Разработка урока "Климат и органический мир Антарктиды", 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс)

Терехова Татьяна Николаевна

"Климат и органический мир Антарктиды"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon antarktida.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

  Тема урока: «Климат и органический мир Антарктиды».

                                                                           7 класс

 Цели урока:

  1.  Познакомить уч-ся с особенностями климата  Антарктиды;

              выявить факторы, влияющие на формирование климата;

        сформировать представление о взаимосвязи растений и животных с климатом

         Антарктиды;

         выделить способы приспособлений организмов к суровым условиям Антарктиды.

  1. Развивать познавательный интерес к предмету, прививать интерес к самостоятельному поиску знаний, развивать творческое мышление.

  1. Воспитывать интерес к природе и убеждённость в необходимости охраны природы материка.

Форма организации урока – урок- экспедиция

 

Оборудование:              климатическая карта Антарктиды

                                        картина «Животный мир Антарктиды»

                                        запись звуков океана, мелодия Баха

                                        климатограммы

                                        экспедиционный журнал

                                        бутылка с посланием

                                        рисунки растений и животных

                            Ход урока.

  1. Оргмомент.

  1. Организация экспедиции.

- Мы изучаем последний южный материк – Антарктида. В руках у меня бутылка с письмом, найденная у берегов этого материка. Такой способ связи с внешним миром использовали морские путешественники. Прочитаем его.

                                              Дорогой друг!

Мы находимся на обширной равнине, у меня очень кружится голова, у некоторых шла из носа кровь, как будто мы высоко в горах. Вокруг нас - снег, а мы в солнечных очках. Я видел птиц, у которых яйца не в гнёздах, а при себе, в сумке. А морские животные выходят сухими из воды. А ещё я видел слона, льва, леопарда, живущих в воде. Не верите – приезжайте. Наш адрес – Антарктида.

- Факты, изложенные в письме любопытны. Надо бы проверить их. А сделать мы это можем, изучив тему « Климат и органический мир Антарктиды». Конечно, эти факты лучше проверить на месте, поэтому мы отправляемся в далёкое путешествие. Тем более судно уже ждёт (рисунок фрегата). В путь!

                           ( мелодия Баха и шум океана)

     На самом-самом юге, как, впрочем, и на севере,

    Так много интересного, почти нам неизвестного и сказочного чуда.

    К загадочной Антарктике, стране снегов и льда,

    С уроков путешествовать по атласам и картам несётся наш фрегат.

   Здесь круглый год не тает лёд, лежат кругом снега,

   Ну, а пингвин не прячет нос, когда на улице мороз и сильная пурга.

   Полгода день, полгода ночь, бежит полярный круг.

   А нам за ним бежать не лень, нам машет ластами тюлень

   Наш милый новый друг.

- Вот она Антарктика!

               Что за чудо из чудес – снег кругом и снова снег.

               Льдины плавают вокруг, ветры воют, вьюги тут.

               Крики птиц слышны сквозь вой, да пингвины за скалой.

-Итак, мы у берегов Антарктиды. Настоящие путешественники всегда записывают свои наблюдения в экспедиционный журнал. Нам тоже нужны такие журналы. Записи удобнее делать в таблице. Выполните такую работу в тетради.

                           Экспедиционный журнал.

Природные         Растение      Особенности     Животные       особенности

Условия                                     адаптации                                 адаптации

  1. Изучение нового материала.

             А) Климат

- Прежде, чем сойти на берег, нам необходимо решить, что с собой взять? Прежде, чем ответить на этот вопрос, нужно как можно больше узнать о климате.  Может вы уже что-то знаете о климате  Антарктиды?

 ( по ответам составляется запись)

Низкие температуры

                               Ледниковый покров

                                                  Сильный ветер

                                                                    Осадки в виде снега

-Как можно одним словом охарактеризовать климат Антарктиды? (суровый)

-Сверимся с картой. Задание:

-Определить,в каких климатических поясах расположен материк?

-Дайте краткую характеристику этим поясам?

-Этих сведений о климате, конечно,  мало. Определим, какие факторы влияют на климат?  (оформляется запись)

                             Климатообразующие факторы:

  1. Географическая широта
  2.  Подстилающая поверхность
  3. Воздушные массы

- Выясним, как этим факторы влияют на климат?

                                  Работа в группах.

Каждая группа объясняет влияние климатообразующих факторов на климат, заслушиваются отчёты.

- А сейчас определимся  с температурой и осадками. Сравним внутренние районы с окраиной материка.

                                    Работа с атласом.

-Пользуясь изотермами, определите:

                     Средние температуры июля

                     Средние температуры января

Сравните показатели внутренних и окраинных районов. Сделайте вывод и занесите данные в экспедиционный ЖУРНАЛ.

- Пользуясь атласом, определите, как изменяется количество осадков при движении от побережья к внутренним районам? Данные – в экспедиционный журнал.

- Часто Антарктиду называют холодильником Земли. Определите по климатической карте самые низкие температуры. Как называется станция?

- На судне имеются климатограммы поясов Антарктиды. Определите, какому климатическому поясу они соответствуют. Почему?

 Теперь мы можем смело высаживаться на берег. Так что же мы с собой возьмём?

(тёплую одежду, еду, верёвку, солнечные очки, компас)

                     

                       Б) органический мир.

-Высаживаемся на берег. Рассмотрите картину « Животный мир Антарктиды». Сколько разных животных обитает на материке. Мы с ними познакомимся и выясним, как они могут жить в таких суровых условиях. Познакомимся с ними ближе.

                                    ( сообщения о животных)

- А вы не забывайте записывать в журнал встретившихся животных.

Встречаются здесь и птицы. Обитает их здесь более 44 видов. Познакомимся с ними.

                                    ( сообщения о птицах)

- Как думаете, как животные приспособились к жизни в столь суровых условиях? Запишем в наш журнал.

 -Пройдёмся по побережью. Рассмотрите картину « Растения Антарктиды». Эти бугорки – растения. Вспомним урок биологии и попробуем по описанию узнать растение.

   

  1. У этих растений нет корней, а о листьях и стеблях можно говорить только условно. Живут повсюду. Встречаются и в Антарктиде. Растение низкорослое, сложноустроенное и своеобразное. Самый большой класс – листостебельные. Изучает наука бриология.

                                       (мхи)

  1. Это пионеры среди растений. В Антарктиде их насчитывается около 300 видов. Они не прихотливы. Встречаются даже в 300 км от Южного полюса. По виду бывают листовидные, кустистые. Но все они накипные. Это помогает им противостоять сильным ветрам, Это симбиоз гриба и водоросли.                     ( лишайники)

- Внесите названия этих растений в журнал. Назовите способы приспособлений их к жизни в суровых условиях Антарктиды. Впишите в журнал.

                                   4.Закрепление

-Итак, пришла пора возвращаться домой. Заждался нас. Совсем продрог наш парусный фрегат. Но, прежде чем отплыть, давайте вернёмся к письму, которое побудило нас плыть сюда.      

( учитель зачитывает письмо, а уч-ся объясняют факты, описанные в нём)

- Ну, а теперь – в путь, домой! (звучит плеск волн)

            Сквозь толщи льда и груды снега,

            Минуя айсберги  -  вперёд.

            Мы мчимся к берегу родному,

            Нас дом зовёт.

            Пусть труден путь и долог,

            Но отчий дом манит

            Просторами своими,

            Глазами голубыми,

            Дыханием Руси.

-Вот мы  в классе! Путешествие завершилось. Но мы, как настоящие путешественники, должны составить отчёт о проделанной работе. Перед вами отчётныё листы. Заполните их.

                                                         

                                     Дополните предложение.

1.Почти вся Антарктида находится в  ----------------------- климатическом поясе.

2.Особенно суров климат во -------------- областях.

3. Самая низкая температура зафиксирована на станции ------------------.

4. Во внутренних районах Антарктиды летом суточная температура  не поднимается выше ---.

5. Подстилающая поверхность Антарктиды представлена ------------------.

6. Воздушные массы оттекают от ---------------  к   --------------.

7. Животный мир тесно связан с    ---------------------.

8. Символ Антарктиды – нелетающая птица  ---------------.

9.В водах Антарктиды обитают самые крупные животные планеты -     ----------------.

10. Хищное животное, питается тюленями, рыбой, выражен стадный инстинкт.

                                       ( взаимопроверка с помощью компьютера)

5.Итог урока.

-Какую тему изучали?

- Что нового узнали?

(оценки за урок)

                                           

                                                      6.Домашнее задание.

Джеймс Кук счёл безрассудным дальнейшее продвижение на юг и поиск южного материка во время плавания 1772-1775 гг.

 Он посчитал, что «будучи открытым и исследованным этот материк всё равно не принесёт пользы ни мореплавателю, ни географии, ни биологии, ни другим отраслям науки». Как вы сегодня прокомментируете это высказывание великого путешественника?

Написать эссе.