Главные вкладки

    Разработка урока "Климат и органический мир Антарктиды", 7 класс
    план-конспект урока по географии (7 класс)

    Терехова Татьяна Николаевна

    "Климат и органический мир Антарктиды"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon antarktida.doc49.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Тема урока: «Климат и органический мир Антарктиды».

                                                                               7 класс

     Цели урока:

    1.  Познакомить уч-ся с особенностями климата  Антарктиды;

                  выявить факторы, влияющие на формирование климата;

            сформировать представление о взаимосвязи растений и животных с климатом

             Антарктиды;

             выделить способы приспособлений организмов к суровым условиям Антарктиды.

    1. Развивать познавательный интерес к предмету, прививать интерес к самостоятельному поиску знаний, развивать творческое мышление.

    1. Воспитывать интерес к природе и убеждённость в необходимости охраны природы материка.

    Форма организации урока – урок- экспедиция

     

    Оборудование:              климатическая карта Антарктиды

                                            картина «Животный мир Антарктиды»

                                            запись звуков океана, мелодия Баха

                                            климатограммы

                                            экспедиционный журнал

                                            бутылка с посланием

                                            рисунки растений и животных

                                Ход урока.

    1. Оргмомент.

    1. Организация экспедиции.

    - Мы изучаем последний южный материк – Антарктида. В руках у меня бутылка с письмом, найденная у берегов этого материка. Такой способ связи с внешним миром использовали морские путешественники. Прочитаем его.

                                                  Дорогой друг!

    Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых шла из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас - снег, а мы в солнечных очках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте. Наш адрес – Антарктида.

    - Факты, изложенные в письме любопытны. Надо бы проверить их. А сделать мы это можем, изучив тему « Климат и органический мир Антарктиды». Конечно, эти факты лучше проверить на месте, поэтому мы отправляемся в далёкое путешествие. Тем более судно уже ждёт (рисунок фрегата). В путь!

                               ( мелодия Баха и шум океана)

         На самом-самом юге, как, впрочем, и на севере,

        Так много интересного, почти нам неизвестного и сказочного чуда.

        К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,

        С уроков путешествовать по атласам и картам несётся наш фрегат.

       Здесь круглый год не тает лёд, лежат кругом снега,

       Ну, а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз и сильная пурга.

       Полгода день, полгода ночь, бежит полярный круг.

       А нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень

       Наш милый новый друг.

    - Вот она Антарктика!

                   Что за чудо из чудес – снег кругом и снова снег.

                   Льдины плавают вокруг, ветры воют, вьюги тут.

                   Крики птиц слышны сквозь вой, да пингвины за скалой.

    -Итак, мы у берегов Антарктиды. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный журнал. Нам тоже нужны такие журналы. Записи удобнее делать в таблице. Выполните такую работу в тетради.

                               Экспедиционный журнал.

    Природные         Растение      Особенности     Животные       особенности

    Условия                                     адаптации                                 адаптации

    1. Изучение нового материала.

                 А) Климат

    - Прежде, чем сойти на берег, нам необходимо решить, что с собой взять? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно как можно больше узнать о климате.  Может вы уже что-то знаете о климате  Антарктиды?

     ( по ответам составляется запись)

    Низкие температуры

                                   Ледниковый покров

                                                      Сильный ветер

                                                                        Осадки в виде снега

    -Как можно одним словом охарактеризовать климат Антарктиды? (суровый)

    -Сверимся с картой. Задание:

    -Определить,в каких климатических поясах расположен материк?

    -Дайте краткую характеристику этим поясам?

    -Этих сведений о климате, конечно,  мало. Определим, какие факторы влияют на климат?  (оформляется запись)

                                 Климатообразующие факторы:

    1. Географическая широта
    2.  Подстилающая поверхность
    3. Воздушные массы

    - Выясним, как этим факторы влияют на климат?

                                      Работа в группах.

    Каждая группа объясняет влияние климатообразующих факторов на климат, заслушиваются отчёты.

    - А сейчас определимся  с температурой и осадками. Сравним внутренние районы с окраиной материка.

                                        Работа с атласом.

    -Пользуясь изотермами, определите:

                         Средние температуры июля

                         Средние температуры января

    Сравните показатели внутренних и окраинных районов. Сделайте вывод и занесите данные в экспедиционный ЖУРНАЛ.

    - Пользуясь атласом, определите, как изменяется количество осадков при движении от побережья к внутренним районам? Данные – в экспедиционный журнал.

    - Часто Антарктиду называют холодильником Земли. Определите по климатической карте самые низкие температуры. Как называется станция?

    - На судне имеются климатограммы поясов Антарктиды. Определите, какому климатическому поясу они соответствуют. Почему?

     Теперь мы можем смело высаживаться на берег. Так что же мы с собой возьмём?

    (тёплую одежду, еду, верёвку, солнечные очки, компас)

                         

                           Б) органический мир.

    -Высаживаемся на берег. Рассмотрите картину « Животный мир Антарктиды». Сколько разных животных обитает на материке. Мы с ними познакомимся и выясним, как они могут жить в таких суровых условиях. Познакомимся с ними ближе.

                                        ( сообщения о животных)

    - А вы не забывайте записывать в журнал встретившихся животных.

    Встречаются здесь и птицы. Обитает их здесь более 44 видов. Познакомимся с ними.

                                        ( сообщения о птицах)

    - Как думаете, как животные приспособились к жизни в столь суровых условиях? Запишем в наш журнал.

     -Пройдёмся по побережью. Рассмотрите картину « Растения Антарктиды». Эти бугорки – растения. Вспомним урок биологии и попробуем по описанию узнать растение.

       

    1. У этих растений нет корней, а о листьях и стеблях можно говорить только условно. Живут повсюду. Встречаются и в Антарктиде. Растение низкорослое, сложноустроенное и своеобразное. Самый большой класс – листостебельные. Изучает наука бриология.

                                           (мхи)

    1. Это пионеры среди растений. В Антарктиде их насчитывается около 300 видов. Они не прихотливы. Встречаются даже в 300 км от Южного полюса. По виду бывают листовидные, кустистые. Но все они накипные. Это помогает им противостоять сильным ветрам, Это симбиоз гриба и водоросли.                     ( лишайники)

    - Внесите названия этих растений в журнал. Назовите способы приспособлений их к жизни в суровых условиях Антарктиды. Впишите в журнал.

                                       4.Закрепление

    -Итак, пришла пора возвращаться домой. Заждался нас. Совсем продрог наш парусный фрегат. Но, прежде чем отплыть, давайте вернёмся к письму, которое побудило нас плыть сюда.      

    ( учитель зачитывает письмо, а уч-ся объясняют факты, описанные в нём)

    - Ну, а теперь – в путь, домой! (звучит плеск волн)

                Сквозь толщи льда и груды снега,

                Минуя айсберги  -  вперёд.

                Мы мчимся к берегу родному,

                Нас дом зовёт.

                Пусть труден путь и долог,

                Но отчий дом манит

                Просторами своими,

                Глазами голубыми,

                Дыханием Руси.

    -Вот мы  в классе! Путешествие завершилось. Но мы, как настоящие путешественники, должны составить отчёт о проделанной работе. Перед вами отчётныё листы. Заполните их.

                                                             

                                         Дополните предложение.

    1.Почти вся Антарктида находится в  ----------------------- климатическом поясе.

    2.Особенно суров климат во -------------- областях.

    3. Самая низкая температура зафиксирована на станции ------------------.

    4. Во внутренних районах Антарктиды летом суточная температура  не поднимается выше ---.

    5. Подстилающая поверхность Антарктиды представлена ------------------.

    6. Воздушные массы оттекают от ---------------  к   --------------.

    7. Животный мир тесно связан с    ---------------------.

    8. Символ Антарктиды – нелетающая птица  ---------------.

    9.В водах Антарктиды обитают самые крупные животные планеты -     ----------------.

    10. Хищное животное, питается тюленями, рыбой, выражен стадный инстинкт.

                                           ( взаимопроверка с помощью компьютера)

    5.Итог урока.

    -Какую тему изучали?

    - Что нового узнали?

    (оценки за урок)

                                               

                                                          6.Домашнее задание.

    Джеймс Кук счёл безрассудным дальнейшее продвижение на юг и поиск южного материка во время плавания 1772-1775 гг.

     Он посчитал, что «будучи открытым и исследованным этот материк всё равно не принесёт пользы ни мореплавателю, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вы сегодня прокомментируете это высказывание великого путешественника?

    Написать эссе.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка открытого урока "Человек в Антарктиде", 7 класс

    Человек в Антарктиде…Мы отправляемся на зимовку!Что мы знаем об Антарктиде?...

    Разработка урока "Обобщение и систематизация знаний за курс органической химии в 10 класса

    Данная разработка включает разработку урока с приложегиями и самоанализ урока....

    Разработка вводного урока "Органическая химия" в 9 классе

    Представлен урок изучения нового в рамках системно-деятельностного подхода с использованием компьютерных технологий  и самостоятельной работы с учебником и дополгнительной литературой....

    Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"

    Разработка урока по теме "Природа Антарктиды"Цели урока: познакомить с особенностями природы Антарктида: объяснить влияние географического положения на природные особенности континента, рельеф, различ...

    Анимированный кроссворд "Рекорды Антарктиды" по географии для обобщающего урока по теме "Антарктида" 7 класс

    Быстро можно проверить географические  знания учащихся  по теме "Антарктида". Учиться надо весело!...

    Методическая разработка урока по органической химии «Качественное определение углерода, водорода и хлора в органических соединений"

    В данной методической разработке представлена поэтапная работа на уроке химии в 10 классе....