Конспект урока "Старейший в Старом Свете"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Дроздова Зинаида Владимировна

Цель урока : формирование представления о зубре как о животном, подлежащем охране.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stareyshiy_v_starom_svete.docx87.54 КБ

Предварительный просмотр:

Старейший в Старом Свете

Урок для 8-х классов средней общеобразовательной школы

Цель: формирование представления о зубре как о животном, подлежащем охране.

Задачи:

Образовательная: формирование представления о зубре, его образе жизни; формирование знаний об истории вымирания и восстановления его популяции. Воспитательная: воспитание экологической культуры учащихся через формирование представлений и знаний об охраняемом виде зубре.

Развивающая: создание условий для развития у школьников умения выделять существенное в изучаемом материале, сравнивать, обобщать, логически излагать свои мысли.

Оборудование: мультимедиа, экран, фильм о зубрах, фотографии зубра.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку.

  1. Актуализация знаний учащихся по теме
  • Сегодня у нас на уроке необычный гость. Это животное. Первое его описание было сделано еще в Древнем Риме и звучало так: «Это бык с лошадиной гривой, носящий настолько короткие рога, что в бою они не имеют никакой пользы. Вместо того чтобы сражаться, он убегает от каждой угрозы».
  • Это описание было сделано почти 2000 лет назад. Как вы думаете, сегодня мы можем увидеть это животное?

Ответы учащихся.

-Давайте на него посмотрим.

Демонстрация фильма о зубрах или серии фотографий.

  1. Формулирование темы и целей урока
  • Как называется это животное?

Ответы учащихся.

  • Ему и будет посвящен наш урок. Тема урока: «Зубр». Учащиеся записывают тему в тетрадь. Что нам интересно узнать о зубре?

Ответы учащихся: «внешнее строение зубра, образ жизни, почему он занесен в Красную книгу».

  • Молодцы, ребята. Это и есть цели нашего урока.
  1. Изучение нового материала

Класс разделяется на 5 групп. Каждая группа получает текст и задание к тексту.

  • Каждая группа выполняет в течение 10 мин. предложенные задания. Затем один представитель из группы озвучивает выполненные задания всему классу.

Учащиеся выполняют задания.

Группа 1. Ромашка знаний

Текст.

Зубр - очень крупное, массивное животное. Он относится к типу Млекопитающие, отряду Парнокопытные, семейству Полорогие.

Тело зубра как у коровы, но спереди более массивное, в длину может достигать 3 м. Зубр имеет густой волосяной покров на голове и передней части туловища, где образуется грива, а у самцов - и окладистая борода. Шерсть у взрослых зубров - черная и слегка курчавая, телята более светлые, даже рыжие.

Высокая за счет более длинных остистых отростков грудных позвонков холка напоминает горб. Высота животного в холке достигает 2 м.

Быки на вид крупнее коров. И, действительно, вес быка составляет более 700 кг, тогда как коровы - до 600 кг.

На первый взгляд, зубр кажется неуклюжим, и трудно поверить, что он способен перепрыгнуть изгородь высотой более 2 м. Уплощенная с боков задняя часть туловища позволяет ему легко маневрировать между деревьями. Водные преграды животные преодолевают вплавь.

Живут зубры в среднем около 25 лет.

Огромные размеры зверя, лобастая с карими глазами голова, грозные загнутые внутрь рога, длина которых по внешнему изгибу составляет 65 см, служат надежной защитой от хищников. Таков зубр - настоящий лесной великан.

Задания:

  1. Выбрать из предложенных снимков фотографию зубра и приклеить в центр ромашки.
  2. Заполнить лепестки и собрать ромашку.
  3. Используя «ромашку знаний» и изображение зубра, описать его внешний вид. Группа 2. Пищевой рацион

Текст.

Зубры - явные вегетарианцы. Они питаются преимущественно травянистым и отчасти древесно-веточным кормом. Летом зубры используют в пищу около 330 видов травянистых растений, но предпочтение отдают семействам злаковых, бобовых и сложноцветных. Кустарники и кустарнички в рационе представлены ивой, малиной, черникой. Взрослые зубры в сутки съедают 40-60 кг зеленой массы и выпивают до 50 литров воды. Пасутся животные утром и вечером, выходя на пастбища. В середине дня они отсиживаются в лесу. В жаркие дни звери ходят на водопой не менее 2-х раз в сутки.

Зимой зубры переходят на питание тонкими ветвями, в основном лиственных пород: ивы, осины, ольхи. Но любимым деревом зубра является ясень: его кора более сочная и мягкая. А вот хвойные деревья они не трогают. Когда на земле много снега, зубры мордой проделывают в нем ямки и достают траву, опавшие листья или мох. Если снег очень глубокий, они разрывают его копытом, а потом расширяют ямку мордой. Зимой животные могут обходиться без воды, компенсируя ее снегом. Иногда звери добывают воду в ручьях, пробивая лед копытами. Они прекрасно помнят пути своих переходов и местонахождение водопоев.

В национальном парке «Угра» зимой, когда пищи у зубров недостаточно, их подкармливают сеном. Одной особи в сутки требуется 10 кг сена, а молодняку - в 2 раза меньше. Иногда оно составляет 90% пищевого рациона. Получая подкормку, зубры ведут малоподвижный образ жизни. Лишь в дни с оттепелями животные разбредаются в радиусе до 1,5 км в поисках древесно-веточных кормов.

Задания:

  1. Пользуясь текстом, разложите имеющиеся растения на две группы: «Питание зубра зимой» и «Питание зубра летом».
  2. Составьте описания получившихся изображений для всего класса.
  3. Используя данные текста, решите задачу: сколько сотрудникам национального парка «Угра» нужно заготовить сена для того, чтобы прокормить 9 взрослых и 5 молодых особей с 1 ноября по 31 марта?

Группа 3. Образ жизни

Текст.

При выборе мест обитания зубры предпочитают широколиственные и смешанные леса с густым подлеском. Важно чередование обширных лесных массивов с открытыми пространствами: лугами, опушками, полянами. Именно на них зубры находят себе корм ранней весной и поздней осенью. Немаловажное значение имеет наличие в местах обитания водопоев, песчаных бугров, на которых животные устраивают так называемые «купальни». Валяясь в песке «купален», зубры освобождаются от насекомых.

Живут зубры небольшими стадами, в состав которых обычно входят от 2 до 6 самок с маленькими телятами и молодые особи до 3 лет. В стадах царит матриархат. Вожаком является старая опытная самка. Взрослые самцы держатся поодиночке. Большие стада образуются нерегулярно и только при неблагоприятных условиях. Например, при нехватке кормов в лесных угодьях зубры вынуждены тесниться на отдельных полянах или сенокосах. А также зимой, когда несколько стад объединяется, вместе могут собраться 30-40 животных. Весной общее стадо снова распадается на более мелкие.

Зубрята появляются на свет в мае-июне. Весит малыш при рождении 22-25 кг. Уже через час он встает на ноги, а еще через полчаса может следовать за матерью. Они присоединяются к стаду только через несколько дней, когда зубренок окончательно окрепнет. Зубрица - заботливая мамаша. Она всегда настороже и готова защитить детеныша от любой опасности. При приближении любого объекта, опасного для малыша, она бросается на врага, изображая нападение. Но, не добежав несколько метров, останавливается и возвращается к детенышу. Учитывая размеры и грозный облик мамаши, этого обычно бывает достаточно для того, чтобы «злоумышленник» оставил зубриное семейство в покое.

Телята, живущие в одном стаде, несмотря на некоторое различие в возрасте, очень часто в течение дня собираются вместе, образуя своеобразный «детский сад». Они вместе пасутся, играют, бодаются. При первой опасности каждый зубренок бежит к своей матери. Спустя месяц у телят появляются рожки, а уже через пол года они весят до 100кг.

Зубры - единственные животные, которые не обзавелись естественными врагами, хотя волки могут представлять некоторую опасность для маленьких телят, особенно зимой, при глубоком снеге. При нападении стаи волков зубры организуют круговую защиту, укрывая внутри слабых и молодых.

Зубр, хотя имеет большие размеры, тем не менее, пуглив: при виде человека животное убегает.

В связи с близорукостью зверю очень трудно рассмотреть человека издалека, поэтому он приближается как можно ближе к интересующему его объекту. Такие действия, как правило, оцениваются как готовность животного к атаке. Зубр тихонько хрюкает, когда пугается, начинает фыркать, и лишь когда животное разозлилось, оно начинает урчать.

Задания:

  1. Выберите верные утверждения:
  • Зубры обитают в темных хвойных лесах, без каких-либо открытых пространств.
  • В местах обитания должны быть водоемы.
  • Живут зубры крупными стадами, образованными особями обоего пола, а также телятами.
  • Главным в стаде является старый опытный самец.
  • Для рождения зубренка самка уходит из стада и возвращается только через несколько дней.
  • Зубренок при рождении весит более 30 кг и сразу же становится на ноги, следуя за матерью.
  • Зубрица всегда готова защитить малыша от любой опасности.
  • Она бросается на врага и всячески старается победить противника.
  • Зубрята быстро растут.
  • У зубров в природе много естественных врагов, в числе которых самые разнообразные хищники.
  • При нападении стаи волков зубры защищают старых и молодых особей.
  • Зубр - храброе и смелое животное, которое не боится человека.
  1. Пользуясь утверждениями, расскажите о жизни зубра.

Группа 4. История вымирания вида

Текст.

Некогда ареал зубра был очень обширным и охватывал практически всю Европу и Кавказ. Когда люди начали заселять эти земли, зубры были там полноправными хозяевами. Человек преследовал зубра с целью получения шкуры и мяса. Но не это сыграло определяющую роль в исчезновении зубра. С сокращением площади лесных массивов уменьшался и ареал обитания зубров. Вырубка лесов шла более быстрыми темпами на западе Европы, поэтому оттуда в первую очередь зубр был потеснен на восток. В Англии зубр исчез в XI в., во Франции и Швеции - в XIV в., в Венгрии, на Балканах и в Восточной Пруссии - в сер. XVIII в.

Цари и короли, князья и бояре организовывали на зубров грандиозную охоту, устраивали шумные пиршества, для которых убивали десятки животных. С древних времен одним из наиболее ценных трофеев являлись рога взрослых зубров. Они хранились в семье как доказательство мужества. По народному поверью даже самый сильный яд, налитый в рог зубра, терял свои ядовитые свойства. Из рогов и копыт изготавливали различного рода сувениры, украшения, лекарства. Зубриный рог в полтрети ведра был заздравным кубком великого киевского князя Владимира. Находили применение в народе и шкуры зубра - из них делали легкие лодки и шубы.

Теснимые людьми, зубры искали убежища на слабо освоенных и неосвоенных человеком территориях. В Европе таким убежищем для зубров явились девственные леса Беловежской Пущи и горы Кавказа. Так образовались две изолированные популяции зубра: Европейская и Кавказская.

Еще в XIV-XV вв. на территории лесного массива Беловежской Пущи численность зубров была высокой. Но вскоре и здесь поголовье животных стало сокращаться. Причины оставались прежними - пожары, рубки леса, многочисленные войны и охота. Например, в 1752 г. по затее польского короля Августа III в Беловежской Пуще на охоте были убиты 42 зубра. Осенью 1860 г. по велению императора Александра 11 в тех же лесах была организована охота, на которой было убито 96 зверей, в том числе 28 зубров. В конце августа 1897 г. во время охоты Николая II было убито 35 зубров, а в августе 1900 г. - еще 40.

Во время Первой мировой войны животные, обитавшие в Беловежской Пуще, были истреблены. «Последний вольный зубр Беловежской Пущи был убит 9 февраля 1921 г. бывшим лесником пущи Бартоломеусом Шпаковичем: пусть его имя, подобно имени Герострата, сохранится в веках!» - писала Эрна Мор, крупный немецкий зоолог. Ненадолго пережили беловежских собратьев и кавказские зубры. Последний из них пал жертвой браконьеров в 1923 г. Зубр как вид в естественных условиях перестал существовать.

Задания:

  1. С помощью карт «Места обитания зубров» и текста запишите основные причины исчезновения зубров в первые века н.э., bX-XV вв., вХ1Х-началеХХ вв.
  2. Пользуясь картами, подготовьте сообщение «Как менялись места обитания зубра и почему».

Группа 5. История восстановления популяции

Текст.

Зубру повезло больше, чем многим другим исчезнувшим крупным животным. Люди задумались о необходимости его спасения тогда, когда это было еще возможным. В 1923 году на Международном конгрессе в Париже польский зоолог Ян Штольцман предложил, пока еще не поздно и не все окончательно потеряно, создать Международное общество по спасению зубров. Вскоре была издана Международная племенная книга зубров.

Если бы зубров не было в зоопарках, этот вид вряд ли удалось бы спасти.

К счастью, в зоопарках мира еще существовало несколько десятков зубров. В 15 странах оказалось 56 животных. Началась кропотливая работа по восстановлению.

Для этой цели в 1929 году в Беловежской Пуще в Польше был построен загон площадью 23 га, куда сразу же была завезена пара зубров, а позже - еще одна зубрица. Через  10лет в этом зубропитомнике насчитывалось 16 зубров, в 1943 г. -21. В1943 г. немцы перед отступлением выпустили зубров из загонов на свободу. После окончания военных действий в Пуще осталось 17 зубров.

После Второй мировой войны западная часть Беловежской Пущи с питомником зубров отошла к Польше. Поэтому в Республике Белоруссия в восточной части Беловежской Пущи был организован новый пункт разведения зубров. Здесь был построен загон площадью 36 га, в который 18 июля 1946 г. были завезены 5 зубров из Польши, а в 1949 г. - еще 5.

Для восстановления популяции зубров на территории Приокско-Террасного заповедника (Московская область) в 1948 г. был организован зубровый питомник. Полученный приплод вывозился для расселения в другие регионы России (Мордовский, Хоперский заповедники и другие).

С 1984 г. зубр объявлен восстановленным видом. Но до сих пор продолжается работа по его охране. Для этого очень важно наличие благоприятных мест обитания в границах бывшего ареала. Продолжающееся интенсивное изменение мест обитания зубра ограничивает рост численности в Польше, на Украине и в Белоруссии. Пригодные для жизни вида угодья на достаточно больших площадях имеются лишь в России. К тому же в настоящее время зубры способны жить только при заповедном режиме. Многие заповедники («Брянский лес», «Калужские засеки» и др.) и национальные парки России («Орловское Полесье», «Мещера», «Угра» и др.) принимают активное участие в восстановлении популяции зубра.

Задания:

  1. Разгадайте кроссворд.

Используя опорные слова кроссворда, расскажите о мероприятиях, проведенных для восстановления численности зубра.

C:\Users\USER\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image8.jpeg

По горизонтали:

Страна, где сохраняются наиболее благоприятные условия для жизни зубра.

Заповедник в Московской области, на базе которого в 1948 г. был создан зубропитомник.

Польский ученый, по инициативе которого началось «спасение» зубров.

Самостоятельное государство - бывшая республика Советского Союза, на территории которого находится заповедник «Беловежская Пуща».

По вертикали:

Один из национальных парков России, участвующий в программе по восстановлению популяции зубра.

Статус, присвоенный зубру в 1984 г.

Как называется место выращивания животных (или растений)?

Страна, в которой началось восстановление зубров.

  • Теперь, ребята, давайте проверим выполненные задания.

Учащиеся демонстрируют классу выполненные задания.

5.Закрепление

  • Пусть каждая группа учащихся закончит фразу «Сегодня на уроке мы поняли что зубр...»

Учащиеся зачитывают ответы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект к уроку "Дисперсия света"

Тема урока: «Дисперсия света»Урок проводится в 11-м классе при изучении темы «Волновые свойства света».Урок сопровождается презентацией в программе Microsoft Power Point. Цели урока: Образовательн...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

Конспект урока "Волновые свойства света"

Конспект интегрированного урока (физика + информатика)  в 11 классе "Волновые свойства света"...

План-конспект занятия по радиоэлектронике. Свет, который нас объединяет

По программе: Светодиоды - полупроводниковые приборы, их практическое применение Преимущества и недостатки применения светодиодов на практике.Лирическая тема: «Свет, который нас объединяет»Цели заняти...

Конспект урока. Изложение "Старый скрипач".

Конспект урока. Изложение "Старый скрипач". Содержит подробное описание подготовительной работы над текстом,  информацию о памятнике А. С. Пушкину на Тверской улице (скульптор А. М. Опекушин)....

Конспект занятия «Пэчворк – старый-новый облик в современном творческом мире»

Эта методическая разработка предназначена организаторам внешкольной работы, учителям младших классов, а также руководителям кружков научно-технического профиля. «Пэчворк – старый-новый обл...

Конспект занятия «Тайна старой картины» («Инструменты преобразования изображения. Пространственные изменения: отражение, перспектива, искривление»)

Данное занятие используется при изучении инструментов преобразования растрового графического редактора GIMP. Ориентировано на средний школьный возраст. Конспект разработан в рамках учебно-тематическог...