Групповые техно-логии. (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин)
материал по географии

Надежда Олеговна Ковалева

Групповые техно-логии.                           (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovye_tehnologii.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Групповые технологии. (В.К. Дьяченко, И.Б. Первин)


Авторы – В.К. Дьяченко, И.Б. Первин, М.Д. Виноградова, Н.Е. Щуркова.

Главные цели – формирование навыков совместной деятельности учащихся и активизация учебного процесса по предмету. 

В.К. Дьяченко, известный российский педагог и психолог, автор множества трудов по коллективным способам обучения, считает уместным сочетание различных форм групповой работы – групповую, парную и индивидуальную. 

Другой исследователь коллективных форм обучения - И.Б. Первин выделяет пять уровней  коллективной учебно-познавательной деятельности:
1) Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
2) Работа в статичных парах.
3) Групповая работа (на принципах дифференциации).
4) Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
5) Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников.

В рамках групповой технологии класс делится на группы (постоянные, временные, однородные, разноуровневые и т.д.) для выполнения конкретных учебных задач, далее каждая группа получает задание и выполняет его сообща,  достигая определенного результата.

Процесс групповой работы проходит три стадии:
1) Подготовка к выполнению задания (формирование групп, инструктаж по выполнению будущей работы, постановка проблемы, раздача дидактического материала)
2) Групповая работа (знакомство с розданным материалом, распределение задач в группе, индивидуальная работа с материалом, обсуждение полученных результатов и подведение общих итогов работы всей группы). Задание для всех групп может быть одинаковым, а может быть разным для различных групп.
3) Заключительная часть (подводятся итоги работы всех групп, делается общий вывод, анализируется  достижение поставленной цели)

Роль учителя сводится к подготовке необходимого дидактического материала, в выводе учащихся на проблему, контроль за деятельностью групп, оказание необходимой помощи в процессе работы, улаживание споров, подведение общих итогов.
 
Чаще всего в своей педагогической практике использую следующие формы групповой работы:

• Создание групп для проведения различных учебных занятий и внеклассных мероприятий (математические викторины, КВНы, уроки-путешествия, ролевые игры и т.д.)
• Создание небольших групп (как правило, парная работа) при подготовке творческих работ или участия в конференциях (создание проектов, написание доклада или реферата и т.д.)
• Работа по рядам в классе, состязания мальчиков-девочек, групп по схожим точкам зрения и т.д. 


Основными достижениями в применении данной технологии являются:

1) Развитие коммуникативных способностей обучающихся (умение слышать других, строить свой ответ, подбирать аргументы, четко и лаконично формулировать свои мысли)
2) Взаимное интеллектуальное, эмоциональное обогащение учащихся в группах 
3) Развитие навыков работы в группах, прививается чувство локтя, взаимопонимание и взаимная поддержка 
4) Обмен способами учебной деятельности 
5) Активизация самостоятельной познавательной деятельности учеников
6) Формирование навыков работы с различными источниками информации для решения поставленных перед группой задач


Трудности в использовании технологии:
• Для эффективного проведения групповых занятий педагог очень хорошо должен знать класс (не только уровень знаний, но и особенности личностных отношений, сложившихся в коллективе)
• Необходимость постоянных занятий с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы и т.д.)
• Трудность воспитания и сохранения дисциплины в группах и в рамках всего учебного занятия
• Дополнительные затраты времени на подготовку групповой работы (особенно трудно бывает разделить обучающихся класса на группы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Финикийские мореплаватели" - урок истории по методике Ривина - Дьяченко в 5 классе "

Данный урок разработан для класса с небольшим количеством учеников по методике Ривина - Дьяченко. Урок предполагает изучение нового материла в интерактивной форме, когда за урок дети побывают и в роли...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 Информатика и информационно-коммуникационные техно-логии в профессиональной деятельности для специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности» разработана на основе Федерального государственного образоват...

Групповые технологии (В.К.Дьяченко)

В течение многих лет школьное обучение основывалось на принципах индивидуализма и соперничества. Такое обучение носит односторонний характер. Для ученика главным становится личный успех, который проти...

Информационно-коммуникационные техно-логии (ИКТ) на уроках физической культуры

Информационно-коммуникационные техно-логии (ИКТ) на уроках физической культуры...

Личностно-ориентированные техно-логии. И.С. Якиманская.

1.Обсуждение направлений деятельности. Учащийся может работать на разных уровнях.2. Осуществляется мотивация учащихся на познавательную деятельность.3.Преподнесение теоретической информации и демонстр...