рабочая программа 9 класс ФГОС
рабочая программа по географии (9 класс)

Рабочая программа по географии 9 класс под редакцией Алексеева А.И.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл рабочая программа184.06 КБ

Предварительный просмотр:

E:\28180317\img-28180317-003.jpg

        

Рабочая программа по географии разработана на основе:

- в соответствии с Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» ст.2, п.9,

- в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897,

- на основании приказа №1577 от 31.12.2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897»,

- в соответствии с Федеральным перечнем учебников  в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, учебными   программами к УМК,   рекомендованные   МО и Н РФ   (изд. «Просвещение»)

- учебным планом образовательного учреждения

- Примерной программы основного общего образования по географии;

- авторской программы курса к УМК под ред. А.И.Алексеева «География России:  хозяйство и географические районы»

        Программа составлена для учащихся 9-х классов общеобразовательной школы, изучающих предмет в объёме обязательного минимума содержания на базовом уровне ( 2 часа в неделю). Срок реализации 2019-2020 учебный год (35 недель). Объём часов учебной нагрузки, отведённых на освоение рабочей программы определён федеральным учебным планом основного общего образования  и учебными планами образовательного учреждения.

Цели и задачи предмета:

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, на селения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и куль туре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.

Основные задачи курса:

- сформировать географический образ своей страны н ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

- сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

 - показать  большое  практическое  значение  географического изучения взаимосвязей природных, экономических,    социальных,    демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России и ее регионов;

- вооружить школьников необходимыми  практическими  умениями  и   навыками  самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;

- развивать  представление  о  своем   географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

- создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

        Планируемые предметные результаты освоения предмета

В результате изучения курса «География. Население и хозяйство России» выпускник научится

• различать (распознавать, приводить примеры) демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов; факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории страны, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

• использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе населения России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни;

• находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

• различать (распознавать) показатели, характеризующие отраслевую; функциональную и территориальную структуру хозяйства России;

• использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для объяснения особенностей отраслевой, функциональной и территориальной структуры хозяйства России на основе анализа факторов, влияющих на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

• объяснять и сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов России;

• сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

В результате изучения курса «География. Население и хозяйство России» выпускник получит возможность научиться:

- выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

- оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику;

- объяснять различия в обеспеченности трудовыми ресурсами отдельных регионов России

- выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

- обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России;

- выбирать критерии для сравнения, сопоставления, места страны в мировой экономике;

- объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

- оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.

Содержание учебного предмета

Введение. Что изучаем в курсе «География России. Хозяйство и географические районы»

Раздел 1. Хозяйство России

Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Понятие хозяйства. Его структура. Этапы развития хозяйства.

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы. Сельское хозяйство. Растениеводство. Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность. Лесной комплекс. Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность. Электроэнергетика. Металлургический комплекс. Машиностроительный комплекс. Химическая промышленность. Транспорт. Информационная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Территориальное(географическое) разделение труда.

Раздел 2. Районы России.

Тема 3. Европейская часть России. Восточно-Европейская равнина. Волга.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ РОССИЯ. Центральная Россия: состав, географическое положение. Центральный район: особенности населения. Хозяйство Центрального района. Москва – столица России. Города Центрального района. Центрально-Чернозёмный район. Волго-Вятский район.

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ РАЙОН. Географическое положение и природа. Города на старых водных торговых путях. Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России. Санкт-Петербург – «вторая столица» России. Калининградская область.

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕВЕР. Географическое положение и природа. Этапы развития хозяйства. Роль Европейского Севера в развитии русской культуры.

ПОВОЛЖЬЕ.  Географическое положение и природа. Население и хозяйство.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЮГ. Крым. Природные условия Северного Кавказа. Хозяйство Северного Кавказа. Народы Северного Кавказа. Южные моря России.

УРАЛ. Географическое положение и природа. Этапы развития и современное хозяйство. Население и города Урала. Проблемы района.

Тема 4. Азиатская часть России. Природа Сибири. Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Арктические моря. Население Сибири. Хозяйственное освоение Сибири.

ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ. Природные условия и ресурсы. Хозяйство района.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ. Природные условия и ресурсы. Байкал. Хозяйство района.

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК. Формирование территории. Природные условия и ресурсы. Моря Тихого океана. Население района. Хозяйство района.

Раздел 4. География Бурятии. Формирование территории республики. ЭГП Бурятии. Заселение территории. Численность населения. Городское и сельское население. Национальный состав населения. Трудовые ресурсы. Религиозные верования бурятского народа. Промышленность республики. Топливно-энергетический комплекс. Горнодобывающий комплекс. Лесопромышленный комплекс. Агропромышленный комплекс. Животноводство. Инфраструктурный комплекс. Транспортный комплекс. Экологические проблемы в республике. Природно-хозяйственный районы Республики Бурятия. Экономические связи Республики Бурятия

Формы организации учебных занятий

Основными формами работы в 9 классе являются коллективные, групповые и индивидуальные. Используются игровые технологии, технологии личностно-ориентированного и дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, способствующие формированию основных компетенций учащихся, развитию их познавательной деятельности.

Виды учебной деятельности

        При изучении материала по географии в 9 классе для использования на учебных занятиях применяются следующие виды учебной деятельности

- работа с учебником; с атласом и контурными картами; с дополнительной литературой;

- беседы, ответы на вопросы;

- умение классифицировать, сравнивать, вести наблюдение за объектами, процессами и явлениями;

- давать определения понятиям, моделировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи и др.

Учебно-тематический план

Раздел

Кол-во часов

Формы и виды контроля

Количество теоретических часов

Количество контрольных

работ

Количество практических работ

1

Введение

1

1

2

Раздел 1. Хозяйство России

Тема 1. Общая характеристика хозяйства.

2

2

3

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

14

9

1

4

4

Тема3. Европейская часть России

28

21

1

6

5

Тема 4. Азиатская часть России

16

12

1

3

6

География Бурятии

9

8

1

Всего

70

53

4

13

Национально-региональный компонент

реализуется отдельным разделом календарно-тематического плана (см. «Календарно-тематическое планирование)

Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение:

1.        А.И.Алексеев, В.А.Низовцев, Э.В.Ким «География России: хозяйство и географические районы». 9 класс. Учебник для общеобразовательных  учреждений, ООО «Дрофа», 2019

2.        География. Население и хозяйство России. Атлас 9 класс, издательство «Дрофа»

3.        География. Контурные карты 9 класс. Издательство «Дрофа»

5.        География. Население и хозяйство России. Методические рекомендации, 9 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014

Материально-техническое обеспечение.

Оборудование кабинета включает следующие типы средств обучения:

        - комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения: компьютер, мультимедиапроектор, печатное устройство, маркерная доска, коллекция медиаресурсов, в том числе электронные приложения к учебникам, обучающие программы

- комплекты географических карт и печатных демонстрационных пособий ( таблицы, транспаранты, портреты выдающихся географов и путешественников) по всем разделам школьного курса географии;

- библиотеку учебной, программно-методической, учебно-методической, справочно-информационной и научно-популярной литературы;

- картотеку с заданиями для самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема раздела

Тема урока

Дом. задание

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

1

Введение.

Зачем изучаем хозяйство России

1

1.09

2

Раздел 1. Хозяйство России.

Тема 1. Общая характеристика хозяйства.

Понятие хозяйства. Его структура

§1

1

1.09

3

Этапы развития хозяйства

§2

1

2.09

4

Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы

Сельское хозяйство. Растениеводство

§3

1

2.09

5

Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства

§4

1

3.09

6

Агропромышленный комплекс. Лёгкая и пищевая промышленность

§5

1

3.09

7

Лесной комплекс

§6

1

4.09

8

Топливно-энергетический комплекс. Топливная промышленность

§7

1

4.09

9

Электроэнергетика

§8

1

1.10

10

Металлургический комплекс

§9

1

1.10

11

Машиностроительный комплекс

§10

1

2.10

12

Химическая промышленность

§11

1

2.10

13

Транспорт

§12

1

3.10

14

Информационная инфраструктура

§13

1

3.10

15

Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

§14

1

4.10

16

Территориальное (географическое) разделение труда

§15

1

4.10

17

Обобщающий урок по разделу 1. «Хозяйство России»

1

2.11

18

Раздел 2. Районы России. Тема 3. Европейская часть России

Восточно-Европейская равнина

§16

1

2.11

19

Волга

§17

1

3.11

20

Центральная Россия: состав, географическое положение

§18

1

3.11

21

Центральный район: особенности населения

§19

1

4.11

22

Хозяйство Центрального района

§20

1

4.11

23

Москва-столица России

§21

1

1.12

24

Города Центрального района

§22

1

1.12

25

Центрально-Чернозёмный район

§23

1

2.12

26

Волго-Вятский район

§24

1

2.12

27

Северо-Западный район. Географическое положение и природа

§25

1

3.12

28

Города на старых водных торговых путях

§26

1

3.12

29

Санкт-Петербург – новый «хозяйственный узел» России

§27

1

4.12

30

Санкт-Петербург – «вторая столица» России

§28

1

4.12

31

Калининградская область

§29

1

2.01

32

Европейский Север: географическое положение и природа

§30

1

2.01

33

Этапы развития хозяйства

§31

1

3.01

34

Роль Европейского Севера в развитии русской культуры

§32

1

3.01

35

Поволжье: географическое положение и природа

§33

1

4.01

36

Население и хозяйство

§34

1

4.01

37

Европейский Юг. Крым

§35

1

1.02

38

Природные условия Северного Кавказа

§36

1

1.02

39

Хозяйство Северного Кавказа

§37

1

2.02

40

Народы Северного Кавказа

§38

1

2.02

41

Южные моря России

§39

1

3.02

42

Урал. Географическое положение и природа.

§40

1

3.02

43

Этапы развития и современное хозяйство

§41

1

4.02

44

Население и города Урала. Проблемы района

§42

1

4.02

45

Обобщающий урок по теме 3 «Европейская часть России»

1

1.03

46

Тема 4. Азиатская часть России

Природа Сибири

§43

1

1.03

47

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

§44

1

2.03

48

Арктические моря

§45

1

2.03

49

Население Сибири

§46

1

3.03

50

Хозяйственное освоение Сибири

§47

1

3.03

51

Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы.

§48

1

4.03

52

Хозяйство района

§49

1

4.03

53

Восточная Сибирь: природные условия и ресурсы

§50

1

1.04

54

Байкал. Хозяйство района

§51,52

1

1.04

55

Дальний Восток: формирование территории

§53

1

2.04

56

Природные условия и ресурсы

§54

1

2.04

57

Моря Тихого океана

§55

1

3.04

58

Население района

§56

1

3.04

59

Хозяйство района

§57

1

4.04

58

География Бурятии

( 9 часов)

ЭГП, природные условия и ресурсы Бурятии

1

4.04

59

История заселения и освоения территории Бурятии

1

1.05

60

Численность населения и национальный состав

1

1.05

61

Городское и сельское население. Города Бурятии

Практическая работа № 16 «Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения Республики Бурятия»

1

2.05

62

Проблемы природно-ресурсной основы экономики Республики Бурятия. Перспективы развития Бурятии

1

2.05

63

Машиностроительный комплекс. Топливно-энергетический комплекс

1

3.05

64

Металлургический комплекс.  Лесная промышленность

1

3.05

65

Агропромышленный комплекс Бурятии

1

4.05

66

Инфраструктурный комплекс. Транспорт. Сфера обслуживания

Практическая работа № 17 «Выявление и анализ условий для развития хозяйства Республики Бурятия»

1

4.05

Резерв 4 часа

Итого 70 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ФГОС 1 класс

Содержание Пояснительная запискаОбщая характеристика курсаОписание места курса в учебном планеОписание ценностных ориентиров содержания курсаЛичностные, метапредметные и предметные результаты о...

Рабочая программа по ФГОС 5 класс Биболетова М.З.

Программа, разработанная в соответствии с новыми требованиями к структуре тематического планирования....

Рабочая программа по ФГОС 5 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» Биболетова М.З. Базовый уровень по ФГОС в 5 классах...

Рабочая программа по ФГОС "Музыка 5 класс".

Данная рабочая программа поможет учителям в составе своей рабочей прогаммы....

Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс

Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения,  воспитания и  развития детей, УУД, тематическое планирование....

Рабочая программа биология ФГОС 5-9 класс на основе программ Н.И. Сонина

Рабочая программа по биологии УМК Концентрический курс. Отсутствует тематическое планирование...

Примерные рабочие программы, соответствующие ФГОС ООО, ФГОС СОО

Рабочие программы по физике А.В. Шаталиной предметной линии  "Классический курс" 10-11 классов под редакцией Парфентьевой Н.А. авторов учебников Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, В.М. Чару...