и физико-географической областью Судан. Сахара – это самая большая пустыня мира, её песчаная поверхность занимает лишь малую площадь, а остальное – это необозримые равнины, покрытые камнем и щебнем, среди которых встречаются могучие горные хребты. Ребята, посмотрите, нас с вами встречают.

(В роли египтянки выступает ученица, выполнившая опережающее задание к уроку).

Египтянка. Меня зовут Клеопатра. Я египтянка. Моя страна Египет находится на территории самой величайшей пустыни мира – Сахара. Я люблю эти земли и хочу вам о них рассказать. Пустыня Сахара простирается на юг на 2 тысячи километров. Как вы уже успели заметить, здесь очень жарко и температура воздуха достигает иногда +58 градусов. Дожди крайне редки. Бывает и так, что капли дождя не достигают земной поверхности, испаряясь в воздухе. Днём в Сахаре жарко, а ночью холодно. Суточные колебания температуры воздуха достигают 30 градусов.

Учитель. Ребята, а как вы сможете объяснить это явление? Почему в пустыне днём жарко, а к вечеру температура понижается? (Эта зона находится в области экватора, воздух там разряженный. Солнечные лучи светят на землю прямо, и она очень сильно нагревается. А когда солнце заходит за горизонт, земля очень быстро остывает).

Египтянка. Для нашей пустыни характерны пыльные песчаные бури. Представьте себе, как с бешенной скоростью по широчайшим равнинам несутся тучи песка, шлифуя камни и разрушая скалы. Довольно часто возникают смерчи. В Сахаре есть озёра, но почти все они не выдерживают смертельной борьбы с песком и солнцем. Чаще всего это болотистые, небольшие углубления, поверхность которых покрыта плотным, прозрачным, как стекло, слоем соли и лишь иногда тоненьким слоем воды. В связи бедностью растительного покрова в почве очень мало органических веществ. Здесь образуются пустынные тропические почвы, которые содержат очень мало перегноя.

Учитель. Неужели пустыня так жестока, и мы не встретим ни одного живого существа?

Египтянка. Несмотря на кажущуюся безжизненность пустыни. В ней насчитывается 65 видов млекопитающих, 74 вида птиц и 530 видов разнообразных насекомых.

Учитель. Ребята, какие обитатели пустыни известны вам? Какие растения мы можем встретить в этой природной зоне? (Верблюжья колючка, саксаул).

Учитель. Совершенно, верно. Эти растения приспособились жить в пустыне. А вот и та самая верблюжья колючка. Ой, колется, и выдернуть её невозможно. Ребята, как вы думаете, почему верблюжью колючку очень сложно выдернуть из земли? (У неё очень длинный корни).

Учитель. Зачем нужен длинный корень этому растению? (Таким образом растения достают воду большой глубины своими длинными корнями. Растениям пустыни свойственна стержневая корневая система с хорошо развитым главным корнем, глубоко уходящим в землю).

Учитель. А какие еще особенности помогают растениям выжить в пустыне? (У одних растений, как у верблюжьей колючки, листья видоизменились в колючки, другие имеют толстый воскообразный покров, что позволяет экономно расходовать воду).

Учитель. Растения засушливых мест обитают на значительном расстоянии друг от друга. Как вы думаете, с чем это связано? (Благодаря этому корни каждого из растений захватывают большую площадь питания и до последней капли собирают на ней воду во время дождей).

Египтянка. Для пустыни характерны растения- эфемеры, они пользуются коротким сроком увлажнения. Ранней весной. Как только выпадают дожди. Растения быстро начинают развиваться и заканчивают этот период с наступлением жаркого лета. Они как бы «убегают» от засухи. А следующей весной после выпадения дождей вновь начинают их развитие. В каменистой пустыне распространены лишайники, на засолённых почвах – солянки и полыни.

Учитель. Королевой оазисов пустыни является финиковая пальма. В народе говорят: она держит голову в огне, а ноги в воде. Растёт она только в тех местах, где дождей почти не бывает. Но существуют грунтовые воды, до которых способны дотянуться корни. Финиковая пальма – это важный источник существования населения африканских оазисов.

Необычен живой мир пустыни. Кораблём пустыни называют это животное. Медленно, с высочайшим чувством достоинства движется он по пескам Сахары. Кто это, ребята? (Верблюд).

Египтянка. Что примечательно в этом животном?

(Верблюды могут неделями оставаться без воды. Он запасает в тканях своего тела жир, при расходовании которого освобождается вода).

Египтянка. В засушливых местах живут антилопы – хорошие бегуны. В поисках воды пробегают они огромные расстояния. Некоторые животные, например тушканчики, питаются сочными частями растений и довольствуются той влагой, которая поступает вместе с пищей. Животным пустынь и полупустынь угрожает перегрев. Днём, когда поверхность земли нагревается, они спасаются в глубоких прохладных норках, прячутся в тени кустов и камней. Ночью животные ведут активный образ жизни.

В пустыне обитают животные, которые впадают в спячку на многие на многие недели и даже месяцы, например, черепахи активны 2 – 3 месяца в году, а   в холодное и засушливое время года проводят в зимней и летней спячке.

Учитель. Спасибо, Клеопатра, твой рассказ был очень интересен. Ребята, хотелось обратить ваше внимание, что пустыня Сахара увеличивает свою площадь, продвигаясь в глубь материка. Словно ржавчина на поверхности металла, пустыня разрастается, расширяет свои границы, захватывает всё новые и новые районы. Только за последние 30 лет она продвинулась к югу больше чем на 200 км. Большой ущерб Африке наносился на протяжении нескольких сотен лет, когда раскорчёвывались и выжигались под пашни и плантации леса, когда массово истреблялись животные ради спортивного интереса, когда на протяжении многих лет нерационально велось сельское хозяйство.

Учитель. Скажите, можно ли остановить продвижение пустыни в глубь материка? (Ответы учащихся.)

Учитель. Движемся дальше! После длительного пути мы попадаем в зону саванн и редколесий. Эта зона занимает огромные пространства. Примерно 40 % площади материка.

Посмотрите, нас кто-то встречает. Да это же наш друг Саид! (В роли Саида выступает учащийся, выполнивший опережающее задание.)

Рассказ Саида сопровождается презентацией.

Саид. Я рад приветствовать вас на этой земле. «Саванны» - слово португальское: оно обозначает «степь с деревьями». На территории саванн можно различить два сезона года: сухая зима и влажное лето. Когда солнце находится в зените, внезапно наступает дождливое время, и длится оно в течение трёх недель. По побережью Гвинейского залива тянется полоса саванн, где растут баобабы, пальмы с шапками крупных вееров листьев. Между деревьями и кустарниками растёт высокая трава. Священным символом Африки является дерево баобаб. Для саванн характерно ещё одно необычное дерево, его называют колбасным. Оно растёт одиноко среди саванн, а с его ветвей свисают плоды, похожие на колбасу. Но это только по внешнему виду. Плоды колбасного дерева совершенно не пригодны для пищи. Встречаются также молочаи – это древовидные растения, имеющие мясистые стебли и ветви, лишённые листьев и покрытые колючками, которые, приспосабливаясь к сухому климату, накапливают в них влагу. Такие растения носят название суккулентов. Древовидные акации встречаются в африканской саванне всюду. Они могут выглядеть и как могучие деревья, и как низкие кустарники, но всегда имеют красивые колючки или длинные шипы. Шипы и колючки – средство самозащиты. Гладкая непроницаемая кора надёжно предохраняет их от обильного испарения, а листья появляются лишь за несколько дней до начала сезона дождей. Для саванн также характерна слоновая трава.

Разнообразен животный мир. Так как наша флора богата травянистыми растениями, здесь можно встретить таких травоядных животных, как: зебра, буйвол, антилопа, носорог, бегемот. В саванне живёт уникальное животное – жираф. Вытягивая длинную шею, он поедает лисья акации, которые очень питательные и до которых ни одно животное, кроме него, дотянутся не может. Густые длинные ресницы защищают глаза жирафа от соприкосновения с листвой и колючками, а гибким языком, совершенно не чувствительным к уколам колючек. Он срывает самые нежные листья. Травоядным животным сопутствуют многочисленные хищники: гепарды, леопарды, шакалы, гиены, львы.

Саванны Африки необычайны птицами. Здесь и маленькая красивая нектарница, и самая крупная птица на земле – африканский страус. Птица марабу, которая встречается только в Африке. Чрезвычайно много в саванне термитов, их прочные высокие постройки разнообразной формы – термитники- характерная деталь природной зоны.

Учитель. Спасибо, Саид, за твой интересный рассказ. А мы приближаемся к зоне экваториальных лесов. Когда человек попадает в это лес, он отрезан от света и солнца, его окружают громадные деревья и кустарниковая поросль, он находится в вечных сумерках. В лесу тихо и душно. Чувствуется запах гниющей листвы. Воздух постоянно влажен.

Выходит житель экваториальных лесов.

Я рад приветствовать вас! И как хорошо, что вы прибыли к нам с утра, так как после полудня у нас, как всегда, будет сильный ливень. Наш климат отличается постоянством: солнечным утром и дождливым вечером!

Учитель. В чём же тут дело? С чем связана такая особенность климата? (Ответы учащихся).

Житель экваториальных лесов. Нигде на земле вы не встретите такого разнообразия растений. Только деревьев насчитывается около 400 видов. Экваториальный лес обычно несколько ярусами. В самом низу – царство мхов и ползучих растений, выше поднимаются кустарники и молодые деревца. Над ними образуется лесной свод взрослых деревьев высотой 20-30 метров. А за ними вздымаются деревья-великаны высотой до 70 метров. Деревья здесь растут с поразительной быстротой и за 10-15 лет достигают 30-40 метров.

Учитель. Таких размеров деревья наших лесов достигают только к 150-200 годам. Ребята, как вы думаете, с чем связано такое разнообразие растений в зоне экваториальных лесов? (Ответы учащихся)

Многие растения. Произрастающие в этой природной зоне, поглощают своими корнями-насосами много воды, а огромная масса листьев быстро её испаряет. Многие листья имеют широкие листовые пластинки, что также способствует быстрому испарению воды. Характерная особенность растений экваториальной зоны в том, что листья деревьев верхнего яруса жёсткие и плотные, с блестящими листьями, как бы лакированной поверхностью. Это спасает их от чрезмерного испарения и ожогов палящего солнца. От ударов дождевых струй при сильных ливнях. У растений нижнего яруса листья, наоборот, тонкие и нежные.

Житель экваториальных лесов. Среди наших растений часто встречаются фикусы, пальмы, бананы, древовидные папоротники. Лианы обвивают деревья. Они начинают расти на земле, как маленькие кустики с многочисленными усиками, а затем, крепко цепляясь за молодые деревья, поднимаются вверх вместе с этими деревцами. Некоторые лианы плотно обвивают стволы деревьев, затрудняют их рост в толщину, нарушают сокодвижение и дерево засыхает. На ветвях деревьев растут орхидеи.

Учитель. Ребята, чем интересны эти растения? (Эти растения-эпифиты.)

Их корни висят в воздухе и, подобно губке, впитывают дождевую воду и росу. Экваториальные леса с их богатой растительностью называют самой гигантской на планете фабрикой органического вещества и кислорода, работающей целый год.

Житель экваториальных лесов. Красочен и необычайно разнообразен животный мир. Многие животные обитают на деревьях, где больше света и обилия пищи – цветков, плодов, листьев. Здесь живут человекообразные обезьяны – гориллы и шимпанзе, мартышки, павианы. Много лазающих птиц (дятлы, удоды, попугаи).

Много хищников. Дымчатый леопард среди густых ветвей деревьев выслеживает и ловит обезьян и птиц. Нигде не встретишь таких больших и красивых бабочек, как здесь. Из крупных наземных животных можно увидеть родственника жирафа – окапи, тапира.

Послушайте, а это надвигается гроза. Нам пора расставаться.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УРОК 7 класс. "Природные зоны Африки".

Виртуальное путешествие по природным зонам Африки с использованием презентации....

Природные зоны Африки

Эти конспекты уроков помогут начинающим учителям географии при изучении Африки, Индии....

"Природные зоны Африки"

Как за короткое время изучить разнообразие природных зон Африки? Предлагаемая разработка урока дает возможность работы в группах с последующим обменом изученным материалом....

Природные зоны Африки.

Презентация по географии для 7 класса....

Урок географии в 7классе по теме "Природные зоны Африки"

Использование модульной технологии...

Африка. Презентация к уроку "Природные зоны Африки"

Презентация к уроку "Природные зоны Африки"...