Использование мини-проектов на уроках географии
методическая разработка по географии

Егошина Елена Владимировна

Использование техлогий проектной деятельности на уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mini-proekty.docx17.49 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мини-проектов на уроках географии.

Проекты многолики и многогранны. Сегодня технологию проектной деятельности в учебном процессе использует чуть ли не каждый учитель. И действительно, порой кажется, что выполнение проектов на уроках это и есть именно то, что требует от школы время.  Многие педагоги в недоумении, чем проектная деятельность отличается от научно-исследовательской, ведь элементы исследования всегда присутствуют в учебном проекте? Суть различия заключается в том, что проектную деятельность мы всегда организуем по схеме, и знаем конечный продукт, к получению которого ведем детей. А исследовательская деятельность отличается более высоким уровнем творчества учащихся, исследование не имеет схемы, и учитель не знает конечного продукта, к которому придёт ученик, исследование может остановится на уровне выдвижении гипотез.

Учебные проекты по продолжительности классифицируют на:

  • мини-проекты,
  • краткосрочные,
  • долгосрочные.

Проектная деятельность учащихся может занимать не весь урок по времени, а часть урока, т.е. можно разработать мини-проект. Использовать мини-проекты можно на разных типах урока. При работе можно использовать индивидуальную и парную работу. 

Использование на уроке мини-проектов решает многие задачи, которые в целом стоят перед проектной деятельностью:

  • обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
  • формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
  • умение анализировать (креативность и критическое мышление);
  • умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
  • формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Организация мини проекта на уроке строго ограничена временем. За 40 минут урока ученик, работая над мини проектом, проходит весь алгоритм проектной деятельности: от наличия значимой проблемы до создания конечного продукта.

Работа по созданию мини-проекта должна проходить следующие этапы:

  • Постановка проблемы, которая создает мотивационную основу у учащихся создать мини-проект.
  • Планирование работы, где может быть предложена правило, алгоритм, описывающий последовательность действий, памятка о требованиях к проекту и о критериях оценивания.
  • Исследование, на котором учащиеся выполняют задания, согласно правилу, алгоритму и делают вывод по результатам работы.
  • Представление мини-проекта одноклассникам, ответы на вопросы по проведенному исследованию.

Если разграничить мини проект по этапам и времени, то на формулирование проблемы, темы, цели, планирование задач по достижению цели - 7 минут, если необходимо повторить ключевые знания для изучения нового материала, в этом случае учащимся предлагается проблема и алгоритм действий по её решению. На планирование информационного поиска, извлечение информации и её обработки - 15 минут, 15 минут на защиту проекта, 3 минуты на озвучивания домашнего задания и рефлексию урока.

Примеры мини-проектов:

Класс

Тема

Название проекта

Цель проекта

Продукт проекта

5

Изображение земной поверхности

«Гуси-Лебеди»

Перевод текстовой информации в графическую

План сказочной местности

6

Биосфера

«Природные зоны Земли»

Обобщение знаний о природных зонах Земли

«Визитная карточка»

7

Материки Земли

«Тур по …»

Обобщение знаний о материках

Разработка туристических маршрутов

8

Природа России

Объекты Всемирного культурного и природного наследия

Расширение знаний о природе страны

Реклама объекта

9

Хозяйство России

Электроэнергетика

Использование новых знаний в нестандартной ситуации

Создание карты электростанций

10

Глобальные проблемы человечества

Экологические проблемы

Умение анализировать, выбирать, систематизировать информацию

Экологическая конференция

11

Страноведение

Создание схем -связей стран мира

Умение анализировать, выбирать, систематизировать информацию

Демонстрационные схемы

В итоге, необходимо провести оценивание проекта.  Критерии оценки должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, если присутствовало, умение работать в группе, а не только презентация.

Использование мини-проектов имеет ряд трудностей, таких как, возрастает нагрузка на учителя при подготовке к уроку, ученик во время подготовки может попасть в стрессовую ситуацию, проблемы субъективной оценки работы. Но все же именно проектное обучение активизирует истинное учение учеников, т. к. позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, повышает интерес к познавательной деятельности, видеть результаты своего труда. Таким образом, проектная деятельность востребована сегодня в школе и интересна с методической точки зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".

Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...

Использование мини - проектов на уроках русского языка и литературы

Этот мтериал предназначен для учителей. желающих использовать опыт работы над мини-проектами на уроках русского языка и литературы. Как сделать уроки интереснее, динамичнее?  Ответы в этом маттер...

Урок "Стили текста" (с использованием мини-проекта")

На данном уроке реализуются две задачи: 1. обобщить знания о художественном  стиле текста; 2. создать текст в публицистическом стиле ( статью в газету) в рамках проектной деятельности на основе Н...

Статья - «Активизация деятельности учащихся при использовании практических работ на уроках географии курса «География России», 8 класс, тема «Климат России»»

1.      Введение 2.      Виды практических работ по географ 3.      Общие требования к организации практических раб...

Из опыта работы учителя географии Жамбаловой О.А " Использование образовательных технологий на уроках географии"

Целью своей работы считаю не только повышение качества образования и воспитания школьников, но и научить учиться, развивать интерес к учению, т.е. создать оптимальные условия для развития интеллекту...

Использование мини-проектов на уроках английского языка в средней школе.

В статье представлены основные идеи использования мини – проектов на уроках английского языка в средней школе....