Обобщающий урок "Гидрография России"
план-конспект урока по географии (8 класс)

Севээн Саяна Алдын-ооловна

Гидрография России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_gidrografiya_rossii_8_klass.docx28.14 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме «Гидрография России» 8 класс.

Урок составил учитель географии Севээн С.А.

Цели:

1) повторить и обобщить основные знания учащихся по теме «Гидрография России»

2) развивать умение анализировать факты и делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи

3) воспитывать любовь к природе

Задачи: 

1) личностные: вырабатывать уважительно-доброжелательное отношение к участникам урока

2) метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи

3) коммуникативные: планировать свою деятельность и излагать свое мнение, умение работать в парах, в группе

Оборудование: карточки с заданиями, физическая и политическая карта России, мультимедийный проектор.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: описывать разнообразие внутренних вод России и особенности их размещения по территории страны; уметь прогнозировать результаты изменения объектов гидрографии под влиянием деятельности человека; знать значение внутренних вод в природе и жизни человека; применять полученные знания в различных ситуациях.

Метапредметные: развивать умение анализировать и систематизировать учебный материал, выделять главное и развивать внимание, память, речь, творческие способности, коммуникативные умения.

Личностные: воспитание бережного отношения к воде, природе.

Регулятивное УУД: выполнять учебные задания в соответствии с целью, самостоятельно определять цель и тему урока, соотносить учебные действия с известным алгоритмом, оценивать результаты своей деятельности. 

Познавательное УУД: применять знания на практике, объяснять влияние климата и рельефа на внутренние воды, обосновывать свое суждение.

Коммуникативное УУД: пользоваться речью для регуляции своего действия, согласовывать позиции и находить общее решение, представлять результат деятельности.

Добрый день, ребята!

Я желаю вам дружно и активно провести этот урок, увидеть много удивительного в природе и получить самые яркие впечатления от той красоты, что окружает нас.

Давайте, вспомним, что такое водные ресурсы? (это, воды пригодные для использования в деятельности человека)

А теперь более сложные вопросы:

  1. Какие проблемы размещения водных ресурсов существуют в нашей стране? (Количество воды в реке непостоянно и зависит от ее питания. А значит, что и водные ресурсы меняются в зависимости от времени года…
  2. Какие проблемы, связанные водными ресурсами, помогают решить водохранилища? А какую проблему создают сами водохранилища? (Течение воды в водохранилищах крайне замедленное, поэтому время, которое нужно воде для того чтобы пройти в путь от истока до устья, возрастает во много раз…
  3. Какие водохранилища вам известны? Слайд №1
  4. А теперь посмотрим на карту, водохранилища России более подробно будем изучать в 9 классе. На каких реках расположены водохранилища?

Определите по краткому описанию природные явления связанные с водой.

1. Резкий и кратковременный подъем уровня воды в реке, возникает в результате обильных дождей, интенсивного таяния снега, ледников и др. (Паводок) Слайд 2

2. Дней за восемь до первого мая
Собирается с силой река.
Лёд метровый в затонах ломая,
Заливает вода берега.
Превращаются в море низины,
Над водою лишь кустики ив, –
Величавее нету картины,
Чем широкий весенний разлив  
(Половодье) Слайд 3

Кто приготовил нам сообщение о половодье и о паводке

Вывод:  и паводок и половодье - это увеличение уровня воды в реке, паводок можно случится когда угодно, а половодье зависит от времени года - весной.

Определи природные явления связанные с водой по рисунку Слайд 4

Кто расскажет нам о наводнениях и снежных лавинах. Слайд 5-6

Без воды нет жизни. Человек не может прожить без воды более 8 дней. Именно 8 дней имеют в запасе горноспасатели, которые ведут спасение шахтеров, оказавшихся отрезанными от   выхода при обвале. Вода - это чудесный дар природы. Человеку нужна чистая пресная вода, которая составляет около 2% гидросферы. Россия богата водами, которые находятся на суше – и это называется? (внутренние воды).

Таким образом, какую тему мы рассматривали вот уже несколько уроков? (Внутренние воды или гидрография)

Вспомните, какие виды внутренних вод мы изучали?

Внутренние воды: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, вечная мерзлота. С7

Как называется отрасль прикладных наук, которая занимается описанием физических характеристик океанов, морей, прибрежных районов, озер и рек...)  (Гидрография (от др.-греч. «водоописание») Слайд 8

Таким образом, какую тему мы будем изучать сегодня?

Как вы думаете, что мы будем делать на уроке?

Обобщающий урок по теме Гидрография России.

Запишем дату и тему урока

 Эпиграф урока. С 9  “Вода, у тебя нет ни вкуса, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой можно наслаждаться, не ведая, что ты такое. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты сама жизнь” (Антуан де Сент-Экзюпери). Слайд

Ребята, сегодня к нам на урок прибыли эксперты Российской Академии Наук, с отделения «Гидрография России». Эксперты приготовили задания для Вас, чтобы оценивать ваши знания

И так, познакомимся заданиями: Слайд 10

1. «Разгадайка»

2 . «Анаграмма»

3. «Узнай определение»

4. «Без ошибок»

Вода не только необходима человеку для самой жизни. В ней заключается ещё и сила эстетического воздействия на человека. Поэтому вода во все века и у всех народов являлась и является источником вдохновения для поэтов, художников, музыкантов. И сегодня на уроке мы с вами не только вспомним учебный материал по гидрографии России, также познакомимся с произведениями поэтов, художников, которые посвящены водным объектам. Отрывок стихотворения «Родина» Константина Симонова Слайд 11

Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сетью меридианов,
Непобедима, широка, горда…

Итак, вопрос: Сколько морей омывает территорию России? К бассейнам, каких океанов они относятся?

Покажите на физической карте:

Океаны омывающие берега России.

Что такое море? это часть Мирового океана, обособленная сушей или возвышениями подводного рельефа.

Какие существуют виды морей? Внутренние и окраинные 

Приведите примеры внутренних морей России

К бассейнам каких океанов они относятся?  (показать моря на карте)

Каково хозяйственное значение морей? Слайд

Что такое река? (используем словарь терминов и понятий в конце учебника, стр 326)

Задание №1. «Лирическая разгадайка».

Определите по описанию название реки, покажите на карте и дайте краткую характеристику. С 12

  1. Н. Некрасов писал «О! Колыбель моя, любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, когда еще все в мире спит». Эту реку нашей страны называли «красавицей», «матушкой», «главной улицей России». Её бассейн занимает 1/3 часть Восточно-Европейской равнины. В настоящее время по реке и её главных притоков сооружены плотины, мощные ГЭС, созданы огромные водохранилища. (Волга)
  2. Чехов так сказал об этой реке: «Я не видел реки великолепнее. Могучий, неистовый богатырь, который не знает, куда девать свою молодость» Слайд 13

Поэт И. Конарев посвятил ей стихи:

Тебе кипучее начало

Дано вершинами Саян,

Недаром гордо, величаво

Ты мчишься в гордый океан.

И режешь горы и долины
Водой алмазною своей...»
(Енисей)

  1. Слайд 14. Поэт Молчанов писал:

Коварная, лихая, сумасбродная

Родная дочь Байкала-старика,

Ты по тайге и меж гор течёшь свободная

Могучая сибирская река! (Ангара)

«Это замкнутый водоём, не имеющий прямое связи с океаном, называется?» Озеро.

Определите озера по краткому описанию.

Озеро 1. Это озеро-море. Самое крупное в мире, оно заполнено солоноватой водой и населено многими животными морского происхождения (Каспийское море-озеро) С15-16

Озеро 2. Это озеро лежит за полярным кругом, в царстве холода и вечной мерзлоты, на одноименном полуострове. Оно не глубокое, ледникового происхождения. Здесь много птиц, рыб и даже водятся великаны Арктики – овцебыки (Таймыр) С 17-18

Озеро 3. Озеро на северо-западе Европейской части России, второй по величине (С 19) пресноводный водоём в Европе после Ладожского озера. Расположено на территории Республики Карелии, Ленинградской и Вологодской областей. Относится к бассейну Балтийского моря Атлантического океана.(Онежское) С20

Озеро 4. располагается на северо-западе России, в краю суровой и дивной природы. Это крупнейшее пресноводное озеро на территории Европейской части нашей (Ладожское озеро) С 21-22

Озеро 5. Это крупное дальневосточное озеро страны. По нему проходит граница с Китаем

(озеро Ханка) Слайд 22

Задание № 2 «Анаграмма». Слайд 23

Анаграмма – это необходимо поменять местами буквы так, чтобы получилось название реки или озера. В какие океаны они впадают?

Физминутка «Ребус» С 24

Задание № 3 «Узнай определение»

1.  «Это расстояние вдоль реки от истока до ее устья называется?»

А. бассейн реки               б. режим реки      в. длина реки

2. «Территория, на которой находится речная сеть, в которую поступают поверхностные и подземные воды, называется?»

А. Режим реки    б. бассейн реки      в. водораздел

3. «Это поступление воды в реку из различных источников называется?»

А. паводок      б. питание реки         в. половодье

4. «Это природное ископаемое, которое образуется в результате неполного разложения остатков отмершей травянистой болотной растительности, называется?

А. уголь       б. нефть        в. торф

5. Верхний слой земной коры, имеющий круглогодичные отрицательные температуры?

А. Многолетняя мерзлота             б. ледник             в. термокарст

6. Скопление льда атмосферного происхождения? 

А. Озера         б. болота             в. ледники

Задание № 4 «Без ошибок». Найдите географическую ошибку в предложениях

  1. Озером называется заполненное водой, крупное естественное понижение земной поверхности. Солеными озерами являются в России Эльтон и Ладожское.
  2. В Северный ледовитый океан впадают такие реки, как: Обь, Иртыш, Лена, Яна, Волга, Северная Двина, Днепр, Печора. Не верно река Волга, Днепр
  3. В бассейн Тихого океана входят такие моря, как: Балтийское, Черное, Азовское. Верно Атлантический океан
  4. Низинные болота имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. Не верно – низинные, верно верховые болота
  5. В России находится самое большое по площади озеро мира – Байкал, а самое большое по объему пресной воды и глубокое Ладожское. Не верно Байкал – а Каспий, вместо Каспия - пресное – Байкал
  6. Высота, выше которой температура воздуха не поднимается выше 0С, называется полюсом холода. Не верно – полюс холода, верно – снеговая линия

Информация о домашнем задании. Домашнее задание

1.Ребята, сегодня на уроке мы повторили гидрографию России не только с точки зрения географии, но с точки зрения искусства. К сожалению, на одном уроке невозможно охватить все произведения поэтов, художников о воде, мы вспомнили лишь некоторые из них. Вода – это бесценный дар природы, к ней нужно относиться очень бережно. К следующему уроку составьте, пожалуйста, памятку по охране вод.

Подведение итогов занятия. Рефлексия учебной деятельности

Я благодарю вам за работу вы были активными, было приятно слушать ваши умные ответы. Работал весь класс. Просто молодцы! Спасибо вам! А сейчас я предлагаю вас оценить свою деятельность.

Что понравилось на уроке, какие затруднения испытывали, как вы себя оцениваете.

Смайлики.

Выставление оценок.

Фамилия и имя учащегося 8 «б» класса:    __________________________

Задание № 3 «Узнай определение»

1.  Это расстояние вдоль реки от истока до ее устья называется?»

А. бассейн реки               б. режим реки      в. длина реки

2. Территория, на которой находится речная сеть, в которую поступают поверхностные и подземные воды, называется?

А. Режим реки    б. бассейн реки      в. водораздел

3. «Это поступление воды в реку из различных источников называется?»

А. паводок      б. питание реки         в. половодье

4. Это природное ископаемое, которое образуется в результате неполного разложения остатков отмершей травянистой болотной растительности, называется?

А. уголь       б. нефть        в. торф

5. Верхний слой земной коры, имеющий круглогодичные отрицательные температуры?

А. Многолетняя мерзлота             б. ледник             в. термокарст

6. Скопление льда атмосферного происхождения? 

А. Озера         б. болота             в. Ледники

Задание № 3 «Узнай определение»

1.  Это расстояние вдоль реки от истока до ее устья называется?

А. бассейн реки               б. режим реки      в. длина реки

2. Территория, на которой находится речная сеть, в которую поступают поверхностные и подземные воды, называется?

А. Режим реки    б. бассейн реки      в. водораздел

3. Это поступление воды в реку из различных источников называется?

А. паводок      б. питание реки         в. половодье

4. Это природное ископаемое, которое образуется в результате неполного разложения остатков отмершей травянистой болотной растительности, называется?

А. уголь       б. нефть        в. торф

5. Верхний слой земной коры, имеющий круглогодичные отрицательные температуры?

А. Многолетняя мерзлота             б. ледник             в. термокарст

6. Скопление льда атмосферного происхождения? 

А. Озера         б. болота             в. Ледники

Задание № 4 «Без ошибок».

 Найдите географическую ошибку в предложениях

  1. Озером называется заполненное водой, крупное естественное понижение земной поверхности. Солеными озерами являются в России Эльтон и Ладожское.

Ответ: ___________________________________________________

  1. В Северный ледовитый океан впадают такие реки, как: Обь, Иртыш, Лена, Яна, Волга, Северная Двина, Днепр, Печора

Ответ: ____________________________________________________

  1. В бассейн Тихого океана входят такие моря, как: Балтийское, Черное, Азовское.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Низинные болота имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. В России находится самое большое по площади озеро мира – Байкал, а самое большое по объему пресной воды и глубокое Ладожское.

Ответ: ______________________________________________________

  1. Высота, выше которой температура воздуха не поднимается выше 0С, называется полюсом холода.

Ответ: ______________________________________________________

Задание № 4 «Без ошибок».

Найдите географическую ошибку в предложениях

1.        Озером называется заполненное водой, крупное естественное понижение земной поверхности. Солеными озерами являются в России Эльтон и Ладожское.

Ответ: ___________________________________________________

2.        В Северный ледовитый океан впадают такие реки, как: Обь, Иртыш, Лена, Яна, Волга, Северная Двина, Днепр, Печора

Ответ: ____________________________________________________

3.        В бассейн Тихого океана входят такие моря, как: Балтийское, Черное, Азовское.

Ответ: ______________________________________________________

4.        Низинные болота имеют выпуклую поверхность и мощный слой торфа. В России находится самое большое по площади озеро мира – Байкал, а самое большое по объему пресной воды и глубокое Ладожское.

Ответ: ______________________________________________________

5.        Высота, выше которой температура воздуха не поднимается выше 00 С, называется полюсом холода.

Ответ: ______________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок "Россия в поисках перспектив"

Урок проводится в виде игры "Счастливый случай"...

Повторительно-обобщающий урок «Россия начала ХХ (20) века»

Урок систематизации ЗУН по изученному материалу о начале ХХ века....

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 9 классе "Россия в конце 20- начале 21вв"

Подробная разработка урока, проводимого в форме групповой работы на основе учебника А.А.Данилова, Л.Г.Косулиной.Содержит подробные задания для работы в группах, вопросы для рефлексии учащихся....

Методическая разработка повторительно-обобщающего урока за курс истории России 19 века "Россия в 19 веке: взлеты и падения

Данный урок является повторительно-обобщающим в курсе изучения истории России в 8 классе. В ходе урока закрепляются знания об основных этапах и ключевых событиях истории России в 19 веке, умения их со...

Повторительно-обобщающий урок "Россия в период раздробленности"

конспект урока и презентация к повторительно-обобщающему уроку "Россия в период раздробленности" в форме телеигры "Своя игра" для учащихся 6 класса...

Разработка повторительно-обобщающего урока "Россия в XII веке"

Презентация по отечественной истории "Россия в XII веке" для учеников седьмых классов, общеобразовательной школы....